Научная статья на тему 'Опыт формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка'

Опыт формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка»

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Е. В. Платицына, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

Для изучения учебной дисциплины «Иностранный язык» формирование коммуникативной компетенции является наиболее актуальной задачей. Поэтому преподавателю необходимо на аудиторных занятиях создать условия формирования и развития коммуникативной компетенции в различных ситуациях речевого общения.

Однако главная задача преподавателя иностранного языка состоит в формировании не только речевого, но всех компонентов коммуникативной компетенции, в том числе социолингвистического (умение в конфетной речевой ситуации выбрать нужную лингвистическую форму, пользоваться нужной лексикой в зависимости от условий коммуникативного акта) и социокультурного (знание обычаев и традиций страны изучаемого языка и умение выстраивать траекторию общения с носителем языка в соответствии с ними).

Формирование коммуникативной компетенции, необходимой для общения студентов на иностранном языке, предполагает использование следующих методов и форм организации учебной деятельности.

Проектная деятельность. Важнейшей составляющей в организации проектной деятельности обучающихся является развитие творческих способностей, поэтому в процессе работы над проектом обучающиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и кон-тропе своей деятельности. Кроме этого, использование метода проекта дает возможность интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, применять полученные знания на практике. Так, на 2-м курсе обучающиеся принимают участие в проектах «Моя профессия в современном мире», «История моей специальности», «История Германии и Англии на иностранном языке». Осуществление проектной деятельности способствует формированию учебно-познавательного компонента (умение работать с информацией), речевого компонента (смысловое, логическое построение высказывания, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать вопросы, слушать, устанавливать контакт) коммуникативной компетентности.

Игровые приемы, ситуативные творческие задания. Игровые приемы используются в процессе организации деятельности обучающихся на аудиторных занятиях при изучении, закреплении нового материала, организации текущего и промежуточного контроля. Обыгрывая жизненную, профессиональную ситуацию, обучающиеся не только отрабатывают речевые навыки коммуникативной компетенции, но и развивают умения, которые им могут пригодиться во взрослой жизни. Например, обучающимся 3-го курса на уроках предлагается игровая ситуация «В иностранном консульстве», где им необходимо заполнить бланки виз на иностранном языке, составить резюме, заполнить удостоверения личности, создать визитные карточки. Осуществляя работу с аутентичными документами, обучающиеся вступают в диалог, консультируют друг друга на иностранном языке, при этом развивается речевой компонент коммуникативной компетенции (смысловое, логическое построение высказывания, умение аргументировать свою позицию, вести дискуссию, задавать вопросы, слушать, устанавливать контакт).

Для организации групповой деятельности использую следующие приемы: мозговой штурм, «Займи позицию», «Шкала мнений» и др. Мозговой штурм предоставляет учащимся возможность предлагать, обсуждать, обмениваться идеями. Это не только развивает их творческое мышление и повышает доверие к преподавателю, но и делает комфортным сам процесс обучения.

Виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии по городам изучаемых стран (Вашингтону, Берлину, Дублину, Берну) актуализируют межпредметные связи с историей, географией, литературой, живописью, формируются учебно-познавательный (умение работать с информацией), общекультурный компонент коммуникативной компетенции.

72

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №2 (53) 2017

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Создание газет на иностранном языке. Одной из форм организации внеаудиторной деятельности обучающихся является написание статей на лингвистические темы, в процессе работы над которыми реализуется индивидуальный подход к обучающимся с учетом их психовозрастных особенностей. При этом обучающиеся осуществляют коммуникацию в условиях сотрудничества, развивается умение выслушать партнера, встать на его позицию и сформулировать свою собственную.

Главная задача этих методов — сделать обучение не только результативным, но и интересным, вовлечь обучающихся в процесс обучения, создать условия для их творческой активности. Таким образом, использование эффективных методов позволяет формировать уверенную в себе личность, способную принять решение в любой ситуации. В процессе коммуникации обучающийся усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания, т.е. формируется как личность. В этом смысле общение становится важным фактором развития личности.

Хочу подробнее остановиться на обучении грамматике. Это один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, грамматические навыки являются неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, т.е. коммуникации. Это означает, что грамматические явления изучаются как средство выражения определенных мыслей, намерений и введение их в речевой опыт.

Практика показывает, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить в три этапа: предъявление речевого образца, тренировка и употребление в речи. Для каждого из этих этапов характерны соответствующие их цели упражнения. Сейчас уже наработана собственная система упражнений, которой я делюсь с преподавателями техникума.

На первом этапе необходимо осмыслить грамматические явления, уяснить их содержание, форму и употребление. Например, при прослушивании диалогов, отображающих повседневную жизнь, нужно найти соответствующие грамматические явления, обратить внимание на их форму и сделать выводы по их употреблению в речи.

На втором этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических навыков: имитационные упражнения, повторительные, трансформационные, подстановочные, а также упражнения игрово-

го характера. Например, найти соответствия начала и конца предложения, продолжить фразу и т.д. Наработано также достаточно большое количество собственных упражнений.

На третьем этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков, т. е. применение их в речи. Упражнения этого этапа должны иметь прежде всего коммуникативную значимость (коммуникативные задания и игры, речевые ситуации и т.д.). В коммуникативно-ориентированном обучении мною используются коммуникативные задания деятельного характера (о чем говорилось выше). Взаимодействие в группе организуется как свободное общение, обмен мнениями, дискуссия, ролевые игры, импровизации и т.д.

Предпочтительно использовать в работе задания творческого характера. Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации и учебные ситуации, т.е. задания, моделирующие жизненные обстоятельства. Например, при изучении грамматической темы «Условное наклонение» я предлагаю ученикам высказаться по следующим ситуациям: «Если бы я был директором фирмы, я бы... », «Если бы я был специалистом в такой-то области, я бы...» и т.д. При изучении темы «Сослагательное наклонение» студенты пишут письма однокурснику, другу перед тем, как уехать на каникулы, записку маме и проч. При изучении прошедших времен мы описываем приключения на каникулах, во время возвращения с отдыха и другие жизненные ситуации.

Такие коммуникативно-ориентированные задания вызывают интерес обучающихся, привлекают к активному участию в их выполнении, формируют внутреннюю мотивацию. В результате использования коммуникативно-направлен-ных заданий они овладевают способами практических действий с грамматическим материалом и применяют его в речи в виде объяснения, в рассказах, выражении мыслей, высказывании своих идей. Данные приемы значительно способствуют решению учебных задач.

Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придает естественность высказываниям студентов в учебных ситуациях. Таким образом, я выстраиваю свою работу так, чтобы она отвечала новым требованиям к изучению иностранного языка в техникумах как способа обучения во взаимодействии культур в современном мире.

<гОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №2 (53) 2017

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.