носгь. Игровые ситуации на четвертом курсе основаны на решении производственных проблем в сфере будущей профессиональной деятельности, поэтому возникает необходимость преподавателю иностранного языка сотрудничать с преподавателями профессиональных дисциплин. Одним из вариантов такого сотрудничества может стать бинарный урок.
В Кемеровском коммунально-строительном техникуме преподаватели иностранного языка и профессиональных дисциплин активно взаимодействуют. Для развития устойчивого интереса обучающихся к специальности и формированию готовности к будущей профессиональной деятельности разработаны самостоятельные задания с опорой на материалы профессионального модуля; задания на иностранном языке для прохождения учебной практики; проведен бинарный урок по теме «Электронный теодолит: устройство, поверка, измерение горизонтальных углов» (специальность «земельно-имуществен-ные отношения»), в рамках которого студенты выполняли практическую работу с теодолитом, пользуясь инструкцией на иностранном языке. Со студентами 4-го курса специальности «са-
дово-парковое и ландшафтное строительство» был проведен бинарный урок на тему «Элементы строительства и дизайна ландшафтного объекта», на котором обучающимся нужно было понять задание на иностранном языке, в соответствии с ним выполнить макет ландшафтного объекта и представить его на английском языке.
Организация игровых обучающих ситуаций на бинарных уроках не только способствует развитию коммуникативных умений обучающихся в изучении иностранного языка, но и, как показал опыт, является эффективным способом формирования профессиональных компетенций будущего специалиста.
1. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. // http://methodologicaLterms.academic.ru/659/KOMMy-НИКАТИВНАЯ_КОМПЕТЕНЦИЯ.
2. Кузьминская А. В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 349-351.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Н. С. Захарова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова
Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту и мобильности, т. е. профессионально-коммуникативная компетентность — основное требование работодателей к выпускникам профессиональных образовательных организаций.
В связи с этим перед педагогическим коллективом стоит задача организации условий, инициирующих освоение обучающимися компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования, в том числе и освоение наиболее трудной коммуникативной компетенции ОК 6 «Работать в коллективе и коман-
де, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами».
Одной из трудностей профессионального образования является то, что студенты недостаточно активны в учебном процессе и не всегда способны самостоятель-но организовывать собственную учебную деятельность. Между тем хорошо известна истина, что человека невозможно чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться, если он не овладеет умениями самостоятельного добывания знаний. Эти умения играют решающую роль в развитии личности, ибо такое раз-
витие не одномоментно, а протекает на протяжении всей жизни.
С. Рубинштейн установил, что становление личности возможно в ходе глубоко содержательной, обоснованной, объективной и субъективной значимой деятельности. Деятельность является ядром личности, поэтому включение студентов в деятельность, а именно в деятельность по самостоятельному добыванию и представлению знаний, — это есть важнейшее условие развития личности.
В условиях происходящих изменений в системе образования резко возрастает роль и значение самостоятельной работы студентов. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности каждого студента. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр традиционной организации этой работы, которая должна строиться таким образом, чтобы развивать умение учиться, формировать способность к самообразованию и саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам организации деятельности и представлению ее результатов в непрерывно меняющихся условиях профессиональной и общественной жизни.
Без интереса к изучаемой дисциплине студент самостоятельно работать не будет. Уровень самостоятельности и уровень интереса к предмету чаще всего совпадают. Источников развития интереса много. Прежде всего они находятся в том материале, на котором строится занятие со студентами. Материал значительной новизны, вбирающий последние научные достижения, связанный с практикой, с будущей профессией, содержащий исторические сведения, построенный на проблемности, на противоречиях и противоположностях, вызывает интерес у обучаемых. Если же самостоятельная работа построена на старом, давно усвоенном материале, она не только не вызовет интереса, но может явиться причиной негативной реакции студентов.
Причины отсутствия интереса к самостоятельной работе:
- недостаток самостоятельности, преобладание заданий, требующих заучивания, пассивная позиция в обучении;
- однообразие форм и приемов работы;
- малоинтересные темы для обсуждения;
- отсутствие проблемных вопросов, недостаток дискуссий, невозможность высказывать свое мнение.
Если все это обобщить, то можно назвать три момента, на которых должно держаться обучение, — активность, творчество, самостоятельность. И то, и другое, и третье взаимообусловлено: творчество вызывает активность и требует самостоятельности, активность проявляется в творчестве и самостоятельности, самостоятельность есть обязательное условие активности и творчества. Поэтому все это способствует интенсификации занятий, активной работе студентов на занятиях и дома. Как известно, активность в обучении не принадлежит к врожденным качествам личности. Она формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и проявлением нравственно-воле-вых качеств обучаемых.
Важным фактором формирования постоянной потребности в самостоятельном совершенствовании коммуникативных умений является создание ситуаций для самовыражения студентов. Такие ситуации возникают, если общение на занятиях осуществляется в условиях полной психологической совместимости и комфортности, если преподаватель проявляет постоянный интерес к самостоятельной работе студентов, если обучаемые поощряются к обмену впечатлениями и информацией об интересных книгах, передачах, фильмах и т.п. В соответствии с задачами формирования профессиональной коммуникативной компетенции остановимся на такой форме организации самостоятельной работы, как метод проектов.
Метод проектов является одним из популярнейших в мире и России, потому что позволяет сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных задач в совместной деятельности студентов и преподавателя. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Метод основывался на построении обучения на основе активной, целесообразной деятельности обучающегося, в соответствии с его личной заинтересованностью именно в тех знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Проектная деятельность основана прежде всего на развитии самостоятельности обучающегося, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный
подход к решению различных производственных ситуаций.
Приведу пример совместной работы в парах над курсовым проектом по МДК «Проектирование электроустановок жилых домов и общественных зданий».
Тема проекта — «Электроснабжение и электрооборудование двухэтажного административного здания». Один студент проектирует электрооборудование первого этажа здания, другой — второго. Начинается проектирование с совместной работы по изучению объекта проектирования, потребителей, литературы.
Именно при работе в группе студенты решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию, планировать и согласованно выполнять совместную деятель-ность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли. Выполняя самостоятельную часть проекта, студенты ведут поиск необходимой информации в традиционных и электронных источниках, работают со справочной литературой и каталогами, постоянно обмениваясь информацией и консультируя друг друга.
После выполнения своей части проекта студентам необходимо совместно рассчитать нагрузки на вводе в здание и составить общую принципиальную схему электроснабже-
ния объекта. Совместная работа над проектом способствует коллективной выработке решений в процессе выполнения задания, при этом моделируются реальные производственные отношения.
После завершения работы над проектом идет подготовка к его защите. Необходимо грамотно составить доклад, подготовить иллюстративный материал или мультимедийную презентацию. При этом студенты систематизируют материал проекта, разрабатывают струк-туру презентации, оформляют презентацию в соответствии с требованиями. И, наконец, для публичной защиты проекта необходимо научиться уверенно держаться перед аудиторией, спокойно и позитивно отвечать на вопросы, удерживать внимание аудитории, управлять своим голосом, жестикуляцией, мимикой в процессе выступления.
Работа над проектом занимает много времени, но и в то же время учит студентов самостоятельно находить и отбирать нужную информацию, систематизировать материал и публично его представлять. Для системы СПО метод проектов актуален вдвойне как эффективное средство формирования и становления коммуникативной компетентности, позитивно влияет на профессиональный уровень будущих специалистов, их творческую самореализацию и совершенствование.
ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Л. П. Ковалева, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова
Дисциплина «Менеджмент» является одной из ключевых при формировании общих и профессиональных компетенций будущих специалистов. Ее освоение позволяет студентам адаптироваться к условиям производственной среды, формирует ценностные ориентации будущих специалистов, умение анализировать и оценивать альтернативные варианты конструктивных и технологических решений в процессе профессиональной деятельности, умение организовать свой труд, помогает строить межличностные отношения.
Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций требует специаль-ной подготовки, то есть обучения определен-
ным знаниям и умениям. Однако для того, чтобы сформировались именно компетенции, то есть способность реализовать полученные знания и навыки в успешной практической деятельности, обучение должно быть особенным.
Наиболее важной .....
проблемой при этом является интеграция традиционных и современных форм и методов обучения. Для эффективного осуществления обу-