Научная статья на тему 'Творческий проект как средство формирования коммуникативной культуры студентов'

Творческий проект как средство формирования коммуникативной культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий проект как средство формирования коммуникативной культуры студентов»

на работоспособность», в ходе выполнения которого были изучены хронотипы и разработаны практические рекомендации по рациональной организации аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся в связи с особенностями их биологических ритмов. Студенты не только анализировали литературу, проводили тестирование для определения изменения концентрации, переключения внимания с учетом факторов работоспособности и внешнего воздействия, но и проводили анкетирование по вопроснику Хорна-Остберга, что подразумевало формирование коммуникативной компетенции — установить контакт с респондентом, создать атмосферу, располагающую к продуктивной коммуникации. При озвучивании рекомендаций по рациональной организации аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающимся необходимо было выбрать адекватную форму представления, донесения информации до тех, кому она предназначалась.

Среди студентов, занимающимся проектной деятельностью, был проведен опрос «Какую пользу принесло вам занятие проектной деятельностью?». Были получены следующие результаты: 97% респондентов определили, что проектная деятельность расширила диапазон

знаний; 94% — научились работать с различными источниками информации, выбирая материал по заданной теме; 78% — в процессе работы научились формировать собственное суждение; 78% — анализировать собственные действия и презентовать результаты своего труда; у 76% респондентов повысилась самооценка; 75% — освоили технологию составления тезисов докладов и презентаций; 52% — приобрели первый опыт ведения научной дискуссии.

Таким образом, на занятиях по учебным дисциплинам «Биология» и «География» молодые люди приобретают опыт применения коммуникативных умений, развивают свою коммуникативную компетентность, что в настоящее время является важнейшим условием успешной реализации личности как в социальной, так и профессиональной среде.

1. Демина Е. А. Общие и профессиональные компетенции: пути достижения результатов образования// Среднее профессиональное образование. — 2015. — №1. — С. 24-27.

2. Ковэун Е. В. Формирование коммуникативных компетенций студентов с использованием игровых технологий и тренинговых методик. — Режим доступа: www.myshared.ru/slide, свободный.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Л. Н. Виноградова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

Понятие «коммуникативная культура» восходит к родовым понятиям «культура» и «коммуникация». Современные исследователи рассматривают культуру в трех аспектах: аксиологическом, деятепьностном и личностном. Говоря о культуре как о специфическом способе деятельности, качественной характеристике способов жизнедеятельности человека, общественной и индивидуальной, следует отметить важность личностного подхода к каждому студенту, созданию необходимой среды, взращивающей и питающей личность. Необходимо обратить особое внимание на те составляющие, которые являются основополагающими для определения понятия «коммуникативная культура будущего специалиста»:

1) духовные и нравственные ценности, идеалы и нормы;

2)знания, умения и навыки осуществления профессиональной деятельности;

3) личностные качества, способности и отношение человека к природе, себе, другому.

В ходе общественного развития мы должны обращать внимание на способы и формы общения. Они закреплены в обычаях, традициях, нравах и являются достижением человеческой культуры, одной из форм «очеловечивания» человека, облагораживания его природных инстинктов и страстей, предотвращения аффектов.

Ценностный характер коммуникативной культуры выражается в том, что в качестве базовых понятий здесь выступают гуманистические ценности.

Основной цепью воспитания известный английский ученый, педагог и психолог Р. Берне считает формирование самосознания и собственной позиции личности, овладение знаниями, опытом. Процесс воспитания в широком смысле может пониматься как приспособление ребенка к культуре данного общества. Этим и определяется развивающая функция культуры для личности. Она заключается в освоении действительности в ее культурном значении. При этом средством «социального наследования» выступает общение.

В. И. Кабрин рассматривает коммуникативный мир личности как сферу «творческой самореализации, самостоятельно формируемой личностью посредством системы взаимных коммуникативных отношений с определенными членами группы». Однако на сегодняшний день ситуация такова, что не обладающие в массе своей развитой коммуникативной культурой взрослые не развивают ее у детей, что приводит к неподготовленности большого их числа к эффективной жизни в обществе уже в детстве, отрочестве и юношеские годы. Трудно сформировать культуру общения у студентов, если в учебном заведении не создана атмосфера уважения к самому процессу общения, если не культивируются вежливость и галантность, в первую очередь среди педагогов. Поэтому каждый педагог должен быть носителем эталона поведения в общении, должен осознавать себя субъектом общения и обладать высоким уровнем коммуникатив-

ной культуры. Процесс воспитания у студентов ценностного отношения к общению, формирования коммуникативной культуры выдвигает требования, которым должна соответствовать коммуникативная деятельность самого преподавателя. Таким образом, первый (начальный) уровень формирования коммуникативной культуры обучающихся можно представить в виде следующей цепочки умственных действий: впечатление — переживание — наблюдение — коммуникативный опыт.

Не секрет, что творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свою работу. В этом смысле самостоятельная творческая деятельность обучающихся строится на основе сформированных мотивов, системы необходимых знаний, наличия практических умений и предполагает деятельность на основе творческой самореализации в коммуникативной деятельности.

Мы прекрасно понимаем, что развить коммуникативную культуру вообще, декларативно, только сообщая студентам какие-то правила поведения или отношений, невозможно. Ясно одно — этот процесс сложный, сугубо индивидуальный и длительный. Поэтому мне хочется поделиться своим опытом работы по формированию коммуникативной культуры студентов на уроках литературы и русского языка, а также во внеурочной деятельности. Литература кардинально отличается от других учебных дисциплин тем, что предмет изучения является не наукой, а видом искусства, следовательно, ведущей функцией литературы является функция эстетическая.

Большим потенциалом по формированию коммуникативной культуры обладают практикуемые мною нестандартные типы уроков: литературное кафе, урок-концерт, урок-суд над литературным героем и т.д. Сегодня более подробно остановлюсь на организации внеклассной работы, обобщив многолетний опыт совместной работы с поэтами Кузбасса.

Первые наши встречи носили сдержанный характер: поэты выступали, читали стихи — студенты слушали, благодарили за выступление, дарили цветы. Постепенно наши встречи перерастали в более тесную дружбу. Готовились к встрече, набрасывали перечень вопросов, позволявших больше узнать о жизни и творчестве поэта, живущего рядом, в родном городе. Так рождалась творческая дружба, а вместе с ней шло формирование коммуникативной культуры, которая позволила проявиться и в творчестве студентов.

Изучение творчества родных поэтов студентами отражалось в подготовке рефератов, докла-

дов. С интересом собирали по крупицам материалы, публикации о создании в Кузбассе писательской организации. Желание общаться с людьми высокой культуры привело к тому, что из пассивных слушателей студенты превратились в активных коммуникантов, смело задающих вопросы во время интервью известным поэтам,

Свои первые интервью с поэтами мы напечатали в сборнике «Связь времен».

Запоминающимся событием стало приглашение на первый съезд писателей Кузбасса. Нужно было видеть, с какой гордостью студенты рассказывали об этом. Если поэты организовывают литературные чтения или юбилейные праздники, то обязательно приглашают нас в качестве участников.

Презентации новых книг кузбасских поэтов в техникуме стали привычными и любимыми. С большим интересом были прочитаны стихи Бориса Бурмистрова и Татьяны Копач, вышедшие

в сборнике «Как жить на свете не любя». Решили написать сценарий и поставить спектакль. Получили высокую оценку поэтов, авторов сборника, приглашенных в качестве зрителей и участников спектакля. Вместе с поэтами Борисом Бурмисгро-вым и Александром Катковым обсудили сценарий к 70-летию Победы и провели вечер в ЦДЛ.

А с каким волнением шли на творческий вечер поздравить с юбилейной датой Бориса Ва-

сильевича Бурмистрова. Ребята подготовили литературную композицию на стихи поэта и представили ее в виде спектакля.

Высокое назначение поэзии — пробуждать в людях чувство любви к ближнему, умение сострадать, понять и прийти на помощь, воспитывать патриотические чувства к своему народу, к своей Родине. Этому великому делу и посвящается наша совместная с поэтами работа.

ИГРОВАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ НА БИНАРНОМ УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

А. Ю. Бородкина, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

В связи с новыми условиями развития общества меняется подход к образованию в целом и языковому образованию в частности. Иностранный язык становится средством межкультурной и профессиональной коммуникации. Знание иностранного языка — это уже не удел немногих узких специалистов, это требование к любому профессионалу. Поэтому при обучении английскому языку ставится цель не только обеспечить студентов определенным уровнем знаний, но и развивать умения, навыки общения на иностранном языке, формировать готовность к саморазвитию и самообразованию в профессиональной сфере.

Таким образом, основная цепь изучения иностранного языка в современном мире — это формирование коммуникативной компетенции, то есть изучение иностранного языка как средства межличностного общения.

«Коммуникативная компетенция — это способность решать средствами иностранного языка актуальные для обучающихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фазами языка и речи для реализации целей общения» [1]. Главными компонентами коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) навыки, которые включают в себя говорение, чтение, аудирование, письмо. Совершенствовать эти навыки можно как с помощью традиционных методов (работа с текстом, письменные упражнения, разговорная речь — диалогическая, монологическая), так и с помощью организации игровых обучающих ситуаций. Это

не только активизирует работу обучающихся на аудиторных занятиях, но и значительно облегчает формирование коммуникативной компетенции. Такие занятия способствуют творческому и профессиональному развитию обучающихся, так как в ходе игровых ситуаций формируются и профессиональные компетенции специалиста [2].

Обучающиеся становятся активными участниками общения, пытаются решить реальные и профессиональные задачи. На уроках обучающимся предлагаются ситуации и даются задания, которые позволяют им применять на практике накопленный лексический, грамматический материал, а также совершенствовать коммуникативные и профессиональные навыки.

Игровые ситуации на уроках иностранного языка могут варьироваться в зависимости от темы, цепи урока, уровня подготовки обучающихся.

Например, обучающиеся первого курса проводят опрос и описывают увлечения и хобби однокурсников; студенты 2-го курса рекламируют свою специальность (это может быть представление рекламного буклета, презентации, рекламного ролика на иностранном языке); на 3-м курсе в рамках изучения раздела «Деловой английский» студенты пробуют себя в роли работодателей или соискателей на вакантную долж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.