Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных компетенций студентов'

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных компетенций студентов»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Л. Н. Скрыпник, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

В настоящее время приоритетным направлением в профессиональном образовании является компетентностиый подход, основной задачей, которого является подготовка конкурентоспособного выпускника, легко адаптирующегося в современном обществе [1 с. 24]. Выпускника, который способен принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлять поиск информации, работать в команде, эффективно общаться с коллегами.

Одним из главных условий подготовки такого разностороннего специалиста, мобильно действующего в условия динамичного общества, является целенаправленное формирование у будущего специалиста коммуникативной компетентности [2].

Опыт моей педагогической деятельности показывает, что эффективным средством формирования коммуникативных компетенций является применение в образовательном процессе проектного обучения.

В рамках проектной деятельности формируются коммуникативные умения: организовывать внутригрупповое сотрудничество, совместно вырабатывать способы действий, взаимодействовать с преподавателем, собирать необходимую информацию, используя разные источники информации (интервью, опросы), обсуждать ход работы над проектом, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, публично презентовать свой продукт.

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на занятиях учебных дисциплин «Биология» и «География» обеспечивает большие возможности для проектной деятельности обучающихся.

На аудиторных занятиях и во внеаудиторной деятельности организуется работа обучающихся над проектами различной типологии: исследовательские, творческие, индивидуальные, парные, групповые, краткосрочные, долгосрочные и др. Например, при изучении темы «Химический состав живых систем» творческие группы работают с различными источниками инфор-

мации, создают свои учебный мини-проект «Важнейшие химические элементы». Студенты находят и записывают информацию по определенным химическим элементам. Определяют, какую роль выполняют элементы в клетке, суточную потребность в данном элементе, содержание их в продуктах, заболевания, которые возникают при недостатке и при избытке.

Каждая самая микроскопическая клетка — это целый городок, который живет и развивается по своим законам. Здесь есть «мозговой» центр, отдающий команды и содержащий информацию о структуре и функциях организма. Есть фабрики по производству нужных продуктов и станции по выработке энергии, есть транспортные системы — «автострады» и «развязки дорог», «перевозчики», а также центры по утилизации и выводу отработанных продуктов, склады. Есть «посты», контролирующие вход и выход молекул, ионов и многое другое. Поразительно, как слаженно и четко работают клеточные структуры, чтобы обеспечить порядок в быстро протекающих обменных процессах и в конечном итоге жизнеспособность клетки. Она изначально должна быть полноценной, иначе бы просто не выжила.

Как город не может существовать и полноценно функционировать без инфраструктуры и систем коммуникации, так и клетка живого организма не может существовать без составляющих компонентов, органелл и включений. Поэтому при изучении темы «Клеточная теория строения организмов» мной организуется выполнение творческого учебно-исследовательского проекта «Город — клетка»: студенты сравнивают клетку с городом и зарисовывают части клетки, исходя из строения и выполняемых функций, это сравнение помогает изучить общие черты строения и функции клетки. Таким образом, формируются не только знания и умения, но и испопьзует-

ся образное мышление (рисунок) и формируются навыки логически связанной речи (описание органоида) и публичного выступления, а также формируется представление о важности организации взаимодействия для реализации общей деятельности, т.е. коммуникативной культуры.

При изучении темы «Развитие органического мира» обучающиеся оставляют проект виртуальной экскурсии в прошлое. Это не только групповой учебно-исследовательский проект, но и игровая обучающая ситуация, формирующая коммуникативные компетенции, где каждый играет свою роль: директора музея, создателя экспозиций по историческим эрам, экскурсовода, который разрабатывает текст экскурсии.

На занятиях по учебной дисциплине «География» обучающимися разрабатываются заочные экскурсии: «Путешествия по странам Европы», «Эта удивительная Австралия», «Город, который я люблю», «Япония — страна восходящего солнца» и др., в которых студентам предоставляется возможность выступить в роли работника экскурсионного бюро и представить свой проспект путешествия по одной из стран мира. Обучающиеся проводят микросоциологические исследования, создают туристические буклеты, рекламные проекты по различным странам мира, выполняют работу «Проектирование города XXI века», «Здоровье и демографические проблемы жителей г. Кемерово», «Деградация геоэкологической системы нашего города» и др.

Большой интерес вызывает у студентов выполнение учебного исследования «Квартира как экосистема», цель которого — выяснить, является ли квартира экосистемой; что ее отличает от природной экосистемы, что входит в понятие «экологически чистое жилище»; определить факторы риска бытовой среды. Студенты делятся на три группы, каждая из которых получает свое задание: определить цель, объект, предмет исследования, сформулировать цели и задачи, проанализировать практическую значимость данной работы (1-я группа); выявить взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды обитания (2-я группа); на основе методик, доступных для проведения простейших исследований квартиры как экосистемы изучить ее состояние и разработать возможные варианты улучшения экологической обстановки в ней (3-я группа), в том числе психо-эмоциональной, которая в свою очередь зависит от умения обитателей квартиры правильно выстраивать коммуникативный дискурс.

Работа над учебным проектом может носить длительный характер или ограничиваться одним

занятием. Например, на занятии обучающимся была предложена тема «Рациональное использование природы и ее охрана». После обсуждения проблемы всей группой выявляются направления деятельности человека, направленные на рациональное использование природных ресурсов и охраны природы. Затем студентам было предложено подумать о том, как спасти планету от катастрофы, для этого следовало выработать проект спасения планеты Земля по одному из предложенных направлений: от загрязнения мирового океана, атмосферы, растений и животных, находящихся на грани исчезновения и др. Защита проектов проходит в конце учебного занятия. Оценивают учебно-иссле-довательские проекты не только преподаватель, но и сами студенты. По окончании работы проводится демонстрация и защита проектов и обсуждение результатов. В процесс познания включаются студенты всей группы без исключения, каждый вносит свой личный вклад в решение поставленных задач. В ходе выполнения совместной работы идет обмен знаниями, идеями, усваиваются способы деятельности, формируются навыки и умения работы с респондентами, умения вести диалог, работать в команде, принимать решения, брать ответственность за принятые решения, которые являются основой коммуникативных компетенций.

Формирование коммуникативных компетенций осуществляется не только на уроках, но и во внеаудиторной деятельности. Например, в процессе работы над учебным исследовательским проектом «Мы за здоровый образ жизни» студенты собирают и оформляют в виде альбомов высказывания великих людей о жизни, о вреде алкоголя, курения, готовят информационные листовки, буклеты, тематические сборники «Биологический вестник», посвященные Всемирному дню здоровья, Международному дню отказа от курения, Всемирному дню борьбы со СПИДом и другим экологическим датам.

Обучающиеся также работают над темами учебно-исследовательских проектов: «ГМО: за и против», «Влияние пищевых добавок на здоровье человека», «Влияние биоритмов на работоспособность», «Роль питания в формировании здоровья человека», «Картофельные чипсы — польза или вред здоровью?», «ООПТ: состояние, проблемы и перспективы развития», «Особенности репродуктивного поведения студентов ККСТ» и др.

Формирование коммуникативных компетенций можно раскрыть на примере учебно-исспе-довательского проекта «Влияние биоритмов

на работоспособность», в ходе выполнения которого были изучены хронотипы и разработаны практические рекомендации по рациональной организации аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся в связи с особенностями их биологических ритмов. Студенты не только анализировали литературу, проводили тестирование для определения изменения концентрации, переключения внимания с учетом факторов работоспособности и внешнего воздействия, но и проводили анкетирование по вопроснику Хорна-Остберга, что подразумевало формирование коммуникативной компетенции — установить контакт с респондентом, создать атмосферу, располагающую к продуктивной коммуникации. При озвучивании рекомендаций по рациональной организации аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающимся необходимо было выбрать адекватную форму представления, донесения информации до тех, кому она предназначалась.

Среди студентов, занимающимся проектной деятельностью, был проведен опрос «Какую пользу принесло вам занятие проектной деятельностью?». Были получены следующие результаты: 97% респондентов определили, что проектная деятельность расширила диапазон

знаний; 94% — научились работать с различными источниками информации, выбирая материал по заданной теме; 78% — в процессе работы научились формировать собственное суждение; 78% — анализировать собственные действия и презентовать результаты своего труда; у 76% респондентов повысилась самооценка; 75% — освоили технологию составления тезисов докладов и презентаций; 52% — приобрели первый опыт ведения научной дискуссии.

Таким образом, на занятиях по учебным дисциплинам «Биология» и «География» молодые люди приобретают опыт применения коммуникативных умений, развивают свою коммуникативную компетентность, что в настоящее время является важнейшим условием успешной реализации личности как в социальной, так и профессиональной среде.

1. Демина Е. А. Общие и профессиональные компетенции: пути достижения результатов образования// Среднее профессиональное образование. — 2015. — №1. — С. 24-27.

2. Ковэун Е. В. Формирование коммуникативных компетенций студентов с использованием игровых технологий и тренинговых методик. — Режим доступа: www.myshared.ru/slide, свободный.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Л. Н. Виноградова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

Понятие «коммуникативная культура» восходит к родовым понятиям «культура» и «коммуникация». Современные исследователи рассматривают культуру в трех аспектах: аксиологическом, деятепьностном и личностном. Говоря о культуре как о специфическом способе деятельности, качественной характеристике способов жизнедеятельности человека, общественной и индивидуальной, следует отметить важность личностного подхода к каждому студенту, созданию необходимой среды, взращивающей и питающей личность. Необходимо обратить особое внимание на те составляющие, которые являются основополагающими для определения понятия «коммуникативная культура будущего специалиста»:

1) духовные и нравственные ценности, идеалы и нормы;

2)знания, умения и навыки осуществления профессиональной деятельности;

3) личностные качества, способности и отношение человека к природе, себе, другому.

В ходе общественного развития мы должны обращать внимание на способы и формы общения. Они закреплены в обычаях, традициях, нравах и являются достижением человеческой культуры, одной из форм «очеловечивания» человека, облагораживания его природных инстинктов и страстей, предотвращения аффектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.