Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках физики'

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках физики»

организация самостоятельной работы

обучающихся на уроках физики

Н. А. Шабунина, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

На современном этапе профессионального образования одной из главных задач является формирование творческой личности компетентного специалиста, способного к саморазвитию. Он должен не только научиться самостоятельно овладевать новыми знаниями, но и уметь успешно находить выход из нестандартных ситуаций, уметь сформулировать и четко обозначить проблему, анализировать пути ее решения. На первое место в профессиональном образовании выходит целенаправленное развитие не только интеллектуальных, но и творческих способностей. Проблему воспитания такого специалиста помогает решить правильно организованная самостоятельная работа.

При организации самостоятельной работы на аудиторных занятиях важно работать с каждым обучающимся как с индивидуальной творческой личностью. В ходе такой работы стоит выделять и развивать сильные стороны студента и его творческие способности, также важно научить его анализировать и объективно оценивать полученное задание и цель своей работы. Для этого необходимо выявить уровень подготовки обучающегося, желательно на первых уроках провести входной контроль. Входной контроль позволяет выявить остаточные знания за курс неполной средней школы по физике для дальнейшего устранения пробелов знаний обучающихся как во время аудиторных занятий, так и на индивидуальных, групповых консультациях.

Следующим этапом организации самостоятельной работы обучающихся является создание на занятиях условий заинтересованности в самостоятельной работе. К повышающим активность и интерес условиям обучения относятся: структурирование учебного материала; разработка и применения комплекса учебных заданий индивидуального, группового характера; обеспечение межпредметных связей и связей с будущей специальностью, профессией; а также мониторинг процесса и результатов учебной деятельности обучающихся.

Необходимым условием для создания у обучающихся интереса к учебной деятельности является возможность проявить себя как

инициативную и творческую личность. Важным мотивационным фактором является введение в образовательный процесс активных методов, прежде всего игровых, проблемных ситуаций, использование мотивирующих факторов контроля знаний, таких как накопительные оценки, рейтинги; индивидуализация заданий, выполняемых на аудиторных занятиях, постоянное их обновление.

Организуя самостоятельную работу обучающихся, особое внимание уделяю разработке заданий, задач по основным разделам. Особенностью данной самостоятельной работы является подборка задач с нарастающей сложностью. Кроме задач из сборника задач по физике, важно подобрать технические или же интересные задачи, которые научат обучающихся нестандартно мыслить и искать новые креативные пути решения.

Так, например, по теме «Законы Ньютона. Силы в природе» обучающиеся решают проблемные задания, определяют, почему автомобиль с неисправной системой торможения нельзя буксировать с помощью гибкого троса, или с помощью закона всемирного тяготения вычисляют ускорение свободного падения на всех планетах и определяют, каким бы был собственный вес на этих планетах. По теме «Механическая энергия» — отвечают на вопросы: для чего в лифтах применяется противовес, полностью уравновешивающий вес кабины и части груза в ней, какая энергия используется в пневматических тормозах автобусов, трамваев и других транспортных средств, какую энергию обучающиеся затрачивают по пути домой?

Особенно нравится обучающимся работать с заданиями самостоятельной работы в группах. Так, по теме «Образование Солнечной системы и строение планет» все обучающиеся делятся на группы и выбирают одну планету. Далее готовят презентацию объемом не ме-

нее семи слайдов, содержащую весь основной материал по данной теме с наглядным материалом. Задача каждого выступающего — как можно интереснее презентовать свою тему. Такая самостоятельная работа обучающихся на уроке требует дополнительной подготовки. Студенты получают опережающее домашнее задание, осуществляют поиск информации в различных источниках, анализируют и систематизируют ее.

По теме «Интерференция, дифракция и дисперсия света» обучающиеся основное понятие данной темы зашифровывают в ребу-

се, используя только названия физических явлений. Полученные результаты представляют группе и проводят викторину.

Все эти виды деятельности помогают эффективно организовать самостоятельную работу обучающихся на аудиторных занятиях, заинтересовать их, развить их творческие способности, креативное мышление, ответственность за выполнение работы. Организация самостоятельной работы играет важную роль в процессе обучения и воспитания личности, является основой подготовки современных специалистов.

самостоятельная работа — одно из условий формирования компетенций

Е. И. Балыкина, преподаватель ГПОУ «Кузнецкий металлургический техникум»

В современных условиях приоритетным становится не столько получение знаний, сколько управление знанием, информацией для решения конкретных задач. В связи с этим особое значение в образовательном процессе приобретает самостоятельная работа студентов, которая позволяет осуществить переход от восприятия информации к знанию и умению. Реализовать этот процесс можно посредством самостоятельного сбора и анализа информации.

Задачи организации самостоятельной работы я вижу в том, чтобы мотивировать обучающихся к освоению учебных программ, повысить их ответственность за свое обучение, способствовать развитию их общих и профессиональных компетенций, создать условия для формирования их способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

Дисциплина «Типовые технологии производства» введена техникумом в структуру программы подготовки специалиста среднего звена за счет вариативной части. Содержание дисциплины формировалось исходя из специфики специальности и рекомендаций работодателей. При проектировании содержания рабочей программы дисциплины «Типовые технологии производства» особое внимание уделялось самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работе обучающихся. Задания для аудиторной самостоятельной работы ориентированы на организацию продуктивной само-

стоятельной деятельности студентов, при которой знания не даются в готовом виде, а «открываются» обучающимся в процессе работы с учебной и справочной литературой и интернет-ресурсами. С этой целью разработан учебный материал по темам в виде краткого изложения, сопровождаемого схемами устройств и принципом их действия, с рекомендациями о возможности применения дополнительной литературы и интернет-ресурсов.

С целью оказания помощи студентам при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы мной разработаны методические указания, содержащие следующие виды заданий:

- задания, направленные на обработку информации. Это задания на упорядочение и систематизацию изучаемых тем, вопросов или сведений.

Студентам дается задание на составление таблиц или схем к тексту: «Составить таблицу классификации процессов и устройств для разделения гетерогенных систем по природе движущей силы процесса». Такие задания способствуют осмыслению характера взаимосвязи понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.