самостоятельная работа
нее семи слайдов, содержащую весь основной материал по данной теме с наглядным материалом. Задача каждого выступающего — как можно интереснее презентовать свою тему. Такая самостоятельная работа обучающихся на уроке требует дополнительной подготовки. Студенты получают опережающее домашнее задание, осуществляют поиск информации в различных источниках, анализируют и систематизируют ее.
По теме «Интерференция, дифракция и дисперсия света» обучающиеся основное понятие данной темы зашифровывают в ребу-
се, используя только названия физических явлений. Полученные результаты представляют группе и проводят викторину.
Все эти виды деятельности помогают эффективно организовать самостоятельную работу обучающихся на аудиторных занятиях, заинтересовать их, развить их творческие способности, креативное мышление, ответственность за выполнение работы. Организация самостоятельной работы играет важную роль в процессе обучения и воспитания личности, является основой подготовки современных специалистов.
самостоятельная работа — одно из условий формирования компетенций
Е. И. Балыкина, преподаватель ГПОУ «Кузнецкий металлургический техникум»
В современных условиях приоритетным становится не столько получение знаний, сколько управление знанием, информацией для решения конкретных задач. В связи с этим особое значение в образовательном процессе приобретает самостоятельная работа студентов, которая позволяет осуществить переход от восприятия информации к знанию и умению. Реализовать этот процесс можно посредством самостоятельного сбора и анализа информации.
Задачи организации самостоятельной работы я вижу в том, чтобы мотивировать обучающихся к освоению учебных программ, повысить их ответственность за свое обучение, способствовать развитию их общих и профессиональных компетенций, создать условия для формирования их способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.
Дисциплина «Типовые технологии производства» введена техникумом в структуру программы подготовки специалиста среднего звена за счет вариативной части. Содержание дисциплины формировалось исходя из специфики специальности и рекомендаций работодателей. При проектировании содержания рабочей программы дисциплины «Типовые технологии производства» особое внимание уделялось самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работе обучающихся. Задания для аудиторной самостоятельной работы ориентированы на организацию продуктивной само-
стоятельной деятельности студентов, при которой знания не даются в готовом виде, а «открываются» обучающимся в процессе работы с учебной и справочной литературой и интернет-ресурсами. С этой целью разработан учебный материал по темам в виде краткого изложения, сопровождаемого схемами устройств и принципом их действия, с рекомендациями о возможности применения дополнительной литературы и интернет-ресурсов.
С целью оказания помощи студентам при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы мной разработаны методические указания, содержащие следующие виды заданий:
- задания, направленные на обработку информации. Это задания на упорядочение и систематизацию изучаемых тем, вопросов или сведений.
Студентам дается задание на составление таблиц или схем к тексту: «Составить таблицу классификации процессов и устройств для разделения гетерогенных систем по природе движущей силы процесса». Такие задания способствуют осмыслению характера взаимосвязи понятий.
72
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 1 (52) 2017
самостоятельная работа
- Задания познавательно-поисковые. При их выполнении студенты, работая с материалом различных источников информации, составляют конспект-сообщение, конспект-доклад, конспект-презентацию по вопросам, предложенным в методических указаниях, с последующим представлением своей работы на учебном занятии. Например, задание: «Проанализировать и обобщить информацию об устройстве систем промышленной вентиляции и теплоснабжения». Работа представляется в виде презентации на учебном занятии.
- задания для подготовки к защите практической работы. При выполнении таких заданий обучающиеся, работая со схемой устройства, выделяют основные элементы устройств и разбирают принцип их действия. Подобные задания вырабатывают навыки обобщения и логического мышления.
Результаты выполненных заданий оцениваются в ходе текущего контроля усвоения знаний на основе оценки устного ответа и учитываются в промежуточной аттестации обучающихся. Критерии оценивания для каждого задания приведены в методических указаниях.
Задания такого типа способствуют формированию таких общих компетенций, как «осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» и «использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».
Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, — это и есть компетентность — основа будущей успешной профессиональной деятельности студентов.
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 1 (52) 2017
73