5. Оформляет в отчет ответы на вопросы по материалу конспекта.
6. Проводит самоконтроль, а именно прочитанный текст обучающийся подвергает большей, чем простое заучивание, обработке:
- комментирует новые данные материала конспекта лекций;
- оценивает их значение;
- ставит вопросы;
- сопоставляет полученные новые сведения конспекта лекций с ранее изученным материалом.
Критериями оценки самостоятельной работы обучающихся является набранная сумма баллов за выполненную проработку конспектов занятий.
Критерий Низкий уровень, баллы Средний уровень, баллы Высокий уровень, баллы
Правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по конспекту 1 2 3
Правильность оформления отчета 1 2 3
Итого максимально: 2 4 6
Оценка 1-2 балла «удовлетворительно» 3-4 балла «хорошо» 5-6 баллов «отлично»
Тексты ответов, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1 балл.
Повышение качества подготовки специалистов связано с осуществлением индивидуального подхода к развитию творческой активности в процессе организации самостоятельной работы. В ходе внеаудиторной самостоятельной ра-
боты у обучающихся развиваются познавательные способности, возрастает активность и формируются такие качества личности, как ответственность, организованность и самостоятельность. Преподаватель способен не только методически обеспечить учебный труд обучающихся, но и раскрыть творческий потенциал будущих специалистов, сформировать способность самостоятельно и независимо овладевать принципами своей будущей деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Е. Г. Оленева, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГКПОУ СПО Новокузнецкий горнотранспортный колледж
Федеральный государственный стандарт образования ориентирован на деятельностный подход к процессу обучения. Доля времени, отводимого на организацию самостоятельной работы на занятии и во внеурочное время, увеличивается. Повышение эффективности самостоятельной работы в конечном итоге будет значительно влиять на качество подготовки конкурентоспособного специалиста.
Разработка дидактических материалов для организации и контроля самостоятельной деятельности обучающихся должна быть в центре внимания каждого преподавателя. Особое зна-
чение это имеет для преподавателей, работающих с первокурсниками, результативность организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы с которыми имеет ряд особенностей.
Во-первых, первокурсник — это вчерашний школьник, которому предстоит адапти-
роваться к новым условиям обучения в колледже. Для него все ново: однокурсники, преподаватели, структура, форма и продолжительность учебных занятий, текущий и рубежный контроль, сессия.
Во-вторых, ему предстоит овладеть методиками и навыками слушания, записи, обработки лекций, подготовки к занятиям, зачетам, экзаменам.
В-третьих, объем учебной информации заставляет выполнять дополнительную подготовку самостоятельно.
Надо признать, что уровень теоретической подготовки, овладение навыками, необходимыми для успешного обучения, у большинства выпускников школ далек от существующих стандартов.
Названные особенности обуславливают необходимость координации деятельности преподавателей, работающих с обучающимися первых курсов, по отбору и дозированию учебной информации, выносимой на самостоятельное изучение. Учебно-методические комплексы должны содержать методические рекомендации обучающимся для выполнения различных видов самостоятельной работы.
Изучение дисциплины «История» на первом курсе предполагает как аудиторную, так и внеаудиторную самостоятельную деятельность. Результатом самостоятельной работы должно стать формирование базовых информационно-познавательных компетенций:
- навыки поиска необходимой литературы;
- умение составлять развернутый план учебного материала,конспекта;
- понимание полученной информации и вычленение в ней главного;
- систематизация, структурирование полученной информации;
- навыки представления полученной информации в различных видах: конспект, таблицы, презентации, вопросы и т. д.;
- запоминание и хранение информации;
- использование Интернета для получения необходимой информации;
- использование полученной информации в учебной деятельности: подготовка докладов, рефератов, выступления на диспутах, конференциях.
Необходимо понимать, что самостоятельная деятельность обучающегося будет успешной, если правильно сформирована мотивация. Внутренние мотивы обеспечивают наиболее устойчивый интерес к самостоятельной деятельности. Внешние и соревновательные мотивы предполагают, что преподаватель должен четко сфор-
мулировать критерии оценки самостоятельной деятельности обучающихся:
- объективность (предъявление к обучающимся единых требований, справедливое отношение к каждому);
- обоснованность оценок, их аргументация (необходимо четко донести до обучающихся: что оценивается, критерии оценки);
- систематичность контроля (важный психологический фактор, организующий и дисциплинирующий обучающихся);
- индивидуальный и дифференцированный подходы к оценке знаний.
Для того чтобы повысить эффективность самостоятельной работы (СР), мною были подготовлены рекомендации, предлагающие алгоритм действий при проведении различных типов СР, в ходе которой обучающиеся приобретают навыки составления тезисов, конспектов, заполнения таблиц, написания докладов, рефератов, подготовки презентаций.
Приведу несколько примеров.
Общие правила составления плана при работе с текстом:
- для составления плана необходимо прочитать текст, продумать прочитанное;
- разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента;
- проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим;
- проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Работа с историческими источниками:
- Кто автор источника? К какому виду источников он относится (письмо, дневник, официальный документ и т. д.)? Когда он был написан? Что представляет собой текст: полный документ или отрывок?
- Каково содержание текста? Каковы наиболее важные слова, персоналии, события, упоминающиеся в источнике?
- Свидетелем первой или второй очереди является автор текста?
Анализ деятельности исторических личностей:
- Исторические условия и факторы, влияющие на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица.
- Направленность деятельности на определенные социальные группы, политические или другие организации, сферы экономики.
- Средства и способы достижения поставленных целей.
- Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц).
- Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения.
- Результаты деятельности, их последствия.
- Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений.
Анализ политического положения страны:
- государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти;
- административно-территориальное деление;
- местные органы управления и самоуправления;
- формы власти: монархия или республика;
- политический режим;
- основные политические партии и движения, их место в политической системе государства;
- правовая система, гражданские права и свободы. механизмы воздействия общества на власть или их отсутствие;
- характер экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства, их влияние на внутреннее положение страны и международное положение.
Анализ внешней политики страны:
- положение страны на международной арене;
- цели и приоритеты внешней политики государства;
- основные направления внешней политики, их результаты за определенный промежуток времени;
- влияние внутриполитических сил на внешнюю политику государства;
- влиятельные фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени;
- влияние внешнеполитической деятельности на внутреннее положение в стране.
Преподавателю важно продумать разнообразные формы самостоятельной работы, чтобы сформировать у обучающихся умения и навыки, развивающие общие компетенции. С этой целью мною разработан комплект заданий для самостоятельной работы, который включает следующие виды работ:
- составление генеалогического древа семьи;
- работа с историческим текстом, составление тезисов;
- составление конспекта и ответы на вопросы;
- составление сравнительных исторических таблиц;
- составление хронологических исторических таблиц;
- подготовка докладов, рефератов, презентаций, проектов.
Приведу несколько примеров:
Тема: Рождение Киевской Руси. Крещение Руси.
Задание: логически объяснить каждый тезис, продолжив предложения.
Значение принятия христианства на Руси.
1. Христианство способствовало развитию земледелия, так как...
2. Христианство способствовало развитию ремесла, так как.
3. Христианство способствовало развитию иконописи и фресковой живописи, так как.
4. Христианство способствовало созданию Кириллом и Мефодием славянской азбуки, так как.
5. Христианство способствовало переводу на славянские языки богослужебных книг, так как.
6. Христианство способствовало смягчению нравов, так как церковь запретила.
7. Христианство способствовало укреплению княжеской власти, так как.
Тема: Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма.
Задание: на основе конспекта лекции и материала учебника составить сравнительную таблицу «Военный коммунизм» и НЭП». Сделать вывод по таблице.
«Военный коммунизм» НЭП (новая экономическая политика)
Тема: СССР в годы Великой Отечественной войны.
Задание: подготовить доклад, реферат, презентацию.
Темы:
1. Начало войны. Планы немецкого командования.
2. Московская битва — срыв плана «молниеносной войны».
3. Сталинградская битва — начало коренного перелома в войне.
4. Курская битва — завершение коренного перелома в войне.
5. Г. К. Жуков — великий полководец великой войны.
6. Роль тыла в победе над гитлеровской Германией.
7. Роль партизанского движения в годы войны.
Эти виды самостоятельной работы:
- формируют умения, которыми должны обладать обучающиеся в результате изучения дисциплины «История»; способность к поиску, обработке, применению полученной информации;
- развивают познавательные способности и активность обучающихся; творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность; самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Опыт работы показывает, что для обучающихся важно быть успешными и получить заслуженную оценку своей самостоятельной деятельности. Поэтому необходимо в начале года объя-
вить им четкие критерии оценки результатов их самостоятельной работы:
- уровень усвоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания при решении практических задач;
- сформированность общеучебных умений и способов деятельности;
- обоснованность и четкость изложения материала ответа;
- оформление материала в соответствии с предложенными преподавателем требованиями.
Значимость самостоятельной работы обучающегося выходит далеко за рамки отдельного предмета, играя существенную роль в развитии самостоятельности как черты характера, личностного качества, выраженного в способности мыслить, анализировать, вырабатывать собственное мнение, действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И. В. Сорокоумова, преподаватель ГПОУ «Беловский техникум технологий и сферы услуг»
Одним из требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы ФГОС является обеспечение образовательным учреждением эффективной самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести его из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, анализировать пути ее решения, находить оптимальный результат и доказывать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа обучающегося явля-
ется не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Самостоятельная работа предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучающихся, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении количества часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы означает принципиальный пересмотр организации образовательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у обучающихся способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к условиям профессиональной деятельности.