ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
т. Ю. Зорикова, преподаватель Кемеровского коммунально-строительного техникума имени В. И. Заузелкова
Новые социально-экономические преобразования в современном мире определяют требования к уровню п одготовки будущего специалиста в системе профессионального образования. Сегодня нужны компетентные, творческие и высококвалифицированные специалисты. В основе разработки и реализации федеральных государственных образовательных стандартов лежит компетентностный подход. Компетенция в контексте ФГОС СПО — это способность применять знания, умения и практический опыт в трудовой деятельности, которые являются результатами обучения. Анализ компетенций по специальности «садово-парковое и ландшафтное строительство» позволяет сделать вывод о том, что компетенция самообразования в новой системе образования занимает приоритетное место.
Самостоятельная работа призвана способствовать развитию творческого потенциала личности студента и формированию навыков самоорганизации и самообразования, что и обеспечивает ему непрерывный личностный и профессиональный рост. Систематическая самостоятельная работа является одним из необходимых условий успешного изучения студентом любой учебной дисциплины, включая русский язык и культуру речи, русский язык, литературу.
Обучающиеся выполняют такие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, как работа с таблицами, алгоритмами, составление конспектов по основной и дополнительной литературе, анализ фрагментов текста, подготовка реферативных сообщений, выполнение упражнений, составление плана текста, составление аннотации, составление тезисов, работа со словарями, различные виды разбора языковых единиц.
При выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы на специальности «садово-парковое и ландшафтное строительство»
формируются такие общие компетенции, как ОК 1 «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес»; ОК 2 «Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество»; ОК 3 «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность»; ОК 4 «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития»; ОК 5 «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»; ОК 6 «Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями»; ОК 7 «Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий»; ОК 8 «Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации»; ОК 9 «Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности)».
При изучении темы «Словари русского языка» выдается внеаудиторная самостоятельная работа: 1) произвести этимологический разбор слов «ландшафт», «маркетинг», «почвоведение» и др.; 2) найти в толковом словаре определение слов «дизайн», «оранжерея», «фитодизайн» и др., связанных с избранной профессией.
При изучении темы «Функциональные стили литературного языка» в качестве внеаудиторной самостоятельной работы дается задание: 1) написать эссе «Моя профессия — будущее Кузбасса»; 2) подготовить рекламу своей профессии, используя публицистический, официально-деловой стили речи.
При формировании ОК 4, ОК 9 составляю задания с использованием электронных образовательных интернет-ресурсов.
При анализе произведения формируется коммуникативная компетенция — ОК 5. Так, при изучении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» обучающиеся в ходе анализа идеологического кон-
фликта между Е. Базаровым и Кирсановыми, выявления авторской позиции и способов ее выражения высказывают свою позицию. В результате анализа 10-й главы романа идет процесс формирования собственной жизненной позиции обучающегося, общечеловеческих ценностей.
При подготовке к уроку по дисциплине «Литература» по теме «Роман-эпопея «Война и мир». Особенности композиции. Художественные принципы Л. Н. Толстого в изображении русской действительности» обучающиеся получают индивидуальные задания. Например, с использованием словаря литературоведческих терминов найти определение понятию «роман-эпопея», доказать, что произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» — роман-эпопея. В процессе подготовки к занятию развивается познавательный интерес обучающихся, активизируется творческий потенциал, формируются информационные компетенции. При формировании ОК 5 на этапе знакомства с биографией писателя практикую индивидуальную работу студентов в виде сообщений в форме презентаций. Предлагаю в качестве внеаудиторной самостоятельной работы следующие задания: 1) составьте библиографические карточки по творчеству Л. Н. Толстого; 2) составьте краткую хронику жизни и творчества Л. Н. Толстого. Важным элементом в данной работе является анализ и оценивание, рецензирование своих сообщений, творческих работ и других обучающихся.
На каждом уроке ставлю своей целью развитие коммуникативных способностей обучающихся, расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора. Например, изучение норм русского литературного языка направлено на то, чтобы сформировать представление о литературном языке как о высшей, образцовой форме национального языка, объединяющей литературный язык и разговорную речь. Знакомлю обучающихся с основными нормами русского языка: орфоэпическими, акцентологическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими и др. Подбираю задания, которые помогают уяснить основные правила произношения, постановки ударения, образования грамматических форм и синтаксических конструкций, а в дальнейшем помогут работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6). Интересны и познавательны уроки по разделу «Лексика». Уделяю внимание работе над многозначностью слова, развитию у него переносных значений, рассматриваю синонимические и антонимические отношения слов, явления омонимии и паронимии в языке. Провожу занятия по раз-
граничению паронимов, выявлению особенностей их лексической сочетаемости, что способствует предупреждению у обучающихся одной из самых распространенных речевых ошибок, связанных со смешением паронимов.
При изучении раздела «Стилистика» готовлю тексты в электронном формате разных стилей, типов, жанров. Обучающиеся определяют стиль текста, его характерные черты, выделяют тему, составляют план, находят и подчеркивают изобразительно-выразительные средства языка. Несмотря на то, что текст есть у каждого обучающегося, работу провожу как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Это позволяет брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (ОК 7). Обучающиеся учатся свободно, правильно излагать свои мысли и соблюдать нормы построения текста, выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка помогают деформированные тексты, имеющие задания: устранить ошибки в словоупотреблении, заменить выделенные слова синонимами, найти речевые и грамматические ошибки. Работа с текстом — это одна из возможностей научить студента всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить.
Формируют компетенцию личностного роста и самосовершенствования (ОК 8), содержат элементы рефлексии и такие вопросы для обсуждения, как «Что ты думаешь о жизненном пути автора? Каким человеком он был?», «Какие качества личности ты бы хотел воспитать в себе?», «Как достойно прожить жизнь?». В качестве внеаудиторной самостоятельной работы выдаю задание по составлению обобщающей таблицы «Этапы жизни и творчества А. А. Блока», «Хроника жизни и творчества А. А. Ахматовой», «Жизненный и творческий путь А. И. Солженицына».
Формирование коммуникативной компетенции на уроках способствует разностороннему развитию языковой личности обучающегося, что предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. От уровня коммуникативной ком-
62
«образование. карьера. общество» №4 (59) 2018
петентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.
Самостоятельная работа является сегодня ведущей организационной формой образовательного процесса, призванной обеспечить непрерывность и глубину познавательной деятельности обучающихся, направленной на реализацию компетентностной модели формиро-
вания будущего специалиста, закрепленной в ФГОС СПО. Самостоятельная работа позволяет формировать устойчивый интерес студентов к изучаемым дисциплинам, осознать ценность приобретенных знаний и умений, выработать стремление и умение их самостоятельно добывать, способствует формированию потребности в самоорганизации и стремления студентов к самообразованию.
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С. В. Кузнецова, преподаватель Беловского техникума технологий и сферы услуг
Единого толкование термина «самостоятельная работа» в педагогической литературе нет. Я выбрала для себя определение самостоятельной работы как формы учебной деятельности обучающихся, которая происходит под прямым или косвенным руководством педагога. Обучающиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития необходимых знаний, умений, навыков и личностных качеств. Необходимо различать самостоятельную работу, выполняемую обучающимися в учебной аудитории во время занятий, и работу, выполняемую во внеурочное время. Мне хочется остановиться более подробно на организации внеаудиторной самостоятельной работы, на которую отводится большое количество часов — более 30 % от общей нагрузки по учебной дисциплине. Поэтому эта работа должна быть тщательным образом спланирована преподавателем, т. к. сегодня многие традиционные формы не работают. Написание рефератов, конспектирование, составление библиографии и т. д. современным обучающимся уже совсем не интересны, а значит малопродуктивны.
Что необходимо учесть? Провести отбор содержания, детализировать работу во времени, обеспечить методическую поддержку, сориентировать обучающихся по достоверным источникам информации, спланировать консультации, проверить работы. Возникает вопрос: где найти на все это время и ресурсы? Чтобы организовать работу правильно, с минимальными затратами я использую бесплатные облачные ресурсы. Работа в «облаке» дает возможность
выбора разнообразных решений для организации самостоятельной работы. Конечно, в использовании облачных сервисов есть плюсы и минусы, но, опираясь на собственный опыт, могу сказать, что плюсов больше. Облачные технологии дают возможность преподавателю организовать совместную работу с обучающимися, применив активные и интерактивные формы обучения. Причем облачные технологии помогают их существенно разнообразить. Использование сетевых ресурсов экономит силы и время, потраченные на организацию внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. «Облако» — это один большой виртуальный сервер, онлайн-хранилище. Для использования облачных технологий не нужны дополнительные программы. Достаточно иметь компьютер и выход в Интернет — это экономит время и ресурсы, а также место на вашем компьютере. Не нужно носить с собой несколько флэш-карт и рисковать потерять важную информацию. Сохраненными на сервисе файлами можно оперативно обмениваться в онлайн-режиме, нужно лишь переслать ссылки для их скачивания, например на электронные почты обучающихся. Также можно быстро разослать файлы с учебными заданиями, потом их проверить. Работа с облачными сервисами очень удобна, так как сразу несколько пользователей одного храни-