Научная статья на тему 'Роль преподавателя в организации внеаудиторной самостоятельной работы'

Роль преподавателя в организации внеаудиторной самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателя в организации внеаудиторной самостоятельной работы»

Педагогическая деятельность преподавателей должна обеспечивать оптимизацию форм и методов организации самостоятельной работы обучающихся на основе системы контроля за качеством ее выполнения и доступного учебно-методического материала.

В качестве полученных результатов по организации самостоятельной работы в образовательном процессе по учебной дисциплине «Информатика» разработаны методические рекомендации по выполнению практических работ, методические указания для студентов по выполнению различных видов внеаудиторной самостоятельной работы, лекционный материал с электронными презентациями, подобран текстовый и нагляд-

но-иллюстративный материал по всем разделам учебной дисциплины. В качестве форм контроля выполнения самостоятельной работы студентов используются письменные и устные опросы, рас-четно-графические работы, компьютерные тестовые задания и онлайн-тестирование в системе дистанционного обучения Moodle.

Использование разработанных методических материалов по учебной дисциплине «Информатика» позволило повысить эффективность выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающимися, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний и формированию общих и профессиональных компетенций.

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

О. Н. Мильяшенко, преподаватель ГКПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж

С. В. Левченко, преподаватель

Требования ФГОС диктуют необходимость проведения самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления данной работой со стороны педагогического коллектива. Роль самостоятельной работы в повышении качества учебного процесса велика, так как известно, что знания, приобретаемые в ходе самостоятельной деятельности, усваиваются значительно лучше, чем те, которые сообщаются преподавателем как готовые.

Из всего многообразия самостоятельной работы наиболее значимой и продуктивной в учебном процессе является внеаудиторная самостоятельная работа.

Внеаудиторная работа — это составная часть образовательной программы. Наряду с производственной практикой обучающихся она остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, так как выполняется обучающимися по разработанному заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Поэтому данный вид самостоятельной работы требует современного материально-технического и информационно-технического обеспечения, наличия учебной и учебно-методической литературы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения потребностей обучающихся в самореализации.

О. Н. Мильяшенко С. В. Левченко

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

— в рабочем учебном плане — в целом по теоретическому обучению;

— в рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей с ориентировочным распределением по разделам или темам.

Внеаудиторная самостоятельная работа требует от преподавателя большой подготовительной работы, освоения консультативных функций как основы взаимодействия с обучающимися, повышения педагогической квалификации по вопросам организации данной работы обучающихся.

Для развития учебно-познавательной активности студентов в техникуме используются раз-

нообразные формы внеаудиторной работы. Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, способы руководства и формы контроля со стороны преподавателя представлены в таблице.

При изучении профессионального модуля ПМ.03 Участие в работе по обеспечению и улучшению качества технологических процессов, систем управления, продукции и услуг по специальности 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством основными видами внеаудиторной самостоятельной работы являются:

1. Проработка конспектов занятий, дополнительной литературы.

2. Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов.

3. Работа над курсовой работой, оформление курсовой работы, подготовка к защите.

4. Подготовка рефератов.

5. Выполнение индивидуальных домашних заданий.

6. Подготовка к зачету.

Например, проработка конспектов занятий обучающимся при изучении профессионального

модуля ПМ.03 Участие в работе по обеспечению и улучшению качества технологических процессов, систем управления, продукции и услуг выполняется в следующей последовательности:

1. Прежде чем приступить к проработке конспекта занятия, обучающийся изучает рекомендации преподавателя по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

2.Знакомится с перечнем рекомендуемой литературы.

3. Внимательно (не менее двух раз) читает весь предложенный материал конспекта лекций.

4. Внимательно читает текст по частям (абзацам), выделяет главное в конспекте лекций:

- например, зеленым маркером отмечает термины и мысли, знакомые и понятные ему;

- маркером другого цвета, например желтым, отмечает термины и мысли, непонятные ему, и затем самостоятельно находит ответы на свои вопросы;

- отмечает маркером третьего цвета, например розовым или оранжевым, термины и мысли, оставшиеся непонятными, чтобы задать вопросы преподавателю.

Таблица

Виды внеаудиторной самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы Способы руководства преподавателями Формы контроля

Проработка конспектов лекций Составление электронных конспектов лекций Устный опрос, диктант, письменные работы

Составление опорных конспектов (конспектирование учебников, учебных пособий) Составление списка рекомендуемой литературы. Разработка методических указаний Семинар

Реферирование дополнительной литературы Разработка тем рефератов, подбор литературных источников Защита реферата

Поиск информации по теме Составление списка литературы Доклад, письменное оформление, использование для решения поставленной проблемы

Систематизация примененных знаний и наглядное их представление Консультация Доклад, схемы, таблицы, графики, мультимедийные презентации

Выполнение индивидуальных домашних заданий Разработка вариантов заданий, консультация Проверка

Моделирование разных видов профессиональной деятельности (ситуационные задачи) Консультация Проверка

Подготовка к практическим занятиям (промежуточному, текущему и итоговому контролю) Разработка контрольных заданий, тестов, ситуационных задач Устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач

Выполнение творческих работ Разработка рекомендаций Оформление выставки

5. Оформляет в отчет ответы на вопросы по материалу конспекта.

6. Проводит самоконтроль, а именно прочитанный текст обучающийся подвергает большей, чем простое заучивание, обработке:

- комментирует новые данные материала конспекта лекций;

- оценивает их значение;

- ставит вопросы;

- сопоставляет полученные новые сведения конспекта лекций с ранее изученным материалом.

Критериями оценки самостоятельной работы обучающихся является набранная сумма баллов за выполненную проработку конспектов занятий.

Критерий Низкий уровень, баллы Средний уровень, баллы Высокий уровень, баллы

Правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по конспекту 1 2 3

Правильность оформления отчета 1 2 3

Итого максимально: 2 4 6

Оценка 1-2 балла «удовлетворительно» 3-4 балла «хорошо» 5-6 баллов «отлично»

Тексты ответов, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1 балл.

Повышение качества подготовки специалистов связано с осуществлением индивидуального подхода к развитию творческой активности в процессе организации самостоятельной работы. В ходе внеаудиторной самостоятельной ра-

боты у обучающихся развиваются познавательные способности, возрастает активность и формируются такие качества личности, как ответственность, организованность и самостоятельность. Преподаватель способен не только методически обеспечить учебный труд обучающихся, но и раскрыть творческий потенциал будущих специалистов, сформировать способность самостоятельно и независимо овладевать принципами своей будущей деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»

Е. Г. Оленева, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГКПОУ СПО Новокузнецкий горнотранспортный колледж

Федеральный государственный стандарт образования ориентирован на деятельностный подход к процессу обучения. Доля времени, отводимого на организацию самостоятельной работы на занятии и во внеурочное время, увеличивается. Повышение эффективности самостоятельной работы в конечном итоге будет значительно влиять на качество подготовки конкурентоспособного специалиста.

Разработка дидактических материалов для организации и контроля самостоятельной деятельности обучающихся должна быть в центре внимания каждого преподавателя. Особое зна-

чение это имеет для преподавателей, работающих с первокурсниками, результативность организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы с которыми имеет ряд особенностей.

Во-первых, первокурсник — это вчерашний школьник, которому предстоит адапти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.