Научная статья на тему 'Компетентностный подход как методологическая основа учебных программ курсов по выбору для студентов педагогического вуза'

Компетентностный подход как методологическая основа учебных программ курсов по выбору для студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изменения в педагогическом образовании / модернизация / стандарт высшего педагогического образования / компетентностный подход к учебным программам курсов по выбору / гуманитарные технологии / changes in pedagogical education / modernization / education standards in higher pedagogical education / competence approach to curricula of elective courses / humanitarian technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизова Ирина Юнусовна

Рассматриваются основания и пути модернизации учебных программ курсов по выбору для студентов педагогического вуза. В основу модернизации программ положен компетентностный подход. Гуманитарные технологии обеспечивают условия для развития субъектно-личностных свойств обучающихся, так как направлены на формирование мировоззренческих установок, перевод способов деятельности и общения в статус осознанных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The foundations and the ways of modernising curricula of elective courses at teacher training universities are discussed. The competence approach is viewed as the basis for the modernization of pedagogical educational programs. It is argued that humanitarian technologies provide the students with the necessary conditions for the development of their personality since they are oriented toward the comprehension and development of their personality features, their viewpoint attitudes as well as toward turning activities techniques and communication into a conscious tool.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как методологическая основа учебных программ курсов по выбору для студентов педагогического вуза»

И. Ю. Азизова

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Рассматриваются основания и пути модернизации учебных программ курсов по выбору для студентов педагогического вуза. В основу модернизации программ положен компетентностный подход. Гуманитарные технологии обеспечивают условия для развития субъектно-личностных свойств обучающихся, так как направлены на формирование мировоззренческих установок, перевод способов деятельности и общения в статус осознанных инструментов.

161

Ключевые слова: изменения в педагогическом образовании, модернизация, стандарт высшего педагогического образования, компетентностный подход к учебным программам курсов по выбору, гуманитарные технологии.

I. Azizova

COMPETENCE APPROACH AS METHODOLOGICAL BASE TO CURRICULUMS OF ELECTIVE COURSES FOR STUDENTS-BIOLOGISTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

The foundations and the ways of modernising curricula of elective courses at teacher training universities are discussed. The competence approach is viewed as the basis for the modernization of pedagogical educational programs. It is argued that humanitarian technologies provide the students with the necessary conditions for the development of their personality since they are oriented toward the comprehension and development of their personality features, their viewpoint attitudes as well as toward turning activities techniques and communication into a conscious tool.

Keywords: changes in pedagogical education, modernization, education standards in higher pedagogical education, competence approach to curricula of elective courses, humanitarian technologies.

Характерными чертами современной системы высшего профессионального педагогического образования являются открытость, акцентирование деятель-ностного, личностного и практикоориентированного аспектов в процессе обучения студентов для приобретения субъектного опыта в решении профессиональных задач, усиление творческой и самостоятельной активности студентов, предоставление им возможности активной коммуникации в процессе обучения, а также повышение роли самообразования в динамично меняющихся условиях социума для обеспечения возможности непрерывного обучения в течение всей жизни.

В процессе реализации программы модернизации педагогического образования существенное внимание уделяется ее научно-методическому сопровождению. При этом важнейшим направлением совершенствования образовательного процесса в педагогическом вузе является создание образовательных программ нового типа, соответствующих стандарту третьего поколения (ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование»).

В соответствии с новым стандартом высшего педагогического образования, требования к образовательным программам усложняются от бакалавриата к магистратуре: расширяется круг видов профессиональной деятельности; усложняются задачи и профессиональные компетенции по каждому из них; возрастает доля самостоятельной работы студентов в магистратуре и уменьшается доля аудиторных занятий; сокращается количество дисциплин в каждом учебном цикле и возрастает степень интеграции науки и практики [2].

В этой связи отличительной особенностью инновационных программ является опора на компетентностный подход как важнейшее концептуальное положение, обеспечивающее возможности приобретения и совершенствования

необходимых компетентностей для решения профессиональных задач педагогической деятельности.

Логика построения профессиональной подготовки учителя на основе ком -петентностного подхода предусматривает системные изменения, которые должны быть внесены в учебные программы, отвечающие требованиям времени [1, с. 99].

Под профессиональной компетентностью учителя понимают интегральную характеристику, определяющую способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [4].

При этом профессиональную компетентность понимают как совокупность ключевой (общекультурной), базовой (общепрофессиональной) и специальной (собственно-профессиональной) компетентностей. Компетентности имеют дея-тельностный характер и проявляются в процессе решения профессиональных задач различных типов [4]:

При разработке учебных программ, построенных в логике профессиональных задач, предполагается выполнение следующих взаимосвязанных проектировочных процедур:

1. Зондирование стартовой ситуации.

2. Определение целей, задач и результатов освоения программы на основе компетентностного подхода.

3. Отбор и структурирование содержания учебного материала, единицей которого является профессиональная задача.

4. Разработка последовательности его подачи и проектирование деятельности студентов по его усвоению (в виде решения профессиональных задач).

5. Разработка методов, форм, технологий обучения и отбор необходимых учебных средств для организации различных видов индивидуальной и коллективной деятельности студентов, для осмысления и компетентного их использования в практической работе.

6. Определение коммуникативных условий для обсуждения и поиска решения задач (как в аудитории, так и дистанционно).

7. Разработка системы контроля, включающей оценочную диагностику и контрольно-измерительные материалы (критерии, показатели достижений студентов, шкалы и т. д.).

В структуре программы учебного курса взаимосвязанно представлены следующие компоненты: наименование учебной дисциплины; пояснительная записка; количество кредитов; цели преподавания; ожидаемые результаты; тематическое содержание; организация освоения содержания (аудиторная, внеаудиторная и самостоятельная работа); учебные задания; диагностика качества освоения дисциплины (способы оценки результата); источники информации (обязательная и рекомендуемая литература, Интернет-ресурсы, каталоги и базы данных, информационно-поисковые системы, медиа-ресурсы и др.).

Охарактеризуем структуру учебной программы на примере курса по выбору «Категория прекрасного в мире природы и в жизни человека: поиск и

анализ информации» (магистратура, направление «Естественнонаучное образование», профиль «Биология»).

Актуальность курсов по выбору студентов педагогического вуза обусловлена переходом общеобразовательной школы к предпрофильному и профильному обучению с широким использованием элективных курсов. Кроме того, курсы по выбору позволяют расширять все еще ограниченные для молодого человека возможности получения дополнительных знаний вне вуза, что особенно значимо в связи с постоянно возрастающими в современном обществе требованиями к профессионалу.

Высокий уровень междисциплинарности и рассмотрение важнейших общекультурных, мировоззренческих, философских проблем духовной жизни общества в содержании описываемого курса расширяет «культурное поле» студентов (за счет дополнительных знаний, в том числе непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности) и делает курс универсальным, так как позволяет использовать его для студентов педагогического вуза как естественнонаучных, так и гуманитарных направлений образования.

В пояснительной записке объясняются идеи курса, его место и ценностный смысл в общем плане подготовки педагога.

Ведущими концептуальными идеями конструирования программы данного курса являются:

- идея компетентности в выражении личностно-смысловой позиции студентов по отношению к проблемам целесообразности красоты в природе и жизни человека и причинности феномена эстетического переживания;

- идея гуманитаризации, обеспечивающая выполнение функций трансляции и развития культуры в образовании, позволяющая создать образовательную среду, включающую диалог, мотивацию, сотрудничество, сотворчество, самореализацию, рефлексию;

- идея интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания;

- идея технологичности образовательного процесса, обеспечивающая перенос целевых и содержательных компонентов на процессуальный компонент — деятельность по овладению студентами профессиональной компетенцией.

Цели преподавания, обозначенные в учебной программе, должны служить содействию становления компетентностей, а также предполагаемых изменений в характеристиках студентов.

Например, в рассматриваемом нами курсе основной целью является формирование субъектной позиции студентов по отношению к поликультурным категориям «красота» и «прекрасное» на основе компетентной работы с источниками информации и организации полилога.

В соответствии с целью формулируются задачи курса:

• создание условий для осознания и обоснованной интерпретации студентами причинной обусловленности возникновения чувства красоты в процессе эволюции человека;

• организация условий для самостоятельного (на основе критического осмысления) выбора концепции или теории, объясняющей целесообразность красоты в природе, в жизни человека и феномен эстетического переживания личности;

• развитие умений самостоятельной работы с различными источниками информации по проблеме прекрасного с позиций психофизиологии, социопсихологии, биологии, экологии, синергетики, философии (объективного идеализма Платона и флорентийских неоплатоников, критического идеализма Канта, экзистенциализма), искусствоведения, культурологии, религиозной концепции и т. д.: подбор литературных источников, составление плана, тезисов, конспекта, реферата, рецензии и т. д.;

• развитие проектировочной, исследовательской, рефлексивной коммуникативной деятельности в процессе поиска, обработки и анализа информации о категории прекрасного в природе и культуре;

• содействие формированию понимания современной научной картины мира на основе междисциплинарной интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания;

• установление междисциплинарных связей в области решения профессиональных задач.

Ожидаемые результаты обучения могут иметь разный уровень: от формирования представления, до умения решать профессиональные задачи. В категориях компетентности описание ожидаемых результатов в учебной программе следует вести через такие параметры, как:

- знание и понимание;

- умение (например, практически и оперативно применять полученные знания при решении конкретных задач);

- способность (например, оценивать, интерпретировать полученные знания и умения или интегрировать их в междисциплинарном контексте).

Специфика материала рассматриваемого курса по выбору заключается в высоком уровне междисциплинарости, затрагивающем общекультурные проблемы современности. Поэтому нам видится, что эффективность данного курса состоит в создании условий для развития, прежде всего, общекультурных ком-петентностей — той интеллектуальной базы личности, которая необходима для успешной деятельности в любой профессиональной сфере.

К общекультурным компетентностям относятся [2]:

- Способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1) (в нашем случае — за счет интерпретации и критического оценивания концепций, теорий о целесообразности красоты в природе и жизни человека, о феномене эстетического переживания; высказывания гипотез о причинах возникновения чувства красоты в процессе эволюции человека, включая его культурно-историческое развитие);

- Готовность использовать знание современных проблем науки и образования (в нашем случае — проблемы эстетического воспитания личности; роли эстетических ценностей в жизни общества; красоты как силы, влияющей на развитие духовной культуры человека) при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- Способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

- Способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4) (в нашем случае — способность осущест-

влять различные способы обработки и депонирования текстовой информации (аннотации, тезисы, конспекты, оформление цитат, написание рецензии, рефератов и т. д.) для последующей успешной информационно-аналитической работы с ней;

- Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5).

Изучение курса должно развивать у студентов способность к коммуникации и партнерским отношениям, к организации самостоятельной и коллективной деятельности в ходе поиска, обработки и презентации информации о поликультурной категории прекрасного. Поэтому мы считаем, то данная компетентность также относится к ключевым (общекультурным) компетентностям.

Общепрофессиональные компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности и связаны со способностью и готовно -стью будущего педагога решать общепедагогические задачи.

К ним относится способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2) [2]. В нашем случае это способность нахождения, отбора, оценивания разнообразных источников информации о научном наследии философов, ученых, педагогов в становлении и развитии эстетического чувства в исторической перспективе и индивидуальном развитии личности.

Специальные (собственно профессиональные) компетентности предполагают способность к реальной деятельности и готовность решать задачи, определенные спецификой конкретной предметной сферы, владение методикой преподавания конкретного учебного предмета.

Специальные (профессиональные) компетенции распределены по областям социокультурной деятельности личности [2].

Компетенции в области педагогической деятельности: способность формировать образовательную среду и использовать ее в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3).

Компетенции в области научно-исследовательской деятельности:

- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5) (в нашем случае — анализировать результаты исследования, осуществлять рефлексию алгоритма решения проблемы, оценивать полученные знания, в том числе в междисциплинарном контексте);

- готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

- готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7).

Компетенции в области проектной деятельности: готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16).

К данному перечню мы могли бы добавить такую компетентность, как готовность проектировать собственную деятельность по изучению курса, выби-

рать способы самостоятельной деятельности для решения учебных и исследовательских задач.

Компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

- способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

- готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20) (в нашем случае — способность к аннотированию и систематизации источников, в том числе баз данных, баз знаний системы Интернет, научной, учебной и художественной литературы, произведений изобразительного и музыкального искусства по теме реферата или эссе);

- способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21) (в нашем случае — за счет презентации результатов учебной, исследовательской и творческой деятельности).

В части учебной программы «Тематическое содержание» кратко отражается основное содержание и понятийная база изучаемого курса.

Особое внимание в структуре содержания учебных дисциплин уделяется профессиональной задаче, сформулированной как проблемная ситуация и находящейся в ценностно-смысловом поле студентов.

В качестве такой задачи в каждом случае может выступать поиск тех общих оснований, которые вызывают в человеке чувство восхищения радикально различающимися по происхождению, внешнему виду, назначению и т. д. объектами (элементами живой и неживой природы, произведениями искусства, научного и технического творчества и т. д.).

В части учебной программы «Организация усвоения содержания» дается информация об организации аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы студентов.

Аудиторная работа может включать лекции, выполнение тестовых заданий входного контроля, инструктаж по содержанию и алгоритму задания, семинары, индивидуальные и групповые консультации по оказанию помощи студентам при разработке плана индивидуального проекта, защиту реферата, основных положений эссе и т. д.

Внеаудиторная и самостоятельная работа студента — важная образовательная составляющая, благодаря которой происходит смещение доминанты от расширения диапазона знаний к формированию профессиональных компетенций.

Организация внеаудиторной работы при изучении рассматриваемого курса включает:

• заполнение анкеты, выясняющей осведомленность студентов в вопросах исследовательской деятельности;

• выполнение тестов (полиморфные, смешанные, тесты достижений) по вопросам курса;

• поисковую работу с различными источниками информации (в том числе поисковыми системами Интернет);

• выполнение контрольных заданий — письменного отчета на основе анализа (фиксирующего, разъяснительного, критического) прочитанного фрагмента текста по теме курса;

• составление библиографического реферата информативного характера.

В зависимости от времени, отводимого на изучение курса, в качестве самостоятельной работы можно рассматривать:

• информационно-аналитическую работу с учебной, научной и художе -ственной литературой, средствами изобразительного искусства и музыкальными произведениями как источниками информации по изучаемым проблемам:

- поисковую работу с различными источниками информации и др.;

- составление аннотированного списка источников информации по

курсу;

- составление картотеки (терминологической, библиографической, понятийно-терминологической, иллюстративной, фактографической);

- работу со справочными изданиями;

- составление тезауруса по курсу;

- составление библиографического справочника по содержанию курса;

- составление тезисов, планов, схем, конспектов (планового, текстуального) по темам и отдельным вопросам курса;

- подготовку доклада, сообщения;

- подготовку заметки;

- составление рефератов-обзоров и рефератов-докладов;

• выполнение творческого задания:

- подготовку сообщения по отдельным проблемам содержания курса с применением средств мультимедиа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- подготовку модели (в том числе виртуальной) объекта природы или культуры и презентацию ее эстетических характеристик;

- подготовку фрагмента занятия, ролевой игры и др.;

- написание эссе, которое является наиболее значимым заданием и средством итогового контроля студентов. В эссе студенты должны критически оценить ту или иную концепцию, теорию, идею, а также высказать собственные гипотезы о проблеме соотношения целесообразности и красоты в природе и жизни человека, о феномене эстетического переживания, о красоте как силе, влияющей на развитие духовной культуры человека.

• рефлексивно-оценочную деятельность (самооценку умений организации работы с источниками информации и выполнения самостоятельных заданий).

Большое значение уделяется педагогической поддержке самостоятельной работы студентов, заключающейся в методическом сопровождении и консульта -ционной помощи преподавателя. Поэтому в обучении широко применяются личностно-ориентированные технологии: рефлексивного, проектного обучения, организации самостоятельной деятельности студентов.

С целью выявления эффективности рассматриваемой учебной программы особое внимание уделено оценочно-результативному компоненту как наиболее адекватному показателю достижения планируемых результатов.

Известно, что главным инструментом оценки компетентности и условием ее развития является задача, решение которой требует проявления субъектом определенных личностных и деловых качеств [3]. Отслеживание этапов последовательного решения студентами учебных задач при обучении курсу осущест-

вляется во время контроля результатов работы студентов с текстами при выполнении заданий, в период индивидуальных и групповых консультаций, при изучении продуктов рефлексивной деятельности, наконец, во время знакомства с излагаемыми студентом позициями в реферате или эссе.

Технология контроля и оценки качества знаний, умений и навыков по дисциплине отражаются в технологической карте курса (см. табл. 1).

Таблица 1

Технологическая карта курса

Наименование дисциплины / курса Уровень //ступень образования (бакалавриат, магистратура) Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С) Количество зачетных единиц / кредитов

Категория прекрасного в мире природы и в культуре: поиск и обработка информации Магистратура С 3

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ

Ожидаемый результат Задание по проверке качества знаний Аудиторная, внеаудиторная, самостоятельная работа Мин. кол-во баллов Макс. кол-во баллов

Знает и понимает 1. Формы фиксации прочитанного (аннотация, план информационного текста, тезисы, рецензия, реферат и т. д.). 1. Тестовые задания входного контроля. 1. Аудиторная 2 3

2. Понятие как форму мышления, отношения между понятиями; правила доказательного рассуждения; ошибки в рассуждениях; гипотетическое суждение как форму развития знаний и компонент методологического аппарата; методы научного исследования. 2. Анкетирование. 2. Внеаудиторная 1 2

3. Художественный образ, особенности его создания, строения и восприятия; понятия «идея», «тема», «замысел» в произведениях литературного творчества, изобразительного и музыкального искусства. 3. Написание эссе. 3. Самостоятельная 1 2

Умеет 1. Работа со слова- 1. Самостоя- 3 6

1. Работать со справочным рями, энциклопе- тельная

материалом диями, справочниками, поисковой системой Интернет по теме курса.

Итого: 7 13

БАЗОВЫЙ мод УЛЬ

Знает 1. Составление тер- 1. Самостоя- 1 2

1. Основные понятия курса. минологического словаря по курсу (тезаурус). тельная

2. Основные концепции, тео- 2. Тестовые зада- 2. Внеаудитор- 4 8

рии, направленные на решение проблем: 1) целесооб- ния (полиморфные смешанные тесты ная

разности красоты в природе достижений).

и жизни человека; 2) фено-

мена эстетического пережи-

вания и возникновения чув-

ства красоты в процессе ис-

торического развития чело-

века.

3. Виды аннотаций; типы планов информационного 3. Контрольные задания. 3. Внеаудиторная 2 5

текста по теме курса; виды

тезисов; типы конспектов;

правила оформления цитат;

план написания рецензии;

виды рефератов.

Умеет 1. Самостоя- 2 4

1. Подобрать, систематизи- 1. Составление кар- тельная.

ровать и аннотировать ос- тотеки аннотиро-

новные источники информа- ванных источников

ции по теме реферата. учебной, научной и художественной литературы, произведений изобразительного и музыкального искусства по теме реферата.

2. Составить библиографию 2. Составление 2. Самостоя- 1 2

источников информации по теме реферата из областей библиографии по теме реферата. тельная

науки и искусства.

3. Рецензировать источники 3. Выполнение кон- 3. Внеаудитор- 2 5

информации на основе ана- трольного задания: ная

литического (фиксирующего, письменного отчета

разъяснительного, критиче- на основе анализа

ского) чтения. прочитанного фрагмента текста.

4. Написать реферат. 4. Составление библиографического реферата информативного характера. 4. Внеаудиторная. 4 10

Способен 1. Интегрировать полученные знания из философии, психологии, биологии, искусствоведения, эстетики о феномене прекрасного в природе и в культуре. 1. Защита реферата. 2. Написание эссе. 1. Аудиторная. 2. Самостоятельная 5 4 10 11

2. Осуществлять рефлексивный анализ проделанной работы. 2. Заполнение рефлексивного листа (самооценка умений организации работы с источниками информации и выполнения самостоятельных заданий) 2. Самостоятельная 1 2

Посещение лекций (1 час = 1 балл) Аудиторная 8 2

Итого: 34 79

Д ОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ [ МОДУЛЬ

Сообщение по изучаемой теме с применением средств мультимедиа. Творческое задание: доклад по отдельным проблемам содержания курса с применением средств мультимедиа. Самостоятельная 3 4

или Презентация модели объекта природы или культуры. Творческое задание: изготовление модели объекта природы или культуры (в том числе виртуальной)и презентация ее эстетических характеристик (разработка фрагмента занятия) Самостоятельная 3 4

Итого: 6 8

Итого максимум: 100

При разработке критериев оценки качества освоения дисциплины необходимо исходить из ожидаемых результатов. Но начинать проектирование следует с определения минимального стандарта обучения, т. е. минимума знаний и умений, необходимых для того, чтобы студент мог продемонстрировать приобретенные навыки.

Ожидаемый результат, задание по проверке качества знаний, минимальный стандарт, а также более детальное его описание содержатся в табл. 2.

Таблица 2

Диагностика качества освоения дисциплины

Ожидаемый результат Задание по проверке качества знаний Минимальный стандарт и более детальное описание минимального порога

Знания основных понятий курса Составление терминологического словаря по курсу Способен отобрать понятия по содержанию курса и составить словарь понятий с полной смысловой информацией. Способен отобрать философские, психологические, искусствоведческие и др. понятия (отражающие основные идеи курса) с их дефинициями для последующей самостоятельной работы с текстовой информацией.

Понимание основных кон -цепций, теорий, направленных на решение проблемы прекрасного в эстетике Тестовые задания (полиморфные смешанные тесты достижений) Способен к выполнению тестовых заданий по основным вопросам лекционного курса Способен давать верные ответы на тестовые задания, содержащие вопросы об основных концептуальных положениях относительно проблем: 1) целесообразности красоты в природе и жизни человека; 2) феномена эстетического переживания и возникновения чувства красоты в процессе исторического развития человека.

Знание разнообразия способов обработки текстовой информации Контрольные задания Способен определять различные способы обработки текстовой информации. Способен идентифицировать различные виды аннотаций; типы планов информационного текста по теме курса; виды тезисов; типы конспектов; правила оформления цитат; планы написания рецензии; виды рефератов для последующей успешной информационно-аналитической работы с текстовой информацией.

Умение подбирать, аннотировать и систематизировать основные источники информации Составление картотеки Способен к аннотированию и систематизации литературных источников. Способен к составлению картотеки аннотированных источников учебной, научной и художественной литературы, произведений изобразительного и музыкального искусства по теме реферата или эссе.

Умение составлять биб-лиографиче-ские списки по теме реферата или эссе Составление библиографических списков по теме реферата или эссе Способен составлять библиографические списки по теме реферата или эссе. Способен подбирать материалы и составлять библиографические списки из областей науки и искусства по проблеме курса для подготовки к реферативной работе или эссе.

Способность к рецензированию текстовой информации Письменный отчет на основе анализа прочитанного фрагмента текста Способен к рецензированию текстовой информации. Способен к аналитическому (фиксирующему, разъяснительному, критическому) чтению и рецензированию литературного источника.

Умение составлять реферат или эссе Составление библиографического Способен к реферированию. Способен к написанию эссе. Способен к составлению библиографического рефера-

реферата информативного характера или эссе та информативного характера. Способен к передаче в эссе индивидуальных впечатлений и соображений, связанных с проблемой, заявленной в содержании изучаемого курса.

Способность к защите реферативной работы или эссе Устная защита реферата или эссе Способен к защите основных положений реферативной работы или эссе. Способен представлять и защищать собственную мировоззренческую позицию по отношению к феномену прекрасного в природе и в культуре на основе интеграции и анализа полученных знаний из философии, психологии, культурологи, биологии, экологии, искусствоведения, эстетики и т. д.

В разделе «Источники информации» следует указать обязательную и дополнительную литературу, рекомендуемую преподавателем. Вместе с тем студент может самостоятельно, используя современные информационные технологии, организовать поиск необходимой информации (в том числе и на иностранном языке). Преподаватель может предложить известные ему «отправные точки»: Интернет-ресурсы, каталоги и базы данных, информационно-поисковые системы, медиа-ресурсы и др.

В целом способность человека к самостоятельному поиску нужной информации, развитость интерпретационных операций при ее обработке, усвоение на основе данной информации профессиональных знаний, умение творчески использовать их в различных ситуациях, постоянная потребность к самообразованию - признаки компетентной личности.

Поэтому стратегия построения нового поколения учебных программ должна быть направлена на поэтапное развитие компетенций: от решения задач профессиональной деятельности на традиционном уровне к способности решать инновационные образовательные задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арбузова Е. Н. Концептуальные основы создания учебно-методического ком -плекса по дисциплине «Теория и методика обучения биологии». Гуманитарные технологии в биологическом и экологическом образовании // Сб. материалов VIII Международного методологического семинара 25-26 ноября 2008 года, Санкт-Петербург. СПб.: ТЕССА, 2008. Вып. 7. 294 с.

2. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Государственные стандарты третьего поколения (проекты). Педагогическое образование. http://www.gasu.ru/univer/edu/stand/3_pokolenie/

3. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие / О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 158 с.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под. ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицы-ной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

REFERENCES

1. Arbuzova E. N. Konceptual'nye osnovy sozdanija uchebno-metodicheskogo kompleksa po discipline «Teorija i metodika obuchenija biologii». Gumanitarnye tehnologii v biologicheskom i jekologicheskom obrazovanii // Sb. materialov VIII Mezhdunarodnogo me-todologicheskogo seminara 25-26 nojabrja 2008 goda, Sankt-Peterburg. SPb.: TESSA, 2008. Vyp. 7. 294 s.

2. Gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego professional'nogo obrazovanija. Gosudarstvennye standarty tret'ego pokolenija (proekty). Pedagogicheskoe obrazovanie. http://www.gasu.ru/univer/edu/stand/3_pokolenie/

3. Kompetentnostnaja model' sovremennogo pedagoga: Uchebno-metodicheskoe posobie / O. V. Akulova, E. S. Zair-Bek, S. A. Pisareva, E. V. Piskunova, N. F. Radionova, A. P. Trjapi-cyna. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2009. 158 s.

4. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii: Kollektivnaja monografija / Pod. red. prof. V. A. Kozyreva, prof. N. F. Radionovoj i prof. A. P. Trjapicynoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.