Научная статья на тему 'Практико-ориентированное образование: проблемы и пути их решения'

Практико-ориентированное образование: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / БАКАЛАВРИАТ / ЛЕКЦИЯ / МАГИСТРАТУРА / ПРАКТИКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинская Владимира Владимировна, Слесарёв Владимир Львович

Выделены цели практико-ориентированного обучения на разных уровнях образования. Дана содержательно-методологическая характеристика такого обучения в целом и на конкретных примерах для высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированное образование: проблемы и пути их решения»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Владимира Владимировна ДОЛИНСКАЯ,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Выделены цели практико-ориентированного обучения на разных уровнях образования. Дана содержательно-методологическая характеристика такого обучения в целом и на конкретных примерах для высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция». Ключевые слова: аспирантура; бакалавриат; лекция; магистратура; практика; практико-ориентированное обучение; практическое занятие; самостоятельная работа; уровень образования; федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

DOI: 10.17803/2311-5998.2016.26.10.006-017

Владимир Львович СЛЕСАРЁВ,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист России, заместитель председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в отставке

Длительное время в ХХ в. наша страна была одной из первых по качеству образования. По оценке ЮНЕСКО, уровень образования в СССР и России в 1990 г. составлял 3-е место, в 2001 г. — 19-е, в 2012 г. — 35-е1. Сейчас же Россия занимает 36-е место из 187 с индексом уровня образования 0,780, и мы можем «гордиться» тем, что опережаем Индию и Китай2.

Ранее высокий уровень отечественной системы образования характеризовался оптимальным сочетанием фундаментального и прикладного элементов.

Существуют легальные определения фундаментальных и прикладных научных исследований, которые предлагается применять по аналогии. Согласно Федеральному закону РФ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ « О науке и государственной научно-технической политике»3, фундаментальные научные исследования — это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды (например, исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, российских тенденциях преступности); прикладные — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, т.е. на использование научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности и на решение проблем такого использования (например, работы о тактике и методике расследования отдельных видов преступлений). Научные исследования по юриспруденции часто представляют собой сочетание обоих видов и поэтому их именуют теоретико-прикладными.

© В. В. Долинская, 2016, В. Л. Слесарёв, 2016

URL: http://leftblok.ru/blog/

Рейтинг стран мира по уровню образования // Гуманитарная энциклопедия. URL: http://gtmarket.ru/RATINGS/EDUCATION-INDEX/EDUCATION-INDEX-INFO (дата обращения: 18.03.2015).

СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137 (с изм.).

в

ЕСТНИК Долимская В. В., Слесарёв В. П.

УНИВЕРСИТЕТА Практико-ориентированное образование: проблемы и пути их решения

7

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

К сожалению, на каком-то этапе первый элемент — фундаментальный — стал трансформироваться в схоластику и догматизм, а второй — прикладной — либо исчезать, либо трансформироваться в неосмысленное ремесленничество.

Сейчас в условиях рыночной экономики вновь остро встает вопрос о практико-ориентированном образовании. Это требование Единого квалификационного справочника должностей рабочих и служащих, а также Профессиональных стандартов4. Но обучающиеся и обучающие сталкиваются при его исполнении с рядом проблем:

— разные цели практико-ориентированного обучения на разных уровнях образования,

— дискуссии по вопросам содержания и методологии такого обучения.

Так, согласно пунктам 4.1 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. № 4645 (далее — ФГОС бакалавр), федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»), утв. Приказом Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 г. №17636 (далее — ФГОС магистр), федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 «Юриспруденция» (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утв. приказом Минобрнауки РФ от 5 декабря 2014 г. №15387 (далее — ФГОС аспирант), область профессиональной деятельности соответственно — бакалавров, магистров, выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает8:

ФГОС бакалавр ФГОС магистр ФГОС аспирант

разработка и реализация правовых норм разработка и реализация правовых норм разработка и реализация правовых норм

обеспечение законности и правопорядка обеспечение законности и правопорядка обеспечение законности и правопорядка

правовое обучение и воспитание образование и воспитание образование и воспитание

проведение научных исследований проведение научных исследований

экспертно-консультационная работа

4 См., например: Приказы Минтруда России от 23 марта 2015 г. № 183н «Об утверждении профессионального стандарта "Следователь-криминалист"» // URL; http://www.pravo.gov.

ru> ; от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Пе- р

дагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного а

профессионального образования» // URL: http://www.pravo.gov.ru

5 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 26

(с изм.). >

6 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. №14 ej (с изм.). u

7 <www.rg.ru/dok/1078951> >

8

Я

Различия выделены курсивом. среда

10/2016

>

8

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

"Т^ЕСТНИК

в М УНИВЕРСИТЕТА

™ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

По уровням образования предполагаются различные виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники:

П.4.3. ФГОС бакалавр П.4.3. ФГОС магистр П.4.3. ФГОС аспирант

нормотворческая правотворческая

правоприменительная правоприменительная

правоохранительная правоохранительная

экспертно-консультационная экспертно-консультационная

педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений) педагогическая преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования

организационно-управленческая

научно-исследовательская научно-исследовательская деятельность в области юриспруденции

Различаются и компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника в результате освоения программы.

Согласно п.п.5.1 и 5.2 ФГОС бакалавр, выпускник должен обладать следующими компетенциями:

1) общекультурными:

— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

— способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

— способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

— обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

— имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

— стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

— способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

— способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

— способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требо-

ЕСТНИК Долимская В. В., Слесврёв В. П. ^^

УНИВЕРСИТЕТА Практико-ориентированное образование: проблемы и пути их решения 93

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

вания информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

— владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

— способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

— владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

— владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом;

2) профессиональными:

A) в нормотворческой деятельности:

— способен участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

Б) в правоприменительной деятельности:

— способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

— способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

— способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

— способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

— способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

— владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

B) в правоохранительной деятельности:

— готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

— способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

— способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

— способен осуществлять предупреждение правонарушений, выяв- ^ лять и устранять причины и условия, способствующие их соверше- ст нию (ПК-11); >

— способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и со- ^ действовать его пресечению (ПК-12); ш

— способен правильно и полно отражать результаты профессиональ- н ной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); ё

Г) в экспертно-консультационной деятельности: ^

— готов принимать участие в проведении юридической экспертизы >

проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявле- среда

10/2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

ния в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

— способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

— способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

Д) в педагогической деятельности:

— способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

— способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

— способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Согласно п.п.5.1 и 5.2 ФГОС магистр, выпускник должен обладать следующими компетенциями:

1) общекультурными:

— осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

— способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

— способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

— способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

— компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);

2) профессиональными:

A) в правотворческой деятельности:

— способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

Б) в правоприменительной деятельности:

— способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реали-зовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

B) в правоохранительной деятельности:

— готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

— способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

— способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

— способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

Г) в экспертно-консультационной деятельности:

УНИВЕРСИТЕТА Практико-ориентированное образование: проблемы и пути их решения I I

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

— способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

— способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

Д) в организационно-управленческой деятельности:

— способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

— способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

Е) в научно-исследовательской деятельности:

— способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

Ж) в педагогической деятельности:

— способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

— способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

— способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

— способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Согласно п.п.5.2 и 5.3 ФГОС аспирант, выпускник должен обладать следующими компетенциями:

1) универсальными:

— способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

— способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

— готовностью участвовать в работе российских и международных ис- ° следовательских коллективов по решению научных и научно-обра- б зовательных задач (УК-3); >

— готовностью использовать современные методы и технологии на- о учной коммуникации на государственном и иностранном языках ш (УК-4); е

— способностью следовать этическим нормам в профессиональной л

ь

деятельности (УК-5); способностью плани

сионального и личностного развития (УК-6); Среда

способностью планировать и решать задачи собственного профес- я

10/2016

>

УНИВЕРСИТЕТА Практико-ориентированное образование: проблемы и пути их решения I

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

и социально значимых компетентностеи, при этом мотивация к изучению теоретического материала идет от потребности в решении практической задачи.

Представляется, что во всех случаях едиными остаются:

— приобретение как знаний, умений, навыков, так и опыта практической деятельности;

— постановка реальных профессиональных задач;

— возрастание сложности этих задач от курса к курсу;

— интеграция знаний, методов различных учебных дисциплин, отраслей права, областей науки и практики.

Обучение на всех уровнях образования строится при сочетании одних и тех же форм, но в различном процентном соотношении и, как было указано выше, с разной степенью сложности.

Лекция (от лат. lectio — чтение) в настоящее время не сводится только к вербальным методам. С повышением уровня профессионального образования происходит переход от репродуктивного стиля обучения, традиционных лекций к проблемному изложению. Смысл репродуктивного стиля обучения в передаче студентам базовых юридических знаний, традиционная лекция ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. На проблемной лекции новое знание вводится через проблемность темы, задачи или ситуации; содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и новаторских точек зрения на рассматриваемую проблему.

Один из лекторов практически все лекции проводит с использованием презентаций и, в зависимости от уровня подготовленности студентов, в форме лекций-обсуждений. Другой предпочитает обходиться без презентаций, но также использует форму лекций-обсуждений.

И оба единодушны в том, что при современном уровне подготовки (обеспечиваемом в первую очередь школой) студентов, обучающихся по программам бакалавриата, удачными можно считать лекции, в процессе которых студенты могут соотнести изучаемый материал с уже пройденным, в том числе по другим учебным дисциплинам, а также способны задавать вопросы по элементарному сопоставлению различных норм и их применению на практике.

Например, при изучении темы «Сделки» в курсе «Гражданское право» лектор подводит студентов к обнаружению дефекта нормы статьи ГК о субъектном составе сделок и применению ими своих знаний о персонификации участия публично-правовых образований в гражданском обороте.

в обсуждении несовпадения общегражданского и специального корпоратив-

При обучении в магистратуре, например по программе «Право корпораций (корпоративный юрист)», студенты уже способны участвовать на лекции А

Ш □

ного законодательства по вопросам субъектного состава регулируемых пра- а

вом отношений. т

При обучении в аспирантуре по специальности № 12.00.03 — граждан- л

ское право, предпринимательское право, семейное право, международное н

частное право — молодые специалисты могут и должны на лекции обсуж- я

дать с преподавателем, например, проблемы развития правосубъектности среда

10/2016

>

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

и правового статуса, сопоставляя материал различных отраслей права и законодательства.

Практические занятия — это форма детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля усвоения полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя.

У авторов практические занятия являются интерактивной формой и предусматривают разбор конкретных ситуаций из судебной (арбитражной) и иной правоприменительной практики, деловые игры, проведение групповых дискуссий, подготовку проектов договоров и т.п. Чаще всего используются такие интерактивные образовательные технологии, как «аквариум», деловая игра, дискуссия, коллективное обсуждение, мозговой штурм, презентация проекта, работа в малых группах, саве-э^у (анализ конкретных, практических ситуаций).

Для подготовки бакалавров недостаточно обращаться к Практикумам, часто «морально» устаревшим. Необходимо творчески использовать материал судебной (арбитражной) и иной правоприменительной практики.

Недавно при изучении подотрасли «Право собственности и иные (ограниченные) вещные права» была очень популярна задача по материалам судебных дел с участием Садоводческого некоммерческого партнерства «Речник». В 2016 г. студентами с большим интересом была воспринята задача по материалам т.н. «ночи больших ковшей» в Москве. Одному из авторов, как преподавателю проводившему эти занятия, было особенно приятно, что студенты привлекали материал и других отраслей (административного, земельного), т.е. демонстрировали развитие с опережением, а также то, что они продолжили отслеживать судебную практику и одно из решений в пользу собственника снесенного строения использовали уже по другой теме — «Ответственность в обязательственном праве».

На практических занятиях магистрантов используются задачи исключительно межотраслевые по материалу. Например, вопрос о рациональности заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации рассматривается с позиций ГК, НК, Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»11, Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»12, Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 9 48-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»13, Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЭ «О защите конкуренции»14, Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЭ «О рынке ценных бумаг»15.

СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.1 (с изм.). СЗ РФ. 1998. № 7. Ст.785 (с изм.).

Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499 (с изм.).

СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434 (с изм.). СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918 (с изм.).

УНИВЕРСИТЕТА Практико-ориентированное образование: проблемы и пути их решения I

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

Аспиранты при изучении, например, темы «Проблемы юридических фактов в гражданском и семейном праве» по результатам предварительной самостоятельной работы составляют в аудитории макет решения собрания участников корпорации, выполняя задание методом мозгового штурма. Особое внимание в аспирантуре приходится уделять правильному соотношению индивидуальных и коллективных форм работы.

Полагаем, что в той или иной мере необходимо в процессе обучения на всех указанных уровнях использовать также те примеры судебного толкования, которое проводят высшие судебные органы страны, в настоящее время — Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ. К их числу, в частности, относятся вопросы соотношения виндикационных исков и применения реституции при признании сделок недействительными (разъяснение Конституционного Суда РФ), либо допустимости признания сделок недействительными без требования о применении последствий недействительности (разъяснение Верховного Суда РФ, меняющее его же прежнюю позицию) и др.

Современное обучение предполагает высокий процент самостоятельной работы студента. Она делится на две группы:

1) аудиторная — выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

2) внеаудиторная — планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Чаще всего авторы ориентируют студентов на следующие виды самостоятельной работы:

1) изучение нормативных правовых актов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) изучение судебной и иной правоприменительной практики;

3) изучение основной и дополнительной литературы с обязательным реферированием основных положений;

4) подбор примеров из судебной практики;

5) анализ и обобщение судебной практики;

6) изучение документов;

7) подготовка проектов документов;

8) решение задач из практики;

9) составление глоссария;

10) решение кроссворда;

11) составление кроссворда; °

12) решение теста; б

13) составление теста; а

14) разработка схем; о

15) составление сравнительных таблиц; а

16) разработка алгоритмов; т

17) подготовка к дискуссионной форме проведения практических занятий; л

ь

18) подготовка к деловым играм;

19) подготовка рефератов и эссе

20) подготовка к коллоквиумам и экзаменам. Среда

19) подготовка рефератов и эссе; я

10/2016

>

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Выбор форм самостоятельной работы и их содержательное направление напрямую связан с целеполаганием уровня образования и отражает постепенное усложнение тактических задач.

Обратим особое внимание на практики, присутствующие в ОП по каждому уроню образования. В ФГОС бакалавр выделены учебная и производственная практики, в ФГОС магистр — практика и научно-исследовательская работа, в ФГОС аспирант — практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика).

Пока идут бурные дискуссии о взаимодействии вузов с работодателями, представляется возможным и необходимым сочетать опыт советской высшей школы с современными реалиями. Например, учебную практику студенты могут проходить в государственных органах и органах местного самоуправления, правоохранительных органах и органах правосудия, нотариате и адвокатуре, юридических подразделениях крупных организаций. Производственную практику они могут проходить там же уже в статусе помощников юристов, а также в небольших организациях, потребности которых во временных работниках можно выявлять через центры занятости. Кроме того, в вузах, где функционируют юридические клиники, привлечение к работе последних студентов будет полезно как образовательной организации и потребителям юридических консультационных услуг, так и самим студентам. Плодотворной окажется практика магистрантов в качестве помощников лаборантов кафедр, инспекторов курсов, сотрудников учебно-методических управлений. Ориентированных на педагогическую деятельность можно привлекать в качестве ассистентов при подготовке и проведении занятий с бакалаврами по прогнозируемой тематике магистерской диссертации (направлению научного исследования). Педагогическая практика обязательна для аспирантов, причем она может проводиться как в рамках занятий с бакалаврами, так и путем привлечения в качестве ассистентов при подготовке и проведении занятий с магистрантами.

Выбор тем курсовых, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций должен быть связан с проблематикой, отвечающей потребностям как развития науки, так и (особенно в бакалавриате) обеспечения гражданского оборота. К сожалению, ряд вузов сейчас отказывается от выпускных квалификационных работ. На наш взгляд, эту форму следует сохранить, но наполнить ее принципиально новым содержанием. Для обучающихся вуза, потенциальных работодателей были бы полезны не работы, в которых достижением считается 60% оригинальности (остальное — заимствование, да и основная часть, как правило, — более или менее удачная компиляция материала из давно известных источников), а именно дипломные проекты: подбор судебных решений по определенной теме с реферативным обзором; замечания на законопроект с теоретическим обоснованием и результатами сравнительного анализа с действующим законодательством; проект локального правового акта, в том числе устава организации и т.д.

В рамках научно-исследовательской работы аспиранта актуальность избранной темы рекомендуется обосновывать с позиций потребностей экономики, внутренней логики развития права и законодательства, проблем пра-

в

ЕСТНИК Долимская В. В., Слесарёв В. П.

УНИВЕРСИТЕТА Практико-ориентированное образование: проблемы и пути их решения

17

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

воприменительной практики и неосвещенности/ненадлежащей освещенности в доктрине16.

При сохранении теоретико-прикладной направленности на всех этапах обучения, уровнях образования и во всех формах обучения и могут быть достигнуты цели практико-ориентированного образования, формирования личности квалифицированного специалиста, практикующего юриста.

Завершить эту краткую работу хотелось бы очень точным высказыванием Аристотеля, имеющем непосредственное отношение к теме: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле».

См. подробнее: Долинская В. В. О методике обучения в аспирантуре научно-исследовательской работе // Образование и право. 2015. № 9—10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.