Научная статья на тему 'О контроле за самостоятельной работой студентов (опытработыкафедрыфилософии,истории итеориимировойкультуры)'

О контроле за самостоятельной работой студентов (опытработыкафедрыфилософии,истории итеориимировойкультуры) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / ВИДЫ КОНТРОЛЯ / FORMS OF INDEPENDENT WORK / CONTENT OF INDEPENDENT WORK / EVALUATION SYSTEM / TYPES OF CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Евгения Викторовна

В статье описано, как современные виды и формы педагогического контроля обеспечивают продуктивную познавательную деятельность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONTROL OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK (THE EXPERIENCE OF DEPARTMENT OF PHILOSOPHY, HISTORY AND THEORY OF THE WORLD CULTURE)

The author illustrates the ways modern types and forms of pedagogical control provide students’ effective cognitive activity.

Текст научной работы на тему «О контроле за самостоятельной работой студентов (опытработыкафедрыфилософии,истории итеориимировойкультуры)»

УДК 371.4

О КОНТРОЛЕ ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ (ОПЫТ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ТЕОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ)

ON THE CONTROL OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK (THE EXPERIENCE OF DEPARTMENT OF PHILOSOPHY, HISTORY AND THEORY OF THE WORLD CULTURE)

© Е.В. Сафонова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© Ye.V. Safonova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье описано, как современные виды и формы педагогического контроля обеспечивают продуктивную познавательную деятельность студентов.

The author illustrates the ways modern types and forms of pedagogical control provide students' effective cognitive activity.

Ключевые слова: формы самостоятельной работы, содержание самостоятельной работы, система оценивания, виды контроля.

Keywords: forms of independent work, content of independent work, evaluation system, types of control.

Современные образовательные программы подготовки бакалавров характеризуются увеличением количества времени, отводимого на самостоятельную работу, по отношению к объему аудиторных часов, в которых, в свою очередь, значительный перевес имеют практикумы и семинары. Добавим, что хорошо организованная лекция создает условия для зарождения самостоятельной мысли и для поддержания познавательной активности слушателей, то есть она также связана с самостоятельной работой. Другими словами, самостоятельная работа является не просто важной формой образовательного процесса, она является его основной составляющей.

Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который необходимо выстраивать как процесс приобретения профессиональных компетенций через самостоятельную работу с информацией, применение теоретических знаний в моделируемых профессиональных ситуациях, отработку умений решения практических задач, овладение опытом профессиональной деятельности посредством разработки и реализации учебных и социально значимых проектов.

В связи со всем вышесказанным особое внимание теперь уделяется видам

и формам контроля за результатами самостоятельной учебной деятельности студентов. Процесс контроля и его результат важны для диагностики состояния знаний, умений и навыков студентов, которые предусмотрены программой, а также для совершенствования работы преподавателя: они позволяют оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности. Далее отметим, что с увеличением роли и веса самостоятельной работы встает вопрос о ее мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор для того, кто пришел в вуз за образованием, - качественная подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Введенная в систему работы нашей академии рейтинговая система оценивания образовательного уровня студентов оптимально соотносится с усилением доли и роли самостоятельной работы уже тем, что: 1) учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную работу; 2) более объективно и точно оценивает знания за счет использования дробной 100-балльной шкалы оценок; 3) в рейтинговой системе создается основа для дифференциации за счет расширения диапазона учитываемой деятельности студентов, включая и творческую.

Таблица 1

Формы самостоятельной работы студентов и контроля за ней

Формы самостоятельной работы Описание Система оценивания

Самостоятельная работа и контроль за ней в процессе аудиторных занятий

Экспресс-опросы Фронтальные опросы и опросы отдельных студентов, а также тестовый контроль Опрос в процессе лекционного занятия носит проблемный характер и имеет целью проверить умение студентов формулировать и доказывать свою точку зрения по изучаемой проблеме. Тестовым контролем диагностируется знание студентами фактического материала

Письменное рассуждение по одному из проблемных вопросов лекции, носящему обычно дискуссионный характер Работа выполняется в конце занятия в течение 15 мин и представляет собой некий тезис или проблемный вопрос, на который студент письменно готовит ответ (размышление) с аргументами и выводами Оценивается с точки зрения умения сформулировать тезис, привести доказательства (количество аргументов учитывается), проиллюстрировать конкретными примерами

Составление структурно-логических схем либо по одной определенной теме курса, либо по блоку тем с последующим вербальным описанием концепции, заложенной в схеме Схема выполняется дома, демонстрируется и защищается перед однокурсниками в начале следующего занятия в течение 5-10 мин За подготовку структурно-логической схемы оценка колеблется в диапазоне от 1-3 баллов, где 1 балл выставляется в том случае, если схема отражает один из аспектов изучаемой темы; 2 балла - если схема отражает краткое описание нескольких аспектов изучаемой темы; 3 балла -если схема охватывает, качественно описывает все основные аспекты темы

Самостоятельная работа, обязательная для всех студентов, и контроль за ней

Подготовка и написание рефератов, докладов с правом выбора темы Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носить проблемно-тематический характер. Защита реферата с оппонированием, обсуждением в группе Автор реферата должен продемонстрировать достижение им уровня мировоззренческой, общекультурной компетенции, то есть продемонстрировать знания о реальном мире, о существующих в нем связях и зависимостях, проблемах, о ведущих мировоззренческих теориях; умение проявлять оценочные знания, изучать теоретические работы, использовать различные методы исследования, применять различные приемы творческой деятельности. Критерии оценки: - актуальность темы; - соответствие содержания теме; - глубина проработки материала; - правильность и полнота использования источников; - соответствие оформления реферата стандартам

Подготовка презентаций в PowerPoint по предложенным темам, в том числе электронных альбомов памятников культуры Представление на семинарском занятии или во время промежуточного контроля (зачета или экзамена) Оценивается содержательная сторона презентации, логика преподнесения материала, степень раскрытия темы, грамотность оформления текста, способность студента прокомментировать материал и ответить на вопросы по теме презентации

Защита мини-проектов Учебные проекты, предлагаемые студентам для разработки, носят культуротворческий и социально направленный характер. Проект представляет собой культуроори-ентированную исследовательскую деятельность по решению конкретной учебной задачи Результаты индивидуального проекта отражают уровень сформированности навыков учебно-исследовательской деятельности, способность к самостоятельной интеллектуальной, аналитической, креативной деятельности

Е.В. Сафонова

Окончание таблицы 1

Формы самостоятельной работы Описание Система оценивания

Самостоятельная работа по выбору и контроль за ней

Аннотирование источников: книг, периодических изданий, сайтов Аннотация должна включать характеристику основной темы изучаемого источника, проблемы, цели и ее результаты. В аннотации указывается, что нового несет в себе предмет изучения в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению Аннотирование проверяет умение студентом характеризовать объект изучения и структурно описывать его

Индивидуальное или групповое участие в культуротворческих проектах Традиционно кафедрой реализуется ежегодный проект «Пища в обрядовых традициях разных народов», к участию в котором приглашаются студенты разных факультетов Оценивается участие в конкурсе проектов с точки зрения уровня подготовки презентации блюда: рассказ о культуре народа через культуру пищи, показ приготовленного блюда

Организация межфакультетской олимпиады по культурологии Олимпиада проводится в рамках изучения дисциплины «Культурология» для всех студентов некультурологического профиля. Формой проведения могут быть: рецензия на фильм или спектакль, эссе, защита творческих проектов Оценивается широта кругозора, общекультурная компетентность студента, глубина знаний, умение применять их в заданной ситуации

Составление тестовых заданий для сокурсников. Составление кроссвордов с целью проверки работы сокурсников с категориальным аппаратом изучаемой дисциплины Опыт профессиональной компетентности студента в составлении разного вида дидактических заданий и использование их в практической работе, моделируемой на занятиях в вузе Проверяется умение пользоваться категориальным аппаратом курса, владение опытом составления учебных заданий для самостоятельной работы

Посещение музеев и выставочных центров в свободное от учебы время и написание отзыва Студент самостоятельно во внеаудиторное время посещает театральный спектакль, музей, выставку и составляет отзыв о ней Отзыв отличается от рецензии прежде всего тем, что в его основе лежат собственные впечатления. Мнение должно быть обоснованным. Критерии оценивания отзыва: грамотность оформления, полнота рассуждения, аргументированность собственного мнения, наличие рекомендаций

Заполнение «Дневника читателя, зрителя, слушателя» Самостоятельное посещение центров культуры и оформление дневника отзывов о посещенных мероприятиях. Дневник ведется в течение времени, отведенного на изучение культурологического курса Дневник оценивается с точки зрения содержания отзывов, разнообразия отраженных в нем материалов, аккуратности и грамотности оформления

Обобщая опыт кафедры философии, истории и теории мировой культуры по вопросу организации самостоятельной работы студентов и контроля за ней, назовем принципы, которыми руководствуется преподаватель при выборе содержания и форм контроля за самостоятельной работой учащихся.

1. Осознание студентами полезности выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы пригодятся ему в дальнейшем, то отношение к выполнению задания позитивно и качество выполнения высоко.

2. Разнообразие форм контроля, увеличение доли активных, инновационных видов деятельности студента.

3. Предоставление студенту возможностей выбора, где это возможно, вида контрольного задания и форм его выполнения, свободы в выстраивании самостоятельной образовательной траектории.

Культурологические и философские дисциплины преподаются на всех направлениях и специальностях, реализуемых в ПГСГА, а это значит, что культурологическое образование является частью итоговой компетентности студентов.

Какие же формы самостоятельной работы используют преподаватели культурологических дисциплин?

Из материалов таблицы 1 видно, что в работе преподавателей в большей степени присутствуют задания частично-поискового и исследовательского толка, требующие разной степени самостоятельности при выполнении их студентами,

начиная от самостоятельной подготовки по предложенному плану и рекомендованной литературе до самостоятельно выполненного проекта по дисциплине. Стоит также отметить, что в рамках самостоятельной работы на выбор студента предлагается целый ряд заданий творческого характера: заполнение дневника, написание отзыва о просмотренных спектаклях, посещенных выставках. В рамках дисциплин, преподаваемых на педагогическом направлении, идет работа по овладению студентами опытом составления учебных тестов, опорных конспектов, других видов проверочных заданий по заданной теме или разделу.

Можно отметить, что кафедра нацелена на обеспечение продуктивной познавательной деятельности студентов через активные виды учебной деятельности -проблемные, эвристические, диалоговые методики и технологии.

Сведения об авторе

Евгения Викторовна Сафонова, доцент кафедры философии, истории и теории мировой культуры Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

Yevgeniya Viktorovna Safonova, associate professor of Department of Philosophy, History and Theory of the World Culture.

E-mail: evgg_71@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.