образная по форме и богатая по содержанию. На уроке далеко не каждому удается раскрыться и самореализоваться, т. к. могут срабатывать сдерживающие факторы: боязнь сделать ошибку и быть критически оцененными в присутствии сверстников, слишком быстрый темп работы на уроке, неуверенность в своих силах и, как следствие, желание узнать резуль-
тат у более успешного соседа по парте. Внеаудиторная самостоятельная работа не «зажата» жесткими временными и дисциплинарными рамками урока и психологически является более комфортной для обучающихся, тем самым всячески способствует расширению творческого потенциала личности и повышению мотивации к обучению.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕИТИНГОВОИ СИСТЕМЫ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Л. Ю. Апенкова, мастер производственного обучения ГБОУ СПО «Беловский техникум технологий и сферы услуг», О. В. Акимова, преподаватель
Самостоятельная работа — это способ активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых для него знаний, навыков и умений с участием и без участия в этом процессе преподавателей. Самостоятельная работа, как и процесс обучения в целом, выполняет функции образования, воспитания и развития обучающихся, а также затрагивает другие стороны их личности. Самостоятельная работа может быть источником знаний, способом проверки их, совершенствования и закрепления, а по отношению к умениям и навыкам она является единственным путем их формирования.
Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50 % часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее — СРС). В связи с этим обучение в техникуме включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию, части — процесс обучения и процесс самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой обучающегося. Самостоятельная работа играет большую роль в формировании и развитии учебных умений, воспитании воли, познавательного интереса. В ней проявляется индивидуальность каждого обучающегося, формируется его интеллект и характер. Все это оказывает содействие усвоению глубоких и крепких знаний.
К современному специалисту общество предъявляет достаточно много требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способно-
Л. Ю. Апенкова О. В. Акимова
стей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие обучающихся в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Формы самостоятельной работы разнообразны. Они включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
- подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
- участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.
Самостоятельная работа приобщает обучающихся к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
В образовательном процессе техникума выделяется два вида самостоятельной работы: аудиторная под руководством преподавателя и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы без участия преподавателя являются: составление кроссвордов, написание рефератов, составление контрольных вопросов по конспекту, опорных конспектов, заполнение таблиц, составление схем, презентации.
Основными видами самостоятельной работы с участием преподавателей являются: прием и разбор домашних заданий, выполнение курсовых работ (проектов) в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ) в часы, предусмотренные учебным планом, прохождение практики и оформление ее результатов (руководство и оценка уровня сформи-рованности профессиональных умений и навыков), выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.
Самостоятельную работу обучающихся предлагаем оценивать с применением балльно-рей-тинговой системы. Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание обучающихся, но это не простой уход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей обучающихся, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы. Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные обучающимися баллы переводятся в привычные оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, но-
визну подходов к выполнению заданий самостоятельной работы. У обучающегося имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т. д.). При этом обучающиеся, не спешащие сдавать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы. Поощряется более быстрое прохождение программы. Так, если обучающийся готов сдавать самостоятельные работы раньше установленного времени, можно добавить ему дополнительные баллы. Разработанная шкала перевода рейтинга по дисциплине в итоговую пятибалльную оценку доступна: 85100 % от максимальной суммы баллов — оценка «отлично», 70-85 %о — «хорошо», 50-70 %о — «удовлетворительно», 50 %% и менее — «неудовлетворительно».
При использовании рейтинговой системы основной акцент делается на активных видах учебной деятельности, активность обучающихся преобразуется в творческое осмысление предложенных задач. Взаимоотношения преподавателя и обучающихся есть сотрудничество и сотворчество. Существует психологическая и практическая готовность преподавателя к факту индивидуального своеобразия «Я-концепции» каждого обучающегося. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы обучающихся, активизирует их познавательную деятельность путем стимулирования творческой активности.
Преподавателем составляется таблица по выполнению самостоятельных работ и вывешивается в кабинете на стенд. По вертикали располагается список студентов группы, по горизонтали — номер раздела, темы, вид самостоятельной работы. На их пересечении преподавателем выставляется оценка в балльной или рейтинговой системе.
Практический опыт показал:
- систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению обучающимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении преподавателем готовых знаний.
- Организация выполнения обучающимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, мышления.
- При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются тем-
пы формирования у обучающихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
- С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у обучающихся вырабатываются устойчивые навыки такой деятельности.
В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ обучающиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких групп, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала и других видов работ творческого характера.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА -ОСНОВА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Ю. Ю. Начаркина, Л. Н. Юзвак, преподаватели ГБОУ СПО «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»
Важнейшим компонентом в системе подготовки конкурентоспособного выпускника является самостоятельная работа, т. к. это необходимое условие формирования потребности в самоорганизации будущего специалиста, способности творчески решать профессиональные задачи, а также способности к постоянному обновлению своих знаний в течение всей трудовой деятельности.
Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т. д.
Особое значение для правильной организации освоения специальности, на наш взгляд, имеет развитие навыков самоорганизации и самообучения у обучающихся. Ведь не секрет, что многие обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей, связанных с отсутствием привычки к систематическому умственному труду, неорганизованностью, шаблонным, отсутствием критического мышления и т. д. Следовательно, обучающимся важно научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои способности и овладевать навыками творческой работы. Развитие этих важных качеств возможно только в ходе выполнения самостоятельной работы.
Самостоятельная работа учит адаптироваться к будущей профессиональной деятельности, помогает самостоятельно принимать решения, учит логически мыслить.
Ю. Ю. Начаркина
Л. Н. Юзвак
Самостоятельная работа обучающихся техникума включает следующие виды самостоятельной деятельности:
Для овладения знаниями:
• чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
• составление плана текста;
• графическое изображение структуры текста;
• конспектирование текста;
• выписки из текста;
• работа со словарями и справочниками;
• ознакомление с нормативными документами.
Для закрепления и систематизации знаний:
• работа с конспектом лекции;
• работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
• составление плана и тезисов ответа;
• составление таблиц для систематизации учебного материала;
• изучение нормативных материалов;