Научная статья на тему 'Формирование учебной компетенции и развитие навыков продуктивной учебной деятельности при выполнении самостоятельной работы по английскому языку'

Формирование учебной компетенции и развитие навыков продуктивной учебной деятельности при выполнении самостоятельной работы по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование учебной компетенции и развитие навыков продуктивной учебной деятельности при выполнении самостоятельной работы по английскому языку»

лища могут одновременно работать с общими папками. Подготовленные учебные материалы и задания, выполненные обучающимися, находятся в одном месте, и доступ к этой информации имеют и обучающиеся, и преподаватель. Облачные хранилища интегрированы с другими полезными веб-сервисами: электронной почтой, текстовым, табличным редакторами и т. д., на любой облачный сервис можно зайти со своей электронной почты.

Из всего многообразия облачных сервисов для себя я выбрала Google Drive. Хочется привести несколько примеров по его использованию при организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) обучающихся. Одной из форм ВСР может стать совместная проектная работа обучающихся. Конечно, такая форма работы одна из самых сложных. На нее уходит много времени и сил, зато результат превзойдет все ожидания. А если вы воспользуетесь облачными сервисами, то сделаете ее интересной для обучающихся и сэкономите свое время и силы. Итак, как же организовать такую работу? Обучающиеся получают тему проекта, делятся на группы, выбирают руководителя группы, который распределяет задания, создает документ и предоставляет к нему доступ остальным участникам группы. Обучающиеся могут работать над заданиями в техни-

куме или дома, они наполняют проект содержанием, а когда работа закончена, предоставляют преподавателю доступ к документу. Преподаватель оставляет свои комментарии, чтобы обучающиеся могли исправить или дополнить документ. Все это делается до защиты проекта и позволяет максимально подготовиться обучающимся. При оценивании участников проекта преподаватель может отследить хронологию изменений, то есть посмотреть, какой вклад в работу внес каждый его участник.

«Облако» также можно использовать при закреплении пройденного материала или при изучении нового, если вдруг обучающийся заболел и не может присутствовать на учебном занятии. Преподаватель с помощью электронного дневника дает обучающимся задание. Это могут быть любые материалы: конспекты, письменные задания, а обучающийся должен будет либо создать документ, либо поработать с ним и внести необходимые изменения, ответить на вопросы, выполнить тестовое задание и т. д. Преподаватель проверяет выполненное задание, оставляет комментарии и выставляет оценку. Примеров использования облачных технологий много, но главное — это очень просто и интересно для обеих сторон образовательного процесса. А правильно организованная самостоятельная работа будет приносить желаемые результаты.

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОДУКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

т. В. Сальникова, преподаватель Кузнецкого техникума сервиса и дизайна им. Волкова В. А.

Сегодня в соответствии с требованиями ФГОС более 30 % учебного времени при изучении иностранного языка отводится формированию навыков самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельной учебной деятельности студентов в области иностранного языка уделялось и уделяется значительное внимание. Сегодня педагоги-практики используют дополнительные тексты для чтения с послетексто-выми заданиями, сборники электронных лек-сическо-грамматических тестов, ролевые, проблемные и творческие учебные задания.

Предлагаю рассмотреть основные виды самостоятельной работы, которые я активно

использую при обучении базовому английскому языку студентов первых курсов.

Самостоятельная работа, как мы знаем, бывает двух видов: аудиторная и внеаудиторная. Более трудная задача состоит в приобщении обучающихся к постоянной внеаудиторной работе при изучении иностранного языка.

Первый вид самостоятельной работы — это работа над языковыми средствами (языковым материалом) в целях накопления языковых средств. Для этого обучающийся должен иметь тетрадь-словарик для записи в него незнакомых слов и выражений по темам.

Изучение языкового материала занимает существенное место в общей структуре и содержании самостоятельной работы над языком. Самое главное, иметь возможность прослушивать аудиозаписи слов по темам на языке носителя. В качестве основных можно выделить такие работы, как подбор или накопление языковых средств, анализ текста, составление собственных справочных записей-комментариев. Все это возможно благодаря электронным словарям и онлайн-словарям, в которых обучающийся может найти перевод слова и толкование этого слова на английском языке, примеры фраз, пословицы и поговорки с этим словом, которые позволяют узнать глубже культуру и колорит изучаемого языка. Многие студенты сегодня используют словари, в которых дается толковый, идиоматический, лингвокультуровед-ческий материал. Работа над языковыми средствами необходима для совершенствования диалогических и монологических навыков.

Второй вид самостоятельной работы — работа над текстом. В процессе обучения студенты знакомятся с публицистическими, художественными, газетными и профессионально ориентированными текстами. Текст при этом является материалом для выполнения различных самостоятельных заданий. Например, извлечь основную мысль из текста, кратко пересказать текст, получить дополнительные линг-вострановедческие, культурные и профессиональные знания. Студентов увлекает поисковая деятельность, развиваются языковая догадка, понимание «прагматического» смысла текста, контекста и подтекста.

Продуктом самостоятельной деятельности обучающихся могут быть словари-комментарии, записи профессиональных выражений, составление заимствований из других языков или языковых выражений, используемых в определенной социальной среде (пример, профессиональный сленг), комментарии по тексту, развернутый анализ текста. Такая самостоятельная работа над языком помогает не только обеспечить адекватность понимания и использования средств языка в профессиональном общении, но и создает основу для интегративных междисциплинарных уроков, участия в исследовательских и творческих проектах.

Третий вид самостоятельной работы — самостоятельная практика в аудировании. Прослушивание современных песен и учебного материала в форме диалогов и монологов по теме, просмотр видеофильмов на английском языке имеет познавательный характер. Самая главная задача этого вида — совершенствование навыков аудирования, так как аудирование в методике преподавания иностранных языков занимает не последнее место. Оно создает языковую, социокультурную и профессиональную атмосферу при изучении иностранного языка. Самостоятельное аудирование, в идеале, должно быть регулярным и носить образовательный характер. Аудирование способствует развитию речевых навыков.

Четвертый вид самостоятельной работы — это практика письменной речи. Будущий специалист должен грамотно заполнить анкету, написать свою автобиографию, четко составить резюме, иметь представление о видах контрактов и составлять их, писать письма делового характера. Задача преподавателя иностранного языка заключается в том, чтобы развить у обучающегося навыки письменной речи: составления тезисов, комментариев, выписок, плана-конспекта; оформления сочинения, пересказа, проектных заданий, статей. Как правило, самостоятельная практика в письменной речи служит основой учебно-проектной, учебно-исследовательской и творческой деятельности как в области изучаемого языка, так и в развитии межпредметных связей. Важная роль в формировании учебных компетенций и развитии продуктивной учебной деятельности при изучении иностранного языка отводится самоконтролю и самооценке.

К наиболее распространенным формам самостоятельной работы на уроках английского языка можно отнести следующие:

• составление плана прочитанного профессионального текста;

• подготовка вопросов по тексту;

• реферативный обзор текста;

• составление монологов и диалогов с использованием лексико-грамматического материала по тексту;

• составление доклада по тексту;

• подготовка проектов по теме программы;

• создание презентаций.

Формирование учебной компетенции и развитие продуктивной учебной деятельности при выполнении самостоятельной работы в области изучения английского языка и культуры

обеспечивается формированием умений целе-полагания, формированием технологической базы учебной компетенции, развитием рефлексивной самооценки обучающимся своей коммуникативной и учебной деятельности, развитием умений работать в сотрудничестве, созданием

условий для самоуправления учебной деятельностью, проявления деловой активности и профессиональной подготовленности в использовании английского языка, развития креативности и самореализации обучающихя в информационной и образовательной среде.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ТЕХНИКУМЕ

Н. А. Печкунова, преподаватель Томь-Усинского энерготранспортного техникума, председатель цикловой методической комиссии общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин А. В. Шаурова, преподаватель

Одним из эффективных путей повышения качества подготовки обучающихся является развитие учебно-исследовательской творческой работы студентов в образовательном процессе. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности выпускника, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям является основой социальной успешности.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО в техникуме создаются условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках самостоятельной учебно-исследовательской деятельности. Разработано положение по планированию и организации самостоятельной работы студентов, которое определяет, что результатом самостоятельной работы является подготовка студентами образовательных продуктов нескольких уровней сложности — от составления на основе изученной информации разных видов схем, таблиц до создания студентами образовательных продуктов учебно-исследовательского характера. Самостоятельная работа студентов рассматривается как управляемая преподавателями система организационно-педагогических условий, направленная на освоение практического опыта, умений и знаний в рамках дисциплин в соответствии с ФГОС СПО.

Подготовка образовательных продуктов учебно-исследовательского характера в тех-

Н. А. Печкунова А. В. Шаурова

никуме осуществляется под непосредственным руководством преподавателей техникума в соответствии с положением. Темы продуктов учебно-исследовательского характера рассматриваются на заседаниях цикловых методических комиссий. А перечень мероприятий по их реализации рассматривается и утверждается на заседаниях методического совета техникума.

В образовательной организации проводится инновационная, экспериментальная деятельность по подготовке и реализации в образовательном процессе инновационных проектов, экспериментальных площадок, продуктов учебно-исследовательского характера. Творческая группа преподавателей техникума, работающих в данном направлении, осуществляет научную подготовку студентов. На заседаниях творческой группы формируется план подготовки и реализации продуктов учебно-исследовательского характера.

Все учебно-исследовательские работы проходят стадию предзащиты на научно-практиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.