Научная статья на тему 'Рейтинговая система оценки достижений обучающихся как средство реализации принципов компетентностного подхода в образовании'

Рейтинговая система оценки достижений обучающихся как средство реализации принципов компетентностного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая система оценки достижений обучающихся как средство реализации принципов компетентностного подхода в образовании»

модернизация профобразования

группы специальностей и профессий строительного направления.

К формированию учебно-материальной базы, соответствующей современным требованиям, мы подошли комплексно и считаем, что это наше преимущество. Так, сварочная мастерская и сварочная лаборатория, оснащенные современным оборудованием с помощью наших социальных партнеров, используются при подготовке по семи специальностям и профессиям. Слесарно-меха-ническая мастерская, также реконструированная нашим социальным партнером, используется при подготовке по восьми специальностям и профессиям. Созданная на средства соцпартнера лаборатория монтажа каркасно-обшивных конструкций — при подготовке по трем профессиям и специальностям. На этом потенциал этой базы не исчерпывается, здесь проводится обучение по программам дополнительного образования и повышения квалификации, наши студенты получают смежную профессию, то есть готовятся стать универсальными рабочими.

Естественным продолжением учебного процесса становятся конкурсы профессионального мастерства, ежегодно проводимые среди студен-

тов техникума. Конкурсы являются методом активного обучения и воспитания, дают студентам возможность осмысления необходимости профессионального роста, способствует формированию их коммуникативных качеств. Уже сегодня мы видим, что участие наших обучающихся в областных, региональных конкурсах и во Всероссийской олимпиаде по сварке, в региональном чемпионате WorldSkills Russia в последние годы стимулировало развитие мотивационной сферы студентов, формирование чувства ответственности за выполненную работу, повышение престижа профессии и образовательного учреждения. А преподавателям техникума позволило сопоставить уровни профессиональной подготовки в различных регионах и обменяться положительным опытом работы по подготовке специалистов среднего звена.

Представляется, что внесение указанных изменений, дополнений и корректив позволит сократить разрыв между потребностями работодателей и предложением и наши выпускники смогут заинтересовать работодателя как разносторонне подготовленные рабочие, способные к разным видам деятельности.

рейтинговая система оценки достижений обучающихся как средство реализации принципов

компетентностного подхода в образовании

И. А. Пешкова, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»

В последнее время в образовании повсеместно внедряются новые технологии обучения, предполагающие увеличение доли самостоятельной работы обучающихся в изучении тех или иных дисциплин и разнообразие методов и форм контроля знаний обучающихся.

Количество часов, отведенных на изучение всех общеобразовательных дисциплин, в том числе и математики, заметно снизилось, при этом требования к уровню подготовки изменились, по отдельным темам возрасли. Возникшее противоречие заставляет преподавателей искать новые формы и методы взаимодействия с обучающимися в образовательном процессе. Разрешить это противоречие возможно с помощью активизации самостоятельной работы — одного из важнейших элементов процесса обучения.

Одним из важнейших принципов дидактики является принцип сознательности, активности и самостоятельности, направленный на то, чтобы обучающийся чувствовал себя субъектом, а не объектом обучения. Для решения задачи активизации студентов при изучении математики необходимо у обучающихся сформировать мотивацию к самостоятельной работе. В связи с этим было решено начать использование системы рейтинговой оценки по математике.

- модернизация профобразования

Система рейтинговой оценки — совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, обеспечивающего обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности обучающихся, позволяющих присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому обучающемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий.

До начала учебных занятий было разработано положение о системе рейтинговой оценки достижений обучающихся, определены критерии. Обучающиеся познакомились с новой системой оценивания. Учебный рейтинг студента, согласно положению, определяется суммированием его результатов по следующим видам деятельности:

а) работа на аудиторных занятиях;

б) ведение конспекта;

в) выполнение контрольных и зачетных работ;

г) выполнение внеаудиторных самостоятельных работ;

д) участие в олимпиадах по предмету;

е) выполнение творческих работ.

Для стимулирования творческой деятельности обучающихся по предмету в список творческих работ, которые могут выполнить студенты, были внесены: написание рефератов; разработка творческих проектов; создание презентаций по различным темам учебной программы; составление задач с профессиональной направленностью.

Применение этих видов учебной деятельности само по себе призвано решить массу образовательных, воспитательных и развивающих задач, а также помочь развитию комплексного методического обеспечения предмета.

Для того чтобы у студентов не возникло соблазна не работать в течение семестра на уроках, а потом выполнить, например, 20 рефератов и получить высокий результат, в рейтинге каждого студента учитывается не более двух творческих работ.

Рейтинговая система предполагает отработку занятий, пропущенных как по уважительной причине, так и без нее. В этом случае студенты посещают консультации и получают дополнительные задания. Отметила, что многие обучающиеся переписывают конспекты пропущенных занятий, т. к. баллы начисляются и за ведение конспекта.

Разработка методики рейтингового контроля побудила пересмотреть еще раз структуру и содержание учебной дисциплины, уточнить сроки

и формы контроля. Недостатком этой системы является увеличение затрат времени преподавателя. Но этот недостаток, на мой взгляд, компенсируется возможностью решения следующих задач:

- стимулирования самостоятельной работы обучающихся;

- активизации соревновательности;

- усиления объективности оценивания достижений студентов в рамках дисциплины;

- возможности учета в рейтинге студента результатов его внеаудиторной деятельности;

- улучшения обратной связи «преподаватель — обучающийся» с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Рейтинговая система позволяет дифференцированно оценивать успехи каждого обучающегося. Так, например, выполнение внеаудиторных самостоятельных работ может оцениваться различным количеством баллов в зависимости от количества выполненных заданий, своевременности сдачи работы. Отметка за контрольную работу и отметка за аудиторные занятия переводится из пятибалльной в рейтинговую шкалу с разным коэффициентом: отметка за контрольную работу в рейтинговой шкале в три раза больше, чем аналогичная отметка, полученная на уроке. Участие в олимпиаде также приносит обучающимся разное количество баллов в зависимости от результата.

Обучающиеся в свою очередь имеют возможность на каждом уроке оценивать состояние своей работы по изучению дисциплины, в течение семестра вносить коррективы в организацию текущей самостоятельной работы, получать объективные показатели своих знаний по различным видам деятельности и прогнозировать итоговую оценку по дисциплине.

Суммарный семестровый рейтинг по дисциплине влияет на отметку за полугодие, а также служит основанием для освобождения студента от прохождения процедуры рубежного контроля за семестр.

Поскольку в документах требуется поставить отметку по пятибалльной системе, в рейтинговых листах имеются сведения о минимальном количестве баллов для получения традиционных отметок. Например, при достижении студентом минимального балла (50 % от максимального балла) он считается автоматически аттестованным за семестр с отметкой «3». При достижении студентом 80 %% от максимального балла он считается аттестованным с отметкой «4». И при достижении студентом 90 %% от максимального балла выставляется отметка «5».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.