Научная статья на тему 'Рейтинговая система оценки знаний студентов'

Рейтинговая система оценки знаний студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОЦЕНИВАНИЕ / САМООЦЕНКА / РЕЙТИНГ / МОДУЛЬ / MOTIVATION / COMPETENCE / EVALUATION / SELF-ASSESSMENT / THE RATING MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есина О.В.

В статье описывается опыт использования рейтинговой системы оценки знаний студентов для повышения мотивации обучающихся техникума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATING SYSTEM OF ASSESSING STUDENTS KNOWLEDGE

The experience of using a rating system of assessing students’ knowledge for increasing motivation at college students is described.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая система оценки знаний студентов»

тивность системы менеджмента качества способны только реальные факты, поэтому здесь важны даже маленькие победы: каждое позитивное изменение должно подаваться в ключе деятельности в области управления качеством. Если руководитель будет публично отмечать все факты повышения эффективности и качества работы, связывая их с выстраиваемой системой, вероятность общего позитивного отношения к системе менеджмента качества со стороны персонала значительно возрастет.

Привлечение внешних консультантов. Квалифицированные специалисты в области систем менеджмента качества могут оказать обра-

Библиографический список

зовательной организации весьма значительную помощь в разработке и внедрении данной системы. Привлечение консультантов позволит сократить сроки создания системы менеджмента качества, с самого начала избежать ошибок при разработке и внедрении документации, снизить риски при постановке системы качества. Однако следует отметить, что работа консультантов не заменит внутреннюю деятельность коллектива профессиональной образовательной организации по созданию и внедрению СМК: только совместная работа внешних специалистов и сотрудников организации обеспечит успех консультационного проекта.

1. Набоков, В. И. Менеджмент [Текст] : учеб. пособие / В. И. Набоков. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. — 116 с.

2. Всеобщее Управление качеством [Текст] : учебник для вузов / О. П. Глудкин и др. — М. : Горячая линия — Телеком, 2001. — б0о с.

УДК 377+371 О. В. Есина, зам. директора по УМР

Южноуральского энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: oksana.esina.73@mail.ru

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

В статье описывается опыт использования рейтинговой системы оценки знаний студентов для повышения мотивации обучающихся техникума.

Ключевые слова: мотивация, компетенции, оценивание, самооценка, рейтинг, модуль

Разработка новых государственных стандартов в профессиональном образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля знаний студентов. Один из положительно зарекомендовавших себя в средней школе методов, перспективность которого отмечают многие педагогические практики, — рейтинговая оценка знаний студентов.

Действительно, объективно оценить знания студентов традиционным способом сложно. Недостатком существовавшей системы является субъективность выставляемой обучающемуся оценки, ее случайность. Это обусловлено: во-первых, содержанием экзаменационного вопроса, который определяет экзаменатор; во-вторых, стрессом отвечающего; в-третьих, ответом предыдущего студента; в-четвертых, отсутствием систематичности в самостоятельном изучении

студентами учебного материала. Мы считаем, что систему оценивания необходимо строить так, чтобы она была понятна студенту, чтобы он был убежден в ее законности и объективности, чтобы она соответствовала уровню знаний, обеспечивала их контроль на всех этапах обучения и удовлетворяла критериям простоты и доступности.

Всем этим требованиям, на наш взгляд, более всего отвечает рейтинговая система оценки, которая может использоваться при изучении любой дисциплины и позволяет:

1) учитывать текущую успеваемость студента, активизировать его самостоятельную работу;

2) более объективно и точно оценивать знания студента за счет использования дробной балльной шкалы;

3) создавать основу для дифференциации студентов;

4) получать подробную информацию о выполнении самостоятельной работы каждым студентом;

5) повысить объективность экзаменационной оценки, усилив ее зависимость от результатов ежедневной работы [1].

Рейтинг (от англ. rating — оценка, положение, ранг) — оценка значимости, масштабности, важности какого-либо явления, объекта по заданной шкале. Рейтинг (рейтинговый или оценочный показатель, кумулятивная оценка) — это интегральная оценка всех видов деятельности обучающихся в баллах, являющаяся количественной характеристикой качества учебной работы и уровня подготовки специалистов. Рейтинг — это сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Проведенный нами анализ литературы показал, что виды рейтинга, используемого в настоящее время в процессе модульного обучения, можно классифицировать по нескольким основаниям.

1. В зависимости от вида контроля выделяют:

- текущий рейтинг — это развернутая текущая оценка работы студента на практических и теоретических занятиях;

- промежуточный рейтинг — это сумма баллов, набранных по окончании изучения учебного модуля;

- итоговый рейтинг — это оценка работы студентов на итоговом, зачетном занятии;

- суммарный рейтинг — это полная сумма баллов за семестр с учетом всех видов рейтинга. Иными словами, суммарный рейтинг — это общая цель, на достижение которой должны быть направлены совместные усилия преподавателя и студента. В него входят все баллы текущего, итогового, промежуточного и творческого рейтинга. При этом учебный материал, усвоенный студентом на 91-100 %, соответствует оценке «отлично», 81-90 % — «хорошо», 71-80 % — «удовлетворительно»;

- экзаменационный рейтинг — оценка, полученная студентом на экзамене. Студент, получивший за все семестры 100 % баллов, освобождается от сдачи переводного экзамена с оценкой «отлично».

2. По целям контроля рейтинг подразделяется на:

- стартовый рейтинг — предназначен для оценки знаний студентов в начале цикла, проверки остаточного уровня знаний и умений. Он

«настраивает» обучаемого на работу с первых дней цикла;

- технический рейтинг — складывается из оценок текущих работ (от 2 до 4 в цикле) и оценок решения типовых задач на коллоквиумах. Служит для проверки технических умений и навыков студентов при решении типовых стандартных задач;

- теоретический рейтинг — набирается на коллоквиумах, проводимых на этапах промежуточного контроля, и служит для оценки уровня усвоения теоретического материала;

- отдельно выделяют творческий рейтинг — используется для оценки уровня творческого потенциала студента, его умения самостоятельно получать доказательства теории по аналогии с приведенными в лекциях, для приобретения навыков в решении нестандартных задач теоретического и прикладного характера, связанных с профилем будущей специальности.

К выполнению задач творческого рейтинга допускаются только те студенты, суммарный рейтинг которых позволяет им претендовать на хорошую и отличную оценки. Аналогичным способом набрать баллы теоретического рейтинга могут только студенты, имеющие минимум баллов по техническому рейтингу [2]. Творческий рейтинг — это участие в конференциях, работа в научном кружке, индивидуальные творческие задания и другие формы учебно-исследовательской работы студентов (см. табл. 1).

Таблица 1 Творческий рейтинг учебной работы студентов

Индивидуальные дополнительные задания Стоимость в баллах

Реферат 1-2

Таблица, буклет, кроссворд 1-3

Слайды (не менее 5) 1-3

Участие в конференции 2-5

Участие в выставке творчества студентов 1-2

Участие в научно-исследовательской работе 5-10

На занятиях преподаватели Южноуральского энергетического техникума столкнулись с рядом проблем: потеря мотивации к обучению, постоянной работе, качественному выполнению заданий и т. д. Особенностями обучения профессиональным дисциплинам являются значительные межпредметные связи, непрерывная

логическая цепочка от простого к сложному, взаимосвязь теории с практическими и лабораторными занятиями.

Преподавателями ЮЭТ были разработаны элементы рейтинговой системы оценки деятельности студента.

Материал дисциплины (МДК) профессионального модуля был разбит на большие блоки. Каждый блок в зависимости от значимости раздела и времени, отводимого на его изучение оценен определенным количеством баллов. Количество баллов складывается из заработанных студентами отметок за разные виды деятельности. Оценивались посещение занятий, самостоятельная работа как аудиторная, так и внеаудиторная, выполнение практических и лабораторных работ. В число заданий для рейтинговой оценки знаний включена тестовая работа по теоретическому и практическому материалу.

Для каждого типа работы выполнено ранжирование основных этапов работы, при этом студент ориентирован на:

1) правильность,

2) полноту выполнения,

3) своевременность сдачи,

4) самостоятельность выполнения,

5) качественность оформления,

6) защиту работы.

Для того чтобы обеспечить студентам возможность повышения своего реального рейтингового балла, мы предусматриваем поощрительные баллы, начисляемые за дополнительную внеаудиторную работу: за выполнение индивидуальных заданий, за объем и качество научно-исследовательской работы.

В эксперименте по опытной проверке эффективности разработанных критериев принимали участие студенты 3-го курса технических специальностей: сварщики, электрики, монтажники.

Преподаватель Т. Г. Савватеева стала использовать рейтинговую систему оценки на дисциплине «Электрические машины и трансформаторы».

До внедрения рейтинговой системы оценки отдельные студенты пытались выводить преподавателя на конфликтную ситуацию при озвучивании им оценки. Одним из факторов, побуждающих к внедрению рейтинговой системы оценки, являлось снятие конфликтности.

При внедрении элементов рейтинговой оценки студенты были оповещены об условиях, на каждую парту были розданы памятки по рейтинговой системе оценки. Первоначально

преподаватель столкнулась с такой ситуацией, что не все студенты восприняли нововведение как положительное, но большинство заинтересовались. Первая работа была проведена в виде практической. При выполнении и оформлении работы внимание студентов акцентировалось на рейтинге. Большинство получили высокие баллы, что позволило выставить им высокие оценки в журнал. Были студенты, которые продолжали работать на перемене, чтобы доделать задание для получения более высокого балла. Результатом этой работы было массовое получение положительных оценок в журнал.

Вторым видом работы был письменный коллективный опрос, в ходе которого студентам предлагалось ответить на пять из предложенных шести вопросов. Оценивалась правильность, полнота ответов, изложение на технически грамотном языке, аргументированность, превышение объема конспекта. Результаты были разнообразны: от 0 до 9 баллов. Перед преподавателем возник вопрос: «Как оценивать работу с минимальным ответом (ряд студентов ответили на один вопрос из предложенных шести), так как изначально предполагалось, что минимальный объем решенных задач составит 1/2 от объема конспекта?». В этом случае рейтинг оказался негибким, так как минимум составлял 4 балла, а максимум — 9 баллов.

Следующим этапом работы был бригадный опрос по решению сложных задач по теме «Построение угловых характеристик явнополюсных синхронных генераторов». Группа была разбита на пять бригад по пять человек в каждой, одним из условий была работа в команде, т. е. принятие участия всех студентов. Когда время работы закончилось и студенты сдали работы, то у преподавателя вновь возникла проблема с оцениванием, так как:

1) отсутствовал рейтинг, позволяющий оценить этот вид работы;

2) рейтинг для оценки письменной работы не подходил;

3) работы были сделаны по-разному (разный объем, у ряда бригад были комментарии, у большинства не было конечного итога работы — угловой характеристики)

4) как оценить работу каждого члена бригады, если одни принимали активное участие, а другие просто отсидели положенное время.

Одним из выводов стало то, что рейтинг сугубо индивидуален и не предполагает работ такого типа, так как оценка будет искажена: хорошо успевающие студенты потеряют баллы при «дотягивании» отстающих. При работе

в бригаде получается «средневзвешенная» оценка, что благоприятно для слабых студентов.

Для введения разнообразия и быстрой оценки был проведен тестовый опрос, включающий пять вопросов в двух вариантах.

В рейтинговой системе оценки отсутствует способ и критерии оценки. Условия были такие: правильные пять ответов — 10 баллов, правильные четыре ответа — 8 баллов, правильные три ответа — 6 баллов, правильные два ответа — 4 балла и т. д.

Преподаватели специальных дисциплин Т. Г. Савватеева, З. Н. Шульга, Е. А. Школяр, Е. В. Чапаева убеждены, что на каждом занятии в техникуме можно создавать ситуацию успеха для студентов. Для студентов особенно важны оказались моменты, когда преподаватель замечает их желание думать, активность в постижении нового, готовность разобраться в проблеме и обсудить возможные решения. Кроме того, принципиально важным представляется введение таких критериев, как своевременность вы-

Библиографический список

полнения и сдачи заданий, самостоятельность. Предполагаем, что данная рейтинговая система оценки деятельности студента будет способствовать повышению мотивации и развитию профессиональных компетенций.

Введение рейтинговой системы контроля знаний в значительной степени устраняет негативные стороны уравнительной системы обучения, снижает эмоциональное напряжение, способствует индивидуализации обучения. Предварительные итоги рейтинговой оценки знаний показывают, что студенты стали работать систематически.

Наш опыт показал перспективность, полезность и эффективность рейтинговой оценки знаний и деятельности студентов, а также их способности адаптироваться к такой системе контроля и оценки. Для преподавателей рейтинговая система открывает путь к осуществлению идей педагогики сотрудничества, активизации методической работы, совершенствованию организации учебно-познавательного процесса.

1. Громова, Т. Не оценить, а мотивировать [Текст] / Т. Громова // Управление школой. — 2005. — № 22. — С. 23-25.

2. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании [Текст] / под ред. А. А. Скамицкого. — М., 2006.

УДК 316.6+377 Н. Ю. Избасарова, директор ГБОУДОД ДУМ

«Магнит», Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: dum-magnit@mail.ru Л. А. Летучева, методист ГБОУ ДОД ДУМ «<Магнит», Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: dum-magnit@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

В статье раскрывается актуальность проблемы профессионально-личностного самоопределения молодежи, выделяются основные периоды развития педагогических представлений о сущности профессионально-личностного самоопределения, выделяются организационно-педагогические условия формирования профессионально-личностного самоопределения молодежи на основе сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования.

Ключевые слова/ типы самоопределения, профессионально-личностное самоопределение, сетевое взаимодействие, организационно-педагогические условия.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (17 ноября 2008 г. №° 1662-р) отмечено, что «в быстро изменяющемся мире стратегическое преимущество будет у тех государств,

которые смогут эффективно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь».

Современный рынок труда, ориентирующийся на новые стратегии социально-экономи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.