Научная статья на тему 'Учебно-исследовательская деятельность как один из видов самостоятельной работы студентов'

Учебно-исследовательская деятельность как один из видов самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
907
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-исследовательская деятельность как один из видов самостоятельной работы студентов»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

мим собой (сказал — сделал), видеть конечный результат и осознанно стремиться быстрее его достичь (что хочу получить или получу в результате определенного действия).

Самомотивация будет способствовать мотивации достижения и более эффективной самостоятельной работе обучающихся.

Преподавателю очень важно знать, как и в каком объеме обучающиеся поняли и усвоили новый материал, поэтому в учебном процессе нужно применять обратную связь. Подведение итогов самостоятельной работы (СР) и ее анализ показывают подлинный, а не предполагаемый уровень знаний и умений, что дает возможность объективно оценить достижения каждого и группы в целом.

На заключительном этапе выполнения СР важно понять, насколько продуктивной была самостоятельная работа обучающихся за данный период. Поэтому необходимо определить критерии оценки эффективности методических указаний, созданных на началь-

ном этапе,проанализировать их и внести корректировку.

Как показывает практика, учебно-исследовательская деятельность обучающихся более интенсивно проявляется при подготовке проектов, отчетов по практике и курсовых работ. В процессе их разработки обучающиеся проводят технологические и экономические расчеты, изучают исходные данные организаций, учатся грамотно излагать необходимую информацию, а в дальнейшем защищают свои работы, что является одним из переходных этапов формирования профессиональных качеств будущих специалистов.

Таким образом, самостоятельная работа обучающихся является одним из основных процессов в реализации ФГОС, успешном формировании и развитии у обучающихся общих и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям и запросам работодателей к квалифицированным специалистам, востребованным на рынке труда.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Л. Н. Скрыпник, преподаватель ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, требования работодателей к современному специалисту ориентированы прежде всего на самостоятельную деятельность и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста зависит от умения проявить инициативу, решить нестандартные задачи, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой обучаемых, в том числе и их самостоятельной работой. Переход на компетент-ностную модель образования, введение системы непрерывного образования предполагает значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности студентов, в том числе и исследовательской [1].

В процессе подготовки конкурентоспособного специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Меняется сама парадигма конечной образовательной цели: от специалиста-исполнителя к компетентному профессионалу-исследователю. Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной-исследовательской деятельности невозможно [2, с. 224].

Особенностью использования в учебном процессе учебно-исследовательской работы является то, что центром деятельности становится самостоятельная работа студента, а преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, стимулирующего активность, самостоятельность, инициативу и творчество.

Целью исследовательской деятельности является создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление [3, с. 75].

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на занятиях дисциплины «Биология» обеспечивает большие возможности для учебно-исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.

При изучении темы «Химический состав живых систем» творческие группы работают с различными источниками информации, создают свой мини-учебный проект «Важнейшие химические элементы». Студенты находят и записывают информацию по определенным химическим элементам. Определяют, какую роль выполняют элементы в клетке, суточную потребность в данном элементе, содержание их в продуктах питания, описывают заболевания, возникающие при их недостатке и избытке, и т. п. При изучении темы «Клеточная теория строения организмов» мной организуется выполнение творческого учебно-исследовательского проекта: студенты сравнивают клетку с городом и зарисовывают части клетки, исходя из выполняемых ими функций и строения. Это сравнение помогает изучить общие черты строения и функции клетки. Таким образом, формируются не только знания и умения, но и используется образное мышление (рисунок) и осуществляется развитие логически связанной речи (описание органоида). При изучении темы «Развитие органического мира» обучающиеся составляют проект виртуальной экскурсии в прошлое. Это групповой учебно-исследовательский проект, где каждый играет свою роль: директо-

ра музея, создателей экспозиций по историческим эрам, экскурсоводов, которые разрабатывают текст экскурсии. Большой интерес вызывает у студентов выполнение учебного исследования «Квартира как экосистема», цель которого — выяснить, является ли квартира экосистемой; что ее отличает от природной экосистемы; что входит в понятие «экологически чистое жилище», определить факторы риска бытовой среды. Студенты делятся на три микрогруппы. Каждая группа получает свое задание: определить цель, объект, предмет исследования, сформулировать цели и задачи, проанализировать практическую значимость данной работы (1-я группа); выявить взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды обитания (2-я группа); на основе методик, доступных для проведения простейших исследований квартиры как экосистемы, изучить ее состояние и разработать возможные варианты улучшения экологической обстановки в ней (3-я группа).

В процессе изучения темы «Эволюционное учение студенты составляют опорные конспекты, что позволяет увидеть информацию целостно, систематизировать ее. На презентации проектов отбирается лучший вариант тематических опорных конспектов. В ходе сравнения происходит дальнейший анализ изученного материала, что способствует более глубокому погружению обучающихся в заданную тему [4, с. 35]. При рассмотрении этой же темы можно использовать другой вариант работы. Для этого группа делится на четыре микрогруппы по 4-5 человек. Каждой микрогруппе предлагается один текст об ученом-эволюционисте, внесшем вклад в развитие эволюционной теории, а также лист исследования. В течение 20 минут студенты внимательно изучают текстовый материал и заполняют соответствующую графу в таблице, подготавливают небольшое сообщение о том, что узнали. Затем представители от микрогруппы подводят итоги групповой работы. Так знания каждого становятся знаниями всех.

Большой интерес у студентов специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» вызывает соревнование на лучшую шпаргалку по какой-либо теме или разделу: «Теория происхождения жизни на Земле», «Химический состав живых систем», «Формы размножения организмов», «Основы генетики и селекции», «Основы экологии». При составлении шпаргалки внимание обучающихся становится избирательным, они стараются вы-

брать те части текста, которые являются главными, наиболее информативными. Отдельные сюжеты шпаргалки объединяются логическими связями. Этот метод помогает студентам рационально использовать научную литературу, кратко излагать информацию.

Работа над учебным исследованием может носить длительный характер или сводиться к рамкам одного занятия. Например, на занятии обучающимся была предложена тема «Рациональное использование природы и ее охрана». После обсуждения проблемы всей группой выявляются направления деятельности человека, направленные на рациональное использование природных ресурсов и охраны природы. Затем им было предложено подумать о том, как спасти планету от катастрофы, для этого студентам следовало выработать проект спасения планеты Земля по одному из предложенных направлений: загрязнение мирового океана, загрязнение атмосферы, растения и животные, находящиеся на грани исчезновения и др. Защита проектов происходит в конце учебного занятия. Оценивает учебно-исследовательские проекты не только преподаватель, но и сами студенты.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Поэтому большое внимание уделяю учебно-исследовательской работе со студентами во внеаудиторное время.

Содержание этой работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами обучающихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях, реализовать свои учебные и научные интересы. Например, в рамках здоровьесберегающего учебно-исследовательского проекта «Мы за здоровый образ жизни» студенты собирают и оформляют в виде альбомов высказывания великих людей о жизни, о вреде алкоголя, курения и др., готовят информационные листовки, буклеты, посвященные Всемирному дню здоровья, Международному дню отказа от курения, Всемирному дню борьбы со СПИДом и другим экологическим датам. Выпускают тематические сборники «Биологический вестник», которые имеют разнообразные разделы по соответствующей теме: «Поэтическая страничка», «Это интересно», «Народная мудрость», «Биословарь», «Цифры и факты» и т. д. Результаты, полученные при реализации учебно-исследовательских проектов, студенты представляют на классных часах, внеаудиторных мероприятиях в рамках недели здоровья.

Особое внимание уделяю учебным исследованиям студентов по темам «ГМО: за и против», «Влияние пищевых добавок на здоровье человека», «Влияние биоритмов на работоспособность», «Роль питания в формировании здоровья человека», «Картофельные чипсы — польза или вред здоровью?», «ООПТ: состояние, проблемы и перспективы развития», «Особенности репродуктивного поведения студентов ККСТ» и др. Многие учебно-исследовательские проекты, разработанные обучающимися, имеют практическую направленность. Например, большой интерес у обучающихся вызвала учебно-исследовательская работа «Влияние биоритмов на работоспособность», в ходе выполнения которой были изучены хронотипы и разработаны практические рекомендации по рациональной организации учебной и внеаудиторной деятельности студентов в связи с особенностями их биологических ритмов.

Анализ опыта работы по организации учебно-исследовательской деятельности по учебной дисциплине «Биология» позволил сделать вывод, что данная работа стимулирует познавательную мотивацию, развивает интеллектуальные и творческие способности, формирует поисковые, коммуникативные, познавательные умения студентов. Кроме того, они отрабатывают навыки работы с различными источниками дополнительной информации, развивают исследовательские умения анализировать, систематизировать полученную информацию. Исследовательская деятельность помогает преодолеть инертность в профессиональном обучении, вовлекает студентов в общее дело, позволяет увидеть реальный результат своей работы.

Студентам техникума (35 человек), занимающимся учебно-исследовательской деятельностью, был задан вопрос: «Какую пользу принесло вам занятие исследовательской деятельностью?». Были получены следующие результаты: 97 % респондентов определили, что исследовательская деятельность расширила диапазон знаний; 94 %% — научились работать с различными источниками информации, выбирая материал по заданной теме; 78 %% — в процессе работы научились формировать собственное суждение; 78 %% — научились анализировать собственные действия и презентовать результаты своего труда; у 76 %% респондентов повысилась самооценка; 75 %% опрошенных освоили технологию составления тезисов докладов и презентаций; 52 %% — приобрели первый опыт ведения научной дискуссии.

Учебно-исследовательская деятельность позволяет формировать самообразовательную компетентность будущих специалистов, что в свою очередь будет способствовать формированию внутренней готовности к всестороннему раскрытию своей индивидуальности в обучении и деятельности, развитию нестандартного мышления, поиску новых путей, решению поставленных задач через самообразование, самореализацию [3, с. 32].

1. Горбачева Н. М. Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов — URL: http://smolapo.ru/sites/default/ files/prepod/Gorbaceva/2-1.pdf.

2. Иванова Ж. Г. Организация исследовательской работы студентов: педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г Москва, апрель 2012 г). — Москва: Буки-Веди, 2012. — с. 224-226.

3. Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. — Москва: Планета, 2010. — 255 с.

4. Реутова Е. Б. Метод проектов при создании опорных конспектов / Е. Б. Реутова, В. И. Рязанова // Биология в школе. — 2005. — № 4. — С. 35-39.

5. Михайловская Т. А. Формирование самообразовательной компетенции студентов через изменение методов самостоятельной работы // Среднее профессиональное образование. — 2007. — № 3. — С. 30-32.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

М. В. Федорова, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»

С введением ФГОС существенно возрастает значение внеаудиторной самостоятельной работы студентов, целью которой является овладение не только определенными знаниями по учебным дисциплинам, но и опытом творческой, исследовательской деятельности, а также воспитание самостоятельности как одного из личностных качеств будущего специалиста. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов должна способствовать развитию ответственности, организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, а ее эффективная организация зависит от того, насколько четко и продумано преподаватель спланировал весь процесс, правильно определил объем и содержание домашнего задания, насколько им предусмотрены разнообразные формы и виды работ. При этом необходимо прописать алгоритм выполнения самостоятельной работы. Поэтому особую роль приобретает разработка методических указаний по выполнению самостоятельной работы. При разработке методических указаний мы исходили из содержания разделов и тем рабочей программы, а также из задач вы-

полнения самостоятельной работы:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- формирование умений применять полученные знания при выполнении упражнений;

- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, организованности;

- развитие исследовательских умений;

- использование материала, собранного в ходе самостоятельной работы, для подготовки к зачетам и экзаменам.

Внеаудиторная самостоятельная работа должна быть целенаправленной, систематизированной, а самое главное должна носить продуктивный характер, чтобы студенты подходили к выполнению заданий не формально, а осознанно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.