Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения биологии'

Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения биологии»

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Л. Н. Скрыпник, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум имени В. И. Заузелкова»

Одной из основных задач профессионального образования является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Передача знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся уже не обеспечивает решение этой задачи в полном объеме. Преподаватели должны научить студента учиться и находить информацию самостоятельно. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Она позволит студенту сформировать общекультурные и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данному направлению подготовки и получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности [1].

В Кемеровском коммунально-строительном техникуме созданы все условия для реализации самостоятельной работы обучающихся. Каждый студент обеспечен информационными ресурсами, методическими и контролирующими материалами. Самостоятельная работа сопровождается консультациями преподавателей, студентам предоставляется возможность публичного обсуждения результатов своей работы.

Самостоятельная деятельность студента — задача, которую решает весь педагогический коллектив нашего техникума, ее основные цели: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, специальную и дополни- 76

тельную литературу, периодическую печать; развитие познавательных способностей и активности; формирование самостоятельности мышления; развитие исследовательских умений.

В процессе изучения дисциплины «биология» самостоятельная работа в техникуме организовывается как аудиторная,внеаудиторная и инициативная:

• аудиторная самостоятельная работа организуется во время проведения учебных занятий под непосредственным контролем преподавателя;

• внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия;

• инициативная самостоятельная работа, не предусмотренная основной образовательной программой, осуществляется обучающимися по собственной инициативе с целью реализации своих учебных и научных интересов: участие в учебных исследованиях, в выполнении творческих работ и т. д. Например, студенты собирают и оформляют в виде альбомов высказывания великих людей о жизни, о вреде алкоголя, курения и др., готовят информационные листовки, посвященные Международному дню отказа от курения, Всемирному дню борьбы со СПИДом и другим датам, выпускают тематические сборники «Биологический вестник», которые имеют разнообразные разделы по соответствующей теме: «Поэтическая страничка», «Это интересно», «Народная мудрость», «Биословарь», «Цифры и факты» и т. д. Оформляют стенные газеты, выполняют учебные исследования по различным темам, результаты которых доводят до сведения участников студенческих научно-практических конференциях различного уровня.

В своей работе применяю различные формы организации самостоятельной работы: индивидуальную, групповую и фронтальную.

Приведу пример групповой внеаудиторной работы — «Написание книги». Обучающихся разбиваю на группы, которые заранее получают примерное название будущей книги и ее глав, они ищут дополнительный материал, оформляют его на листах формата А4 в одинаковом сти-

ле, делают рисунки или подбирают иллюстрации, а потом защищают публично свои страницы, все материалы объединяются в одну книгу. Так, книга на тему «Вирусы» содержит главы:

- «История открытия вирусов, возникновение вирусологии»;

- «Строение и жизнедеятельность вирусов»;

- «Роль вирусов в природе и жизни людей. Вирусные заболевания»;

- «Меры профилактики вирусных заболеваний»;

- «Особенности функционирования вируса СПИДа. Меры профилактики».

Содержание учебной дисциплины «биология» позволяет применять разнообразные виды самостоятельных работ: решение биологических задач, составление терминологических словарей, кроссвордов, тестов, плана (простого и развернутого), тезисов, синквейнов, подготовка рефератов, докладов, сообщений и презентаций, работа с учебной и периодической литературой; постановка вопросов к тексту и др.

Большое внимание в работе уделяю составлению схем и таблиц. Так, например, тема «Строение клетки» может быть представлена в нескольких вариантах, в зависимости от уровня подготовленности студентов. В первом варианте предлагаю заполнить таблицу по схеме: «Опишите, используя параграф учебника №..., строение и функции основных частей и органоидов клетки в виде таблицы «Части и органоиды клетки, строение органоида, основные функции». В данном случае работа проводится индивидуально. Очень важно формировать умение находить в тексте учебника сведения для составления таблиц. А также применяю другой вариант: «Прочитайте параграф учебника №. и запишите (зарисуйте), в каком виде представили бы данный органоид, исходя из его функций и строения, сравнивая с предметами и явлениями из вашей жизни». Это задание выполняется группами студентов и носит уже поисковый характер. Здесь формируются не только умения и знания, но и используется образное мышление (рисунок) и осуществляется развитие логически связанной речи (описание органоида).

Работа с рисунками и схемами учебника имеет большое значение в усвоении дополнительной учебной информации, обогащает память студентов зрительными образами. Работа по описанию рисунка о строении клетки ориентирует обучающихся на познавательную репродуктивную деятельность, а установление различий по рисунку процесса митоза и мейоза или

строения растительной и животной клеток требует от студентов поисковых умений.

Большое значение придаю занятиям с элементами игры: студенты работают с различными источниками информации, моделируют ситуации, решают задачи с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством преподавателя. Самостоятельная работа предусматривает и такой вид деятельности, как решение биологических задач. В процессе решения обучающиеся восстанавливают имеющиеся у них знания, обращаются к жизненному опыту, устанавливают межпредметную связь. Задачи решаем как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверке знаний. Большой интерес вызывает решение задач по генетике.

Студенты с удовольствием составляют синк-вейны. Такая самостоятельная работа развивает их творческий потенциал, способствует лучшему запоминанию материала, развивает чувство поддержки. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание или для работы в парах или группах.

Правила написания синквейна:

Первая строка — тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строка — описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка — описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка — фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка — одно слово — синоним к первому, на эмоционально-образном или фи-лософско-обобщенном уровне повторяющее суть темы [2].

Например, задание: составьте синквейн понятия «жизнь».

1. Жизнь.

2. Многоликая, сложная.

3. Возникает, зарождается, прекращается.

4. Основной объект изучения биологии.

5. Загадка.

Курс общей биологии должен не только формировать целостную картину мира, давать знания о положениях биологической науки об основных царствах и уровнях организации жи-

вой природы, строении и функционировании различных биологических и экологических систем, закономерностях индивидуального развития организмов и исторического развития органического мира, но и способствовать овладению основными интеллектуальными общеучебными, специальными практическими умениями, которые необходимы в дальнейшей жизнедеятельности [3].

1. Черноусова, А. М. О проблемах организации самостоятельной работы студентов. — URL: http:// conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf7/S20.pdf.

2. Коган Г. В. Технология развития критического мышления на уроках биологии и географии. — URL: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/03/02/ tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya.

3. Глухова Т. А. Самостоятельная работа на уроке. — URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru.

ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СПО

Л. Г. Засименко, преподаватель ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»

Контроль обучающихся — один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления воспитательно-образовательным процессом, формированием общих и профессиональных компетенций обучающихся и повышение качества образования.

В педагогике выделяют виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения. Все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

Основными методами контроля знаний, умений и навыков обучающихся являются устный опрос, письменная и практическая проверка, наблюдение, стандартизированный контроль и др.

С введением ФГОС СПО значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств оценивания компетентност-но ориентированных результатов обучения. Поиски нового привели к применению тестового контроля, самоконтроля, взаимопроверки. Разнообразились и формы контроля: деловая/ролевая игра, кейс-задачи, дискуссии, кру-

глые столы, портфолио, проектные задания, комплексные практические задания, творческие проекты.

Контрольно-оценочные средства не только призваны фиксировать уровень знаний, умений и опыта студентов, но и нацелены на выявление сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Критериями подбора контрольно-оценочных средств являются:

- диагностика разных аспектов развития;

- выявление результатов обучения на базе основных компетенций обучающегося;

- диагностика готовности к профессиональному обучению на материале различных разделов и тем учебной дисциплины;

- диагностическо-коррекционный способ работы над ошибками.

При составлении контрольно-оценочных средств следует учитывать ряд дидактических требований:

- задания должны быть направлены на выявление индивидуальных особенностей студентов и оптимальных для каждого из них средств обучения, способствующих составлению индивидуального маршрута обучения;

- построение системы заданий необходимо осуществлять с учетом разноуровневой вариативности, чтобы на любом этапе работы (от анализа условий до получения результата) студент мог перейти к более сложной или более простой модификации;

- по содержанию и структуре задания не должны копировать обучающие и трениро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.