Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках информатики'

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
891
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках информатики»

ния курсовых и выпускных квалификационных работ.

9. Откорректировал задания и внес коррективы в программу подготовки специалистов среднего звена.

При целенаправленном взаимодействии педагогов цикловой методической комиссии в рамках проектирования внеаудиторной самостоятельной работы стало очевидным повыше-

ние качества выполнения студентами курсовых и выпускных квалификационных работ.

Таким образом, педагогический коллектив техникума проявил конструктивный подход к выполнению требований ФГОС СПО по обеспечению эффективной самостоятельной работы студентов в соответствии с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

О. А. Лавренкова, преподаватель ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»

Н. С. Самойленко, преподаватель

Самостоятельная работа обучающихся — один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, это познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия.

Увеличение в учебных планах доли внеаудиторной работы актуализирует задачу разработки способов организации самостоятельной работы обучающихся на основе компетентностно-го подхода и принципов практикоориентирован-ности.

Большинство современных исследователей в качестве основных целевых ориентиров самостоятельной работы выделяют развитие навыков исследовательской и профессиональной деятельности; развитие познавательных способностей и активности, формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоорганизации; переход от простых видов работы к более трудным, имеющим исследовательский характер; личностное профессиональное становление обучающихся в ходе освоения позиции субъекта в процессе самостоятельной работы. В качестве главного признака самостоятельной деятельности определяется не то, что обучающийся работает без помощи преподавателя, а то, что каждое действие, выполняемое обучающимся, им осознается и направлено на достижение цели, которую он сам перед собой поставил.

Главной задачей организации самостоятельной работы обучающихся является систематизация и закрепление полученных теоретиче-

О. А. Лавренкова

Н. С. Самойленко

ских знаний и практических умений, формирование способности использовать полученные знания при решении профессиональных задач, становление компетенций в области самообразования и саморазвития.

Управление самостоятельной работой студентов требует от преподавателя выбора форм и методов ее организации, разработки методических рекомендаций, продумывания системы сопровождения и контроля, выработки критериев и разработки средств оценивания результатов. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы заключается прежде всего в создании преподавателем дидактических и психологических условий для возникновения и развития у обучающихся потребности в самообразовании, стремления к активности и самостоятельности при решении учебных и профессиональных задач.

Особое значение в образовательном процессе приобрела самостоятельная работа обучающихся в условиях все более расширяющегося использования персональных компьютеров, ин-

тернета как средства обучения. Это объясняется разнообразием предоставляемых образовательных услуг; возможностью совмещения образования с другими видами деятельности; возможностью индивидуально выбирать темп и маршрут обучения; созданием доступной информационной и учебно-научной образовательной среды; формированием электронных образовательных ресурсов, предполагающих использование информационных технологий.

Организация самостоятельной работы по учебной дисциплине «Информатика» возможна на всех типах уроков: урок формирования знаний, урок закрепления и совершенствования знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля знаний, умений, навыков (согласно классической типологии уроков) и во внеаудиторной работе.

При организации самостоятельной работы уделяется особое внимание созданию стройной системы учебных заданий, объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность — интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических и алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни.

На уроке формирования новых знаний самостоятельная работа организуется при работе с электронными учебниками, мультимедийными презентациями, обучающими программами. Наиболее эффективным при такой работе является организация поисковой деятельности с использованием дифференцированного подхода. Это помогает сформировать у каждого обучающегося умения и навыки самостоятельно добывать знания; развивать самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность. Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, соответствующих его подготовке и возможностям, позволяет оказывать помощь обучающемуся на необходимом уровне. В ходе выполнения самостоятельной работы у обучающихся формируется самооценка, повышается критичность, рефлективность.

Наиболее употребляемыми формами организации аудиторной самостоятельной работы являются индивидуальные, групповые и фронтальные. Эффективность их использования повышается при сочетании этих форм. Одной из основных технологий организации самостоятельной работы обучающихся является про-

ектная деятельность. На занятии после определения тематики будущего проекта обучающиеся формулируют цели, задачи, подбирают самостоятельно материал и оформляют его с помощью соответствующих компьютерных технологий. Преподаватель выступает в роли консультанта и помощника. Обучающиеся самостоятельно осваивают технологию создания иллюстративного материала к полученным расчетам, определяют наиболее подходящий вид графиков и диаграмм.

Общая идея организации проектной деятельности — поиск решения интересной профессиональной задачи, для которой необходимы знания теоретической информатики и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление проектов требует от обучающегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным учебным дисциплинам. Проектная методика является эффективной технологией, которая значительно повысила уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию обучающихся, уровень их самостоятельности, толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Внеаудиторная самостоятельная работа является дополнением аудиторной самостоятельной работы. Ее особые функции состоят в умении самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать свою деятельность. Она развивает мышление, волю и характер обучающегося. Главное ее назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала.

Оптимальное использование самостоятельной работы обучающихся на уроке информатики помогает успешно формировать знания и умения и воспитывать будущего специалиста. Использование различных видов самостоятельной работы помогает преподавателю повысить уровень знаний обучающихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с обучающимися как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Самостоятельная работа — важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает.

Перед педагогическими работниками стоят задачи формирования условий для приобретения обучающимися навыков самостоятельной работы.

Педагогическая деятельность преподавателей должна обеспечивать оптимизацию форм и методов организации самостоятельной работы обучающихся на основе системы контроля за качеством ее выполнения и доступного учебно-методического материала.

В качестве полученных результатов по организации самостоятельной работы в образовательном процессе по учебной дисциплине «Информатика» разработаны методические рекомендации по выполнению практических работ, методические указания для студентов по выполнению различных видов внеаудиторной самостоятельной работы, лекционный материал с электронными презентациями, подобран текстовый и нагляд-

но-иллюстративный материал по всем разделам учебной дисциплины. В качестве форм контроля выполнения самостоятельной работы студентов используются письменные и устные опросы, рас-четно-графические работы, компьютерные тестовые задания и онлайн-тестирование в системе дистанционного обучения Moodle.

Использование разработанных методических материалов по учебной дисциплине «Информатика» позволило повысить эффективность выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающимися, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний и формированию общих и профессиональных компетенций.

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

О. Н. Мильяшенко, преподаватель ГКПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж

С. В. Левченко, преподаватель

Требования ФГОС диктуют необходимость проведения самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления данной работой со стороны педагогического коллектива. Роль самостоятельной работы в повышении качества учебного процесса велика, так как известно, что знания, приобретаемые в ходе самостоятельной деятельности, усваиваются значительно лучше, чем те, которые сообщаются преподавателем как готовые.

Из всего многообразия самостоятельной работы наиболее значимой и продуктивной в учебном процессе является внеаудиторная самостоятельная работа.

Внеаудиторная работа — это составная часть образовательной программы. Наряду с производственной практикой обучающихся она остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, так как выполняется обучающимися по разработанному заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Поэтому данный вид самостоятельной работы требует современного материально-технического и информационно-технического обеспечения, наличия учебной и учебно-методической литературы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения потребностей обучающихся в самореализации.

О. Н. Мильяшенко С. В. Левченко

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

— в рабочем учебном плане — в целом по теоретическому обучению;

— в рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей с ориентировочным распределением по разделам или темам.

Внеаудиторная самостоятельная работа требует от преподавателя большой подготовительной работы, освоения консультативных функций как основы взаимодействия с обучающимися, повышения педагогической квалификации по вопросам организации данной работы обучающихся.

Для развития учебно-познавательной активности студентов в техникуме используются раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.