ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Формы и методы самостоятельной работы при изучении дисциплины «Информатика» Фаргиева З. С.1, Aушева М. А.2, Боголова Х.3, Мержоева З.4
1Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya Sultangireevna - ассистент-
преподаватель;
2Аушева Мадина Ахмедовна /Ausheva Madina Ahmedovna - старший преподаватель, 3Боголова Хади /Bogolova Hadi - магистрант, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет; 4Мержоева Зарема /Merjoeva Zarema - магистрант,
технолого-педагогический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас
Аннотация: самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
Abstract: independent work - this is not a form of organization of training sessions and training method. It is legitimate to consider rather as a means of involving students in independent cognitive activity, it means logical and psychological organization.
Ключевые слова: самостоятельная работа, информатика. Keywords: independent work, computer science.
Самостоятельная работа учащихся составляет основу многих современных технологий. Следовательно, самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:
- в каждой конкретной ситуации усвоение соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
- формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного уровня познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
- вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
- является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе деятельности. На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т. е. эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически [1].
Самостоятельная работа учащихся проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений школьников;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу:
26
- развития познавательных способностей и активности учащихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
Функции самостоятельной работы:
- выработка способности работать самостоятельно;
- развитие познавательной активности;
- стимулирование творческого мышления;
- повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
- осмысление приобретенных знаний («что сделано самим, лучше запоминается»);
- формирование умения планировать время;
- выработка ответственности и инициативности.
К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:
1. Работа с книгой.
2. Упражнения.
3. Выполнение практических и лабораторных работ.
Самостоятельную деятельность можно разделить на: аудиторную и внеаудиторную.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на лекциях, практических и лабораторных занятиях, и, следовательно, преподаватель должен заранее выстроить систему самостоятельной работы, учитывая все ее формы, цели, отбирая учебную и научную информацию и средства (методических) коммуникаций, продумывая роль студента в этом процессе и свое участие в нем.
Виды аудиторной самостоятельной работы, применяемых на уроках информатики:
- текущий контроль успеваемости (контрольные работы, тесты, промежуточные зачеты);
- исследование отдельных тем и вопросов (презентации, обсуждение результатов учебных исследований проектов);
- лабораторные работы;
- «активные» работы (работа в малых группах, деловые игры);
- получение консультаций по выполнению внеаудиторных заданий СРС.
Это далеко не все виды самостоятельных работ, которые можно организовать на занятиях информатики, но именно эти виды работ получили интерес у учащихся и результативность для преподавателя (в качестве результата выступает повышение познавательной активности).
При изучении дисциплины преподавателем также планируется содержание внеаудиторной самостоятельной работы.
И хочется отдельно остановиться на внеаудиторной самостоятельной работе, которая выполняется обучающимся во внеаудиторное время по разработанному заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В целях успешного освоения содержания ОПОП по дисциплине «Информатика и ИКТ» предусмотрено выполнение пяти внеаудиторных самостоятельных работ. Попробую аргументировать целесообразность выбранных видов и уровней самостоятельных работ.
СР № 1. Используя Интернет, составьте таблицу ссылок на сайты библиотек региона, в котором вы живете.
Самостоятельная работа является индивидуальной, т. е. предусматривает обязательное личное выполнение задания. К особенностям выполнения этой работы можно отнести возрастание роли самого обучающегося в определении содержания работы. Работа эвристическая (частично-поисковая), заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации с элементами
исследовательской деятельности. Выполнение СР преследует следующие дидактические цели: овладение умением самостоятельно приобретать знания, формирование практических умений (основного компонента компетенций) [3].
СР № 2. Опишите дискретное представление звуковой и видеоинформации.
Реконструктивная самостоятельная работа, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично изменённой ситуации, т. к. является логическим продолжением аудиторного занятия. Цель работы -формирование у обучающихся навыков отбора и систематизации информации по заданной теме. Поиск и обработка информации может проходить как с использованием средств ИКТ, так и традиционных источников.
СР № 3. Подготовьте инструкцию «Профилактика вирусов на ПК» на основе своего антивируса.
Эвристическая самостоятельная работа обучающихся по формированию практических умений (основного компонента компетенций). В ее ходе происходит систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по данной теме, формируется умение использовать нормативную, правовую, справочную документацию, развиваются познавательные способности и активность обучающихся; формируется самостоятельность мышления, воспитывается самостоятельность как личностное качество будущего специалиста.
СР № 4. Составьте таблицу характеристик современных браузеров.
Самостоятельная работа проводится с целью закрепления и систематизации знаний обучающихся с элементами анализа и исследовательской деятельности. Задание предполагает упорядочение новой информации как исходного материала при опоре на некоторые знания и когнитивные умения. Усвоение знаний при этом становится необходимым условием успешного выполнения работы. Обучающимся необходимо указать ресурсы, необходимые для выполнения задания. Указанный список должен содержать ссылки на web-страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги или другие материалы.
СР № 5. Разработайте WEB-страницы, рассказывающие об учебном заведении, группе, профессии, семейных династиях и т. д.
Творческое задание предлагается как отдельным обучающимся, так и мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные студенты и преподаватель) за выполненную работу. Публичное обсуждение и защита своего проекта повышают роль самостоятельной работы, усиливают стремление обучающихся к ее качественному выполнению. По завершении работы над заданием обучающийся должен владеть учебным материалом по данной теме настолько, чтобы суметь создать web-страницу с возможностью передвижения с помощью гиперссылок, смоделировать физическое пространство.
Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Обучающийся должен видеть полезность выполняемой работы либо для овладения будущей профессией, либо для дальнейшей учебной деятельности. Важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов является контроль результатов, который включает в себя оценку выполнения заданий.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы осуществляется в разнообразных формах при условии обязательного представления обучающимися материалов своей самостоятельной деятельности: самопроверка, взаимопроверка, защита творческих работ и электронных презентаций и т. д. [2].
Создавая задания для самостоятельной работы, я старалась использовать разнообразные формы и методы, ориентированные на организацию продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся, при которой знания не даются в готовом виде, а «добываются» обучающимися самостоятельно. В настоящее время я
работаю над увеличением числа заданий для самостоятельной работы, строящихся на интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания).
Самостоятельная работа обучающегося должна стать основой организации образовательного процесса, поскольку данная форма обучения наиболее полно обеспечивает реализацию субъектной позиции обучающегося, так как требует от обучающегося высокой самоорганизации и самостоятельности, являющихся признаками человека как субъекта деятельности, именно самостоятельная работа «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования», дает возможность «быть сознательным и активным гражданином и созидателем».
Литература
1. Фаргиева З. С., Мальсагов М. Х., Агиева М. Т., Агиева З. М. Совершенствование высшего образования с использованием информационных технологий // International scientific review, 2016. № 7 (17). С. 77-80.
2. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие / В. А. Скакун. М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. 336 с. (Профессиональное образование).
3. Купцова Л. И. Портфолио как способ формирования профессиональных компетентностей [Текст] / Л. И. Купцова, Н. В. Мартынова, О. П. Томилина // Специалист, 2010. № 3. С. 18.
Место информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке
1 2 3
Фаргиева З. С. , Хамхоев М. , Султыгова М. , Горбакова З. С.4, Мурзабекова М. И.5
1 Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya Sultangireevna - преподаватель, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет;
2Хамхоев Магомед /Hamhoev Magomed - магистрант; 3Султыгова Малика /Sultigova Malika - магистрант, технолого-педагогический факультет;
4Горбакова Зарина Султановна / Gorbakova Zarina Sultanovna - преподаватель;
5Мурзабекова Марем Исмаиловна /Murzabekova Marem Ismailovna - преподаватель, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас
Аннотация: информированность становится важным звеном в развитии информационного сознания человека, она способствует профессиональной и общественной ориентации человека, становлению его как всесторонне, гармонично развитой личности, помогает наиболее полному раскрытию его природных сил и дарований. Информатизация современного общества и тесно связанная с ней информатизация всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах образования. Abstract: awareness has become an important link in the development of the information human consciousness, it promotes professional and social orientation human, becoming it as comprehensively and harmoniously developed personality, it helps the most complete disclosure of its natural strength and talents. Informatization modern society and is closely