ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Автоматизированная система мониторинга здоровья студентов (АСМОЗ) Фаргиева З. С.1, Шаухалова Р. А.2, Бузуртанова Д. Д.3
'Фаргиева Зульфия Султангиреевна / Fargieva Zulfiya Sultangireevna — преподаватель;
2Шаухалова Разия Алаудиновна / Shauhalova Raziya Alaudinovna — преподаватель, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет;
3Бузуртанова Джамиля / Buzurtanova Djamilya - магистрант, технолого-педагогический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас
Аннотация: в Ингушском государственном университете (ИнгГУ) для информационного обеспечения проектов образовательного и социального характера в вопросах сохранности здоровья среди молодежи была внедрена полностью автоматизированная система мониторинга здоровья студентов (АСМОЗ). В данной работе рассмотрена главная цель и функция системы.
Ключевые слова: студенты, автоматизированная система мониторинга здоровья студентов, технология, система, модуль.
Система АСМОЗ была разработана несколько лет назад и внедрена в некоторые вуза страны.
Система работает на базе клиенто-сервисной технологии по обработке информации и применяется для того, чтобы организовать и осуществлять непрерывный контроль способностей адаптационного характера и функционального резерва здоровья студентов и осуществления донозологического мониторинга заболеваний, которые имеют социальную значимость в студенческом кругу. АСМОЗ отлично взаимодействует с интегрированной БД информационно-аналитической системы Ингушского государственного университета.
АСМОЗ включает в себя изложенные ниже модули или подсистемы:
1) Модуль методической работы:
- то есть электронный паспорт здоровья;
- ввод различного рода методик для осуществления контроля; контроль способностей адаптационного характера и функционального резерва здоровья студентов, если говорить точнее, то это: блок антропометрических оценок, то есть индекс Эрисмана/Пинье и силовой индекс; блок по выделению баланса между ВНС; блок по оценке функционального резерва дыхания, то есть: пробы Бутейко, частотность дыхания, объем легких; блок по оценке резервов ССС, то есть: АД, систолическое давление, индекс Кердо и тренированности; блок по психологическому тестированию, то есть: шкала Тейлора, методика Спилберга-Ханина, метод Люшера; блок по определению истинного биологического возраста, а именно: индекс функциональных изменений, индекс физического состояния, интегральный индекс, коэффициенты и темпы старения; блок по проведению диагностирования к предрасположенностям и донозологического контролирования к заболеваниям социальной значимости;
2) модуль администрирования:
- процесс управления учетными записями всех пользователей;
- подсистема по статистической обработке полученной информации;
3) модуль контроля:
- предоставление студентам возможности пройти контроль;
- сформировать персональный журнал рекомендаций относительно состояния здоровья, тут было создано 6 ключевых программ по оздоровлению и профилактике заболеваний, которые имеют социальную значимость в студенческом кругу.
Данная система предназначается для осуществления работы по схеме «клиент-сервер».
В свою очередь, от клиента требуется осуществлять работы под управлением особой графической ОС, где установлен браузер, который поддерживает режим работы графического характера. Минимум конфигурации аппаратной части клиента определен требованиями установленного ПО. В первую очередь нужен сетевой адаптер.
На сервере нужно проконтролировать установку следующих компонентов:
- ОС;
- СУБД MySQL;
- Веб-сервер:
- интегратор РНР и подсистемы, которые нужны чтобы работать с MySQL.
Характеристики аппаратной составляющей части сервера определены базовыми требования ПО и общей суммой клиентских запросов.
Наличие сетевого адаптера является обязательным [1].
АСМОЗ была разработана на нескольких языках программирования, а именно: РНР, Джаваскрип и НТМЬ. Все эти языки программирования можно использовать как лингвистический гарант системы, кроме того, это не понесет за собой дополнительных трат для их приобретения по причине того, что распространяются они абсолютно свободно.
Главная цель, для которой и была разработана АСМОЗ - чтобы организовать и осуществлять непрерывный контроль способностей адаптационного характера и функционального резерва здоровья студентов и осуществления донозологического мониторинга заболеваний, которые имеют социальную значимость в студенческом кругу в режиме непрерывного компьютерного контролирования.
Система реализуется согласно технологии клиент-сервис с кроссплатформенностью браузера.
Главная функция системы - это анкетирование, которое представляет из себя перечень средств оценивания в качестве составляющей части разного рода методик оценивания общего состояния здоровья.
После того как клавиша нажата, открывается окно проверки личности студента, где нужно будет ввести в специальное поле символы с картинки, то есть своего рода капча:
После нажатия клавиши «Ввод» в окне «Выбор пользователя» тот, кто проходит тестирование, должен выбрать нужную компанию, для этого достаточно одного клика левой клавишей мышки.
К примеру, для студентов, которые изучают налоговое право, алгоритм будет следующий: ИнгГУ- Факультет экономики и финансов - Кафедра финансов - соответствующий номер группы -выбор своих ФИО.
Потом открывается окно сведений о том, кто проходит тестирование, где студент может ознакомиться со всеми тестами и анкетами, которые ему предстоит заполнить.
Для того чтобы начать тестирование, после схода в режим анкетирования студент должен ввести специальный пароль, который можно получить у старосты, и кликнуть на значок «начать анкетирование». Затем нужно последовательно отвечать на поставленные вопросы, после того, как ответы на все вопросы даны, нужно кликнуть на иконку «завершить анкетирование», затем студент получает документ, где содержатся ценные рекомендации относительно содержания здоровья.
Теперь уточним сферу использования данного проекта, это: проведение научных исследований, преподавательский состав учебных учреждений, здравоохранение, включая учреждения муниципального и областного характера; управление федеральные службы России по контролированию наркооборота в республике и прочие организации муниципальной и государственной деятельности, где требуются сведения о физическом и психическом здоровье молодежи и склонностей к социально значимым заболеваниям на углубленном научном уровне.
Круг пользователей автоматизированной системы мониторинга здоровья студентов (АСМОЗ) достаточно широкий: сотрудники и студенты ОГУ; учреждения образования, здравоохранения и социальной сферы Приволжского округа (более 150 организаций); управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ингушетии; студенческий совет ИнгГУ [6, с. 193].
Несмотря на то, что в последние годы появились многочисленные работы, посвященные анализируемой проблеме, в большинстве из них отражается специфика тех регионов, в которых проводятся исследования (Некипелов М. И., 1994; Низамутдинова Р. С., 1998; Круглякова И. П., 2000; Сыстерова А. А., 2000; Денисова Д. В., 2001; Ваганова Л. И., 2003; Двойнишникова М. А., 2006 и др.).
Между тем, работ, содержащих комплексное изучение тенденций динамики здоровья студентов высших учебных заведений и организаций системы общедоступного донозологического контроля социальнозначимых заболеваний в студенческой среде в современных условиях практически нет, что обуславливает чрезвычайную актуальность разработанной автоматизированной системы мониторинга здоровья студентов (АСМОЗ).
Система имеет завершенный вид, но идет ее постоянное совершенствование, продумана система поддержки доработок, что обеспечивает возможность ее эксплуатации и в режиме модификации [3].
Литература
1. Колин К. К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: учебное пособие
для вузов / К. К. Колин. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 350 с.
ISBN: 5-8291-0176-9.
2. Красильникова В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В. А. Красильникова //
Информатизация и образование, 2003. № 4. С. 21-27. ISSN 1561-4492.
3. Роберт И. В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование и Информатика», 2004. 68 с.
4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. 187 с.
5. Исследовано в России. [Электронный ресурс]: многопредметный научный журнал / Электронный журнал. Современные проблемы науки и образования, 2005.
6. Фаргиева З. С. Перспективы профилизации всей средней школы в Республике Ингушетия как фактор успешного сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике // Проблемы современной науки и образования. Москва, 2016. № 3 (45).
Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями
здоровья
Фаргиева З. С.1, Мальсагов М. Х'2, Гойгова А. А.3
'Фаргиева Зульфия Султангиреевна / Fargieva Zulfiya Sultangireevna — преподаватель;
2Мальсагов МухарбекХасанович /MalsagovMuharbekHasanovich - доцент, кандидат физико-математических наук, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет;
3Гойгова Амина / Goygova Amina - магистрант, технолого-педагогический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас
Аннотация: в статье определено содержание дистанционного обучения в целом, определены возможности дистанционной образовательной технологии как средства реабилитации детей с нарушениями развития.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционная образовательная технология, информационно-коммуникационная технология.
Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Несмотря на то, что в последние годы, благодаря новым установкам государства, были изменены подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, как показывает анализ образовательной практики, «доступное качественное образование» по-прежнему недоступно для большинства детей-инвалидов.
Ограниченные ресурсы учебного плана индивидуального обучения (не более 10 часов в основной школе, 12 часов в 10-11-х классах) обусловливают сокращение учебной программы, что затрудняет реализацию государственного образовательного стандарта и приводит к образовательному неравенству при выборе профессионального образования, отодвигает от высшего образования и профессиональной деятельности часть способных детей. Кроме того, ограниченность социальных контактов и общения со сверстниками, бедность социального опыта затрудняют формирование социальной и коммуникативной компетентностей у детей-инвалидов, что негативно сказывается на их социализации. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. Зачастую дети-инвалиды не могут выйти из дома не только из-за отсутствия пандуса для выхода из квартиры, но и из-за боязни столкнуться с различными препятствиями и различными людьми в «большом мире». Неуверенность в себе, повышенная тревожность, неумение устанавливать коммуникативные взаимоотношения, страх чужих людей - все это создает труднопреодолимые барьеры между ребенком-инвалидом и внешним миром [1].
Выходом в сложившейся ситуации и является дистанционное обучение - обучение, позволяющее каждому ребенку с ограниченными физическими возможностями найти оптимальный для себя способ получения образования и успешной адаптации в жизни. В настоящее время дистанционное образование нередко называют одной из самых современных форм получения знаний. Данная форма получения образования приобретает все большую популярность.
При этом под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата различной
92