Научная статья на тему 'Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья'

Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Мальсагов Мухарбек Хасанович, Гойгова Амина

В статье определено содержание дистанционного обучения в целом, определены возможности дистанционной образовательной технологии как средства реабилитации детей с нарушениями развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Мальсагов Мухарбек Хасанович, Гойгова Амина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья»

3. Роберт И. В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование и Информатика», 2004. 68 с.

4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. 187 с.

5. Исследовано в России. [Электронный ресурс]: многопредметный научный журнал / Электронный журнал. Современные проблемы науки и образования, 2005.

6. Фаргиева З. С. Перспективы профилизации всей средней школы в Республике Ингушетия как фактор успешного сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике // Проблемы современной науки и образования. Москва, 2016. № 3 (45).

Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями

здоровья

Фаргиева З. С.1, Мальсагов М. Х'2, Гойгова А. А.3

'Фаргиева Зульфия Султангиреевна / Fargieva Zulfiya Sultangireevna — преподаватель;

2Мальсагов МухарбекХасанович /MalsagovMuharbekHasanovich - доцент, кандидат физико-математических наук, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет;

3Гойгова Амина / Goygova Amina - магистрант, технолого-педагогический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: в статье определено содержание дистанционного обучения в целом, определены возможности дистанционной образовательной технологии как средства реабилитации детей с нарушениями развития.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционная образовательная технология, информационно-коммуникационная технология.

Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Несмотря на то, что в последние годы, благодаря новым установкам государства, были изменены подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, как показывает анализ образовательной практики, «доступное качественное образование» по-прежнему недоступно для большинства детей-инвалидов.

Ограниченные ресурсы учебного плана индивидуального обучения (не более 10 часов в основной школе, 12 часов в 10-11-х классах) обусловливают сокращение учебной программы, что затрудняет реализацию государственного образовательного стандарта и приводит к образовательному неравенству при выборе профессионального образования, отодвигает от высшего образования и профессиональной деятельности часть способных детей. Кроме того, ограниченность социальных контактов и общения со сверстниками, бедность социального опыта затрудняют формирование социальной и коммуникативной компетентностей у детей-инвалидов, что негативно сказывается на их социализации. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. Зачастую дети-инвалиды не могут выйти из дома не только из-за отсутствия пандуса для выхода из квартиры, но и из-за боязни столкнуться с различными препятствиями и различными людьми в «большом мире». Неуверенность в себе, повышенная тревожность, неумение устанавливать коммуникативные взаимоотношения, страх чужих людей - все это создает труднопреодолимые барьеры между ребенком-инвалидом и внешним миром [1].

Выходом в сложившейся ситуации и является дистанционное обучение - обучение, позволяющее каждому ребенку с ограниченными физическими возможностями найти оптимальный для себя способ получения образования и успешной адаптации в жизни. В настоящее время дистанционное образование нередко называют одной из самых современных форм получения знаний. Данная форма получения образования приобретает все большую популярность.

При этом под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата различной

92

степени выраженности; нарушениями зрения, нарушениями слуха и речи; заболеваниями сердечнососудистой системы и другими внутренними болезнями, значительно ограничивающими двигательную активность) технологий дистанционного обучения позволяет не только усовершенствовать и повысить качество образования, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, т. е. будет содействовать их интеграции в социум посредством Интернет-технологий.

В России дистанционное образование появилось с открытием «ьШколы» в г. Москве в 2003 г. Обучение проходит с помощью видеосвязи, Интернет-телефонии, чатов, форумов и т. д. В школе учатся дети с ДЦП, диабетом, онкологическими, нервными заболеваниями, болезнями почек, сердца и др.

В республике Ингушетия проект «Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов» начал осуществляться с 2010 г. [5, с. 192].

Для ребенка с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество.

Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным в пространстве, — у него появляется связь буквально со всем миром. Он может учиться, не выходя из дома и в удобном для себя темпе. Наиболее значимой для детей с ограниченными возможностями (особенно малоподвижных) является потребность в активном общении, расширении кругозора и получении дополнительной информации. Однако если говорить об использовании новых информационных технологий, то помимо желания необходимо иметь также соответствующие навыки и возможности. На сегодняшний день в сети Интернет уже существует множество ресурсов, которые содержат интересную и полезную информацию, интерактивные ресурсы для общения и т. д. Однако зачастую совокупность заболеваний и их проявлений (слабое зрение, тремор рук и т. д.) затрудняет детям с ограниченными возможностями использование этих сайтов, даже если содержание их вполне устраивает. Мелкий шрифт текста, сложный формат представления информации (многоклеточные таблицы), маленькие окошки для ввода логина и пароля или электронного адреса страницы, сложный механизм навигации и другие технические условия создают непреодолимые препятствия для детей-инвалидов. Как показал опыт дистанционного обучения - все эти трудности преодолимы. При организации дистанционного обучения реализуется индивидуальная образовательная траектория каждого ученика. Объем учебных занятий, их содержание и темп прохождения дозируется строго индивидуально. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки - работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Учитель, в зависимости от образовательных потребностей учащегося, может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать дополнительные, ориентированные на конкретного ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Каждый ребенок может выбрать свой темп изучения материала, а также свою последовательность прохождения курса, согласованную с учителем.

Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся являются не пассивными «потребителями» знаний, а выступают в качестве активных участников образовательного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на задний план. Вследствие этого включение ребенка-инвалида в виртуальное сообщество позволяет ему осознать себя как субъекта деятельности в информационном образовательном пространстве, способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию «жизненной компетентности». Дистанционное обучение дает возможность детям с ограниченными возможностями в большей степени реализовать свой потенциал, вести активную жизнь, повысить уверенность в себе. Такое обучение определяется их психофизиологическими особенностями и предполагает изменение педагогических коммуникаций и создание новых дидактических средств, что позволяет планировать индивидуальный график обучения в соответствии с проблемами и заболеваниями ребенка.

Дистанционное обучение позволяет проводить занятия психолога для детей, нуждающихся в специальной помощи, что особенно актуально для жителей отдаленных сельских районов, где наблюдается дефицит квалифицированных специалистов служб сопровождения. Обучение детей с ограниченными возможностями с помощью Интернет-технологий способствует формированию нового образовательного окружения, в котором дети-инвалиды смогут реализовать свой потенциал и получить качественное образование. Новая среда обучения открывает учащимся также возможности

практиковать свои навыки работы с Интернет- и компьютерными технологиями, что может оказать сильное влияние на их развитие и дальнейшую профессиональную ориентацию.

Приобщение родителей к деятельности детей во время дистанционного обучения дает возможность семьям детей-инвалидов узнать о возможностях сети Интернет, найти единомышленников, почувствовать уверенность в собственных силах и, в конечном счете, преодолеть «комплекс беды», характерный для многих семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Возможности дистанционного обучения практически безграничны, виртуальная среда действительно помогает преодолевать барьеры, главное - захотеть их преодолеть. Ведь непреодолимы только те барьеры, которые мы перед собой выдвигаем сами.

Литература

1. Полат Е. С. «Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты». М.: ИНФО, 2006.

2. Быков Д. А. «Дети с ограниченными возможностями и общество». Дополнительное образование, 2006.

3. Федеральный закон «Об образовании», статья 32, пункт 2, подпункт 5.

4. Акатов Л. И., Блинков Ю. А. О некоторых аспектах комплексного подхода к обучению и социальной реабилитации инвалидов. Материалы Международной научно-практической конференции «Высшее образование инвалидов». 20-22 июня 2000 г., Санкт-Петербург, СПб НПЦ ЭПР, 2000 С. 3-8.

5. Фаргиева З. С. Перспективы профилизации всей средней школы в Республике Ингушетия как фактор успешного сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике. Проблемы современной науки и образования. Москва, 2016. № 3 (45).

Интеллектуальные обучающие системы в информатизации образования Фаргиева З. С.1, Евлоева Ф. З.2, Арапханов А. М.3

'Фаргиева Зульфия Султангиреевна / Fargieva Zulfiya Sultangireevna — преподаватель, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет;

2Евлоева Фариза /Evloeva Fariza — магистрант;

3Арапханов Адам /Araphanov Adam - магистрант, технолого-педагогический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: основной задачей системы образования является удовлетворение потребностей государства в выполнении социального заказа. Современные запросы влекут за собой непрерывное совершенствование учебного процесса, поэтому процесс обучения должен быть достаточно гибким для быстрой адаптации к меняющимся требованиям. Одним из средств, способствующих повышению качества подготовки учащихся и формированию соответствующей образовательной среды, являются новые информационные технологии обучения, базирующиеся на применении обучающих систем с элементами искусственного интеллекта.

Ключевые слова: исскуственный интеллект, информационные технологии, информатизация, компьютер.

Широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности - в науку, производство, образование, быт означает наступление новой, компьютерной эры.

Интеллектуальная обучающая система представляет собой совокупность связанных в единое целое технических, программно-алгоритмических и информационно-методических средств, предназначенных для реализации адаптивного обучающего диалога, поиска и обработки учебной информации и для организации качественного процесса обучения. Интеллектуальная обучающая система осуществляет подготовку обучаемого на основе модели предметной области, модели обучаемого, модели контроля системы знаний обучаемого и настройки на требования преподавателя общеобразовательной школы.

Многие аспекты применения интеллектуальных обучающих систем разрабатывались педагогами, психологами, специалистами в области информационных технологий: основополагающие проблемы теории педагогических систем и инновационных процессов в образования (П. Я. Гальлерин, В. В. Давыдов, М. И. Махмутов и др.), вопросы разработка кибернетической теории обучения и создание автоматизированного обучения (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, А. И. Берг, В. М.

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.