PEDAGOGICAL SCIENCES
Role of information technology in education Fargieva Z.1, Kodzoeva F.2, Gushlarkaeva M.3, Garbakova Z.4, Murzabekova M.5 (Russian Federation) Роль информационных технологий в образовании
1 2 3
Фаргиева З. С. , Кодзоева Ф. Дж. , Гушларкаева М. , Гарбакова З. С.4, Мурзабекова М. И.5 (Российская Федерация)
1Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya - преподаватель;
2Кодзоева Фердовс Джабраиловна /Kodzoeva Ferdovs - кандидат физико-математических
наук, доцент, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет;
3Гушларкаева Мака Руслановна / Gushlarkaeva Maka - магистрант, технолого-педагогический факультет;
4Гарбакова Зарина Султановна / Garbakova Zarina Sultanovna - преподаватель;
5Мурзабекова Марем Исмаиловна /Murzabekova Marem - преподаватель, физико-математический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас
Аннотация: в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению учащихся в информационное общество. Abstract: currently in Russia there is a formation of the new education system focused on occurrence in world educational space. This process is accompanied by essential changes in pedagogical theory and practice of the educational process related to making adjustments in content learning technologies, which should be adequate to modern technical possibilities, and facilitate the harmonious inclusion of students into the information society.
Ключевые слова: информация, технологии, информационные технологии, образование.
Keywords: information technology, information technology, education.
В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Так, использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Особую роль в этом процессе играют ИТ. Так как их применение способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного исторического материала. Приобщение школьников к ИТ является важнейшим направлением в решении задачи информатизации в современной школе и повышения профессиональной подготовки. Наряду с этим, разработка и применение ИТ становится в современной школе одним из важнейших путей повышения результативности образования. Причем стратегическая роль ИТ, а следовательно, и технических средств их обеспечивающих, как фактора социально-экономического развития современного общества на данный момент общепризнанно и не вызывает сомнений [4, с. 24].
European science № 5(15) ■ 22
На сегодняшний день информационные технологии становятся одним из основных приоритетов в планировании развития образования. Неотъемлемой и важной частью этих технологий является компьютеризация образовательного процесса. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность [1, с. 32].
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, В. Ф. Шолохович, О. И. Агапова, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [5].
Использование современных информационных и телекоммуникационных технологий в обучении открывает исключительные перспективы как с точки зрения повышения качества обучения, так и с точки зрения расширения самих учебных заведений.
Современная школа сегодня не может жить в разрез с изменениями, происходящими в мире. И одной из задач современной школы не случайно является качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу школа может решить только на основе повышения квалификации и педагогического мастерства учителя, применения им новых методов и форм их решения. Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может сегодня не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий. Именно это и позволяет выходить на современный уровень преподавания. Как и в любом производстве, для получения качественного результата нужно иметь качественное сырье. В нашем случае таковым являются содержание образования, качество обучения. И снова на помощь приходят информационные технологии [2, с. 26]. Только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию в любой области. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, дают возможность использовать самые различные источники информации. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы [2, с. 65].
И ярким примером применения информационных технологий в обучении, без которого самообучение не имеет смысла - является дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. На примере РЦДО (республиканского центра дистанционного обучения) республики Ингушетия можно смело сказать, что дети этого центра, благодаря развитию техники и появления средств ИКТ, поняли, что они могут учиться не хуже своих сверстников, почувствовали, что они нужны, с ними интересно общаться, что они могут быть кому-то полезны...
Так, например, программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. Презентация, составленная учителем, позволяет иллюстрировать свой рассказ. А программа EXCEL позволяет разнообразить форму
23 ■ European science № 5(15)
опроса, составляя тесты как средства опроса. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность.
Следующая помощь учителю от информационной технологии - это коммуникативность и интерактивность. Это позволяет учителю участвовать в виртуальных методических объединениях, педагогических советах, конференциях. Модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство. Существующие образовательные стандарты недостаточно учитывают возможности детей [6, с. 54]. При использовании уникальных возможностей дополнительного образования современное обучение в школе можно сделать более личностно-ориентированным, учитывающим индивидуальные особенности детей.
Интеграция общего и дополнительного образования дает возможность учителю искать новые формы организации учебно -воспитательного процесса, которые позволяют использовать телевизор, ДВД, видеомагнитафон и цифровую камеру, мультимедийные учебники, интерактивные наглядные пособия, проектор, интернет-информацию.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, т. к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан [9]. А это значит, что сегодня учителю уже недостаточно просто применять компьютер на уроке, необходимо владеть серьезными методиками и технологиями их применения при обучении и воспитании. А это дает новые возможности для роста учителя.
Литература
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2012.
2. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 2013.
3. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России, 2013. № 1.
4. Концепция информатизации образования // Информатика и образование, 2014. № 1. С. 6-39.
5. Информационные технологии в образовании и науке: Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке «ИТО Самара 2011». Самара; М.: Самарский филиал МГПУ, МГПУ, 2011. С. 494.
6. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 2011. С. 287.
7. Фаргиева З. С., Даурбекова А. М., Дзугаева М. Ю., Аушева М. А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» на примере ГБОУ гимназия «Марем» города Магас // Наука, техника и образование, 2016. № 4 (22). С. 89-92.
Еигореап Баепсе № 5(15) ■ 24