Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в обучении'

Информационно-коммуникационные технологии в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1581
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕР / COMPUTER / ШКОЛА / SCHOOL / ИКТ / ICT / ИНТЕРНЕТ / INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Цурова Мадина Магомедовна, Мурзабекова Марем Исмаиловна, Шаухалова Р.А.

Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе обусловлены требованиями нового государственного образовательного стандарта. Поэтому актуальным вопросом для каждого образовательного учреждения является формирование единого информационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Цурова Мадина Магомедовна, Мурзабекова Марем Исмаиловна, Шаухалова Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в обучении»

4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета, 2012. 31 декабря.

5. Худякова О. Ю., Колесников О. Л., Колесникова А. А. Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг // International scientific review, 2016. № 4 (14). С. 170-173.

Информационно-коммуникационные технологии в обучении Фаргиева З. С.1, Цурова М. М.2, Мурзабекова М. И.3, Шаухалова Р. А.4

1 Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya Sultangireevna - преподаватель, физико-математический факультет, кафедра математики и ивт;

2Цурова Мадина Магомедовна / Tchurova Madina Magomedovna - магистрант, технолого-педагогический факультет;

3Мурзабекова Марем Исмаиловна /Murzabekova Marem Ismailovna - преподаватель;

4Шаухалова Разия Алаудиновна / Shauhalova Raziya Alaudinovna - старший преподаватель, физико-математический факультет, кафедра математики и ивт, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе обусловлены требованиями нового государственного образовательного стандарта. Поэтому актуальным вопросом для каждого образовательного учреждения является формирование единого информационного пространства. Abstract: information and communication technologies in the educational process due to the requirements of the new state educational standard. Therefore, an important issue for every educational institution is the formation of a single information space.

Ключевые слова: компьютер, школа, ИКТ, Интернет. Keywords: computer, school, ICT, Internet.

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т. е. быть информационно компетентным.

А использование компьютера в учебном процессе — (внедрение новых информационных технологий) — это попытка предложить один из путей, которые могут интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса.

Особенностью компьютерного (программированного) обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения [3, c.6].

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным

47

программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Тем более у нас в стране очень много школ расположенных в сельской местности. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

Рис. 1. Классификация средств ИКТ по области методического назначения Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:

• Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

• Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

• Индивидуализация работы самого учителя;

• Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

• Усиление мотивации к обучению;

• Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

• Обеспечение гибкости процесса обучения.

Помимо положительных моментов использования средств ИКТ в обучении есть и негативные стороны, которые хочется отметить.

Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психо лого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером».

В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге. Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания. Дистанционные технологии обучения

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20 -го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении [7].

Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM- учебниками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.

Литература

1. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 2013.

2. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России, 2013. №1.

3. Концепция информатизации образования // Информатика и образование, 2014. №1. С.6-39.

4. Информационные технологии в образовании и науке: Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке «ИТО - Самара - 2011». Самара; М.: Самарский филиал МГПУ, МГПУ, 2011. С. 494.

5. Фаргиева З. С., Даурбекова А. М., Дзугаева М. Ю., Аушева М. А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» на примере ГБОУ гимназии «Марем» города Магас / Наука, техника и образование, 2016. № 4 (22). С. 89-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.