Научная статья на тему 'Совершенствование высшего образования с использованием информационных технологий'

Совершенствование высшего образования с использованием информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КОМПЬЮТЕР / COMPUTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Даурбекова Асет Мухтаровна, Ваделова Залина, Мурзабекова Марем Исмаиловна, Шаухалова Разия Алаудиновна

В современном обществе быстрыми темпами набирает обороты информатизация, и существенное значение приобретает использование информационных технологий в образовании. В связи с этим необходимо преподавателям постоянно повышать квалификацию. Как мы знаем, в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, а этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Даурбекова Асет Мухтаровна, Ваделова Залина, Мурзабекова Марем Исмаиловна, Шаухалова Разия Алаудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование высшего образования с использованием информационных технологий»

11. Сунцова Я. С. Диагностика профессионального самоопределения: уч.-метод. пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. 142 с.

12. Тажина Г. О. Предпочтения вида профессиональной деятельности в связи с специальностью обучения студентов // Педагогика и психология, 2016. № 2. С. 78-86.

13. Шамионов Р. МПсихология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции). Саратов: Саратовский университет, 2003. 15 с.

Совершенствование высшего образования с использованием информационных технологий

1 2 3

Фаргиева З. С. , Даурбекова А. М. , Ваделова З. , Мурзабекова М. И.4, Шаухалова Р. А.5

1 Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya Sultangireevna - преподаватель;

2Даурбекова Асет Мухтаровна /Daurbekova AsetMuhtarovna - преподаватель, кафедра математики и информационно-вычислительной техники, физико-математический факультет;

3Ваделова Залина / Vadelova Zalina - магистрант, технолого-педагогический факультет;

Мурзабекова Марем Исмаиловна /Murzabekova Marem Ismailovna - преподаватель;

5Шаухалова Разия Алаудиновна / Shauhalova Raziya Alaudinovna - преподаватель, кафедра математики и информационно-вычислительной техники, физико-математический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: в современном обществе быстрыми темпами набирает обороты информатизация, и существенное значение приобретает использование информационных технологий в образовании. В связи с этим необходимо преподавателям постоянно повышать квалификацию. Как мы знаем, в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, а этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Abstract: in today's society rapidly gaining momentum informatization and significance of utilizing information technology in education. In this regard, teachers need to constantly improve their qualifications. As we know, now is the emergence of a new system of education, based on the entry into the world of information and educational space in Russia, and this process is accompanied by substantial changes in the pedagogical theory and practice of the educational process related to making adjustments to the content of learning technologies which should be adequate to modern technical possibilities, and to promote harmonious integration of the child into the information society.

Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, студенты, преподаватель, образование, компьютер.

Keywords: informatization, information technologies, students, teacher, education, computer.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной

41

информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Сегодня средства ИКТ доступны каждому, хотя несколько лет назад не каждый мог себе позволить их приобрести. Почти в каждом доме есть компьютеры, ноутбуки и другие гаджеты и у каждого есть телефон. Подрастающее поколение лучше своих родителей умеют пользоваться современными средствами ИКТ. Но огорчает то, что большинство детей и подростков используют его не для получения знаний, а для компьютерных программных игр и виртуального общения в социальных сетях. Сегодня мы наблюдаем такую картину, когда младшие обучают старших. Из этого вытекает вывод, что методы получения и обучения образования не успевают за развитием культуры и за информационными технологиями, поскольку число разрабатываемых в обществе информационных технологий возрастает в геометрической прогрессии. Сегодня каждый имеет возможность сочинять книжки или иным способом осуществить цивилизационное наследие. И чтобы транслировать свое творчество другим, достаточно иметь информационную технологию с доступом в Интернет. Растет также и число библиографических источников и преподавателям вузов все труднее и труднее подобрать нужный материал, который пригодится обучающимся в дальнейшем.

Несомненно, нынешней системе образования все труднее справиться с задачей передачи знании, так как весь этот пласт культуры невозможно освоить в одной определенной жизни. Следовательно, и задачами сегодняшней системы становится не передача знаний, а обучение находить и перерабатывать материал.

Цель данной статьи - проанализировать структуру и целевую направленность информационных технологий, практикуемых в современном высшем образовании.

Традиционная форма обучения в сочетании с информационными технологиями дает возможность, изучить новое качество образования и создать профессионалов такого уровня, которые необходимы в современном обществе, то есть, активных людей, которые способны без помощи других принимать решения. Внедрение таких технологий облегчает процесс обучения и выводит его на более высокий уровень.

Компьютерные обучающие программы являются весьма эффективными, так как они реализуется как основной способ самостоятельных работ обучающих, контролируемых и руководимых преподавателями. Но создать такие обучающие программы, которые полностью заменили бы учителей, невозможно и это можно считать одним из минусов компьютерного обучения.

В педагогическом образовании проблемы информатизации рассматриваются часто. По этой теме существует много периодических изданий, так, например, журнал «Информатика и образование», а также и электронные издания, где рассматриваются вопросы использования ИКТ.

«Информационная технология» и «Использование средств ИКТ в образовании» являются актуальными темами для соискателей степени кандидатов и докторов наук. На данную тему защитили диссертации Литецкая В. И., Скрябина О. Ю., Писаренко Е. А., Прокудин Е. А., Шипулина Л. А., Заболотская И. В.

На самом деле информационные технологии рассматриваются для дополнения традиционных методов обучения, а не как абсолютно новые методы в образовании.

Анализ информационных библиографических источников, показывает, что ИКТ используют для поиска электронных информационных ресурсов: библиотек, каталогов, пособий, а также для иллюстрации наглядных материалов, то есть презентаций, различных мультимедийных материалов и видеоматериалов, для программ тренажеров и тестов проверяющих уровень знаний. Здесь можно отметить отдельным пунктом дистанционное образование, в котором, больше всего применяются различные информационные технологии для обучения, решаются вопросы повышения квалификации преподавателей и т.д.

Использование ИТ в процессе обучения и перспективы их использования.

Для анализа возьмем концепцию И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, по которой осуществляется классификация педагогических методов по познавательной деятельности. По выводам авторов, итог учебной деятельности в значительной степени зависит от оживленности, то есть активности, учащихся, их инициативности, самостоятельности, творческих способностей. Именно поэтому характер учебной деятельности можно назвать главным критерием выбора метода обучения [3].

Выделяют 5 основных методов обучения:

1. Информационно-рецептивный, заключающийся в получении «готовых» знаний, оказывающий дополнительную помощь в усвоении материала.

2. Репродуктивный, предполагающий самостоятельное усвоение материала в той степени, в какой учащиеся смогут его воспроизвести. Здесь учащиеся изучают алгоритмы, инструкции, усваивают примеры выполнения практических действий.

3. Проблемное изложение, предполагающее постановку педагогом перед учащимися проблемы, выявляет пути её решения, а учащиеся, в свою очередь, следят за алгоритмом решения проблемы и тем самым получают некий образец.

4. Эвристический (частично-поисковый), предполагающий расчленение проблемы на части, а учащиеся, в свою очередь, предпринимают отдельные шаги по устранению подпроблем.

5. Исследовательский. Здесь уже учащиеся в присутствии преподавателя сами добывают знания; сами определяют проблему; сами занимаются поиском ответов, а преподаватель лишь наблюдает за ходом данного процесса.

Итак, исходя из выше изложенного, ясно, что познавательная деятельность бывает и репродуктивной, исследовательской, творческой, и, соответственно, каждый из этих методов занимает свое место и имеет свои цели в образовательной деятельности.

На сегодняшний день практически все пользователи ИТ знакомы с Wiki, Mind maps.

Википедия (сокращенно «Вики») - это интернет-сайт, содержимое которого его пользователи могут дополнять, изменять, а необходимые для этого процесса инструменты сайт предоставляет сам. Также на сайте есть возможность восстановить версии материалов, в случае намеренного или непреднамеренного их уничтожения. Такие сайты позволяют принять участие в изменении информации каждому желающему пользователю. Несомненно, использование вики-технологий в процессе образовательной деятельности может стать мотиватором, побуждающим студентов к исследовательской деятельности в развлекательной форме, что может оптимизировать усилия и способствовать овладению высшими методами познания [2, с. 111].

Интеллект - карты (в оригинале Mind maps) -это инструмент, позволяющий решать такие задачи, как проведение презентации, мозгового штурма, планирование времени, запоминание больших объемов информации, разработка проектов и др. Они имеют место в решении сложных задач в различных сферах, таких как:

- обучение (создание ясных конспектов лекций, наивысший уровень усвоения прочитанного учебника, написание рефератов, дипломов);

- запоминание (подготовка к экзаменам);

- презентации (минимум затрат времени с наилучшим изложением информации, понятной и легко запоминающейся для аудитории, проведение деловых переговоров);

- мозговой штурм (генерация идей, творчество, групповое решение сложных задач);

- планирование (контроль времени, планы, разработка масштабных проектов);

- принятие решений (основательный анализ всех преимуществ и недостатков, взвешенное решение).

В электронном виде данный метод весьма удобен и легко поддается модификации, что предоставляет пользователям возможность широкого использования карт в качестве планировщиков [6].

Тематические блоги также важны в образовательном процессе. С английского языка слово «blog» переводится как «сетевой журнал» - это интернет-сайт, основным содержанием которого являются периодически добавляемые заметки. Главная особенность сайта в том, что есть возможность работы, не имея технической подготовки. В настоящее время немало в сети блог-платформ, предоставляющие возможность бесплатного их использования, например: http://www.blogger.com/.

Ведение блога, с точки зрения познавательной деятельности, способствует развитию исследовательской активности студента, дает ему возможность в увлекательной форме добывать полезную информацию, с интересом обсуждать эту информацию с другими студентами. А обмен информацией, как нам известно, способствует лучшему усвоению новой и запоминанию имеющейся. И необходимо отметить, что собственная заинтересованность студента, несомненно, является сильным мотивирующим фактором, положительно влияющим на процесс получения новых знаний.

Литература

1. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид; Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева. Сост. и послесловие И. С. Кона. Москва: Наука, 1988. 429 с.

2. Байденко В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. / В. И. Байденко; изд. 2-е, испр. и доп. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 111 с.

3. Программа Министерства образования «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы» // Главный информационно -аналитический центр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.giac.unibel.by/ru/main.aspx?guid=14571.

4. Прокудин Д. Е. Методические основы курса «Новые информационные технологии в образовании» для педагогических вузов: Направление «Естествознание»: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Д. Е. Прокудин. Санкт-Петербург, 1998. 160 с.

5. Заболотская И. В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / И. В. Заболотская. Санкт-Петербург, 2000. 196 с.

6. Фаргиева З. С. Перспективы профилизации всей средней школы в Республике Ингушетия как фактор успешного сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике. Проблемы современной науки и образования. Москва, 2016. № 3 (45).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.