Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 1
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
А.Л. Назаренко
К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современное образование претерпевает существенную трансформацию вследствие информатизации общества. Меняется роль и образ педагога, модель "образование на всю жизнь" переориентируется на модель "образование на протяжении всей жизни". Такая трансформация возможна и происходит на основе информационно-коммуникационных технологий. В России во многих учебных заведениях информационно-коммуникационные технологии органично и профессионально включаются в учебный процесс. Основной вопрос: как сделать внедрение технологий не инициативой энтузиастов, а регулярной и обязательной практикой?
Ключевые слова: информатизация образования, новая роль преподавателя, ИКТ в лингводидактике.
Contemporary education is undergoing essential transformation due to the approaching information society. The role and the image of a teacher is being changed. Education is switching over from the model of "education for life" to that of "education throughout life". Such transformation is possible and is happening on the basis of ICTs. In Russia many educational institutions include ICTs very professionally in the learning process. The main question is: How to make the introduction of ICTs not just an initiative of enthusiasts but regular and mandatory practice?
Key words: ICT in education, new role of the teacher, ICTs in FLT.
Сорок лет назад число ученых, занимающихся физикой твердого тела и информационными технологиями, не превышало несколько сотен. <. > Сегодня эти дисциплины приобрели такое значение, что они оказывают решающее влияние на развитие человечества. Число исследований, работающих в этих областях науки, выросло экспоненциально. Это - феномен, не имеющий прецедентов в человеческой истории, намного более впечатляющий, чем распространение буддизма и христианства.
И. Пригожин. Кость еще не брошена.
Послание будущим поколениям1
Назаренко Алла Леонидовна - докт. филол. наук, доц., зав. кафедрой лингвистики и информационных технологий факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: (495) 734-02-88, e-mail: anazarenkoster@gmail.com
1 Пригожин И. Кость еще не брошена. Послание будущим поколениям // Синер-гетическая парадигма. М., 2002. С. 16.
Нет необходимости снова и снова говорить о том, что человечество вступило в новую фазу своего развития - в эпоху информационного общества, характеризующегося беспрецедентным, постоянно ускоряющимся ростом объема информации. Воспользуемся данными, которые приводит ректор В. А. Садовничий: "В последнее время этот объем увеличивается ежегодно на несколько миллионов Тбайт (для сравнения - все книги в мире содержат порядка 10 Тбайт)"2. Неотъемлемой интегративной частью информационного общества являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Все больше информации сохраняется в электронном виде (около 90% существующей информации в настоящее время хранится в цифровом формате в компьютерных сетях).
"Принципиально новые возможности получения информации и ее постоянно растущий объем, новые способы коммуникации не могут не оказывать значительного влияния на образование. Сам процесс обучения, роль преподавателя и роль студента начинают существенно меняться. Если раньше преподаватель делился со студентами своими знаниями и помогал им черпать знания из книг, то сегодня, в условиях существования глобальной информационной сети, быстрого развития компьютерных технологий, новых возможностей дистанционного образования, роль преподавателя становится иной, и акцент в преподавании все больше переносится на самостоятельную работу студента. Это ставит перед преподавателем новые, более сложные задачи. Он должен сориентироваться в безбрежном море информации, научить своих студентов превращать информацию в знания и привить им вкус к этой работе"3.
"Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интеграции необходимого знания) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов"4.
Еще одна тенденция современного образования - переориентация с модели "образование на всю жизнь" на модель "образование на протяжении всей жизни".
Уже сейчас " лидеры всех стран мира, стремясь подготовить своих граждан к тому, чтобы в полной мере соответствовать требованиям XXI века, заявляют о намерении трансформировать свои социально-экономические системы в перманентно обучающиеся, поскольку
2 Садовничий В.А. Университет XXI века. М., 2008. С. 12.
3 Там же. С. 13.
4 Российское образование - 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях: Доклад к IX Международной научной конференции "Модернизация экономики и глобализация" (1-3 апреля 2008 г.) / Государственный университет - Высшая школа экономики при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда. М., 2008. С. 15.
для информационного общества необходимы граждане, владеющие современными знаниями"5.
Такая трансформация возможна на основе ИКТ, являющихся ключом к модернизации образования. Практически во всех развитых странах предпринимаются усилия к такой модернизации.
"В ряде стран ИКТ считаются основным компонентом в повышении качества образования путем внесения изменений в учебные курсы, обучения новым практическим навыкам и расширения содержания учебных дисциплин. В других странах информационные и коммуникационные технологии используются в основном для облегчения доступа к образованию различным группам населения или в более узких целях помощи в самостоятельном обучении посредством образовательных программ на радио и телевидении. Третьи страны уделяют основное внимание использованию технологий для трансформации условий обучения и удовлетворения особых потребностей различных категорий учащихся"6.
России, входящей полноправным членом в мировое сообщество, отнюдь не чужды все упомянутые процессы. Тенденция к информатизации и здесь охватывает систему образования, причем происходит это как извне - в виде директивных документов, - так и изнутри - по инициативе местных органов образования, учебных заведений, профессиональных педагогических сообществ и отдельных преподавателей.
Однако абсолютно очевидно отсутствие единой политики в отношении использования ИКТ в образовании, предписывающей общепринятую долговременную стратегию его информатизации.
Безусловно, в переходный период развития общества, каковым является наша эпоха, обнажаются и заостряются социально-экономические проблемы, включая и проблемы образования. "Сам по себе приход в жизнь НИТ не устранит сложнейших проблем образования, стоящих сегодня перед мировым сообществом: эти проблемы необходимо решать независимо от того, принимаются новые технологии обществом или отвергаются. Тем не менее методы обучения и развития, социальные и профессиональные требования, глобализация коммуникативных, экономических и политических проектов, связанных с построением нового общества, - все это в высокой степени зависит от уровня применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. В противном случае обществу грозит хроническое отставание в этих
5 Кинелев В.Г. Образование для информационного общества // Международно научно списание за европейския интеллектуален елит "Е" и "М" "Еврообразование". София, 2007. С. 16.
6 Там же.
областях и, по сути, несостоятельность в решении тех задач, которые ставит перед ним XXI век"7.
Это самый общий посыл.
Если перейти на наш конкретный уровень - на уровень лингвистического образования, - все те же проблемы и задачи сохранятся здесь, но только с коррекцией на специфику области.
Исходя из своей онтологической природы, ИКТ представляют для практики обучения языкам возможности:
• коммуникации обучающихся с преподавателем и другими обучающимися (дистанционное образование, смешанное обучение) и с носителями языка, находящимися в любой точке земного шара, на их родном языке в синхронном или асинхронном режиме (через электронную почту, блоги, форумы, чаты, теле- и видеоконференции). При этом их корреспондентами могут быть как определенные индивидуумы, так и небольшая группа, или целый класс, или даже глобальная международная конференция, вовлекающая в дискуссию сотни и тысячи людей во всем мире;
• использования глобального связанного гипертекста, представленного во Всемирной паутине, с помощью которой студенты могут вести поиск нужной информации, "просматривая миллионы файлов, и в течение нескольких минут получать доступ к аутентичным материалам (газетам, журналам, книгам и т.д.) из любой точки земли"8.
Однако эти "блага" компьютеризации будут либо мертвы, либо неэффективны, если они не будут умело, профессионально, оригинально, органично, системно включаться в педагогические технологии, образуя некий сплав, целостное единство, принципиально несводимое к сумме свойств составляющих ее элементов9.
Таким образом, обучение иностранным языкам с применением ИКТ - это качественно новый, интегративный процесс, характеризующийся актуализацией содержательно значимых компонентов и операций благодаря применяемым прогрессивным педагогическим методам и подходам (индивидуализированное и дифференцированное обучение, личностно-деятельностное обучение, обучение в сотрудничестве, метод проектов и т.п.) и усилению их эффективности за счет использования мультимедийности [учебных материалов] как высшей формы наглядности, предполагающей мультисенсорную реакцию со стороны обучающихся, которая способствует лучшему усвоению материала / знаний.
7 Там же. С. 15.
8 Назаренко А.Л. Дистанционное обучение иностранным языкам: задачи, проблемы, перспективы // Сб. трудов I Международной научно-практической конференции "ИКТ в преподавании иностранных языков" (9-10 июня 2004 г.). М., 2004. С. 5.
9 См.: Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме. М., 2008. С. 41.
Эффективность обучения возрастает также благодаря возможности, обеспечиваемой преподавателю применением ИКТ, освободиться от организационно-дисциплинарных моментов и непродуктивных рутинных операций и использовать свое время творчески и оптимально продуктивно. Мысль о нераздельном единстве ИКТ и учебного контента как формы ("упаковки") и содержания, создаваемым и одухотворяемым преподавателем-профессионалом, подчеркнута в словах профессора Университета штата Нью-Йорк Карлы Мескилл: "Media and technologies can be tremendously useful tools in language learning for generating fresh and stimulating perspectives. However, such new perspectives are not simply born out of the physical presence of wires and electrodes. On the contrary, it is our for ever flexible and evolving beliefs about how language is best taught and learned that serve as the most critical groundings to further the evolution in our thinking about, with and through these new tools"10.
Статистические данные свидетельствуют о том, что инкорпорирование ИКТ в процесс обучения иностранному языку на хорошо продуманной дидактической основе дает несомненные преимущества и преподавателю и обучающемуся, находящимся в субъектно-субъ-ектных партнерских отношениях. Оно также обеспечивает гораздо большую гибкость и адаптивность учебного процесса к конкретным условиям и задачам обучения.
Преподаватель получает возможность более эффективно управлять учебным процессом (особенно в условиях большого наполнения групп), увеличивать объем и значение самостоятельной работы учащихся, достигать их устойчивого прогресса в обучении, повышать их информационную компетенцию, а также возможность влиять на качество и количество обсуждений материала во время работы в классе и снижать процент отказов студентов от участия в различных видах учебной деятельности.
Подобным образом студенты таких курсов демонстрируют более позитивное отношение и большую удовлетворенность учебой, возросшую мотивацию, более высокий уровень сотрудничества при выполнении различных проектов и развитое чувство коллективизма. Результаты опроса показывают, что одним студентам нравится в "смешанных" курсах возможность высказывать и сравнивать свои суждения не только в классе, но и после классных занятий, в дополнительных дискуссиях и дебатах. В отзывах других студентов подчеркивалась в качестве положительного момента работа по поиску веб-ресурсов, которые помогали расширить, "оживить" изучаемый материал и актуализировать его с учетом реалий сегодняшнего дня.
10 Meskill С. Teaching and Learning in Real Time: Media, Technologies and Language Acquisition. Athelstan, 2002. P. 1.
Кроме того, всех привлекает гибкость и автономность смешанной системы, возможность заниматься в удобное время и в привычном темпе, вне пределов и ограничений аудиторного обучения.
Работа с форумами и блогами, включенная в курс, способствует развитию критического мышления студентов и дает возможность преподавателю быстро оценить понимание студентами изучаемого материала. Помещая на форуме вопрос, подводящий к теме следующего классного занятия, и контролируя участие студентов в дискуссии, преподаватель получает представление о подготовленности учащихся к восприятию нового материала. Затем он может соответствующим образом построить последующее занятие в классе, акцентировав необходимые моменты. Кроме того, при обсуждении изучаемой темы преподаватель может ввести в дискуссию вопросы, имеющие отношение к современной ситуации, актуализируя таким образом теоретические знания и давая возможность студентам применить их шире, нежели в чисто академическом контексте, понять, как эти знания практически становятся частью их мировоззрения.
Лингвистическое образование имеет свои специфические задачи в русле общих задач образования. Формирование коммуникативной, социокультурной и межкультурной компетенций - это область лин-гводидактики. Технологии пришли сюда тоже и появились новые направления. Вошел в научный обиход термин "компьютерная линг-водидактика". Понятие "дистанционное обучение иностранному языку" стало привычным, так же как и инкорпорирование его элементов в традиционный метод "лицом к лицу" (face to face).
Какие возможности и преимущества дает применение технологий для оптимизации процесса обучения?
1. Все использующие ИКТ в языковом классе подчеркивают их мотивирующую функцию. Следует принимать во внимание, что школьники и студенты сегодня - это новое поколение, выросшее в условиях компьютеризации жизни. В большинстве своем они принадлежат к так называемому Net Generation (интернет-поколение) и поэтому ожидают от учебного заведения широкого использования технологий в обучении. Выполняя упражнения в виде интерактивных обучающих или ролевых игр, тестовые задания с получением немедленного ответа о правильности их результата, студенты постоянно работают с языком, но при этом они делают это с удовольствием и интересом.
2. Следует особо подчеркнуть интерактивность языковых ком -пьютерных обучающих программ. Они выглядят более привлекательными для большинства обучающихся, чем упражнения в учебниках. Использование интерактивных программ привносит разнообразие
в учебный процесс, учащиеся получают возможность работать с материалом в новой увлекательной форме.
3. Использование телекоммуникационных технологий позволяет осуществлять постоянное взаимодействие независимо от места нахождения участников коммуникации, может соединить преподавателя и ученика для дополнительных индивидуальных занятий в случае необходимости. Использование технологий дает возможность студентам общаться друг с другом вне аудиторных занятий для выполнения определенных проектов, коллективных заданий, подготовки общих курсовых проектов.
Технологии видеоконференций позволяют включить в класс участников дискуссии, находящихся за сотни и тысячи километров, носителей языка, общение с которыми может служить развитию собственно лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, а также кросскультурной компетенций.
Можно привести сотни примеров конкретного использования ИКТ преподавателями иностранных языков школ и вузов страны. Научные конференции, регулярно проводимые на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ, являются своеобразным смотром и демонстрацией наших достижений в информатизации, компьютеризации и "электронизации" лингвистического образования. Можно говорить о развитии коммуникативной, кросскультурной и информативной компетенций, навыков исследовательской работы и критического мышления - характеристик, которыми должны обладать люди, которым предстоит реализовать себя как личность и как профессионала в XXI в.
Однако это все будет констатация факта, а не прескрипция, как сделать внедрение технологий не прерогативой энтузиастов, не спорадическим явлением, зависящим от стечения обстоятельств и благоприятных факторов, а регулярной и обязательной педагогической практикой.
По-видимому, кардинальным решением будет следующее:
1) создание новой дисциплины "ИКТ в лингвистическом образовании";
2) ходатайство о включении этой дисциплины в образовательный стандарт по специальности "Преподавание иностранного языка";
3) разработка и обязательное включение курса "ИКТ в лингвистическом образовании" в учебный план подготовки специалистов по преподаванию иностранных языков.
Список литературы
Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. От
системного подхода к синергетической парадигме. М., 2008.
Кинелев В.Г. Образование для информационного общества // Международно научно списание за европейския интеллектуален елит "Е" и "М" "Еврооб-разование". София, 2007.
Назаренко А.Л. Дистанционное обучение иностранным языкам: задачи, проблемы, перспективы // Сб. трудов I Международной научно-практической конференции "ИКТ в преподавании иностранных языков" (9-10 июня 2004 г.). М., 2004.
Пригожин И. Кость еще не брошена. Послание будущим поколениям //Синер-гетическая парадигма. М., 2002.
Российское образование - 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях: Доклад к IX Международной научной конференции "Модернизация экономики и глобализация" (1-3 апреля 2008 г) / Государственный университет - Высшая школа экономики при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда. М., 2008.
Садовничий В.А. Университет XXI века. М., 2008.
MeskillС. Teaching and Learning in Real Time: Media, Technologies and Language Acquisition. Athelstan, 2002.