Научная статья на тему 'Система обучения с использованием ИКТ, интернета и мультимедиа технологий на различных уроках'

Система обучения с использованием ИКТ, интернета и мультимедиа технологий на различных уроках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1035
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ / АНИМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Досхоева Мадина Руслановна, Албогачиева Мадина Магомедовна

В статье рассматривается опыт применения информационно-коммуникационных технологий на различных уроках в начальных классах, раскрываются возможности повышения качества обучения, развития личности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система обучения с использованием ИКТ, интернета и мультимедиа технологий на различных уроках»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Система обучения с использованием ИКТ, интернета и мультимедиа технологий на различных уроках Фаргиева З. С.1, Досхоева М. Р.2, Албогачиева М. М.3

'Фаргиева Зульфия Султангиреевна / Fargieva Zulfiya Sultangireevna — преподаватель,

кафедра математики и информатики и вычислительной техники, физико-математический факультет;

2Досхоева Мадина Руслановна /Doshoeva Madina - магистрант, технолого-педагогический факультет;

3Албогачиева Мадина Магомедовна / Albogachieva Madina Magomedovna — преподаватель,

кафедра математики и информатики и вычислительной техники, физико-математический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: в статье рассматривается опыт применения информационно-коммуникационных технологий на различных уроках в начальных классах, раскрываются возможности повышения качества обучения, развития личности школьников.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа, презентация, мотивация школьника к обучению, анимация.

На сегодняшний день информационные технологии занимают большое пространство, расширены сферы их использования, с каждым днем увеличивается объем накопленной информации. Для получения необходимой информации человеку всего лишь нужно выйти в Интернет. Особое влияние они оказывают на младших школьников, ведь ребенок воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернета, СМИ, рекламы и прочих источников.

Система образования не может и не должна быть закостенелой. Новые условия развития экономики и общества предъявляют новые требования к качеству образования [6].

Информационные технологии, используемые в образовательном процессе, развивают исследовательские способности учеников, повышают познавательный энтузиазм и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Обладая навыками владения современными компьютерными технологиями, ребенок, учится самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую для него информацию.

1. Использование ИКТ на уроках биологии и математики.

В последнее время мы часто слышим из уст людей: «Урок проведён с использованием информационных технологий». Чаще всего под данной фразой понимается демонстрация слайдов с текстом, схемами, рисунками или фотографиями, так называемые, презентации.

Компьютер становится помощником учителя, помогает сэкономить время на уроке, создает новые методы и организационные формы преподавания, повышающие эффективность проведения урока. В начальной школе уроки невозможно представить без наглядных материалов. Поэтому учителями применяются презентации [1].

На уроках большую пользу приносит использование звуковых и видеовставок. У школьников появляется возможность познакомиться с теми животными и растениями, находящимися в другой природной зоне, они могут услышать звуки, издаваемые различными животными. Использование в презентациях анимационных изображений способно создавать обстановку психологического комфорта на уроке. С помощью эффектов анимации статичная схема становится «живой картинкой», например «Круговорот воды в природе» - в курсе окружающего мира, в задачах на движение по математике [2, с. 119-123].

Презентации дают возможность преподносить информацию и через текст диктора, и через слова на экране, и через наглядное изображение изучаемого предмета или явления, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

Так же и сам ученик может воспользоваться информационными технологиями. К примеру, выполняя альтернативное домашнее задание, ученик может сам создать презентацию на 2-3 минуты, тем самым проиллюстрировать свое сообщение, привлекая внимание одноклассников к своему выступлению. Создание презентаций учит детей правильно доносить информацию до слушателей, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы.

Таким образом, слайдовые презентации предоставляют новые возможности для творческого развития учеников и учителей, позволяют освободиться от нудного обучения и разработать новые средства выражения педагогических идей.

2. Использование ИКТ на уроках русского языка.

Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета несет в себе неограниченные возможности. Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал [3].

Таким образом, обучение русскому языку в школе -та сфера, в которой информатизация может изменить и методы работы, и, ее результаты.

Если взять одну из значимых точек изучения русского языка в школе, такую как орфографическая грамотность учащихся, то необходимо не только добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В данной проблеме лучшим решением послужит компьютер: учебник, словари, интерактивные таблицы, создают для учащегося комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета.

Общеизвестно, что при использовании видеосюжетов мобилизуется психическая активность учащихся, повышается интерес к уроку, расширяется объём усваиваемого материала, формируются нравственные качества. Всё это позволяет понять практическую значимость использования видеосюжетов на уроках русского языка [4].

Доказано, что видеосюжеты позволяют учителю более эффективно подготовить учеников к написанию сочинений и изложений разных жанров.

Видеосюжеты содержат интересный документальный и фактический материал, что обеспечивает урок русского языка более совершенным изобразительным материалом по сравнению с фотографиями.

Необходимость работы с видеосюжетами на уроках русского языка бесспорна, однако в настоящее время этот вид работы является новым, и современной школе ещё предстоит его освоить.

Просмотр видеосюжетов способствует развитию не только письменной, но и устной речи. Например, пытаясь высказать суть увиденного сюжета, ребенок учится правильному построению речи.

3. Использование ИКТ на уроках литературы.

Информационные технологии можно применить и на уроках литературы. Такие уроки должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнообразных иллюстраций, с использованием аудио- и видео- аккомпанементов. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют почувствовать, то, что хотел передать живописец, услышать актерское прочтение стихов или попасть на виртуальную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством известного писателя [5].

На современных уроках литературы все чаще используются современные технологии, такие показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов.

Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств, становится актуальным. Многие литературные произведения нашли свое место в кинематографе, поэтому учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма.

Самой распространенной формой работы на уроке литературы можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Основная функция презентации - быть наглядным материалом.

Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки и активизируют учащихся.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно сделать вывод, что использование информационно-коммуникативных технологий:

• обеспечивает положительную мотивацию обучения;

• позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

• обеспечивает высокую степень дифференциации обучения;

рационально организовывает учебный процесс, повышает эффективность урока; развивает

мотивацию школьников к обучению.

Литература

1. Завора А. В. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке в начальной школе. Пушкино, 2014.

2. Молокова А. В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А. В. Молокова // Начальная школа, 2005. № 1. С. 119-123.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998 г.

4. [Электронный ресурс]: Интерактивный класс. URL: www.limu.com.

5. [Электронный ресурс]: Российский общеобразовательный портал: основная и полная средняя школа, ЕГЭ. URL: http://school.edu.ru.

6. Фаргиева З. С., Цурова М. М., Мурзабекова М. И., Шаухалова Р. А. Информационно-коммуникационные технологии в обучении // Проблемы педагогики. № 5 (16), 2016.

Развитие логичности речи младших школьников Ижболдина Г. Т.

Ижболдина Гульнар Темиртасовна /ЬНЬоШта ОпЫат ТешМаяоупа - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Нижнебаскунчакская средняя общеобразовательная школа имени К. К. Искалиева, Ахтубинский район, пос. Нижний Баскунчак

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы речевого развития младших школьников, необходимость развития, привития любви к языку. Также дается описание некоторых выводов работы по формированию у детей логичности и точности речи. Ключевые слова: речевая способность, речевые умения и навыки.

Речь - это один из важнейших показателей интеллекта уровня человека. В раннем детстве она возникает в виде отдельных слов, а в дальнейшем обогащается и усложняется.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К. Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета». Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием - это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.

Современная нацеленность программ на речевое развитие учащихся выдвигает задачу дальнейших методических поисков, связанных с определением места и роли уроков развития речи в системе обучения русскому языку. Это чрезвычайно актуально для всех звеньев школы, поскольку развитие речи как цель обучения, как средство формирования языковой личности является сквозной линией, пронизывающей программы русского языка с I по XI класс [1, с. 35].

Большое значение в системе развития речи на уроках русского языка уделяется вниманию детей к слову. Разбирается значение и происхождение осознание младшими школьниками лексического значения слов, формирование умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.