Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальной школы'

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7350
610
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ / КОМПЬЮТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долян Елена Ивановна

Информатизация начальной школы позволяет повысить качество образовательного процесса. О том, как посредством использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) упростить управление учебно-воспитательным процессом, организовать обмен педагогическим опытом, расширить дидактические возможности урока, читайте в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальной школы»

5. Фишман Л. И., Фишман И. С. Управление и руководство школой: алгебра и гармония [Текст] / Л. И. Фишман, Фишман И. С. - М.: Сентябрь, 2001.

6. Кузнецова, Н. А., Яковлев Д. Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Кузнецова Н. А., Яковлев Д. Е.; под общей редакцией Н. К. Беспятовой. - М.: Айрис - пресс, 2003.

7. Менеджмент как наука и искусство управления // Дополнительно образование и воспитание. - 2008. - №1.

8. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Изд.центр ВЛА-ДОС, 2003.

9. Дополнительное образование детей Указ. соч.

10. Кузнецова Н. А., Яковлев Д. Е. Указ. соч.

11. Менеджмент как наука и искусство управления Указ. соч.

12. Грищенко А. Продюсирование: правила игры [Электронный ресурс] / А. Грищенко. - Режим доступа: http:// www.advertology.ru

Долян Елена Ивановна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 26», г. Абакан dolyn elena@mail.ru

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальной школы Аннотация. Информатизация начальной школы позволяет повысить качество образовательного процесса. О том, как посредством использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) упростить управление учебно-воспитательным процессом, организовать обмен педагогическим опытом, расширить дидактические возможности урока, читайте в статье. Ключевые слова: информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), начальная школа, ученик, учитель, компьютер.

Обучение с применением средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало в настоящее время обычным для учителя и учеников и, скорее уже удивит такой урок, когда учитель не использует ИКТ, чем когда на уроке «работает» компьютер. Компьютер позволяет учителю в большей степени и более разнообразно реализовать на уроке обучающую, воспитывающую и развивающую функцию. Его можно использовать на уроках по любому предмету. Учащиеся могут быстро научиться обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

Однако использование ИКТ в процессе обучения требует соблюдения определенных требований и специальной подготовленности педагога. Именно поэтому необходимо приобретение каждым учителем специальных знаний о сущности и возможностях ИКТ, методических знаний и практических умений и навыков использования компьютерных программ и оборудования на уроках и во время внеклассных мероприятий. Так, учитель должен:

- специально проектировать и правильно организовывать учебный процесс с использованием компьютера, в противном случае он может даже нарушить логику урока, препятствовать достижению целей и задач обучения;

- не только в совершенстве знать методику преподавания своего предмета, но и владеть электронными средствами обучения, то есть уметь правильно создавать и использовать эти средства на уроке;

- все компьютерные задания составлять в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивать, активизировать мыслительную деятельность и формировать учебную деятельность учащихся;

- следует соблюдать установленные гигиенические нормы для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут;

- помнить, что компьютер должен восприниматься учениками как друг и помощник не столько в игре, но, прежде всего - в учении.

Анализ практики обучения в начальной школе, опыт работы показывает, что еще не все педагоги владеют необходимыми знаниями и умениями, испытывают затруднения в разработке заданий для использования ИКТ на уроках, не владеют достаточными навыками, которые позволили бы им в наиболее полной мере пользоваться теми возможностями, которые имеет компьютерное учебное оборудование.

Данные материалы представляют опыт достаточно эффективного использования ИКТ в обучении младших школьников, они могут быть полезны с точки зрения обмена методическим опытом, особенно для педагогов, начинающих осваивать практическое применение ИКТ. Основные понятия.

И сам учитель, и его ученики должны усвоить основные понятия, необходимые для овладения ИКТ. Следует знать, что:

- технология (technology, от греч. techno - искусство + logos - учение) - объем знаний, которые можно использовать в процессе обучения, а также методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур;

- информационные технологии - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хране-

ние, обработку, вывод и распространение информации; предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Конечно, эти понятия следует раскрывать понятным для младших школьников языком, доступным для понимания, но они должны знать содержание понятий и правильно, уместно использовать их в своей речи.

Использование ИКТ в образовательном процессе позволит добиться того, что учащиеся начальных классов

будут иметь представление:

- о возможностях ИКТ и перспективах их использования в своем дальнейшем обучении в школе;

будут знать:

- о новых возможностях учения с помощью компьютера;

- о приемах и способах решения учебных и практических, в том числе творческих, задач с помощью компьютерных программ;

- назначение различного компьютерного оборудования, правила работы с ним;

будут уметь :

- пользоваться компьютером как средством не только развлечения, игры, но и как эффективным и доступным средством учения, реализации своих потребностей в творческой самореализации;

- использовать простейшее программное обеспечение;

- представлять результаты своей учебной и практической деятельности в виде, соответствующем современному уровню развития иКт.

Задачи использования ИКТ в учебном процессе определяются перечисленными целями. В процессе проектирования и осуществления учебного процесса с использованием ИКТ учитель должен:

- раскрыть перед учащимися потенциальные возможности компьютера и компьютерных программ как современных средств обучения и учения, перспективы использования ИКТ в обучении в средних и старших классах, в будущей профессиональной деятельности;

- наглядно продемонстрировать школьникам возможности учения с помощью компьютерных программ и оборудования;

- научить учащихся приемам и способам поиска и обработки информации, решения учебных, практических, творческих задач с помощью компьютерных программ;

- сформировать у детей навыки безопасного использования различного компьютерного оборудования, научить правилам работы с ним;

- научить школьников приемам представления результатов своей учебной и практической деятельности в виде, соответствующем современному уровню развития ИКТ.

Использование ИКТ в процессе обучения дает учителю множество преимуществ, так как

- помогает развивать в каждом ученике уникальную личность, даёт возможность одновременно обучать всех по-разному, не сковывает инициативу обучающихся,

- способствует организации самостоятельной работы учеников, развитию творческого потенциала, так как при помощи компьютера более эффективно организуется познавательная деятельность обучающихся;

- позволяет использовать многообразные функции и графические возможности современных компьютерных систем и баз данных, доступность работы в режиме Интернет;

- помогает внедрять в учебный процесс интегрированные курсы, использовать в дополнение к классно-урочной системе проектно-исследовательские формы организации учебной деятельности.

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

В своей практической деятельности мы исходим из понимания того, что использование ИКТ в процессе обучения значительно расширяет возможности учителя, который получает возможность создавать необходимые ему визуальные конструкции, логические схемы, рисунки и прочие изображения, наглядно в соответствии с конкретными задачами и типом представления учебного материала создавать собственные дидактические пособия, в том числе с использованием анимации, мультипликации, что позволяет показать процессы и явления в схемах, моделях, то есть так, как невозможно увидеть в реальном процессе. Большинство современных программных средств доступно учителю, не требуют специальной технической подготовки, они адаптированы к умениям пользователя.

Учитель должен быть именно уверенным пользователем, то есть уметь использовать имеющиеся программные средства, сочетать разные программные средства и адаптировать их к условиям и потребностям конкретного класса, конкретного урока. ИКТ дают возможность выйти учебно-воспитательному процессу за пределы школьных стен: в музеи, лаборатории, создавать и использовать мультимедийные интерактивные презентации. Это позволяет, используя звук, цвет, анимацию, обеспечить более активное усвоение учениками учебного материала, сформировать у них системный взгляд на окружающий мир. При создании таких средств обучения учитель учитывает психоло-

гические особенности детей начальной школы и особенно первоклассников, используя яркие цвета, анимацию, вводя в содержание урока участие сказочных персонажей, что положительно мотивирует ребёнка на усвоение учебного материала.

Уроки с использованием компьютера целесообразно проводить наряду с обычными занятиями, чтобы ученики глубже поняли материал, прочувствовали тему урока, творчески проявили себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным, поскольку в ходе такого урока помимо предметных задач решаются задачи обучения учеников использованию компьютера.

Однако важно не забывать, что компьютер должен применяться лишь там и тогда, где и когда это целесообразно. Для этого учитель должен четко отвечать для себя на вопросы.

1. Какие уроки, темы целесообразно делать компьютерными?

2. Как именно организовать компьютерные занятия?

3. Что должны уметь ученики в работе с компьютером?

4. Чему именно в работе с компьютером следует научить их на данном уроке?

Логика разработки компьютерной поддержки урока такова.

1. Выбор учебного раздела и учебной программы.

2. Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения компьютерных уроков.

3. Проектирование набора заданий для компьютерных уроков.

4. Выбор программных средств для разработки заданий.

5. Разработка компьютерных заданий с использованием использованных программных средств.

6. Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий.

7. Разработка методических рекомендаций для учителя и учащегося.

Для минимального использования компьютера на уроке учащихся следует научить:

- пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;

- использовать манипулятор «мышь»;

- работать с основными командами «открыть» и «закрыть», «меню», «файл»;

- создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.

С помощью ИКТ можно организовать разные типы уроков: комбинированный урок, урок контроля и коррекции знаний и умений, урок совершенствования знаний и умений. При этом используются разные формы организации обучения - фронтальная, групповая форма (по типу КСО), индивидуальная форма обучения. Уроки с использованием ИКТ позволяют совершенствовать и активизировать учебный процесс, создают положительную мотивацию умственных и практических действий, способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной и правополушарной симметрии, стимулирует познавательную активность.

Так, при выполнении проектов различной сложности с применением средств ИКТ учащиеся выполняют задания, которые являются осмысленными, интересными и важными лично для него, и при этом, они осваивают модели учебной деятельности и приобретают конкретные технические навыки в использовании ИКТ, а также получают представления о широком спектре технических решений - оборудования и информационных ресурсов. Важно отметить и то, что ученики развивают навыки общения работая в группе при выполнении проектных заданий.

Учитель может использовать методики проектных занятий, в ходе которых учащиеся используют компьютер при создании собственных проектов. Разрабатывая проекты используется групповая или индивидуальная творческая работа учащихся, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности (альбомы, книги, макеты учебных пособий и наглядные средства обучения и пр.). На основании простых проектов можно создать более сложные проекты, на основе индивидуальных - комплексные, групповые. То есть работа в одном проекте может естественным образом «перетекать» в следующий, объемлющий его проект. Например, проект «Фамильное дерево» служит естественным продолжением проекта «Моя семья», а этот - проекта «Мое имя».

В ходе учебной деятельности следует стремиться к тому, чтобы каждый учащийся, а также класс в целом, формировал свое личное информационное пространство. Это пространство включает в себя мультимедиа-сочинения класса и каждого учащего, а также другие информационные объекты, в том числе - результаты проектной работы.

Организация работы над проектом предполагает следующие этапы.

1. Введение в проект, постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта

2. Начало проектирования, обсуждение результата проекта и процесса («Чего мы хотим и как этого достичь?») Выявление необходимых для реализации проекта технических умений («Что нам понадобится, где и как это получить?»)

3. Короткое практическое занятие для первоначального ознакомления с необходимыми навыками.

4. Планирование и организация (проектирование) работы, создание групп и распределение обязанностей.

5. Выполнение проекта в моделях и объектах реального мира. Совершенствование технических умений. Уточнение результата и плана действий.

6. Представление результатов работы друг другу в виде мультимедиа сочинения.

7. Обсуждение результатов, хода проекта и освоенных навыков, которые могут еще пригодиться.

Урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы. Можно разделить класс на группы и предложить выполнять разные задания, а затем организовывать общие обсуждения.

Все проекты предполагают как компьютерную, так и предварительную или фрагментарную бескомпьютерную технологию реализации. Так, например, гиперструктуры следует первоначально смоделировать вручную с помощью бумаги, клея, веревочек и пр. Работа над проектом с использованием изображений может сочетаться, продолжена или частично дублирована в реальном пространстве - созданием аппликации из фотографий, отпечатанных на принтере, набранных на компьютере текстов и рисунков, сделанных красками и фломастерами.

Проектные методики особо эффективны при организации исследовательской работы учащихся. Исследовательскую деятельность школьников справедливо следует называть учебно-исследовательской, так как она направлена, главным образом, на овладение знаниями, необходимыми для осуществления поиска новой информации, усвоение приемов и способов самостоятельного познания, исследовательских методов работы. Такая работа, предполагающая самостоятельное творческое исследование темы, наиболее интересна и эффективна тогда, когда ученики осваивают приемы работы с Интернет для получения информации, ее обработки и представления в виде творческих проектов, подготовленных с помощью ИКТ. При организации самостоятельной проектной деятельности учащихся над творческими исследовательскими проектами наиболее эффективно обучение школьников работе с компьютером. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, в том числе - по использованию ИКТ при решении творческих задач, а овладение различными способами представления информации развивают эстетический и даже художественный вкус обучающихся.

Наиболее эффективно можно использовать создание гипермедиа сочинений и мультимедиа презентаций на уроках в начальной школе с применением простых и удобных инструментов - программ-редакторов презентаций, текстов, звука, фотоизображений и гипертекстовых страниц. Для начальной школы можно использовать простые редакторы, так как создание электронных и мультимедиа презентаций не должно быть сложным. Наиболее эффективными в начальной школе является использование творческих сред, использующих язык Лого.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования в ходе урока мультимедиа презентации, используются как готовые мультимедиа материалы, так и, чаще всего, разработанные самим учителем. Для более эффективного использования мультимедиа презентаций необходимо приобрести профессионально исполненные и заранее подготовленные поурочные комплекты наглядных материалов, методически связанные с вариантами тематического планирования. Но учитель должен и сам уметь создать презентацию в соответствии с конкретными задачами создаваемого им творческого задания для учеников, для конкретного проекта или его защиты.

При разработке мультимедийных презентаций следует учитывать правила их оформления - не загромождать отдельный слайд большим количеством информации, на каждом слайде размещать не более двух картинок; размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов, использовать анимации один раз в течение 5 минут; выдерживать единый стиль презентации: одинаковое оформление всех слайдов: фон; название, размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина различных линий и т. п.

Кроме перечисленных возможностей использования ИКТ, данная технология даёт возможность создавать и использовать компьютеризированные учебно-методические пособия. Одним из таких пособий, созданного на основе представленного мною опыта, является Ой-диск «Золотые уроки»: медиатека опыта лучших школ учителей России», выпущенный в серии «Медиаресурсы для образования и просвещения».

В основу этого электронного пособия легла профессиональная видеозапись урока с моими комментариями и комментариями учёных-методистов. Пособие открывает уникальную возможность неоднократно просмотреть отдельные фрагменты представленного урока, последовательно и подробно проанализировать те или иные аспекты деятельности учителя и учащихся, неоднократно возвращаясь к нужным кадрам. Это позволяет выявить, продемонстрировать, прокомментировать для учителей что-то новое, обратить внимание на какие-либо нюансы, чего не сделаешь при посещении открытого урока. С помощью компьютера и видеопроектора можно организовать индивидуальные и групповые формы работы, решать интеллектуальные задачи аналитического и рефлексивного плана.

Достоинством данного пособия является то, что существенно снижаются временные и финансовые затраты на изучение передового опыта учителей. Увидеть урок, познакомиться с его анализом и самоанализом становится возможным с помощью обычного компьютера, который имеется в каждой школе. Кроме того, работая с таким пособием, учителя будут закреплять и навыки работы с компьютером. Осо-

бенно эффективны такие пособия в работе с молодыми учителями, начинающими своё профессиональное становление, они позволяют им изучить педагогические технологии более опытных коллег.

Данное пособие можно успешно и эффективно использовать:

- для индивидуальных и групповых консультаций;

- при организации и проведении мастер-классов;

- для интеллектуальных игр;

- для проведения теоретических и практических семинаров;

- для методических сопровождений самопрезентаций;

- при подготовке и проведении аттестации учителей, так как предоставляется возможность не только увидеть и оценить педагогическое мастерство лучших учителей России, но научиться комментировать и анализировать собственные уроки.

Опыт использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы позволил разработать, помимо многочисленных материалов иллюстративного характера, используемых на уроках в соответствии с частными учебными задачами, следующие материалы, которые могут быть полезны коллегам.

Урок литературного (внеклассного) чтения «Русское народное творчество - презентация «Фразеологизмы». В презентации в яркой и красочной форме с помощью включенных в содержание слайдов иллюстраций из книг с русскими народными сказками дети знакомятся со сказками. Работа начинается с отгадывания (на экране монитора или на проекционном экране) увлекательного кроссворда о жанрах русского устного народного творчества, задания которого последовательно проецируются на экран, а после отгадывания детьми - правильный ответ заполняет клетки кроссворда, в итоге закрепляется понятие «пословица», «загадка», «закличка», «скороговорка», «считалка», «небылица». Использование анимации способствует более легкому пониманию смысла некоторых слов - амбар, сусек; ученики усваивают смысл фразеологизмов - «зарубить на носу», «обвести вокруг пальца», «заткнуть за пояс»; поясняется происхождение прозвища хитрой Лисы-Патрикеевны. Наглядность, представленная анимацией, обеспечивает запоминание, анимирован-ные герои просты в изображении, их образы стилизованы, не отвлекают внимание детей, что позволяет сосредоточиться на содержании учебного задания. Используются анимационные задания -узнать, какие слова используются в обычной, обыденной речи, а какие - в сказочных текстах (друг -дружочек, голос - голосочек, трава - травушка, сейчас - нынче), так дети запоминают особенности сказочного повествования, понимают его смысл и значение. Вся презентация обеспечивает увлекательное путешествие в мир народного творчества, приглашает к его изучению, знакомству с различными жанрами, выполняет пропедевтическую функцию, «обещая» первоклассникам и последующие удивительные знакомства с миром сказок и народного творчества в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Урок математики, 1 класс, тема «Задача». В основе урока работа с мультимедиа презентацией. В ходе работы ученики совершают увлекательное путешествие по лесным полянкам «Задач-ная», «Арифметическая», «Геометрическая», встречаются с героями - лесовичком, медвежонком, лягушатами, белкой, лисой, которые помогают им закрепить многие математические понятия. В презентации использована анимация, которая, вместе с тем, не перегружает кадры слайдов, не отвлекает внимание детей и учебного материала. Слайды выполнены с соблюдением необходимых требований, последовательность смены слайдов обеспечивает решение примеров, проверку правильного ответа, поиск ответов на поставленные вопросы, которые побуждают к размышлению, способствуют развитию творческого воображения. Использованы игровые задания, стихи, загадки, весь урок интересное и познавательное путешествие, закрепляющее не только знания по математике, но и навыки использования компьютера, так как ученики отрабатывают самые главные умения работать с компьютером, проекционной установкой, наблюдают возможности мультимедийных средств обучения.

Урок математики, 2 класс «Периметр многоугольника». Презентация «В математическом фигурном государстве» приглашает школьников в путешествие, которое возможно лишь тогда, когда дети правильно решат примеры и задачи, верно ответят на вопросы. В ходе урока ученики «прокладывают дорогу» сказочному герою Ивану-Церевичу, решая анимированные примеры, «убирают камни», закрепляя при этом понятия о геометрических фигурах, что происходит легко, ненавязчиво, в игре и в результате манипулирования мышью компьютера. Повторяя и закрепляя пройденный материал, школьники приходят к главной цели - знакомству с понятием «периметр», которое вводится с его помощью выполнения также заданий с использованием простой анимации.

Интегрированный урок - окружающий мир и художественный труд. Разработаны разноуровневые и тестовые задания для выполнения учениками в ходе урока. Используются персонажи сказочных героев, активно «участвующих» в проведении урока. Использование компьютерной программы вызывает повышенный интерес, детям нравится «взрослая» работа у компьютера. Они закрепляют умения работать с мышью, простейшими командами смены окон. При правильном ответе на экране появляется слово «Молодец!», при ошибке - выражение «Попробуй еще раз», что снижает напряжение учеников, тревожность - они не боятся ошибиться. Использование ИКТ сокращает время выполнения задания, так как ученику не надо формулировать ответ словами (в данном случае это неважно), достаточно нажать кнопку мыши. Формируются уверенные умения работы с компьютером, проекционной установкой. Работа организуется с помощью компьютерной программы, в кад-

рах презентации ребята выполняют «восстановление леса», самостоятельно создавая стилизованное изображение ландшафта. Закрепляются навыки работы с компьютером. Сами задания компьютерной программы выполняют функцию проверки знаний и самоконтроля. Создаваемая картина леса, визуальное наполнение леса «нужными» объектами с одобрением «Молодец!» подводит к пониманию целостности состава лесного сообщества. Использование информационных технологий позволило выполнить проверку быстро и качественно, у учеников не снижался интерес, так как они чувствовали себя непосредственными создателями лесного сообщества, которое «наполнялось» объектами с каждым правильным ответом. Кроме этого, каждый ученик получил возможность не только оценить уровень своих знаний, но и восполнить пробелы, подготовиться к восприятию новой учебной информации. Ученикам предоставляется возможность выбора сложности задания, развивается способность к самооценке, что косвенно воспитывает чувство собственного достоинства, развивает умение критически относиться к своим знаниям, стремление к достижению более трудной цели. Задание компьютерной программы в этом случае выполняется учениками уже более уверенно, опии запомнили приемы работы с мышью и быстро выполняют необходимые действия, сосредоточиваясь на содержании задания. Умения работать с компьютером автоматизируются, правильность выполнения задания, которую «подтверждает» интерактивная программа, создает ситуацию успеха.

Образцы детских исследовательских проектов, подготовленные с помощью ИКТ, которые свидетельствуют об эффективности обучения младших школьников приемам использования ИКТ.

Таким образом, опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в начальной школе позволяет сделать вывод о том, что при правильной организации обучения с использованием ИКТ можно значительно повысить эффективность освоения обучающимися содержания образовательных программ, обеспечить не только повышение уровня знаний учащихся, но и способствовать их личностному росту, повышению воспитанности, в том числе и в отношении к современному техническому обеспечению жизни и деятельности человека Библиографический список

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: ИОШ РАО. 1994.

2. Брыксина О. Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов // Информатика и образование. - 2004. - №5. - С. 34-38.

3. Луканкин Г. Л. Сергеева Т. Ф. Информационно-категорийный подход к обучению математике младших школьников // Информатика и образование. - 2000. - №1.

4. Панюкова С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. - М.: Про-пресс, 1998.

5. Панюкова С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. - М.: Про-пресс, 1998.

6. Пшукова М. М., Мащенко М. В. Использование тестов на уроках информатики и математики в младших классах // Информатика и образование. - 2004. - №11. - С. 75-78.

Золотова Анна Львовна,

заместитель директора по учебной работе, МБОУ СОШ № 48, г. Нижний Новгород БсЬоо!48 @таН.ги

Инновационный проект «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения» Аннотация. В данной статье описывается инновационный опыт реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся средствами технологий дистанционного обучения в процессе модернизации организационной образовательной системы школы. Ключевые слова: индивидуальное образование, дистанционное обучение, возрастные ступени.

Наша школа одна старейших школ города, школа, которая имеет многолетний опыт инновационной деятельности в различных направлениях с учетом социального запроса.

Мы успешно реализуем уже четыре года программу развития, в основе которой лежит концептуальная идея индивидуального образования. В этой идее заложена логика образовательного движения - «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности.

В 2012 году было разработано инновационное предложение школа как «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения».

Идея создания такого центра возникла в связи с приоритетными направлениями развития образования РФ. Ключевые системные изменения общего образования, заявленные в новой образовательной инициативе «Наша новая школа» включают в себя такие основные направления, как индивидуализацию и новую организационную модель школьного образования в соответствии с возрастными ступенями.

На старшем этапе обучения особенно необходимым является обеспечение индивидуализации - построения индивидуальных образовательных траекторий. Проблема заключается в отсутствии механизмов, обеспечивающих реализацию этих инновационных предложений.

Актуальность проекта «Центр индивидуального образования на основе дистанционного обучения» обусловлена комплексом общих противоречий, присущих всей системе образования:

- между массовыми процессами информатизации и необходимостью разработки новых технологий работы непосредственно с ребенком в поле его субъективной реальности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.