Научная статья на тему 'Формирование познавательной активности младших школьников'

Формирование познавательной активности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1630
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ижболдина Гульнар Темиртасовна

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития познавательной активности учащихся. Ведь именно познавательная активность является одним из мотивов учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной активности младших школьников»

В последнее время при изучении иностранных языков и других предметов широко используются мультимедийные презентации. Учащиеся и студенты при создании своих презентаций могут использовать презентации, представленные в Интернете, некоторые из которых отличаются ярким и содержательным видеорядом. Такие презентации могут быть с успехом использованы при проведении различных форм уроков и в качестве мультимедийного пособия при выполнении самостоятельных работ. Презентации, используемые преподавателем или учителем, должны содержать в себе анимации, формулы, схемы, картинки, короткие пояснительные тексты к ним и т.д.

Таким образом, только рациональное использование различных методов даст эффективный результат в обучении иностранным языкам.

Литература

1. Мухаммедова Ф. Р. Роль активных методов в обучении иностранному языку. // Наука, техника и образование. № 5 (11), 2015. С. 148 - 150. [Электронный ресурс]: URL: http://3minut.ru/images/PDF/2015/11.pdf/ (дата обращения: 26.06.2016).

2. Фаргиева З. С., Аушева М. М., Падиева М. Ю., Даурбекова А. М. Использование электронных учебников в процессе обучения учащихся младших классов. // Наука, образование и культура. № 4 (7), 2016. С. 40-42. [Электронный ресурс]: URL: http://scientificarticle.rU/images/PDF/2016/7/N0K-4-7.pdf/ (дата обращения: 27.06.2016).

Формирование познавательной активности младших школьников

Ижболдина Г. Т.

Ижболдина Гульнар Темиртасовна / ШЬоМта Ои1пагТетгг1азоупа - учитель

начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нижнебаскунчакская средняя общеобразовательная школа муниципального образования, Ахтубинский район имени К. К. Искалиева, пос. Нижний Баскунчак, Ахтубинский район, Астраханская область

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования и развития познавательной активности учащихся. Ведь именно познавательная активность является одним из мотивов учебной деятельности.

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность.

Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое, у него не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении. Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В ее основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка [2, с. 14]. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся - одна среди важных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

76

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед, он находится в состоянии ожидания чего -то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стал интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого.

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Занимательность является одним из них. Например, занимательный математический материал рассматривается как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне. Такой материал может включаться в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использоваться в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает усвоить им любой учебный материал.

Вопрос активизации деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка представляет сложную проблему, которая волнует и учителей, и методистов. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации деятельности учеников применительно к изучению грамматики и правописания в начальных классах является по сей день актуальной [3, с. 4].

Успешность обучения по всем предметам определяется качеством читательских навыков школьника. Поэтому задача читательского развития учеников младших классов является первостепенной. Уроки по чтению дают больше возможности в организации активной и интенсивной интеллектуально-информационной деятельности ученика [1, с. 25].

В книгах для чтения помещены высокохудожественные произведения, воспитывающие у учащихся нравственные качества. Но это воспитательное содержание окажет благотворное влияние на учащихся, если повышается их интеллектуальная и эмоциональная активность на уроке. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь, нравственные качества. Влияние художественного произведения на учащихся будет больше, если на уроке каждый ученик под руководством учителя что-то сможет увидеть, познать, почувствовать в прочитанном произведении сам, а не со слов учителя. Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно -

77

познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Очень важную роль в формировании познавательной активности младшего школьника играет и сам учитель. Уровень развития познавательной активности у детей зависит от того, насколько правильно учитель сможет:

- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

- использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;

- концентрировать внимание на главном в учебном материале;

- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

- осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;

- избегать перегрузки учащихся;

- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

- контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Литература

1. Бородина В. А. Активизация интеллектуально-информационной деятельности младшего школьника. Начальная школа, 1997 г. № 11, 104 с.

2. Кайдаш Е. /".Развитие познавательных интересов младших школьников. Начальная школа, 1991. № 7, 80 с.

3. Канакина В. П. Сказка как одно из средств активизации деятельности учащихся в процессе обучения родному языку. Начальная школа, 1991 г. № 7. 80 с.

Воспитательное предложение Луиджи Джуссани как преодоление воспитательного кризиса в Италии 50 - 60-х годов Фадеев М. С.

Фадеев Михаил Сергеевич /Fadeev Mikhail Sergeevich - аспирант, кафедра педагогики и методики начального образования, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется воспитательное предложение Л. Джуссани, как попытка преодоления воспитательного кризиса в отношении восприятия традиционных устоев молодыми людьми Италии 50 - 60-х годов. Ключевые слова: Италия, воспитание, церковь и общество, Л. Джуссани, традиция, авторитет, совбода.

В итальянском обществе 50 - 60-х годов XX века были отмечены грандиозные перемены в области отношений между Церковью и обществом, а также попытки отстоять право на свободу воспитания, в том числе и религиозного. Сегодня, когда в отечественной педагогической науке, с одной стороны, активно исследуются темы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.