Использование электронных учебников в процессе обучения учащихся младших классов
12 3
Фаргиева З. С. , Аушева М. М. , Падиева М. Ю. , Даурбекова А. М.4
1Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya Sultangireevna - преподаватель;
2Аушева Мадина Магомедовна /Ausheva Madina Magomedovna - преподаватель, кафедра математики и информатики и вычислительной техники, физико-математический факультет;
3Падиева Марет Юнусовна /Padieva Maret Yunusovna - магистрант, технолого-педагогический факультет;
4Даурбекова Ася Мухтаровна /Daurbekova Asya Muhtarovna - преподаватель, кафедра математики и информатики и вычислительной техники, физико-математический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас
Аннотация: статья посвящена использованию электронных учебников в процессе обучения учащихся младших классов, приведены преимущества использования электронных учебников в школе, предусмотренные Национальной инициативой «Новая школа», учитывающие возрастные особенности учащихся. Ключевые слова: электронный учебник, учащиеся, национальная инициатива «Новая школа».
Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебникам, пособиям, воспроизводимым на компьютере [1].
Возникновение электронных учебных пособий, возможно, понимать, как отменно свежую степень информатизации образования. В нашем мире, в котором идет бурный рост и развитие электронно-вычислительных и информационно-коммуникационных технологий научить ребенка с малых лет пользоваться электронными средствами получения, преобразования, передачи информации очень актуально. Я не противница традиционных средств обучения в виде традиционного учебника - это классика, но в современном мире, знания, которые даются в школе, далеко не единственный источник. На смену библиотеке и учебникам, где можно было найти ответы на все соответствующие вопросы, пришла эпох «электронной» версии книг, журналов и статей.
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была «научить учиться», преподавателям нужно подготовить детей к обобщенным способам учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе, развить у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть учащийся сам должен уметь учиться.
Процесс создание и внедрения современных электронных учебников идет во всем мире; многие страны уже начали использовать электронные учебники в образовательной практике.
Так, с 2007 года в Южной Корее действует программа «Электронный учебник», в рамках которой разработана и применяется виртуальная интерактивная книга, т.е. 3D-учебник с использованием так называемой «дополненной реальности». Результаты эксперимента показали, что успеваемость школьников в целом повысилась на 30%.
В январе 2012 года компания Apple представила инструментальное средство для разработчиков образовательного контента, позволяющего конвертировать авторские учебные материалы в формат электронного учебника и поддерживающего следующие функции: мгновенный поиск нужной информации; масштабирование фотографии и иллюстрации; вращение интерактивных трехмерных моделей; осуществление быстрого перехода к нужной главе прикосновением к миниатюрам страниц и многое другое.
40
В феврале 2012 года в США началась реализация государственной инициативе «The Digital Texbook Collaborative», в рамках которой уже в ближайшей перспективе предполагается обеспечение каждого американского школьника современными электронными учебниками.
В нашей стране внедрение ЭУ было запланирована в рамках национальной инициативы «Новая школа». По этой программе с сентября 2015 года в ряде школ г. Москвы ученики начали использовать ЭУ на уроках [4].
Электронный учебник - учебное электронное издание, содержащее изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно - деятельностной образовательной среды и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Естественно, при разработке ЭУ предъявляются ряд требований, учитывающих возрастные особенности обучающихся, так, например:
1) для младших школьников рекомендуется включать небольшие блоки текстовой информации; а в учебниках для 1-2 классов тексты рекомендуется озвучивать;
2) ЭУ для младших школьников должны быть красочно оформлены; в них следует включать объекты реалистического видеоряда; таблицы, схемы;
3) навигационный аппарат ЭУ для младших школьников должен быть простым и понятным;
4) в аппарат организации усвоения и контроля в ЭУ для младших классов рекомендуется включать задания в игровой форме;
5) доля материалов предназначенных для самостоятельной учебной работы, должна быть минимальной в начальной школе и возрастать с каждым годом обучения.
Как мы все знаем, основной формой организации учебного процесса в современной школе является урок, в рамках которого использование ЭУ возможно по разным сценариям: от фронтальной работы учителя со всем классом до самостоятельно учебно - познавательной деятельности учащегося по индивидуальной траектории. Возможность размещения на одном мобильном устройстве всего комплекта используемых за год или несколько лет обучения позволяет учителям на практике демонстрировать существующие межпредметные связи. У учителей появляется возможность: обратить внимание ученика на то, как изучаемая тема изложена в другом учебнике, организовывать поиск информации в учебниках по другим предметам. Такой подход к организации учебного процесса будет способствовать созданию у школьников дополнительную мотивацию к работе с учеником. ЭУ может использоваться на этапе закрепления материала, где его возможность позволяют построить индивидуальные подборки заданий различного типа и уровня сложности. ЭУ предполагает также возможность использования в качестве контроля усвоения учащимися изучаемого материала в виде тестирования, выполнения упражнений. Интеграция ЭУ в информационно образовательные системы образовательного учреждения позволяет фиксировать, обрабатывать и сохранять результаты учащихся в единой системе. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, администрацией. Мы перечислили существенные плюсы использования ЭУ в процессе обучения, но не стоит забывать и о «минусах» этого процесса: чрезмерное увлечение современными средствами ИКТ может нанести вред здоровью в виде: ухудшение зрения, головных болей, сидячего образа жизни, который приводит к проблемам связанных с развитием различных заболеваний позвоночника. Поэтому учителя и родители должны быть очень внимательны к своим подопечным. И не забывать напоминать выполнять различные упражнения для глаз и мышц тела. Также очень важно понять, что при проектировании урока с использованием ЭУ, что планшетный компьютер не становится единственным средством обучения, с которым работает школьник. Рамки статьи не позволяют полностью раскрыть методологические, дидактические и методологические аспекты применения
41
электронных учебных пособий в обучении младших школьников. Вместе с тем, обозначив возможные подходы к данному вопросу, мы хотели заострить на нем внимание широкое педагогическое общественности. Стимулировать учителей, преподавателей к созданию, разработке ЭУ для учеников и электронно -сопроводительных пособий по читаемой дисциплине для студентов.
Литература
1. Молокова А. В. Применение электронных учебных пособий в обучении младших школьников, Москва. 2005.
2. Федеральный институт развития образования (ФИР0), Электронные учебники, Москва, 2012.
3. Трегубова О. П. Создание электронного учебника, фестиваль педагогических идей «Открытый урок»; Москва, 2014.
4. Фаргиева З. С., Аушева М. А. Математическое образование в школе. Реализация проекта профилизации школы для успешной сдачи профильного ЕГЭ по математике // European Research. 2015, № 8 (9). С. 31-34
Метод проектов на уроках информатики средней школы
Ермошина М. Ю.
Ермошина Марина Юрьевна / Ermoshina Marina Yurevna - учитель информатики
высшей категории, Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Шуя
Аннотация: в статье рассказывается об опыте работы по использованию метода проектов на уроках информатики средней школы. Проектная деятельность начинается с 5-го класса. Проекты создаются при изучении графики, программирования, электронных таблиц.
Ключевые слова: метод проектов на уроке, проектная деятельность учащихся. Определение метода проектов из Википедии1:
«Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта».
Теория развивающего обучения уходит корнями в прошлый век. Прекрасно она описана в работах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова, В. В. Занкова, В. В. Давыдова и их последователей и учеников. Практически развивающее обучение применяется многими учителями на уроках и во внеурочной деятельности, статей по этой теме много на различных сайтах: https://infourok.ru/, http://www.metodichka.org/, festival.1september.ru, www.itlt.edu.nst u.ru, http://nsportal.ru/^ т.д.
Я хочу рассказать о своём опыте работы по применению метода проектов на уроках информатики в средней школе.
1 Ийр8://т^1к1ре111а.о^/лак1/Метод_проектов.
42