Научная статья на тему 'Содержательные линии обучения информатике в начальной школе'

Содержательные линии обучения информатике в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3650
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / COMPUTER SCIENCE TEACHING / TEACHING SET / PRAGMATIC EDUCATIONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исупова Е. Н., Каракозов С. Д.

В работе проведен анализ преемственности обучения информатике в начальной школе и на последующих ступенях обучения, а также выделены содержательные линии учебно-методических комплектов по информатике, рекомендованных для использования в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBJECT MATTER OF COMPUTER SCIENCE TEACHING AT ELEMENTARY SCHOOL

The work deals with analysis of computer science teaching continuity at elementary school and next school levels. The authors single out the contents of computer science teaching sets, which are recommended to use at elementary schools.

Текст научной работы на тему «Содержательные линии обучения информатике в начальной школе»

5. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. - М., 1976.

Статья поступила в редакцию 6.07.09 УДК 37.02: 372.8

Е.Н. Исупова, соискатель АлтГПА, г. Бийск, E-mail:pnb@uni-altai.ru

С.Д. Каракозов, д-р. пед. наук, профессор АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: pnb@uni-altai.ru

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В работе проведен анализ преемственности обучения информатике в начальной школе и на последующих ступенях обучения, а также выделены содержательные линии учебно-методических комплектов по информатике, рекомендованных для использования в начальной школе.

Ключевые слова: обучение информатике, учебно-методический комплект, деятельностный подход к обучению.

В диссертационном исследовании Е.А. Ракитиной [1] построена методическая система обучения информатике на деятельностной основе. Исходя из введенного Е.А. Ракитиной определения понятия знания - «воспринятая, осознанная и ставшая личностно значимой информация» можно сделать вывод, что современное образование призвано сформировать у обучаемых определенный уровень культуры работы с информацией, а дисциплины информационного цикла могут сделать этот процесс целенаправленным и систематизированным. Таким образом, основная цель обучения информатике может быть сформулирована следующим образом: с точки зрения интересов общества - формирование информационной культуры на уровне, соответствующем современному этапу развития общества; с точки зрения личностного развития и самоопределения - формированию культуры работы с информацией как неотъемлемого компонента общей культуры индивида. Для достижения указанной цели, Е.А. Ракитиной предлагается следующая структура образовательной области «Информатика»: основы информатики; основы кибернетики; основы системного анализа; основы средств и технологий обработки информации; элементы «техникознания»; основы социальной информатики.

Особый интерес, с нашей точки зрения, представляют выделенные Е.А. Ракитиной основные компетенции, которые целесообразно сформировать в процессе обучения информатике: компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности; компетенция в сфере познавательной деятельности; компетенция в сфере коммуникативной деятельности; технологические компетенции; компетенции в области «техникознания» (техническая компетентность); компетенция в сфере социальной деятельности.

Информатика в начальной школе

Опыт преподавания информатика в начальной школе необычайно разнообразен. Действительно, с одной стороны осознана необходимость раннего информационного образования, с другой - информатизация начальной школы до сих пор, в основном, остается на уровне школьного компонента, а государственный стандарт образования не регламентирует содержание курса информатики для младших школьников. Поэтому педагог, начинающий преподавание информатики в начальной школе, сталкивается с массой проблем и вопросов: отбор содержания обучения, выбор учебно-методического комплекса (УМК) и программного обеспечения, выбор рациональных форм работы на уроке, особенности преподавания отдельных тем, организация игр на уроках информатики и другие.

В современной начальной школе изучение информатики направлено, в первую очередь, на развитие новой грамотности, содержание которой шире классических «трех навыков», соответствующих традиционному содержанию начального образования: читать, писать, считать. Происходит расширение понятий чтения (активный поиск всех разновидностей и типов информации, ее восприятие и анализ), письма (создание информационных объектов различных типов, установление связей между объектами, организация информации определенным образом) и счета (проектирование и конструирование объектов и действий, различные построения, в том числе ло-

гические).

Анализ учебных программ по информатике для начальной школы показывает, что они, как правило, ориентированы на развитие познавательной активности учащихся и их творческого потенциала, на формирование учебной деятельности и таких качеств, как гибкость и критичность мышления. Об этом свидетельствует вариативность учебных заданий, выполнение которых предполагает наблюдение, анализ, обобщение, выявление разнообразных зависимостей и закономерностей, установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.

В большинстве своем современные учебно-методические комплекты, предназначенные для обучения информатике, состоят из рабочей тетради ученика, методического пособия для учителя и системы компьютерной поддержки уроков.

В 2009 / 2010 учебном году, для использования в начальной школе, рекомендованы и допущены следующие УМК:

1) Горячев А.В. Информатика и ИКТ;

2) Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика;

3) Семенов А.Л., Рудниченко Т.А. Информатика;

4) Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ;

5) Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика.

Учебная программа А.В. Горячева [2, 12] предусматривает следующие компоненты изучения информатики:

1. Технологический, направленный на развитие информационных технологий.

2. Образовательный, направленный на развитие логического мышления школьников.

Учебники серии «Мой инструмент - компьютер» включают базовый компонент образования по информатике и ИКТ, обеспечивают выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г. Они предназначены для обучения практике работы на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики. Их рекомендуется сочетать с обучением по учебникам «Информатика в играх и задачах», созданных для обучения информатике в начальной школе без применения компьютера. Именно эти учебники наиболее широко, на сегодняшний день, используются при обучении информатике в начальной школе.

Цель курса - обеспечить учащихся необходимыми знаниями в областях, связанных с информацией.

Основная задача курса - развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и её изображения с помощью какого-либо системноориентированного языка.

Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики в рамках данного курса (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их различия, связанные с организацией учебного процесса.

Занятия, нацеленные на освоение работы на компьютере:

- требуют обязательного наличия компьютеров,

- предусмотрены в образовательном стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технологии» в 3-4 классах,

- уроки может проводить учитель начальных классов, учитель предмета «Технологии» или учитель информатики.

Занятия, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:

- не требуют обязательного наличия компьютеров,

- проводятся, как правило, за счет учебных часов школьного или регионального компонента,

- проведение этих уроков именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и, тем самым, способствует повышению успеваемости по базовым дисциплинам.

Курс «Информатика» [9], разработанный авторским коллективов под руководством А.Л. Семенова (Семенова А.Л., Рудниченко Т.А., Щеглова О.В.) интегрирует теоретическую и социальную информатику, а также информационные технологии.

Цель курса - познакомить учащихся с окружающей реальностью (прежде всего языковой) с учётом достижений современного математического и лингвистического знания.

Основная задача курса - знакомство с проектноисследовательским методом, создание проектов, обеспечение формирования мыслительных способностей высокого уровня с широким спектром потребностей дальнейшего учения и самообучения; развитие фантазии, воображения и креативного потенциала учащихся.

Курс можно изучать в «безмашинном» варианте, но интеграция изучения информационных технологий дает учащимся навыки использования компьютера и другие информационно-технологические навыки и информационносоциальные знания, которые могут (и должны) применяться учащимися при изучении различных предметов.

В комплект учебных материалов для каждого класса входят учебник, тетрадь проектов и методическое пособие -книга для учителя. Компьютерная часть основана на использовании интегрированной творческой среды, а также тренажера машинописи и правописания.

Программа обучения информатике авторов под редакцией Н.В. Матвеевой [10, 11, 13] (Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н.) рассчитана на обязательное использование компьютера на уроках. Цель программы по информатике для 3-4 классов, разработанной под руководством Матвеевой Н.В., состоит в том, что каждый учащийся, оканчивающий начальную школу должен обладать информационной компетентностью, необходимой на следующей ступени обучения. Авторский коллектив под данным термином понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:

- доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);

- обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);

- интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);

- оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);

- создания информации (адаптация, сочленения информации и т. д.).

Целью курса является начальное формирование теоретических понятий базового курса информатики и навыков работы на компьютере.

Задачами курса являются:

- формирование системного, объектно-ориентиро-

ванного теоретического мышления;

- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;

- овладение приемами и способами информационной деятельности;

- формирование начальных навыков использования

компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:

- информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);

- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);

- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

Комплект состоит из учебников, к которым прилагаются рабочие тетради и тетрадь контрольных работ. Также имеются различные дидактические материалы, а также два варианта электронных пособий, которые содержат упражнения аналогичные тем, что представлены в рабочих тетрадях.

В последнее время распространение получает УМК «Перспективная начальная школа», которая была создана на основе научных идей развивающего обучения Л.В. Занкова и Д. Эльконина - В. Давыдова. Основной задачей данного комплекта является развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться, кроме того в ней заложены воспитание нравственных и эстетических чувств ребёнка, его эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

УМК для преподавания информатики в рамках образовательной системы «Перспективная начальная школа» представлен учебниками Бененсон Е.П., Паутовой А.Г. [14]

Учебник предназначен как для тех младших школьников, у которых есть возможность работы на компьютере, так и для тех школ, учебные классы которых пока не оснащены компьютерами. В ходе занятий по учебнику младшие школьники знакомятся с такими понятиями, как информация, кодирование; получают начальные представления об устройстве и работе компьютера; учатся исполнять и составлять алгоритмы; выполняют разнообразные задания для развития логического мышления. Наряду с учебником-тетрадью, в комплект входит подробный "Методический комментарий" для учителя (обучающий, в том числе, и работе на компьютере), а также авторский обучающий пакет программ для персонального компьютера: это позволит вести занятия по информатике не только учителю информатики, но и учителю начальных классов.

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и её свойствах и первичных навыков работы с информацией - как с применением компьютеров, так и без них.

Обучение информатике направлено на решение следующих задач:

- учить школьника искать отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;

- формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности, в том числе учебной деятельности;

- предоставить первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

- предоставить представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:

- информационная картина мира;

- компьютер - универсальная машина для обработки информации;

- алгоритмы и исполнители;

- объекты и их свойства;

- этические нормы при работе с информацией и инфор- разработаны по принципу спирали: ученики каждую четверть

мационная безопасность. продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года;

Исходя из анализа перечисленных УМК по информатике - основные содержательные линии представленных продля начальной школы можно сделать следующие выводы: грамм совпадают: компьютер, алгоритмы, модели, информа-

- основной целью обучения информатике в младших ция и информационные процессы, однако подход к их изло-

классах является формирование первоначальных представле- жению различен;

ний об информации, ее свойствах, способах работы с ней, в - рассмотренные программы предусматривают реализа-

частности с использованием компьютера; цию межпредметных проектов;

- на смену интегративным курсам, подобным «Робот- - учебные курсы допускают «безмашинный» вариант,

ландии» [5; 8] приходят курсы, дифференцирующие в своем при котором упор делается на изучение отдельных теоретиче-

содержании теоретические и прикладные аспекты; ских вопросов, развитие алгоритмического и логического

- структура курсов отличается, но в большинстве про- мышления;

грамм предпочтение отдается максимально возможному при- - учебные курсы ориентированы на использование в

менению занимательных и игровых форм обучения, использо- учебном процессе рабочих тетрадей на печатной основе, что

ванию принципов развивающего обучения, модульному по- часто ставит учителя в жесткие рамки, так как строго регла-

строению изучаемого курса, при этом, как правило, курсы ментирует деятельность и учителя, и ученика.

Библиографический список

1. Ракитина, Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе [Текст]: автореф. дис.... д-ра. наук / Е.А. Ракитина. - Москва, 2002.

2. Горячев, А.В. Мы формируем информационно грамотную личность [Текст] / А.В. Горячев // Информатика и образование. - 2002. - № б.

3. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аннарат [Текст] / В.А. Красильникова // Информатика и образование. -200З. - № 4.

4. Методическое нисьмо но вопросам обучения информатике в начальной школе [Текст] // Информатика и образование. - 2002. - №3.

5. Первин, Ю. А. Курс «Основы информатики» для начальной школы [Текст] / Ю.А. Первин // Информатика и образование. - 2002. - № 12.

6. Тур, C.H Первые шаги в мире информатики [Текст]: методическое пособие для учителей 1-4 классов / C.H Тур, Т.П. Бокучава. - CM. - БХВ - Петербург, 2002.

7. Тур, C.H Первые шаги в мире информатики [Текст]: рабочая тетрадь / C.H Тур, Т.П. Бокучава. - CM: БХВ - Петербург, 2002.

8. Первин, Ю.А. Методика раннего обучения информатики [Текст] / Ю.А. Первин. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Информатика [Текст]: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы / А.Л. Cеменов, Т.А. Рудчненко, О.В. Щеглова. - М.: Просвещение: Институт новых технологий образования, 2001.

10. Обучение информатике во втором классе [Текст]: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Н.К. Кононатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак. -М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2004.

11. Информатика [Текст]: учебник для 2 класса / Н.В. Матвеева, Н.К. Кононатова, Е.Н. Челак. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

12. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах [Электронный ресурс] / А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина. - Режим доступа: http: // www.school2100.ru

13. Матвеева, Н.В. Информатика [Текст]: методический комплект: пособие + практикум на CD / Н.В. Матвеева и др. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2004-200б.

14. Информатика и ИКТ [Текст]: учебник для начальной школы / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова. - М.: Академкнига, 200б.

Статья поступила в редакцию 6.07.09

УДК 373.2.01

А. С. Ковалева, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: pnb@uni-altai.ru

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ «ДОУ - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ)

В работе раскрыта актуальность проблемы воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа», определено современное состояние и перспективы преодоления имеющихся трудностей и противоречий. Представлены модель и технология организации деятельности в означенном направлении и отражены некоторые практические результаты работы.

Ключевые слова: межличностная толерантность, преемственность, сензитивность, адекватное самовосприятие, творческое мышление, мобильность поведения, эмпатия, методы, формы, компоненты, организационно-педагогические условия, воспитание.

Нарастание негативных факторов в социальной сфере приобрело системный характер и является на сегодняшний день главным деструктивным механизмом в образовании. Проблема формирования толерантного сознания относится к числу наиболее значимых тем современных политических, педагогических и философских дискуссий. Различные педагогические практики и программы, направленные на формирование толерантного сознания, пока еще не привели к желаемому результату - изменению установок личности в пользу толерантности как нравственной ценности [1]. Многообразие трактовок термина и тенденция его редукции к близким понятиям (уважению, принятию, эмпатии и пр.) затрудняют проведение эмпирических исследований и реализацию высокоэффективных практико-ориентировочных программ, особенно для детей.

Отсутствие четких классификаций и их критериев, а также детального описания психологических механизмов толерантности свидетельствует о том, что данная проблемати-

ка является пока еще недостаточно разработанной проблемой.

Анализ состояния теории и практики воспитания толерантности в сфере образования на основе преемственности в системе «ДОУ - начальная школа» [2] позволил выявить ряд противоречий между:

- провозглашением толерантности как одного из приоритетов развития современного общества и нереализованностью в явном виде данной идеи в функционировании системы дошкольного и начального школьного образования;

- практической востребованностью педагогических возможностей развития толерантного взаимодействия дошкольников и младших школьников и степенью их теоретической обоснованности.

Период дошкольного и младшего школьного детства является этапом наиболее тесного переплетения двух векторов развития индивида (естественного созревания и культурного совершенствования), что и обусловливает восприимчивость, сензитивность к внешним воздействиям и выводит в этот пе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.