5. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. - М., 1976.
Статья поступила в редакцию 6.07.09 УДК 37.02: 372.8
Е.Н. Исупова, соискатель АлтГПА, г. Бийск, E-mail:pnb@uni-altai.ru
С.Д. Каракозов, д-р. пед. наук, профессор АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: pnb@uni-altai.ru
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В работе проведен анализ преемственности обучения информатике в начальной школе и на последующих ступенях обучения, а также выделены содержательные линии учебно-методических комплектов по информатике, рекомендованных для использования в начальной школе.
Ключевые слова: обучение информатике, учебно-методический комплект, деятельностный подход к обучению.
В диссертационном исследовании Е.А. Ракитиной [1] построена методическая система обучения информатике на деятельностной основе. Исходя из введенного Е.А. Ракитиной определения понятия знания - «воспринятая, осознанная и ставшая личностно значимой информация» можно сделать вывод, что современное образование призвано сформировать у обучаемых определенный уровень культуры работы с информацией, а дисциплины информационного цикла могут сделать этот процесс целенаправленным и систематизированным. Таким образом, основная цель обучения информатике может быть сформулирована следующим образом: с точки зрения интересов общества - формирование информационной культуры на уровне, соответствующем современному этапу развития общества; с точки зрения личностного развития и самоопределения - формированию культуры работы с информацией как неотъемлемого компонента общей культуры индивида. Для достижения указанной цели, Е.А. Ракитиной предлагается следующая структура образовательной области «Информатика»: основы информатики; основы кибернетики; основы системного анализа; основы средств и технологий обработки информации; элементы «техникознания»; основы социальной информатики.
Особый интерес, с нашей точки зрения, представляют выделенные Е.А. Ракитиной основные компетенции, которые целесообразно сформировать в процессе обучения информатике: компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности; компетенция в сфере познавательной деятельности; компетенция в сфере коммуникативной деятельности; технологические компетенции; компетенции в области «техникознания» (техническая компетентность); компетенция в сфере социальной деятельности.
Информатика в начальной школе
Опыт преподавания информатика в начальной школе необычайно разнообразен. Действительно, с одной стороны осознана необходимость раннего информационного образования, с другой - информатизация начальной школы до сих пор, в основном, остается на уровне школьного компонента, а государственный стандарт образования не регламентирует содержание курса информатики для младших школьников. Поэтому педагог, начинающий преподавание информатики в начальной школе, сталкивается с массой проблем и вопросов: отбор содержания обучения, выбор учебно-методического комплекса (УМК) и программного обеспечения, выбор рациональных форм работы на уроке, особенности преподавания отдельных тем, организация игр на уроках информатики и другие.
В современной начальной школе изучение информатики направлено, в первую очередь, на развитие новой грамотности, содержание которой шире классических «трех навыков», соответствующих традиционному содержанию начального образования: читать, писать, считать. Происходит расширение понятий чтения (активный поиск всех разновидностей и типов информации, ее восприятие и анализ), письма (создание информационных объектов различных типов, установление связей между объектами, организация информации определенным образом) и счета (проектирование и конструирование объектов и действий, различные построения, в том числе ло-
гические).
Анализ учебных программ по информатике для начальной школы показывает, что они, как правило, ориентированы на развитие познавательной активности учащихся и их творческого потенциала, на формирование учебной деятельности и таких качеств, как гибкость и критичность мышления. Об этом свидетельствует вариативность учебных заданий, выполнение которых предполагает наблюдение, анализ, обобщение, выявление разнообразных зависимостей и закономерностей, установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.
В большинстве своем современные учебно-методические комплекты, предназначенные для обучения информатике, состоят из рабочей тетради ученика, методического пособия для учителя и системы компьютерной поддержки уроков.
В 2009 / 2010 учебном году, для использования в начальной школе, рекомендованы и допущены следующие УМК:
1) Горячев А.В. Информатика и ИКТ;
2) Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика;
3) Семенов А.Л., Рудниченко Т.А. Информатика;
4) Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ;
5) Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика.
Учебная программа А.В. Горячева [2, 12] предусматривает следующие компоненты изучения информатики:
1. Технологический, направленный на развитие информационных технологий.
2. Образовательный, направленный на развитие логического мышления школьников.
Учебники серии «Мой инструмент - компьютер» включают базовый компонент образования по информатике и ИКТ, обеспечивают выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г. Они предназначены для обучения практике работы на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики. Их рекомендуется сочетать с обучением по учебникам «Информатика в играх и задачах», созданных для обучения информатике в начальной школе без применения компьютера. Именно эти учебники наиболее широко, на сегодняшний день, используются при обучении информатике в начальной школе.
Цель курса - обеспечить учащихся необходимыми знаниями в областях, связанных с информацией.
Основная задача курса - развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и её изображения с помощью какого-либо системноориентированного языка.
Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики в рамках данного курса (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их различия, связанные с организацией учебного процесса.
Занятия, нацеленные на освоение работы на компьютере:
- требуют обязательного наличия компьютеров,
- предусмотрены в образовательном стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технологии» в 3-4 классах,
- уроки может проводить учитель начальных классов, учитель предмета «Технологии» или учитель информатики.
Занятия, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:
- не требуют обязательного наличия компьютеров,
- проводятся, как правило, за счет учебных часов школьного или регионального компонента,
- проведение этих уроков именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и, тем самым, способствует повышению успеваемости по базовым дисциплинам.
Курс «Информатика» [9], разработанный авторским коллективов под руководством А.Л. Семенова (Семенова А.Л., Рудниченко Т.А., Щеглова О.В.) интегрирует теоретическую и социальную информатику, а также информационные технологии.
Цель курса - познакомить учащихся с окружающей реальностью (прежде всего языковой) с учётом достижений современного математического и лингвистического знания.
Основная задача курса - знакомство с проектноисследовательским методом, создание проектов, обеспечение формирования мыслительных способностей высокого уровня с широким спектром потребностей дальнейшего учения и самообучения; развитие фантазии, воображения и креативного потенциала учащихся.
Курс можно изучать в «безмашинном» варианте, но интеграция изучения информационных технологий дает учащимся навыки использования компьютера и другие информационно-технологические навыки и информационносоциальные знания, которые могут (и должны) применяться учащимися при изучении различных предметов.
В комплект учебных материалов для каждого класса входят учебник, тетрадь проектов и методическое пособие -книга для учителя. Компьютерная часть основана на использовании интегрированной творческой среды, а также тренажера машинописи и правописания.
Программа обучения информатике авторов под редакцией Н.В. Матвеевой [10, 11, 13] (Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н.) рассчитана на обязательное использование компьютера на уроках. Цель программы по информатике для 3-4 классов, разработанной под руководством Матвеевой Н.В., состоит в том, что каждый учащийся, оканчивающий начальную школу должен обладать информационной компетентностью, необходимой на следующей ступени обучения. Авторский коллектив под данным термином понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
- доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
- обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
- интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
- оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
- создания информации (адаптация, сочленения информации и т. д.).
Целью курса является начальное формирование теоретических понятий базового курса информатики и навыков работы на компьютере.
Задачами курса являются:
- формирование системного, объектно-ориентиро-
ванного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования
компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
- информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Комплект состоит из учебников, к которым прилагаются рабочие тетради и тетрадь контрольных работ. Также имеются различные дидактические материалы, а также два варианта электронных пособий, которые содержат упражнения аналогичные тем, что представлены в рабочих тетрадях.
В последнее время распространение получает УМК «Перспективная начальная школа», которая была создана на основе научных идей развивающего обучения Л.В. Занкова и Д. Эльконина - В. Давыдова. Основной задачей данного комплекта является развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование желания и умения учиться, кроме того в ней заложены воспитание нравственных и эстетических чувств ребёнка, его эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
УМК для преподавания информатики в рамках образовательной системы «Перспективная начальная школа» представлен учебниками Бененсон Е.П., Паутовой А.Г. [14]
Учебник предназначен как для тех младших школьников, у которых есть возможность работы на компьютере, так и для тех школ, учебные классы которых пока не оснащены компьютерами. В ходе занятий по учебнику младшие школьники знакомятся с такими понятиями, как информация, кодирование; получают начальные представления об устройстве и работе компьютера; учатся исполнять и составлять алгоритмы; выполняют разнообразные задания для развития логического мышления. Наряду с учебником-тетрадью, в комплект входит подробный "Методический комментарий" для учителя (обучающий, в том числе, и работе на компьютере), а также авторский обучающий пакет программ для персонального компьютера: это позволит вести занятия по информатике не только учителю информатики, но и учителю начальных классов.
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и её свойствах и первичных навыков работы с информацией - как с применением компьютеров, так и без них.
Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
- учить школьника искать отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
- формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности, в том числе учебной деятельности;
- предоставить первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
- предоставить представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
- информационная картина мира;
- компьютер - универсальная машина для обработки информации;
- алгоритмы и исполнители;
- объекты и их свойства;
- этические нормы при работе с информацией и инфор- разработаны по принципу спирали: ученики каждую четверть
мационная безопасность. продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года;
Исходя из анализа перечисленных УМК по информатике - основные содержательные линии представленных продля начальной школы можно сделать следующие выводы: грамм совпадают: компьютер, алгоритмы, модели, информа-
- основной целью обучения информатике в младших ция и информационные процессы, однако подход к их изло-
классах является формирование первоначальных представле- жению различен;
ний об информации, ее свойствах, способах работы с ней, в - рассмотренные программы предусматривают реализа-
частности с использованием компьютера; цию межпредметных проектов;
- на смену интегративным курсам, подобным «Робот- - учебные курсы допускают «безмашинный» вариант,
ландии» [5; 8] приходят курсы, дифференцирующие в своем при котором упор делается на изучение отдельных теоретиче-
содержании теоретические и прикладные аспекты; ских вопросов, развитие алгоритмического и логического
- структура курсов отличается, но в большинстве про- мышления;
грамм предпочтение отдается максимально возможному при- - учебные курсы ориентированы на использование в
менению занимательных и игровых форм обучения, использо- учебном процессе рабочих тетрадей на печатной основе, что
ванию принципов развивающего обучения, модульному по- часто ставит учителя в жесткие рамки, так как строго регла-
строению изучаемого курса, при этом, как правило, курсы ментирует деятельность и учителя, и ученика.
Библиографический список
1. Ракитина, Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе [Текст]: автореф. дис.... д-ра. наук / Е.А. Ракитина. - Москва, 2002.
2. Горячев, А.В. Мы формируем информационно грамотную личность [Текст] / А.В. Горячев // Информатика и образование. - 2002. - № б.
3. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аннарат [Текст] / В.А. Красильникова // Информатика и образование. -200З. - № 4.
4. Методическое нисьмо но вопросам обучения информатике в начальной школе [Текст] // Информатика и образование. - 2002. - №3.
5. Первин, Ю. А. Курс «Основы информатики» для начальной школы [Текст] / Ю.А. Первин // Информатика и образование. - 2002. - № 12.
6. Тур, C.H Первые шаги в мире информатики [Текст]: методическое пособие для учителей 1-4 классов / C.H Тур, Т.П. Бокучава. - CM. - БХВ - Петербург, 2002.
7. Тур, C.H Первые шаги в мире информатики [Текст]: рабочая тетрадь / C.H Тур, Т.П. Бокучава. - CM: БХВ - Петербург, 2002.
8. Первин, Ю.А. Методика раннего обучения информатики [Текст] / Ю.А. Первин. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2008.
9. Информатика [Текст]: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы / А.Л. Cеменов, Т.А. Рудчненко, О.В. Щеглова. - М.: Просвещение: Институт новых технологий образования, 2001.
10. Обучение информатике во втором классе [Текст]: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Н.К. Кононатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак. -М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2004.
11. Информатика [Текст]: учебник для 2 класса / Н.В. Матвеева, Н.К. Кононатова, Е.Н. Челак. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
12. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах [Электронный ресурс] / А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина. - Режим доступа: http: // www.school2100.ru
13. Матвеева, Н.В. Информатика [Текст]: методический комплект: пособие + практикум на CD / Н.В. Матвеева и др. - М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2004-200б.
14. Информатика и ИКТ [Текст]: учебник для начальной школы / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова. - М.: Академкнига, 200б.
Статья поступила в редакцию 6.07.09
УДК 373.2.01
А. С. Ковалева, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: pnb@uni-altai.ru
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ «ДОУ - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ)
В работе раскрыта актуальность проблемы воспитания межличностной толерантности в системе «ДОУ - начальная школа», определено современное состояние и перспективы преодоления имеющихся трудностей и противоречий. Представлены модель и технология организации деятельности в означенном направлении и отражены некоторые практические результаты работы.
Ключевые слова: межличностная толерантность, преемственность, сензитивность, адекватное самовосприятие, творческое мышление, мобильность поведения, эмпатия, методы, формы, компоненты, организационно-педагогические условия, воспитание.
Нарастание негативных факторов в социальной сфере приобрело системный характер и является на сегодняшний день главным деструктивным механизмом в образовании. Проблема формирования толерантного сознания относится к числу наиболее значимых тем современных политических, педагогических и философских дискуссий. Различные педагогические практики и программы, направленные на формирование толерантного сознания, пока еще не привели к желаемому результату - изменению установок личности в пользу толерантности как нравственной ценности [1]. Многообразие трактовок термина и тенденция его редукции к близким понятиям (уважению, принятию, эмпатии и пр.) затрудняют проведение эмпирических исследований и реализацию высокоэффективных практико-ориентировочных программ, особенно для детей.
Отсутствие четких классификаций и их критериев, а также детального описания психологических механизмов толерантности свидетельствует о том, что данная проблемати-
ка является пока еще недостаточно разработанной проблемой.
Анализ состояния теории и практики воспитания толерантности в сфере образования на основе преемственности в системе «ДОУ - начальная школа» [2] позволил выявить ряд противоречий между:
- провозглашением толерантности как одного из приоритетов развития современного общества и нереализованностью в явном виде данной идеи в функционировании системы дошкольного и начального школьного образования;
- практической востребованностью педагогических возможностей развития толерантного взаимодействия дошкольников и младших школьников и степенью их теоретической обоснованности.
Период дошкольного и младшего школьного детства является этапом наиболее тесного переплетения двух векторов развития индивида (естественного созревания и культурного совершенствования), что и обусловливает восприимчивость, сензитивность к внешним воздействиям и выводит в этот пе-