пока еще не в должной мере осознано. Но именно в нем скрывается большой резерв повышения эффективности процесса обучения. Благодаря этому преимуществу облегчается переход к дедуктивной логике учебного процесса [1].
Таким образом, применение традиционных форм, средств, методов обучения с использованием информационных технологий могут существенно повысить эффективность и интенсификацию образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи обучения и воспитания активно и творчески мыслящего обучающегося.
Литература
1. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов А. В. Технологии создания электронных обучающих средств. М., 2010.
2. Тыщенко О. Б., Уткес М. В. Границы возможностей компьютера в обучении. М., 2011.
3. Фаргиева З. С. Перспективы профилизации всей средней школы в республике Ингушетия как фактор успешной сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике / Проблемы современной науки и образования, 2016. № 3 (45). С. 190-192.
Компьютерные обучающие программы. Проблемы организации учебного процесса Фаргиева З. С.1, Даурбекова А. М.2, Аушева М. А.3, Белхароева Э. Г.4
1Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya Sultangireevna - преподаватель; 2Даурбекова Асет Мухтаровна /Daurbekova Aset Muhtarovna - преподаватель; 3Аушева Мадина Ахмедовна /Ausheva Madina Ahmedovna - преподаватель, кафедра математики и информационно-вычислительной техники, физико-математический факультет; 4Белхароева Элина /Belharoeva Elina - магистрант,
технолого-педагогический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас
Аннотация: автоматизированные обучающие системы (АОС) - это системы, помогающие осваивать новый материал, производящие контроль знаний, помогающие преподавателям готовить учебный материал. В своей профессиональной деятельности многие интенсивно используют компьютерные информационные технологии: обучающие и контролирующие программы, интернет-технологии и мультимедиа. Данная статья посвящена этому вопросу. Abstract: automated training systems (ATS) are the systems which help to learn new material, manufacturing control knowledge, help teachers to prepare teaching material. In their professional activities many teachers make extensive use of computer information technologies: training and monitoring programs, internet technologies and multimedia. This article focuses on this issue.
Ключевые слова: обучающие программы, информационные технологии, автоматизированные обучающие системы.
Keywords: tutorials, information technology, automated training systems.
В настоящее время в процесс обучения активно внедряются новые программные технологии. Среди этих новых программных технологий одно из важных мест занимают компьютерные обучающие программы.
Компьютерные обучающие программы решают ряд задач обучения, которые представлены тремя группами. К первой группе относится задачи проверки уровня знаний, умений и навыков студентов, их индивидуальных способностей, склонностей и мотиваций, для которых обычно используют соответствующие программы психологических тестов и экзаменационных вопросов, задачи проверки показателей работоспособности студентов.
Вторая группа задач направлена на поддержку и реализацию основных элементов программированного обучения.
Третья группа задач компьютерных обучающих программ связана с решением задач подготовки и предъявления учебного материала, адаптации материала по уровням сложности, подготовки динамических иллюстраций, контрольных заданий, лабораторных работ, самостоятельных работ студентов.
Результативность компьютерных обучающих программ зависит от непротиворечивости, однозначности, логической стройности, точности, доступности, простоты изложения; от наличия иллюстративно -графического (диаграммы, таблицы, схемы, графики, диаграммы, гистограммы и т. п.) и справочного материала (компьютерные энциклопедии, словари, информационные и библиографические обзоры) [1].
Основные трудности на пути широкого использования компьютерных обучающих программ в учебный процесс связаны с затратами времени на разработку и значительной трудоемкостью, неполным использованием возможностей современных компьютеров. Это объясняется следующими причинами:
1. Отсутствием специалистов, способных разработать компьютерную обучающую программу высокого уровня, и системы их подготовки;
2. Отсутствием заинтересованности во внедрении компьютерных обучающих программ в учебный процесс.
3. Отсутствием целевого финансирования разработок со стороны государства.
У современных компьютерных обучающих программ есть недостатки:
1) обучающие программы не учитывают в полном объеме индивидуальных особенностей учащихся;
2) большинство систем не может оценить оригинальность решения задачи обучаемым, его приемлемость;
3) большинство систем не может определить те пробелы умственной деятельности, которые обусловили затруднения учащихся;
4) недостаточное использование всех возможностей современного персонального компьютера и компьютерных технологий.
Несмотря на указанные недостатки, компьютер - это эффективное средство обучения, позволяющее найти новые дидактические возможности:
- позволяет внести познавательный процесс, вовлечь всех учащихся в работу;
- расширять возможности предъявления учебной информации;
- усиливает мотивации обучения;
- позволяет качественно изменить и повысить эффективность контроля деятельности учащихся;
- будучи в состоянии принять на себя роль активного партнера с динамическим сочетанием вызова и помощи, компьютер тем самым стимулирует активность учащегося;
- компьютер является наиболее адекватным техническим средством обучения, способствующим реализации деятельностного подхода к учебному процессу;
- развивает у учащихся навыки рефлексии собственной деятельности.
При использовании компьютерной обучающей программы в учебном процессе реализуются следующие возможности:
- просмотр, изучение, конспектирование и усвоение учебного материала по каждому вопросу выбранной темы;
- поиск и вывод на экран любой темы курса, которые входят в компьютерную обучающую программу как самостоятельный блок учебного материала;
- многократное использование компьютерной обучающей программы с накоплением в памяти персональных компьютеров банка данных: кто проходил обучение, по каким темам (разделам) и какие оценки получил при обучении или контроле.
- самопроверка степени усвоения учебного материала за счет предъявления студенту нескольких вопросов с альтернативными ответами по теме, из которых только один ответ верен;
- контроль степени усвоения учебного материала тем (разделов), входящих в компьютерную обучающую программу с автоматическим выставлением оценки по сумме правильных ответов и занесением данных в память персональных компьютеров;
Основные методические принципы построения компьютерных обучающих программ:
- четкое структурирование учебного материала;
- чередование информационных кадров и контрольных вопросов для активизации процесса обучения;
- возможность возврата к ранее пройденному материалу;
- возможность формирования количественной оценки уровня усвоения материала;
- возможность получения статистики процесса обучения;
- разбиение его на небольшие порции, которые становятся содержанием информационных и вопросных кадров на экране;
- возможность выбора последовательности изучения материала либо самим обучаемым, либо системой в зависимости от правильности ответов на контрольные вопросы.
Наиболее эффективной является следующая организация работы обучаемого с компьютерной обучающей программой: в начале производится изучение и проработка учебно-методического материала, а также руководства по эксплуатации компьютерной обучающей программы; затем выполняется непосредственная работа обучаемого с компьютерной обучающей программой под контролем преподавателя, который выбирает темы для изучения и их порядок.
Организация учебного процесса с применением компьютера может осуществляться двумя способами:
1. без преподавателя (преподаватель может оказать эмоциональную поддержку);
2. преподаватель использует компьютер в качестве помощника - технического средства обучения.
Оба способа обеспечивают компьютеризацию процесса обучения. Такое обеспечение включает техническое, методическое и организационное обеспечение
В соответствии с задачами обучения компьютерные программы можно классифицировать следующим образом:
- обучающие — программы, назначением которых является формирование различного вида навыков и умений, их отработка в различных учебных ситуациях;
- тренировочные — программы, направленные на дальнейшее совершенствование приобретенных навыков и умений;
- информационные — программы, предназначенные для сообщения обучающимся новой информации;
- контролирующие — программы для контроля приобретенных знаний и сформированных навыков и умений.
Компьютерное обучение является эффективным способом реализации дидактических принципов организации учебного процесса, наполнения деятельности преподавателя принципиально новым содержанием и формой организации учебной деятельности [2]. В процессе разработки компьютерных программ необходимо руководствоваться понятием информационно обучающей технологии, как дидактическим процессом, организованным с использованием совокупности
50
внедряемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых.
Существенной характеристикой применения компьютера в учебной деятельности является выполнение функции обучения.
По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на консультирующие, иллюстрирующие, программы обучающего контроля, программы-тренажеры, операционные среды.
Цель употребления компьютера в обучении:
- обеспечения индивидуализирования учебного процесса;
- поиск информации из самых обширных источников;
- обеспечение обратной связи в процессе обучения;
- организация коллективной и групповой работы.
- повышение наглядности учебного процесса;
- моделирование изучаемых процессов или явлений.
Особенности организации учебного процесса на основе информационных технологий выражаются и в специфике методов обучения, имеющего инновационный характер. Эти методы можно классифицировать по характеру коммуникации между учащимся и преподавателем.
В условиях актуализации роли самостоятельной работы особое значение приобретают методы самообучения. Если при традиционном обучении самообучение происходило посредством чтения печатной литературы, то при компьютерном обучении на первый план выходят такие средства, как электронные учебники, компьютерные программы учебного назначения, электронные журналы, видеоматериалы, интерактивные базы данных. Таким образом, в современном образовании существенное место занимает самообучение на базе развитых с помощью разнообразных средств образовательных ресурсов [3, а 191].
Один из наиболее продуктивных методов, позволяющим интегрировать новые информационные и традиционные способы, приемы обучения, является метод проектов. Его особенности следующие: широкие возможности в выборе темы и способа изучения нового материала; свобода в нормировании времени, выбора средств и методов организации работы.
Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: контролирует действия ученика, служит средством общения, создания проблемных ситуаций, предоставляет ученику новые познавательные возможности, инструментом, источником информации.
Литература
1. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов А. В. Технологии создания электронных обучающих средств. М., 2010.
2. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону. Феникс, 2002.
3. Фаргиева З. С. Перспективы профилизации всей средней школы в республике Ингушетия как фактор успешной сдачи единого государственного экзамена по информатике и математике. / Проблемы современной науки и образования, 2016. № 3 (45). С. 190-192.