ла экзаменационной сессии. Без выполненной и оцененной положительно самостоятельной работы обучающиеся не допускаются до экзамена или зачета.
Задания II уровня выполняются в урочное время при изучении данной темы.
Выполнение самостоятельной работы преподаватель проверяет на консультациях, оценивает устные ответы на учебных занятиях.
Одним из условий эффективной самостоятельной работы является разработка методического обеспечения, отвечающего требованиям ФГОС. В разработанном методическом пособии содержатся задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по профессиям «токарь-универсал», «сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», «машинист крана металлургического производства».
Самостоятельная работа обучающихся должна стать основой организации образовательного процесса, поскольку данная форма обучения наиболее полно обеспечивает реализацию субъектной позиции, требует высокой самоорганизации и самостоятельности, формирует готовность к самообразованию.
Материаловедение — наука, изучающая металлические и неметаллические материалы, применяемые в машиностроении, объективные зависимости свойств материалов от химическо-
го состава, структуры, способов обработки и условий их эксплуатации. Дисциплина «материаловедение» изучает применяемые в промышленности перспективные материалы и методы их формообразования.
Цель дисциплины — привить обучающимся теоретические и практические знания о природе и свойствах материалов, способах их получения и обработки, научить специалистов правильно выбирать материалы, методы формообразования заготовок и деталей машин, обеспечивающих высокое качество продукции, экономию материалов, высокую производительность труда. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса — воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи, исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.
Аудиторная работа оценивается в журнале теоретического обучения, внеаудиторная — в журнале учета самостоятельной работы. Выполнение всего объема самостоятельной работы является допуском к дифференцированному зачету или экзамену по дисциплине согласно учебному плану.
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ВНЕАУДИТОРНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ
Г. В. Плотникова, преподаватель ГБОУ СПО «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.
П. Я. Гальперин
Вопросу повышения мотивации к обучению, а также к изучению того или иного конкретного предмета посвящено множество исследований и научных работ, но он до сих пор стоит перед педагогами достаточно остро. Проблема состоит в том, что, несмотря на имеющуюся теоретическую основу для его успешного решения, в каждом конкретном случае следует учитывать «предлагаемые обстоятельства», т. е. конкретное образовательное учрежде-
ние, конкретную группу, конкретного обучающегося, имеющуюся в наличии материально-техническую базу. Подбор оптимальных методов и приемов повышения уровня мотивации требует от педагога мастерства, желания всерьез заниматься этим вопросом, знания психологических особенностей возникновения тех или иных мотивов. По этой причине
его нельзя решить раз и навсегда. Он будет актуален для педагога всегда, пока в его работе будет присутствовать неформальное отношение к делу, которым он занимается, неравнодушное отношение к студентам, которых он обучает, и к результату, которого они вместе пытаются достичь.
Уровень мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся, поступающих в техникум, нельзя назвать высоким. Они, как правило, уже нацелены на получение профессионального образования и в процессе обучения отдают предпочтение изучению дисциплин профессионального цикла. Иногда приходится сталкиваться с непониманием необходимости продолжать после школы изучать общеобразовательные предметы. Чтобы добиться успеха в обучении иностранному языку в данных условиях, необходимо прилагать максимум усилий не только в изучении учебного материала, но и в поддержании постоянной заинтересованности студентов предметом: разнообразить формы и методы аудиторных и внеаудиторных занятий, создавать благоприятные условия для общения на иностранном языке, использовать современные технологии в процессе обучения.
Следуя выводам А. К. Марковой, «формировать мотивацию — это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося». Опыт, накопленный преподавателями иностранного языка в ГБОУ СПО НТСТиСО, показывает, что для оптимального «развертывания активности» и, следовательно, для формирования положительной мотивации обучающихся к изучению предмета большое значение имеет грамотно организованная внеаудиторная самостоятельная работа.
Согласно ФГОС самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса, важнейшим звеном в подготовке специалиста. Одно из требований к умениям обучающихся по дисциплине «иностранный язык» — «умение самосовершенствовать устную и письменную речь». На возросшие требования к самостоятельной работе указывает общая компетенция 8, где делается акцент на необходимости обучающихся научиться «самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, зани-
маться самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации». В программах любой учебной дисциплины обязательным является перечисление видов внеаудиторных самостоятельных работ с указанием объема часов для их выполнения.
Самостоятельная работа в техникуме осуществляется в строгом соответствии с Положением о порядке планирования и организации самостоятельной работы студентов. При выполнении обучающимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль принадлежит преподавателю. Он продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс, определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, методы обучения разным видам самостоятельной работы. Преподаватель также обучает методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности обучающихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
Осознав важность внеаудиторной самостоятельной работы для успешного освоения обучающимися образовательных программ и всесторонне оценив имеющиеся условия для ее реализации, преподаватели иностранного языка техникума спланировали содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов, подобрали дидактический материал (темы, упражнения, тексты, сайты и т. п.), составили методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ, разработали систему контроля качества их выполнения.
Мы с коллегами старались учитывать то, что для формирования положительной мотивации к изучению предмета важно, чтобы обучающийся ощущал результат своей деятельности, чтобы в ходе выполнения тех или иных заданий была задействована его эмоциональная сфера. На наш взгляд, этому способствуют следующие упражнения: перевод текста, письма; составление кроссворда; написание монолога; составление диалога-расспроса, монолога-рассуждения, когда необходимо дать свою оценку какому-то явлению или событию; завершение рассказа по собственному «сценарию». Для получения положительного результата самостоятельной работы важно психологически настроить обучающегося, показать ему, как необходима выполняемая работа. Если он знает, что результаты его работы будут использованы в дальнейшем, отношение к выполнению задания существенно ме-
няется в лучшую сторону, качество выполняемой работы возрастает, появляется интерес. Например, предложенная нами обучающимся для самостоятельного изучения грамматическая тема «Притяжательный падеж существительных» используется ими в дальнейшем для составления рассказа о семье. Положительный отклик имеют задания по выбору, особенно с использованием современных информационных технологий, электронных образовательных ресурсов. Например, на начальном этапе обучения мы предлагаем список образовательных интернет-ресурсов для изучения английского языка с указанием электронных адресов. Студенты индивидуально или группой выбирают одну из онлайн- программ, знакомятся с ней, изучают ее структуру, содержание, возможности и т. п. Результаты своих исследований представляют другим обучающимся на уроке с иллюстрацией отдельных фрагментов работы в онлайн-программе. После обзора и обмена мнениями у обучающихся складывается общее представление об имеющихся интернет-ресурсах по изучению иностранного языка, их широких возможностях в предоставлении информации по лексике, грамматике, о возможностях самостоятельного контроля знаний путем тестирования, совершенствования произношения и аудирования с носителями языка. Тем, кого очень заинтересовал данный вид работы, предлагаем дальнейшее исследование на сравнение возможностей той или иной онлайн-программы. Мы считаем данный вид работы очень актуальным, так как он, помимо развития интереса к предмету «иностранный язык», мотивирует обучающихся к использованию информационных технологий, способствует формированию сразу нескольких общих компетенций — 2, 4, 6, 7.
С целью повышения интереса к изучаемой дисциплине, а также к будущей специальности, организуя внеаудиторную самостоятельную работу, мы предлагаем обучающимся проект на тему «Моя будущая специальность». Он включает в себя подбор лексического и иллюстрационного материала по теме, создание компьютерной презентации, подготовку устного сообщения на английском языке, защиту проекта. Создавая проект, обучающиеся тренируют все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. В работе могут участвовать один или несколько человек. Если проанализировать этот вид внеаудиторной самостоятельной работы с точки зрения эффективности формирования об-
щих компетенций, приходим к выводу, что в ходе его реализации формируются девять из них (интерес к профессии, организация собственной деятельности, нестандартность ситуации, поиск информации и т. д.).
В течение года в техникуме организуются внеклассные мероприятия по дисциплине «иностранный язык», участие в которых усиливает мотивационную сторону изучения языка у обучающихся. В зависимости от курса мы проводим выставку творческих работ к определенной дате (празднику), предметную декаду, олимпиаду, кросс-опрос, конкурс сочинений и т. п. Внеклассная работа мотивирует обучающихся к творчеству, помогая им осваивать иноязычную культуру; придает личностный смысл обычному познавательному процессу, вызывая эмоциональные переживания.
В перспективе при организации внеаудиторной самостоятельной работы мы планируем приобщение обучающихся к иноязычному общению через такие коммуникационные каналы, как: общение в социальных сетях через Skype, Facebook, Instagram на английском языке, участие в популярных среди подростков совместных компьютерных играх с носителями языка, прослушивание песен на английском языке с их дальнейшим лексическим анализом, просмотр видео в YouTube. Мы считаем, что активное использование современных возможностей для изучения иностранного языка послужит повышению мотивации к изучению предмета, станет хорошим стимулом к саморазвитию обучающихся. Своей целью в дальнейшем мы видим создание таких условий, при которых студент сам захочет говорить на иностранном языке, причем не для получения хорошей оценки, а для того, чтобы реализовать свою потребность в иноязычном общении. Для оптимизации работы в данном направлении, а также для организации эффективного контроля качества выполнения внеаудиторных самостоятельных работ мы планируем освоить и внедрить в образовательный процесс при содействии администрации техникума систему дистанционного обучения.
Формирование положительной мотивации к изучению того или иного предмета — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у обучающихся формируется через множество методов и приемов. Опыт показывает, что хороший результат в решении этого вопроса дает правильно организованная внеаудиторная самостоятельная работа, разно-
образная по форме и богатая по содержанию. На уроке далеко не каждому удается раскрыться и самореализоваться, т. к. могут срабатывать сдерживающие факторы: боязнь сделать ошибку и быть критически оцененными в присутствии сверстников, слишком быстрый темп работы на уроке, неуверенность в своих силах и, как следствие, желание узнать резуль-
тат у более успешного соседа по парте. Внеаудиторная самостоятельная работа не «зажата» жесткими временными и дисциплинарными рамками урока и психологически является более комфортной для обучающихся, тем самым всячески способствует расширению творческого потенциала личности и повышению мотивации к обучению.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕИТИНГОВОИ СИСТЕМЫ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Л. Ю. Апенкова, мастер производственного обучения ГБОУ СПО «Беловский техникум технологий и сферы услуг», О. В. Акимова, преподаватель
Самостоятельная работа — это способ активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых для него знаний, навыков и умений с участием и без участия в этом процессе преподавателей. Самостоятельная работа, как и процесс обучения в целом, выполняет функции образования, воспитания и развития обучающихся, а также затрагивает другие стороны их личности. Самостоятельная работа может быть источником знаний, способом проверки их, совершенствования и закрепления, а по отношению к умениям и навыкам она является единственным путем их формирования.
Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50 % часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее — СРС). В связи с этим обучение в техникуме включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию, части — процесс обучения и процесс самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой обучающегося. Самостоятельная работа играет большую роль в формировании и развитии учебных умений, воспитании воли, познавательного интереса. В ней проявляется индивидуальность каждого обучающегося, формируется его интеллект и характер. Все это оказывает содействие усвоению глубоких и крепких знаний.
К современному специалисту общество предъявляет достаточно много требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способно-
Л. Ю. Апенкова О. В. Акимова
стей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие обучающихся в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Формы самостоятельной работы разнообразны. Они включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
- подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;