Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность обучающихся как фактор повышения качества подготовки специалистов'

Исследовательская деятельность обучающихся как фактор повышения качества подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрыпник Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность обучающихся как фактор повышения качества подготовки специалистов»

иного товара, марки, вида или упаковки. Это комплексный вид деятельности, в котором интегрируется и психология, и рекламные технологии, и маркетинг, и основы товароведения, и технология организации торговли. Три года назад студентки по профессии «продавец, контролер-кассир» провели исследование технологии мерчен-дайзинга в магазинах города Юрги, сравнив две известные торговые фирмы с точки зрения того, какие именно технологии и правила используются в этих магазинах.

Исследование оказалось достаточно объемным и содержательным, заинтересовало всех преподавателей, осуществляющих профессиональную подготовку по данному направлению. И при внесении изменений в ППКРС по этой профессии было решено ввести в вариативную часть учебного плана общепрофессиональную

дисциплину «Основы мерчендайзинга», которая в данный момент ведется в группах 3-го курса.

Итак, достоинствами интегративного подхода в исследовательской деятельности обучающихся являются:

• расширение горизонтов в преподавании «собственного» предмета: преподаватель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его связь с другими науками;

• стимул к поиску новых методических форм взаимодействия педагога с обучающимся;

• формирование, развитие и воспитание личности с учетом ее познавательных намерений, способностей и возможностей;

• безграничные возможности для развития интеллектуального творческого мышления;

• возможность более активного применения знаний на практике.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

л. Н. Скрыпник, преподаватель Кемеровского коммунально-строительного техникума имени В. И. Заузелкова

Современному обществу требуются специалисты, способные творчески подходить к решению различных задач, обладающие нестандартным мышлением. Такой специалист стремится к расширению и углублению знаний, развитию профессиональных навыков, освоению новых сфер деятельности [1. с. 124]. Поэтому овладение навыками исследовательской деятельности обучающимися становится важным показателем готовности к профессиональной деятельности.

Целью исследовательской деятельности является создание условий, при которых обучающиеся: самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление [5, с. 75].

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на занятиях по биологии, обеспечивает

большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся. На учебных занятиях формы исследовательской деятельности могут быть следующими: урок-исследование, лабораторный урок, урок-диспут, урок-конференция урок-защита исследовательских проектов и т. д.

На уроке-исследовании по теме «Доказательства эволюции» учебная группа делится на три научные лаборатории, которые согласно полученным инструктивным карточкам проводят учебно-поисковые исследования в течение определенной части урока. Преподаватель наблюдает за работой групп и при необходимости оказывает им консультативную помощь. По истечении отведенного времени проводится блиц-конференция. Представители научных лабораторий рассказывают о результатах своей работы. Такой отчет способствует ответ-

ственному отношению обучающихся к групповой работе на занятии. Студенты убеждаются в том, что конечный результат их деятельности зависит, в первую очередь, от деятельности каждого в процессе групповой работы.

Большой интерес вызывает у студентов выполнение учебного исследования «Квартира как экосистема», цель которого — выяснить, является ли квартира экосистемой, что ее отличает от природной экосистемы, что входит в понятие «экологически чистое жилище»; определить факторы риска бытовой среды. Студенты делятся на три группы, каждая из которых получает свое задание: определить цель, объект, предмет исследования, сформулировать задачи, проанализировать практическую значимость данной работы (1-я группа); выявить взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды обитания (2-я группа); на основе методик, доступных для проведения простейших исследований квартиры как экосистемы, изучить ее состояние и разработать возможные варианты улучшения экологической обстановки в ней (3-я группа).

Работа над учебно-исследовательским проектом может носить длительный характер или сводиться к рамкам одного занятия. Например, на занятии обучающимся была предложена тема «Рациональное использование природных ресурсов». После обсуждения проблемы всей группой выявляются направления деятельности человека по рациональному использованию природных ресурсов и охране природы. Затем обучающимся было предложено подумать о том, как спасти планету от катастрофы, для этого следовало разработать проект спасения планеты Земля по одному из предложенных направлений: от загрязнения мирового океана, атмосферы, растений и животных, находящихся на грани исчезновения и др. Защита проектов проходит в конце учебного занятия. Оценивают учебно-исследовательские проекты не только преподаватель, но и сами обучающиеся.

В своей педагогической практике использую опережающее домашнее задание — как групповое, так и индивидуальное. Например, при изучении темы «Генетика человека» обучающиеся первой группы получают задание исследовать основные методы генетики человека, результат своей работы представить в виде презентации, ответить на проблемный вопрос: «Считают, что человек и человекообразные обезьяны, прежде всего шимпанзе и горилла, имеют много общего в наборах наследственной информа-

ции. С помощью каких методов генетических исследований можно это подтвердить или опровергнуть?». Обучающиеся второй группы знакомятся с особенностями некоторых типовых наследственных болезней человека (хромосомных, генных, геномных) и отвечают на вопросы: обязательно ли заболеет человек, имеющий наследственную предрасположенность? влияют ли наследственные болезни на поведение человека, интеллектуальное развитие, формирование психологического типа? Обучающиеся третьей группы исследуют проблему «Можно ли защититься от наследственных болезней или они неминуемы?». Им необходимо предложить пути защиты от наследственных болезней. Обучающиеся четвертой группы получают пакет проблем: «Почему в одной семье разные дети?», «Как влияет генотип на уровень интеллекта?», «Генетические особенности одаренных детей. Влияет ли ферментопатия на интеллектуальную сферу и поведение человека?», «Что лежит в основе деления людей на четыре типа темперамента?».

Практически на каждом занятии можно использовать различные приемы организации исследовательской деятельности обучающихся. Так, прием «Обрати вред в пользу» — нужно то, что плохо, сделать полезным. Например, в месте, где нерестится рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо? А что хорошего? Или: вирусы вызывают заболевания растений, бактерий и животных. Это плохо. А что хорошего? При использовании приема «Думай и слушай» каждому обучающемуся отводится небольшой отрезок времени, за который он должен высказать свое мнение по решению актуальной для него или предложенной преподавателем проблемы. Остальные студенты его слушают и не прерывают, после выступления они должны помочь докладчику до конца решить проблему. При проведении семинарских занятий используется прием «Мудрые совы», который позволяет создать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках, так как студенты, работая в группе или паре, отвечают на конкретные вопросы, выполняют определенное задание с целью обработки содержащейся в тексте информации. У всех групп текст одинаковый по содержанию, а вот подходы к обработке текста разные. Микрогруппы работают над следующими проблемами: найдите в тексте основные и новые понятия, запишите их в алфавитном порядке; выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной,

так как противоречит вашим первоначальным представлениям; запишите информацию, которая является для вас новой; постарайтесь выразить основную мысль разделов текста одной фразой; найдите в тексте информацию, которую вы уже знаете и которую не знаете; найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии; проиллюстрируйте основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т. п [4].

Большой интерес у студентов вызывает соревнование на лучшую шпаргалку по какой-либо теме или разделу: «Теория происхождения жизни на Земле», «Химический состав живых систем», «Формы размножения организмов», «Основы генетики и селекции», «Основы экологии» и др. При составлении шпаргалки внимание обучающихся становится избирательным, они стараются выбрать то из текста, что является главным, основополагающим для всей темы. Отдельные сюжеты шпаргалки объединяются логическими связями.

Большое внимание уделяю исследовательской деятельности обучающихся во внеаудиторное время. Содержание этой работы выходит за рамки учебной программы дисциплины и определяется интересами обучающихся, что позволяет студентам значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях, реализовать свои учебные и научные интересы. Большое значение в этом случае имеет проектная деятельность обучающихся. Например, в рамках здоровьесберегающего учебно-исследовательского проекта «Здоровый студент — востребованный специалист» обучающиеся собирают и оформляют в виде альбомов высказывания великих людей о жизни, о вреде алкоголя, курения, готовят информационные листовки, буклеты, тематические сборники «Биологический вестник», посвященные Всемирному дню здоровья, Международному дню отказа от курения, Всемирному дню борьбы со СПИДом и др.

Согласно требованиям ФГОС СОО проектная деятельность является одной из обязательных форм деятельности для обучающихся первого курса техникума. Проектная деятельность обучающихся — это один из методов лич-ностно ориентированного обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), спо-

собствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным и профессиональным проблемам [3, с. 37].

Каждый первокурсник должен выполнить индивидуальный проект по одной из общеобразовательных дисциплин, к которым относится и биология. Студентам предлагается несколько тем индивидуальных проектов: «Роль питания в формировании здоровья студентов», «Гиподинамия — болезнь цивилизации», «Влияние биоритмов на работоспособность человека», «Аборт как медико-социальная проблема», «Влияние электронных сигарет на здоровье человека», «Проблема снижения зрения у студенческой молодежи», «Пивной алкоголизм как современная социальная проблема» и др. После определения темы индивидуального проекта с каждым обучающимся работа организуется индивидуально, ведь подготовка, опыт исследовательской деятельности у каждого разные. Вместе обсуждаем и составляем план, в котором поэтапно расписываются шаги исследования. Следующим этапом является работа с литературой по выбранной теме; обучающие самостоятельно находят необходимую информацию в научной литературе и сети Интернет. Далее выбираем и составляем анкеты, проводим опыты, работаем со статистическими данными, результатами учебных исследований. Полученный материал систематизируем и анализируем, выявляем закономерности. Студенты заполняют таблицы, строят графики и диаграммы. Обрабатывают данные сами, используя статистические и математические методы исследования. Результаты своего исследования представляют в виде публичного доклада, сопровождающегося мультимедийной презентацией на ежегодной научно-практической конференции в техникуме. Лучшие исследовательские работы представляются на студенческих научно-практических конференциях разного уровня.

Таким образом, исследовательская деятельность является необходимым условием качественной подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и заниматься исследовательской работой.

1. Егорова Н. А. Исследовательская деятельность студента как фактор профессионального становления конкурентоспособного специалиста // Международ-

ный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 10. — С. 124-125.

2. Пахмутова О. А. Использование приемов технологии РКМ на уроках биологии. — Режим доступа: l^ttp://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0% D1%82%D1%8C%D0%B8/649620/.

3. Серегина И. В. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения физики // Молодежь. Образование. Общество : мат-лы междун. НПК (Иркутск, 18 мая, 2018 г.), / под общ. ред. канд. экон. наук, до-

цента Е.В. Барашевой. - Иркутск : Изд-во ООО «СИДПО», 2018. - 65 с.

4. Спиридонова С. А. Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках географии через применение интерактивных методов обучения. — Режим доступа: https://infourok.ru/ formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-na-urokah-geografii-805762.html.

5. Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. — М.: Планета, 2010. — 255 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. Н. янкина, преподаватель Беловского педагогического колледжа

Современное общество нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах. Он должен быть готов компетентно решать исследовательские задачи.

включения в содержание педагогической деятельности решения исследовательских задач высказывалась многими учеными и педагогами: И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинским, П. Ф. Каптеревым, С. Т. Шацким, В. А. Сухомлинским, Ю. К. Бабан-ским, М. Н. Скаткиным и другими.

Но на современном этапе развития отечественной системы образования необходимость осуществления педагогами целенаправленной исследовательской деятельности актуализировалась как никогда ранее. Решение исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность. Отражена эта позиция в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной заложена идея участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности, интеграции научных исследований с образовательным процессом. Она представлена и в Требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий, в Рекомендациях

по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников.

По мнению А. В Леонтович, исследовательская деятельность студентов связана с решением творческих исследовательских задач с заранее неизвестным решением, это приобретение универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции студентов в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.

В раках изучения ПМ 03 Методическое обеспечение образовательного процесса (специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования) процесс формирования исследовательских умений студентов осуществляю поэтапно.

Подготовительно-мотивационный этап направлен на выявление уровней сформиро-ванности исследовательских умений и мотивации к исследовательской деятельности у студентов за счет использования таких методов, как наблюдение за студентами на лекциях, семинарах, тестирование, анкетирование, беседы с преподавателями и студентами.

Исследовательская работа студентов на данном этапе включает проведение несложных исследований в рамках профессионального модуля. Для этого на практических занятиях предлагаются задания по подбору информационных источников, анализу статей журнала «Дополнительное образование», «Внешкольник», составлению плана ответа, сводных таблиц, терминологических словарей. В результате они приобретают умения работать с первоисточниками, самостоятельно находить и анализировать информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.