Научная статья на тему 'Учебно-исследовательская деятельность обучающихся в процессе формирования современного специалиста'

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся в процессе формирования современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ардашева Наталья Валерьевна

В данной статье рассматривается организация учебно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении среднего профессионального образования. Проанализирована учебноисследовательская деятельность обучающихся техникума, определены наиболее популярные среди обучающихся темы учебных исследований. Представлен опыт трансляции результатов учебных исследований обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-исследовательская деятельность обучающихся в процессе формирования современного специалиста»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X

кого не секрет, что мечтающих овладеть степенью бакалавра высшего профессионального образования филологического направления по специальности "Кыргызский язык и литература" почти нет, экспериментальный опрос учащихся показал, что они решили поступить сюда из-за нехватки баллов по результатам Общереспубликанского тестирования для поступления в тот вуз, куда они стремились.

Еще в конце XX века развитые страны определили, что XXI столетие станет эрой полиглотов. Кыргызстан тоже осуществляет образование с изучением не менее трех языков, введя это направление в свои стратегические планы. Несмотря на различие результатов на данном этапе, есть надежда на то, что в перспективе будут большие успехи.

Направления высшего профессионального филологического образования (например, английский, китайский, корейский, японский и другие языки) практикуются на специальности "Кыргызский язык и литература", хотя и обучаются трем языкам, но каких-либо видимых результатов это не дало.

Такое состояние дел требует решения насущной задачи интеграции результатов не только дисциплин кыргызской литературы, но и предметов профессиональной подготовки по ней, т.е. интеграции такого образования по кыргызской литературе (это относится и к кыргызскому языку), когда содержание занятий должно соответствовать компетентностным параметрам, отмеченным в государственном стандарте. Данную проблему можно решить через обновление содержания занятий соответственно парадигме компетенций с одной стороны и использование интеллектуальных информационных технологий с другой. Если размещение в сайтах технологий обучения и содержания занятий по кыргызской литературе также важно, как отметила

0.В.Крючкова, как использование онлайн систем, а через нее участие в обсуждениях на одном из международных языков[2], быть в курсе всех художественно-эстетических ценностей, изданных на изучаемом им языке, сравнение их с научно-теоретическими идеями по кыргызской литературе, распространение в мире новаторских находок кыргызской литературы, то задача не будет выполнена без введения вышеназванных мероприятий в систему литературного образования.

Таким образом, чтобы запустить высшее профессиональное образование по кыргызской литературе в соответствии с современной дидактической системой, необходимо радикальное обновление форм и содержаний всех ее дисциплин.

Список использованной литературы:

1. Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.

2. Крючкова, О. В. Комплексная информатизация образования - Минск: Красико-Принт, 2006-с. 54.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2.

4. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. (http://www. eidos. ги/)оита1/2005/1212.Мт)

© Акматов Б.М., 2016

УДК 377

Ардашева Наталья Валерьевна

канд. пед. наук. ст. методист ГПОУ ККСТ»

г. Кемерово, РФ E-mail: poi1968@yandex.ru

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация

В данной статье рассматривается организация учебно-исследовательской деятельности в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

образовательном учреждении среднего профессионального образования. Проанализирована учебно-исследовательская деятельность обучающихся техникума, определены наиболее популярные среди обучающихся темы учебных исследований. Представлен опыт трансляции результатов учебных исследований обучающихся.

Ключевые слова

Учебно-исследовательская деятельность, учебное исследование, среднее профессиональное образование, образовательный процесс.

Особенности современного общественного развития выдвигают на первый план подготовку специалистов, обладающих глубокими познаниями в сфере профессиональной деятельности, способных быстро ориентироваться в стремительно возрастающем потоке информации, адаптироваться к изменяющимся условиям, а при необходимости - освоить новую специализацию.

В процессе подготовки современного специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у обучающихся способностей, дающих возможность самостоятельно овладевать новыми знаниями, переносить полученные знания, умения и навыки в любую область познавательной и практической деятельности.

Вовлечение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность позволяет перевести обучающихся из пассивных потребителей знаний в активных исследователей, умеющих определять проблему, анализировать пути ее решения, искать оптимальный результат.

Под учебно-исследовательской деятельностью обучающихся понимается целенаправленный структурированный процесс, основанный на взаимодействии субъектов образовательного процесса при выполнении обучающимися учебного исследования, в результате которого приобретаются новые знания, умения и навыки, развиваются личностные и профессионально значимые качества с целью самореализации в будущей профессиональной деятельности и жизни.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся направлена на преобразование и достижение значимых целей, поиска решения учебных, практических задач с использованием современных технологий, современной техники и т.д., получение актуального знания и приобретения ими социально-значимого опыта.

Преобразующий характер учебно-исследовательской деятельности обучающихся напрямую зависит от проявления ими самостоятельности и активности при ее осуществлении. Как показывает опыт педагогической практики, обучающиеся активно включаются в самостоятельное осуществление учебно-исследовательской деятельности, если, во-первых, имеют интерес к процессу и результатам такой деятельности, а во-вторых, когда сформированы умения эту деятельность осуществлять.

Преподаватели ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова организуют учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в рамках работы Цикловых методических комиссий учебных дисциплин и профессиональных модулей (ЦМК). Организуя учебно-исследовательскую деятельность обучающихся, преподаватели планируют, определяют направления, темы учебных исследований, возможности метапредметных и межпредметных учебных исследований, разрабатывают исследовательские задания, определяют критерии оценки.

Учебно-исследовательская деятельность осуществляется как индивидуально, так и в группах. Обучающиеся самостоятельно решают новую для них проблему с применением таких элементов научного исследования, как самостоятельный поиск информации, анализ источников, фактов, явлений, выдвижение гипотезы и её проверка, проведение эксперимента, формулирование выводов, закономерностей и т.д.

Анализ учебно-исследовательской деятельности обучающихся техникума с 2014 по 2016 гг. позволил выявить темы учебных исследований, которые больше всего интересуют обучающихся.

Анкетирование и беседы с обучающимися техникума определили, что в первую очередь обучающихся волнуют вопросы социальной сферы, проблемы молодежи (39,4% респондентов). Как отмечают обучающиеся, с особым интересом они осуществляют учебные исследования на такие темы как:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

«Употребление ненормативной лексики в молодежной среде»; «Современные подростки: проблемы и пути их решения»; «Молодой семье - доступное жилье»; «SMS - сообщения как новый вид коммуникации»; «Причины популярности социальных сетей у молодежи»; «Проблемы трудоустройства молодежи Кузбасса»; «Молодой специалист на рынке труда: проблемы и их решения»; «Молодежная политика в Кузбассе» и т.д.

37,5% обучающихся интересуют вопросы тем аудиторных занятий, позволяющие углубить их знания в определенной предметной области. Обучающиеся изучают возможности беспроводной системы передачи электрической энергии в быту, электрическую природу грозы, составляют сравнительные характеристики РФ с другими странами в области управления земельно-имущественными отношениями, изучают историю возникновения футштоков в мире и в России и многое другое.

На старших курсах обучения в процессе учебной и производственной практики у обучающихся появляются темы учебных исследований с профессиональным уклоном, такие как: «Ландшафтный дизайн садовых участков (технологические карты на устройство цветников); «Ландшафтный дизайн садового участка коттеджного поселка "Зеленый остров", г. Кемерово»; «Качество выполнения геодезических съемок при помощи двух приборов: электронного теодолита тео-05 и оптического теодолита т30»; «Новые, современные материалы в строительстве трубопроводов»; «Анализ факторов внутренней и внешней среды ОАО «Кемвод» и т.д.

15,6 % респондентов выполняют учебные исследования, направленные на изучение истории родного края, города, техникума, составляют родословную семьи, биографии известных людей. Подобная учебно-исследовательская деятельность осуществляется в рамках работы музея техникума. К таким темам учебных исследований относятся: «Я горжусь своим прадедом!»; «Мои прадеды - герои войны»; «Мариинск - моя малая Родина»; «Край ты мой родной, поселок Боровой»; «Мифы и легенды о профессиях»; «Биография В.И. Заузелкова»; «История Кемеровского коммунально-строительного техникума»; «Шахтерский край Кузбасс» и т.д.

Анализ тем учебных исследований обучающихся техникума показывает, что выбирая тему, обучающиеся на первое место ставят личный интерес, то есть решают актуальные для себя проблемы, которые возникнут во взрослой, самостоятельной жизни, в том числе это трудоустройство, социальная государственная поддержка молодежи, семьи, социальная адаптация. Так же обучающихся интересуют исследования в области будущей профессиональной деятельности. И что очень важно отметить, с каждым годом увеличивается число обучающихся, осуществляющих исторические, краеведческие учебные исследования.

Результаты учебно-исследовательской деятельности обучающиеся представляют на городских, областных, региональных, международных научно-практических конференциях, конкурсах творческих, учебно-исследовательских работ, проектов.

В ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова в течение учебного года проходят городская студенческая учебно-практическая конференция «I'm a professional» на английском языке и студенческая научно-практическая конференция «Учебно-исследовательская работа в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста». Конференции направлены на активизацию познавательного интереса обучающихся, создание предпосылок для развития творческого подхода к учебной деятельности, научного образа мышления.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся - один из эффективных путей повышения качества подготовки молодых специалистов. Организация учебно-исследовательской деятельности способствует более глубокому закреплению теоретических знаний, получаемых обучающимися при изучении учебного материала, практической деятельности, развивает у них умения работы в коллективе сверстников, точность выполнения заданий и научную активность, расширяет возможность получения обучающимися в техникуме навыков исследования, важных для их будущей профессиональной деятельности.

© Ардашева Н.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.