ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Областной научно-практический семинар «Повышение коммуникативной культуры обучающихся в рамках реализации требований ФГОС по формированию общих компетенций»
8 декабря 2016 года Кемеровском коммунально-строительном техникуме имени В. И. Заузелкова состоялся Областной научно-практический семинар «Повышение коммуникативной культуры обучающихся в рамках реализации требований ФГОС по формированию общих компетенций». Целью семинара, в котором приняли участие 42 педагогических работ-
ника из 18 образовательных учреждений Кемеровской области, явилось обсуждение вопросов и обобщение опыта работы по формированию коммуникативной компетенции и коммуникативной культуры в социокультурной среде образовательных учреждений. В первом и втором номере ОКО мы публикуем лучшие материалы этого семинара.
социокультурное проектирование КАК СРЕДСТВО повышения коммуникативной культуры обучающихся
Е. А. Мироненко, кандидат филологических наук, заместитель директора по вопросам образования и практики ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» им. В. И. Заузелкова
Современное профессиональное образование развивается в условиях повышенного внимания общества к культуре межличностного взаимодействия, т. е. к коммуникативной культуре. Коммуникативная компетенция, требование к формированию которой содержится в Федеральных государственных образовательных стандартах профессиональной подготовки специалистов среднего звена, является составной частью коммуникативной культуры, которая, в свою очередь, представляет собой часть общей культуры личности. Культура нации, государства включает в себя синхронный аспект (общий уровень культуры граждан — современников) и диахрон-ный (культурные традиции, нормы и достижения предшествующих поколений).Как известно, культура нации состоит из материальной и духовной культуры. Подготовка грамотных специалистов, профессионалов своего дела, призвана совершенствовать материальную культуру, в то время как подготовка социально и нравственно ответственной личности выпускника — задача не менее важная, поскольку составляет основу национальной безопасности. Исторические примеры и реалии сегодняшнего дня убедительно доказывают, что разрушение государства начинается не с уничтожения материальной культуры,
а с разложения культуры духовной, разрушения личности, сведения ее потребностей к базовым, материальным потребностям.
Политики, философы, социологи, оценивая социокультурную ситуацию России конца ХХ века, единодушны в том, что наша страна в 1990-е годы пережила «культурный шок», последствия которого мы переживаем по сегодняшний день, и этот шок связан с разрушением ценностной парадигмы как в масштабах общества в целом, так и в рамках отдельной личности. В «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» наиболее серьезным качественным вызовом определяется «риск роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера», в частности «деструктивное информационное воздействие на молодежь», преодоление которого является основной комплексной задачей государственной молодежной политики [1].
Общеизвестно, что разрушение общества начинается с разрушения языка, разложение личности — с речи, т. к. слово является посредником между мыслью и поступком: мысль — речь — поступок — поведение — судьба. Совокупность судеб отдельных граждан на определенном этапе развития государства и определяет его историю. В связи с вышесказанным перед профессиональными образовательными организациями стоит очень важная задача — сформировать личность не только социально активную, коммуникативно компетентную, но и социально ответственную, нравственную. Т. к. тип коммуникации зависит от среды, в которой этот процесс протекает, актуальной проблемой следует признать целенаправленное формирование социокультурной среды образовательного учреждения, которая должна способствовать освоению ценностей культуры.
Одним из действенных средств формирования социокультурной среды является социокультурное проектирование. Представляя собой совместную деятельность педагогов и обучающихся, социокультурный проект способен не только удовлетворить образовательные, культурные и творческие потребности студентов, но и сформировать общие и профессиональные компетенции, т. е. повысить коммуникативную культуру.
Под коммуникативной культурой принято понимать совокупность эмоциональной культуры, культуры мышления и культуры речи. Путь повышения коммуникативной и, шире, духовно-нравственной культуры обучающихся можно представить следующим образом: культура мышления — культура речи — эмоциональная культура — культуры отношений.
Поделюсь многолетним опытом организации и проведения Областного социокультурного проекта «Чистое Слово», который осуществлялся в 2011 -2015 гг. и был направлен на решение поставленной в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» задачи «популяризации в молодежной среде литературного русского языка, а также культурных и национальных традиций» [1].
Начался проект в 2010 году со студенческого клуба в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (ныне КемГИК), в 20112012 годах осуществлялся на грант Управления культуры, молодежной политики и спорта г. Кемерово. В 2014 году, получив одобрение Департамента образования и науки Кемеровской области, проект «Чистое Слово» стал областным и проводился благодаря финансовой поддерж-
ке предпринимателей г. Кемерово. Целью проекта «Чистое Слово» явилось повышение речевой культуры граждан, целевой аудиторией — дети и молодежь. Задачи проекта:
1. Формирование позитивной модели речевого поведения как важного условия социализации личности.
2. Повышение образовательного уровня молодежи на основе развития речевой культуры.
3. Воспитание гражданственности и патриотизма через любовь к русскому языку.
4. Стимулирование и поддержка научной деятельности молодежи по проблемам изучения современного состояния русского языка.
В ходе проекта осуществлялось организационно-методическое руководство работой: разработка и рассылка положений, информационных писем, методических рекомендаций по проведению проекта в образовательных учреждениях, сборника научно-методических материалов в помощь участникам проекта, разработанного руководителями проекта, а также рекламно-ил-люстративного материала. Необходимая документация размещалась на сайте «Чистое Слово», разработанном студентами.
В целях научно-методического сопровождения проекта были проведены следующие мероприятия: научно-методический семинар «Организационно-методические основы реализации социокультурного проекта «Чистое Слово», научный семинар для учителей русского языка и литературы «Русская литература и проблема формирования национального самосознания», молодежные литературные чтения «Моя Родина», круглый стол «Социокультурный проект «Чистое Слово»: проблемы и перспективы».
Помимо официального сайта проекта, информационное сопровождение проекта осуществлялось в информационных выпусках на областных телевизионных каналах. Аудиовизуальными средствами привлечения внимания стали информационные стенды «Чистое Слово» в учреждениях образования и культуры, рекламные ролики на учебном ТВ и радио в учебных заведениях, крупных торговых центрах, на уличном радио, социальная реклама на остановочных пунктах городского транспорта.
Основными направлениями работы явились просвещение, воспитание, образование, творчество. За годы проведения проекта было апробировано множество форм и методов работы, но наиболее эффективными следует признать рефлексивный и деятельностный метод. Педагоги-участники проекта отметили, что дети, независимо от возраста, хотят говорить о серьезных
вопросах — о богатстве русского языка, великой русской культуре, судьбе России. Опыт показал: не надо бороться против асоциального речевого поведения, обсценной лексики — необходимо повышать уровень речевой и коммуникативной культуры, давать примеры красоты русского языка и культуры, т. е. заполнять культурные пустоты в душах подрастающего поколения.
Эта работа осуществлялась как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности. В рамках учебного процесса проводились уроки культуры речи, лекции специалистов — психологов, социологов, лингвистов, сочинения («Как сделать нашу школу территорией Чистого Слова?», «Как сделать Россию страной Чистого Слова?»), изложения по тематике проекта. Воспитательные мероприятия отличались наибольшим разнообразием, формы их выбирались в соответствии с возрастными особенно-
Главным объединяющим фактором социокультурного проекта «Чистое Слово» стала городская акция «Чистое слово — от чистого сердца», в которой были задействованы все образовательные и культурные учреждения — участники проекта. В рамках акции проводился городской флэш-моб «Мы за Чистое Слово», акция «Пусть будет миру хорошо!» (рисунки на воздушных шарах, асфальте и граффити), патруль «Чистое Слово» (распространение листовок).
В 2014 году в проекте приняли участие около 60 тысяч участников из 184 образовательных и культурных учреждений Кемеровской области, а также одно учебное учреждение Красноярского края, всего за же было проведено 1481 мероприятие проекта.
стями участников проекта: тренинги по культуре речи и культуре общения, классные часы, КВНы, викторины, музыкально-литературные композиции и т. п. Эффективной формой включения детей и молодежи в проектную деятельность стали творческие конкурсы: конкурс плакатов «Чистое Слово»; литературный конкурс «Пойми, у слова есть душа!»; конкурс «Найди ошибку!» (выявление текстов грамматических ошибок в объявлениях, ценниках, рекламе и т. д.); конкурс культур-но-досуговых программ «МЧС» («Мы за Чистое Слово!»); конкурс видеороликов «Как слово наше отзовется»; конкурс чтецов «Живое Слово».
Участвуя в реализации проекта, обучающиеся приобретали просветительский опыт, выступая с просветительскими программами в школах, детских садах, детских домах. Следовательно, и наибольшие результаты достигнуты именно в детской среде.
Результатом реализации проекта стало повышение речевой культуры самих участников проекта. Так, например, по результатам соцопросов, проводившихся в школах, ежегодно участвовавших в проекте, количество обучающихся, воспринимавших нецензурную лексику как норму общения, снизилось в два раза (с 40 % в 2010 г. до 2 0 % в 2014 г.). 50 °% обучающихся серьезно задумались о повышении культуры своей речи, о чем свидетельствуют также сочинения, написанные не дежурными заученными фразами, а искренними, пропущенными через сердце словами.
Следует заметить, что наибольший успех акция имела учреждениях, которые ежегодно участвовали в проекте. Благодаря участию в социокультурном проекте «Чистое Слово» обучающи-
Таблица 1
Динамика участия в проекте учреждений г. Кемерово
Учреждения 2011 2012 2013 2014
Школы 14 39 28 45
Дет. сады 2 1 2 3
Техникумы 1 1 —
Центры дет. творчества 1 1 5 1
Вузы 5 3 1 2
Библиотеки 1 11 17 17
Общественные организации 2 2 1
Всего учреждений 27 58 54 51
Всего участников 8114 21500 15800 27182
Таблица 2
Реализация проекта в Кемеровской области (2013/14 уч. г.)
Города, пгт Образовательные учреждения Культурные учреждения Всего участников
Учреждения Активные участники Пассивные участники Учреждения Активные участники Пассивные участники
Анжеро-Судженск 10 729 2485 3214
Белово 8 1039 2256 3295
Кемерово 49 6050 18162 18 25 1097 27182
Киселевск 6 561 2758 3319
Крапивинский 5 54 358 412
Ленинск-Кузнецкий 4 100 68 168
Мариинск 2 71 1160 1231
Междуреченск 2 65 571 1 8 345 980
Мыски 1 7 350 1 12 25 394
Новокузнецк 9 264 1897 2161
Топки 1 80 20 100
Яшкино 3 38 118 156
Полысаево 1 4 285 289
Прокопьевск 10 265 1846 16 12 670 2793
Салаир 1 25 185 210
Тайга 2 43 707 750
Тисуль 3 68 512 580
Юрга 6 1803 6064 1 16 500 6564
Тяжин 1 50 74 124
Таштагол 3 450 4521 4971
Ачинск (Красноярский край) 1 (2) (220) 222
130 11668 44549 41 173 2705 59095
еся погружались в глубинные смыслы русского слова, постигали его влияние на психо-эмоцио-нальную, духовную и коммуникативную сферы жизнедеятельности личности, в результате чего рождалось понимание взаимосвязи и взаимной ответственности всех участников общения, пробуждалась творческая и гражданская инициатива. По свидетельству педагогов, участие в проекте побудило творческий дар: обучающиеся активно включались в работу школьного самоуправления, придумывали новые формы работы, самостоятельно разрабатывали и проводили
мероприятия, т. е. из объектов воспитания превращались в его активных субъектов. Это и есть самый главный результат социокультурного проекта по повышению коммуникативной и речевой культуры «Чистое Слово».
К сожалению, за все годы существования в областном проекте приняло участие только одно профессиональное образовательное учреждение — Кемеровский горно-технический техникум (2011/2012 г.). А ведь наибольшие проблемы в сфере коммуникативной культуры, как показывает опыт, сосредоточены именно в среде
нашего контингента. Деятельность по повышению коммуникативной культуры в рамках реализации требований ФГОС в данном направлении может быть успешной только в одном случае — если образовательно-воспитательный процесс будет строиться целенаправленно, если от практики разрозненных мероприятий мы перейдем к целенаправленному планированию и построению воспитательного и образовательного про-
екта, когда все мероприятия будут нанизываться на единый стержень — формирование коммуникативной культуры как части культуры специалиста и человека.
1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. — URL: http://government.ru/docs/15965/.
роль коммуникативных компетенций в процессе
ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕцИАЛИСТА
Н. В. Ардашева, кандидат педагогических наук, старший методист ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В. И. Заузелкова
В настоящее время изменения социально-экономических условий диктуют необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена. Развитие производства требует от специалиста не только углубления профессиональных знаний и умений, но и развития профессионально и социально важных качеств. Возрастают требования к качеству выполняемой работы, функциональным и социальным способностям специалиста, к квалификации работника в целом. Исходя из этого, обеспечение высокого качества подготовки специалистов среднего профессионального образования в процессе реализации компетентност-ного подхода является одной из самых актуальных научно-теоретических и практических проблем [1, с. 283].
По мнению И. А. Зимней, компетентностный подход заключается в формировании у обучающихся набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную самореализацию в профессии и обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [2].
Таким образом, компетентностный подход связан с идеей всесторонней подготовки личности и специалиста. В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование современной модели специалиста среднего профессионального образования.
В современной ком-петентностной модели специалиста среднего профессионального образования определяются следующие компетенции: общие (универсальные, ключевые, «надпрофессио-нальные») и профессиональные (предметно-специализирован-ные).
Обратимся к классификации общих, ключевых компетенций, предложенных А. В. Хуторским. Ученый выделяет семь ключевых компетенций: 1) ценностно-смысловые компетенции; 2) общекультурные компетенции; 3) учебно-познавательные компетенции; 4) информационные компетенции; 5) коммуникативные компетенции; 6) социально-трудовые компетенции; 7) компетенции личностного самосовершенствования [3].
Таким образом, на основании предложенной А. В. Хуторским классификации общих, ключевых компетенций коммуникативная компетенция — это общая, ключевая компетенция, определяющая владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе, знакомство с различными социальными ролями.
При наличии сформированных коммуникативных компетенций обучающиеся осуществляют взаимодействия с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, обладают сформированными умениями ее отыскивать,