РОЛЬ КЕЙС-МЕТОДА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
© Габдулхакова О.И.*
Камская государственная инженерно- экономическая академия, г. Набережные Челны
Статья посвящена методам активного обучения студентов, которые требуют применение импровизаций в учебном процессе, максимальное приближение студентов к реальным ситуациям и принятию адекватных решений. Также эти методы способствуют развитию творческого мышления, что является составной частью профессиональной деятельности.
На современном этапе система профессионального образования играет все большую роль в жизни общества.
Проблема удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах сегодня весьма актуальна для нашей страны. Высокие темпы развития мировой экономики, стремительно меняющиеся требования к специалисту, большой объем информации, необходимой для усвоения к концу обучения вынуждают использовать в вузовском образовании, да и не только в нем, различные методы активного обучения.
В вузах предпринималось несколько попыток кардинальных методических преобразований учебного процесса, своеобразных методических революций, которые всякий раз заканчивались ничем. Проблемное обучение, технические средства, структурно-логические схемы, сетевые графики и многое другое каждое в свое время объявлялось универсальным методическим лекарством для выращивания интеллектуально могучих студентов. Но методическая кампания неизбежно проходила, и преподаватель, хотя и несколько инструментально обогащенный, оставался вновь наедине с теми же двумя вечно неразрешимыми проблемами; как в голову студента влить, как в сосуд, катастрофически нарастающий объем информации и каким образом получаемые студентом знания переплавить в профессиональные умения и навыки. Классическая дидактика ответов на эти вопросы не давала, да и не могла дать. Педагогика советовала не вливать знания, а зажигать светильник познания. Но от этой гуманистической рекомендации жить легче не становилось. Времени для изложения материала всегда трагически не хватало, профессиональные качества у студентов развивались медленно, ценностная система была инфантильной. В подобном положении находилось абсолютное большинство преподавателей [3].
В связи с этим традиционная схема обучения, когда студентам передавались готовые знания, оказывается мало эффективной. Не всегда закрепление теоретических знаний и их использование в практической деятель-
* Доцент, к.п.н.
ности осуществляются одновременно с их получением. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять и анализировать проблемы и определять самостоятельно пути их разрешения.
Требуется совершенно иной подход к организации обучения специалистов, нужна также и другая система взаимоотношений и взаимодействий между преподавателем и студентом.
Закономерно возникает вопрос: как изменить систему обучения специалистов, чтобы резко повысить эффективность этой учебы и добиться значительного повышения их профессионализма?
На наш взгляд одним из методов, отвечающим требованиям продуктивного обучения является ситуационный метод обучения (кейс-метод), поскольку он позволяет предъявлять знания не в чистом виде, а развивать способность применять их в конкретных практических ситуациях.
Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и студент здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.
Сущность ситуационного метода:
- метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична. Т. е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
- акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалистских методик;
- результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности;
- технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить;
- несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок;
- преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Бизнес-образование является старейшей сферой применения кейс-метода: именно он в наибольшей степени отвечает задачам управленческого образования. Кейс-метод оказывает содействие развитию умения решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации. Беседа требует больше времени, чем простое изложение учебного материала, но зато в процессе беседы учащиеся постоянно побуждаются к размышлению, припоминанию ранее полученных знаний, что не только развивает их мышление и память, но и создает интерес к работе и состояние активного участия в ней, а также позволяет преподавателю выявить ошибочные представления и суждения студентов, а, следовательно, предупредить возможные ошибки в усвоении учебного материала.
Метод анализа ситуаций развивает такие квалификационные характеристики как способность к проведению анализа и диагностики проблем, умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме. И благодаря таким широким возможностям кейс-метод оказывает содействие формированию личностных свойств и становлению личности будущего специалиста в целом [1].
В процессе обучения и развития студентов, с применением кейс-метода, преподаватель выполняет шесть функций.
1. гносеологическую функцию, решающую задачу получения и накопления новых знаний, как по преподаваемой дисциплине, так и знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы;
2. проектировочную функцию, связанную с проектированием целей, программы, планов, методических систем и технологий преподавания курса. Конструктивная деятельность заставляет последовательно и рационально строить занятия, побуждает мыслить творчески, создавая специфические разновидности проектов, которыми выступают разработанные методы, приемы и технологии обучения;
3. конструирующую функцию, которая включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий. Преподаватель каждый раз по-новому осуществляет конструирование занятия, учитывая особенности аудитории, состояние своей подготовки и т.п.;
4. организационную функцию, решающую задачи реализации запланированных действий, организации учебно-воспитательного процесса. Организаторские способности проявляются в умении организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность студентов, объединив их вокруг анализируемой проблемы;
5. коммуникативную функцию, которая включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса;
6. воспитательную функцию, направленную на формирование личности учащегося, его общую и профессиональную социализацию.
В настоящее время кейс-метод становится востребованным в системе образования.
Он органично вошел в практику вузовского обучения и применяется в таких формах как: игровые приемы, бизнес ситуации, анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, деловые игры, управленческие тренинги, метод «мозгового штурма», анкетирование, интервьюирование. Опыт преподавания подтверждает бесспорную целесообразность использования данного метода в вузовском образовании.
Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их.
Кейс - это всегда подарок, который преподаватель дарит студентам и себе. Кейс-метод должен оказывать содействие углублению и лучшему усвоению учебного материала. Студенты не просто играют, а должны понять, зачем нужен кейс, какую часть материала они усвоили глубже, какие навыки приобрели.
Необходимость внедрения кейс-метода в практику обучения не вызывает сомнений. Но следует вести разработку кейсов на местном материале и «встраивать» их в текущий учебный процесс. Практическое применение кейс-метода высвечивает целый ряд проблем, которые еще только предстоит решить. Этот метод способствует максимальному развитию творческого мышления, приучает студентов вдумываться в сущность явлений, отыскивать взаимосвязи между ними, формулировать выводы как теоретические положения. Однако активное обучение требует от студентов определенных интеллектуальных умений, усилий мысли, заставляет преодолевать трудности. Не все студенты готовы к активному обучению. Некоторые из них накопили опыт такого обучения в школе, некоторые привыкли к традиционному объяснению преподавателя, а затем к ответу в виде пересказа прочитанного материала. Приучать студентов к современному обучению надо с первых дней. Они сразу должны почувствовать, что здесь иная система обучения, чем в школе, и постоянно требуется думать, размышлять, поскольку это - важная составная часть профессиональной деятельности.
Не подлежит сомнению одно, что кейс-метод выступает важнейшим каналом наполнения творчеством содержания.
Таким образом, применение кейс-метода дает вполне осязаемый результат в учебной и практической деятельности, а также в становлении личностных качеств специалиста.
Список литературы:
1. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода. / Под ред. д-ра соц. наук, проф. Ю.П. Сурмина. - К.: Центр инноваций и развития, 2002. -286 с.
2. Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература. -М.: Гардарики, 2000. - 502 с.
3. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии / Под редакцией Г.Н. Прозументовой. - Томск 2003.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
© Дашидоржиева Б.В.*
Узонская средняя общеобразовательная школа, с. Узон
В статье раскрывается роль и место социального проектирования в рамках системно-деятельностного подхода к воспитательной программе «Скауты». Рассматриваются этапы реализации социальных проектов.
В основе построения содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятель-ностный подход, который предполагает социальную мобильность, стремление к познанию, критическое мышление, обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания. Так, социальное проектирование обеспечивает оценку личностных, метапредметных и предметных результатов воспитательной программы «Скауты».
При выполнении социального проекта возникают предпосылки для эффективного освоения личностных, метапредметных умений. Социальное проектирование реализуется в три этапа: информационный, познавательный и практический.
При разработке и реализации социальных проектов формируются мета-предметные умения учащихся: на информационном этапе - умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; на познавательном и практическом этапе - умение контролировать и оценивать свои действия, понимать причины успеха / неуспеха реализации проекта, умение провести анализ, обобщение, освоение форм
* Учитель английского языка, аспирант кафедры Теории и истории культуры ЗабГГПУ.