Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «География». Том 25 (64). 2012 г. №4. С.87-96. УДК 911.3
МЕТОД CASE STUDIES КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Ожегова Л. А.
Таврический национальный университет им В.И. Вернадского, Симферополь, Украина,
E-mail: д[email protected]
В статье рассматривается сущность, специфика и особенности применения метода Case Studies в обучении студентов. Раскрываются технологические особенности метода Case Studies. Дается представление о сущности метода «мозговой атаки». Ключевые слова: метод Case Studies, кейс, метод «мозговой атаки».
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы. В условиях реформирования системы образования в Украине важнейшим направлением оптимизации учебного процесса является использование новых методов обучения студентов. В истории отечественной высшей школы уже неоднократно предпринимались попытки совершить методические «революции» (проблемное обучение, технические средства, структурно-логические схемы и т.д.), однако все они заканчивались ничем.
Перед современным преподавателем стоит две взаимосвязанные проблемы: как донести до студента стремительно возрастающий объем информации и каким образом на основе полученных знаний помочь ему выработать профессиональные умения и навыки. Классическая система обучения такие проблемы решить не в состоянии. Знаний стало так много, а профессиональные навыки стали столь многообразными, что передать их в полном объеме уже невозможно. Прежние методы обучения в ряде случаев неэффективны и не способны подтолкнуть студентов к развитию активной мыслительной деятельности.
Специфика работы в современных условиях требует новых подходов к процессу обучения в высших учебных заведениях. Какова цель обучения? Прежде всего, это подготовка высококвалифицированного специалиста со знаниями, умениями и навыками, которые обеспечат ему конкурентоспособность на рынке труда.
Осенью 2011 года автору статьи представилась возможность пройти тренинг по проблемам Европейской интеграции, где использовались самые разнообразные западные методики обучения. Одним из методов, использованных авторами тренинга, был метод Case Studies (ситуационный метод обучения). Наиболее широко метод используется в обучении экономике и бизнес наукам.
Цель данной статьи - обосновать необходимость использования метода Case Studies в обучении студентов географических специальностей.
1. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Анализ конкретных учебных ситуаций («Case Studies») - это метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмыление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы [2з с. 3].
Суть метода Case Studies в том, что студентам предлагают реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы[8з с.113]. Особенностью метода Case Studies является его образовательная открытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результативности обучения. Грамотно созданный «кейс» провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет смоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике.
Метод Case Studies позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе -творческий процесс, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. В западных странах кейс-метод используется не только как обучающий метод, но и как эффективный метод исследования.
Метод Case Studies развивает следующие профессиональные умения и навыки:
- аналитические (умение классифицировать, выделять главное и второстепенное, анализировать, мыслить логично);
- практические (умение теоретически решать проблемные ситуации необходимые для практической профессиональной деятельности);
- творческие ;
- коммуникативные (умения убеждать, вести дискуссию; использовать наглядный материал, схемы, таблицы, отстаивать свою точку зрения);
- социальные (в ходе обсуждения вырабатываются оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, осуществлять самоконтроль)[4з с.169].
Следует отметить, что идеи этого метода довольно интересны. Метод предназначен для получения знания не по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична, где нет однозначного ответа на познавательный вопрос. Задача преподавания здесь ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Образовательный процесс заключается не в получении готового знания, а в его выработке, сотворчестве студента и преподавателя. Это привносит в образовательный процесс элемент
демократии - студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
При этом технология метода относительно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, профессионального мироощущения. Кроме того, преодолевается классический дефект традиционного обучения - его сухость, неэмоциональность изложения материала.
Наличие в структуре метод Case Studies споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. В этой связи возрастает нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.
Особенность работы преподавателя, практикующего метод Case Studies, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Если в реальной вузовской деятельности эти функции довольно часто реализуются раздельно, то в процессе преподавания кейсов наблюдается их органическое единство.
В процессе обучения студентов, с применением метода Case Studies, преподаватель выполняет шесть функций.
1. Гносеологическую функцию, решающую задачу получения и накопления новых знаний по преподаваемой дисциплине.
2. Проектировочную функцию, связанную с проектированием целей, программы, планов, методических систем и технологий преподавания курса.
3. Конструирующую функцию, которая включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий.
4. Организационную функцию, решающую задачи реализации запланированных действий, организации учебно-воспитательного процесса.
5. Коммуникативную функцию, которая включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.
6. Воспитательную функцию, направленную на формирование личности студента, его общую и профессиональную социализацию.
Деятельность преподавателя при использовании метода Case Studies включает две фазы. Первая представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и
включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.
Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.
Таким образом, педагогический потенциал метода Case Studies гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и студент постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их.
Метод Case Studies - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Он эффективен, прежде всего, для формирования таких ключевых профессиональных компетенций в процессе обучения, как коммуникабельность, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации.
Одно из наиболее широких определений метода Case Studies было сформулировано в 1954 г. в классическом издании, посвященном описанию истории и применению метода конкретных ситуаций в Гарвардской школе бизнеса: "Это метод обучения, когда студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases) бизнеса. Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя. Метод Case Studies, таким образом, включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию (techniques) использования этих материалов в учебном процессе".
Характерно, что в данном случае метод Case Studies рассмотрен скорее как процесс с выделением таких его главных составляющих, как "обсуждения", "дискуссии", что, естественно, не случайно. Традиция использования Case Studies в обучении исходит из принципа "движение к истине важней, чем сама истина".
Метод Case Studies предполагает:
• подготовленный в письменном виде пример кейса из практики;
• самостоятельное изучение и обсуждение кейса студентами;
• совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;
• следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
Акцентирование внимания на активном участии студентов в изучении и
обсуждении кейсов - это отличительная особенность именно западного стиля обучения. Оно, как известно, воплощается не только в рассматриваемом нами методе.
Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Метод Case Studies демонстрирует академическую теорию с точки зрения реальных событий, позволяет заинтересовать
студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные социально-экономические ситуации. Для того чтобы учебный процесс на основе метода Case Studies был эффективным, важны два момента: хороший case и определенная методика его использования в учебном процессе.
Хороший case должен удовлетворять следующим требованиям: соответствовать четко поставленной цели создания, иметь соответствующий уровень трудности, иллюстрировать несколько аспектов социально-экономической жизни, не устаревать слишком быстро, иметь национальную окраску, быть актуальным на сегодняшний день, иллюстрировать типичные ситуации, развивать аналитическое мышление, провоцировать дискуссию, иметь несколько решений.
Исторически метод Case Studies конкретных ситуаций возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода Case Studies было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалась бездна практического материала. В 1910 г. профессор Копленд (Copeland) стал первым использовать метод студенческих дискуссий по итогам анализа конкретных ситуаций Case Studies из жизни бизнеса. Первый сборник Case Studies был выпущен там же в 1921 г. (The Case Method at the Harvard Business School). С тех пор Гарвардская школа бизнеса выступает в качестве лидера и главного пропагандиста метода. К середине прошлого столетия метод Case Studies приобрел четкий технологический алгоритм, стал активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском образовании.
Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли И. Козина, О. В. Козлова, Ю. Д. Красовский, В. Я. Платов, Д. А. Поспелов, О. А. Овсянников, В. С. Рапоппорт, О. Г. Смолянинова и др. [2,6,11]. Разработан достаточно обширный методический аппарат, позволяющий освоить метод Case Studies и использовать его в образовательном процессе [3,5,7,9,10,12].
Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий.
Новая волна интереса к методике Case Studies началась в 90-е годы. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов умеющих анализировать и принимать решения. В вузах началось
массовое обновление преподаваемых дисциплин и курсов. Менеджмент, маркетинг, политология, социология стали заполнять образовательный процесс, неся за собой расширение числа интерактивных методов обучения.
Case Studies выступает как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике проведения занятий, которая является "каркасообразующим" элементом обучения в классической, университетской системе образования. Вместе с тем метод Case Studies не столь "инновационен" как такие, более новые технологии обучения, как метод обучения действием, тренинги, компьютерные обучающие программы и симуляции. Если расставить использующиеся в образовании обучающие методики по принципу их развития от традиционных к более инновационным, сориентированным на активные инструменты и технологии обучения, то место метода Case Studies будет где-то посередине.
У метода Case Studies есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.
Признаки метода Case Studies:
1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.
2. Коллективная выработка решений.
3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.
4. Единая цель при выработке решений.
5. Наличие системы группового оценивания деятельности.
6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых[1з с.4].
Технологические особенности метода Case Studies:
1. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
2. Метод Case Studies выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.
3. Метод Case Studies в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.
4. Метод Case Studies интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
5. Метод Case Studies выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности студентов, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
6. Метод Case Studies концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.
Основная функция метода Case Studies - учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
Метод Case Studies относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения. К преимуществам метода Case Studies можно отнести:
- использование принципов проблемного обучения - получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;
- получение навыков работы в команде (Team Job Skills);
- выработка навыков простейших обобщений;
- получение навыков презентации;
- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
Особое место в организации дискуссии при обсуждении и анализе кейса принадлежит использованию метода генерации идей, получившего название «мозговой атаки» или «мозгового штурма».
Метод «мозговой атаки» или «мозгового штурма» был предложен в 30-х годах прошлого столетия А. Осборном как групповой метод решения проблем. К концу ХХ столетия этот метод приобрел особую популярность в практике управления и обучения не только как самостоятельный метод, но и как некоторое вкрапление в процесс деятельности с целью усиления ее продуктивности. В процессе обучения «мозговая атака» выступает в качестве важнейшего средства развития творческой активности студентов.
«Мозговая атака» включает в себя три фазы.
Первая фаза представляет собой вхождение в психологическую раскованность, отказ от стереотипности, страха показаться смешным и неудачником; достигается созданием благоприятной психологической обстановки и взаимного доверия, когда идеи теряют авторство, становятся общими. Основная задача этой фазы -успокоиться и расковаться.
Вторая фаза - это собственно атака; задача этой фазы - породить поток, лавину идей; «мозговая атака» в этой фазе осуществляется по следующим принципам:
- есть идея, - говорю, нет идеи, - не молчу;
- поощряется самое необузданное ассоциирование, чем более дикой покажется идея, тем лучше;
- количество предложенных идей должно быть как можно большим;
- высказанные идеи разрешается заимствовать и как угодно комбинировать, а также видоизменять и улучшать;
- исключается критика, можно высказывать любые мысли без боязни, что их признают плохими, критикующих лишают слова;
- не имеют никакого значения социальные статусы участников; это абсолютная демократия и одновременно авторитаризм сумасшедшей идеи;
- все идеи записываются в протокольный список идей;
- время высказываний - не более 1-2 минут.
Третья фаза представляет собой творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения проблемы по следующим правилам:
- анализировать все идеи без дискриминации какой-либо из них;
- найти место идее в системе и найти систему под идею;
- не умножать сущностей без надобности;
- не должна нарушаться красота и изящество полученного результата;
- должно быть принципиально новое видение;
- ищи «жемчужину в навозе».
В методе Case Studies мозговая атака применяется при возникновении у группы реальных затруднений в осмыслении ситуации, представляется средством повышения активности студентов. В этом смысле мозговая атака представляется не как инструмент поиска новых решений, хотя и такая ее роль не исключена, а как своеобразный «запал» к бомбе познавательной активности.
Метод Case Studies требует подготовленности студентов, наличия у них навыков самостоятельной работы; неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса.
Акцентирование внимания на активном участии студентов в изучении и обсуждении конкретных ситуаций - это отличительная особенность именно западного стиля обучения. Оно, как известно, воплощается не только в рассматриваемом нами методе. В целом западное образование во главу угла учебного процесса ставит самостоятельную работу студентов, их инициативность, известное "расталкивание локтями", хотя последнее и предполагает определенные "правила игры", распространяемые на работу в командах.
В мировом бизнес-образовании существует мощная "индустрия" подготовки ситуаций в специализированных центрах-депозитариях (case clearing houses), как правило, действующих при крупных университетах и школах бизнеса.
В них подготовка и распространение ситуаций поставлены на поток, превратились в хорошо отлаженный бизнес со своей ценовой политикой, продвижением, поиском новых рынков. Поэтому преподаватель в какой-либо зарубежной школе бизнеса не имеет проблем с получением ситуации практически на любую тему.
ВЫВОДЫ
Использование кейс-метода в изучении учебных дисциплин географического цикла является особенно значимым, так как применение импровизаций в учебном процессе требует максимального приближения студентов к реальным ситуациям и принятию адекватных решений. В практической профессиональной деятельности выпускникам придется сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями. Конечно, готовых рецептов как поступать в той или иной ситуации дать невозможно. Поэтому, решая различные проблемные ситуации еще на учебных занятиях, у выпускника будет гораздо больше шансов успешно решать их в своей будущей профессиональной деятельности. Эффективность применения этого метода проявляется и в преподавательской деятельности: грамотно направляя дискуссию, преподаватель может выйти на новое решение проблемы, увидеть упущенные ранее грани рассматриваемой ситуации.
Будучи интерактивным методом обучения, метод Case Studies завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод Case Studies выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.
Список литературы
1. Багиев Г. Л. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода [Электронный ресурс] / Г.Л.Багиев, В.Н.Наумов. - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/ read/m21/
2. Барнс Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература/ Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж.. - М.: Гардарики, 2000. - 502 с.
3. Гордин В.Э. Использование кейс-метода в производственной и преддипломной практике студентов [Электронный ресурс]/Гордин В.Э. - Режим доступа: http://ejournal.finec.ru/view/?id=12
4. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов/ Гладких И.В. //Вестник Санкт - Петербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2005. - Вып.2. - C. 165-173.
5. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс] /Долгоруков А. - Режим доступа: http://evolkov.net/case/case.study.html
6. Козина И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж. - 1997. - № 10-11. - С. 177-189.
7. Метод изучения ситуаций (case study) в образовании: его история и применение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2006/02/09/metod_izuchenija_situacijj_ case_study_v_obrazovanii_ego_istorija_i_primenenie.html
8. Михайлова Е.А. Кейс и кейс - метод: процесс написания кейса/ Михайлова Е.А. - М.: Маркетинг, 1999. - 189 с.
9. Окно в ситуационную методику [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.casemethod.ru/
10. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода [под ред.Ю.П. Сурмина]. - Киев: Центр инноваций и развития, 2006. - 286 с.
11. Смолянинова О.Г. Кейс метод обучения экономике [Электронный ресурс]/ Смолянинова О.Г. - Режим доступа: http://lan.krasu.ru/studies/authors/smolyaninova/CASE-STUDY/articles/ECase/ ECase.html
12. http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm
Ожегова Л. О. Метод Case Studies як ефективна форма навчання студен™ географiчних спещальностей / Л.О. Ожегова // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iм. В. I. Вернадського. Серiя: Географiчнi науки. - 2012. - Т.25 (64), №4. - С.87-96. У стата розглядаеться сутшсть, специфжа i особливостi застосування методу Case Studies в навчанш студенев. Розкриваються технолопчш особливостi методу Case Studies. Даеться уявлення про сутшсть методу «мозково! атаки».
Ключовi слова: метод Case Studies, кейс, метод «мозково! атаки».
Ojegova L.A. Method of Case Studies as an effective form of training of students geographical specialties / L.A. Ojegova // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. - Series: Geography Sciences. - 2012. - V.25 (64), No4. - P.87-96.
The article deals with the essence, the specific features of the method and Case Studies in teaching of students. Technological features of the method are disclosed Case Studies. To give an idea about the nature of the method of "brainstorming"
Key words: method of Case Studies, case, the method of "brainstorming".
Поступила в редакцию 03.12.2012 г.