Научная статья на тему 'Конкретные ситуации как технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе'

Конкретные ситуации как технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / CASE-STUDY / EDUCATIONAL METHODS / HIGHER EDUCATION SYSTEM / LANGUAGE TRAINING / INTERACTIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремцева Т. Н.

Выделены тенденции поиска новых эффективных методов обучения в системе высшей профессиональной школы. Рассмотрены основные идеи метода case-study. Описан опыт работы с case-studies на занятиях по английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concrete situations as a technology of professional oriented higher education

Tendencies to search for new effective methods in higher education are defined. The main ideas of case-study method are considered. The work experience with case-studies in English classes are described.

Текст научной работы на тему «Конкретные ситуации как технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе»

зировать процесс начисления соответствующих баллов и представления конечных результатов контроля в презентабельной форме.

Модульно-рейтинговая система (МРС) значительно расширяет диапазон учитываемой деятельности студентов, включая творческую. При составлении положения о модульно-рейтинговой системе для вуза нужно учитывать следующее: имеются инвариантная и вариативная части МРС. Неизменными, на наш взгляд, должны оставаться такие позиции:

♦ информированность студентов о правилах контроля и неизменность этих правил в течение года: каждый студент с первого дня изучения конкретной дисциплины должен знать перечень модулей, количество включенных в них видов заданий, их трудоемкость в баллах и сроки выполнения, рекомендуемую учебно-методическую литературу, порядок поощрения студентов за успешную работу и освобождения от итоговых контрольных мероприятий по результатам рейтинговой оценки;

♦ все рейтинги вычисляются по единой шкате;

♦ зачетный уровень на экзамене и зачете должен быть равен 1/2 максимального количества баллов;

♦ уровень допуска должен быть также равен 1/2 максимального количества баллов, которые может набрать сту дент в течение семестра;

♦ система должна быть гибкой, содержать несколько параметров, которые назначаются кафедрами самостоятельно (назначать или нет штрафы, вводить ли «автомат», с какого уровня рекомендуется «автомат», количество модулей, а значит, и контрольных точек, «весовой» потенциал различных видов учебной и внеаудиторной деятельности). Выбирая эти параметры, кафедры могут приспособить систему к своим традициям и специфике.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать. что модульно-рейтинговая система при определенной ее доработке может быть применена для комплексной оценки качества профессиональной подготовки и является качественно новым уровнем организации профессиональной подготовки в высшей школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болонская декларация >/ Высшее образование сегодня. 2004. № 2.

2. Новиков Л.М. Постиндустриальное образование. М; Эвгес, 2008.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июля 2005 г.

ЛЬ 215 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц» // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2005. № 10. С. 27 29.

Т. Н. ЕФРЕМЦЕВА

КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО

ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЫЮГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 378

Ныделепы тенденции поиска новых эффективных методов обучения в системе высшей профессиональной школы. Рассмотрены основные идеи метода са\е-\Пп/у. Описан опыт работы с с<1\с-\ПпПе\ на занятиях по английскому ячыку.

Ключевые слова: турит, профессиональное образование, метод конкретных ситуаций, образовательные методы, система высшего образования, языковая подготовка, интерактивная технология.

Tendencies to search far new effective methods in higher education are defined The main ideas of case-study method are considered The work experience with case-studies in English classes are described

Key words: tourism, professional education, case-study, educational methods, higher education system, langiuige training, interactive technology.

Проблема поиска новых эффективных методов обучения в системе высшей профессиональной школы возникла в последние годы в связи с модернизацией российского образования. Это обусловлено двумя тенденциями:

1) общая ориентация образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности. умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

2) развитие требований к качеству специалиста который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Интерактивная технология анализа конкретных бизнес-ситуаций case-study (от англ. case - случай, ситу ация, study -

изучать) относится к неигровым имитационным активным методам обу чения.

Цель метода case-study (ксйс-стади) -совместными усилиями гру ппы студентов проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лу чшего в контексте поставленной проблемы.

Данный метод был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе (Harvard Business School) в 1924 г. Преподаватели в процессе разработки программы подготовки аспирантов для бизнеса нашли решение: записали интервью с ведущими практиками бизнеса, а также написали подробные отчеты о том, чем занимались эти менеджеры, и о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности для того, чтобы ознакомиться с проблемой и найти решение самостоятельно и в ходе его коллективного обсуждения.

Метод case-study широко использу ется в бизнес-обучении во всем мире, и чис-

ло его сторонников продолжает расти. В Западной Европе бизнес-кейсы получают распространение в 1950-х годах. Ведущие европейские бизнес-школы -INSEAD. LBS. НЕС, LSE, ESADE - принимают активное участие не только в преподавании, но и в написании таких кейсов.

В Россию практика решения бизнес-кейсов попадает с Запада вместе с первыми управленцами, получившими степень MBA за рубежом, а также со студентами лидирующих вузов страны, практику ющих программы стажировок по обмену. Таким образом, с конца 1990-х гг. в России использу ются переводные (с английского языка) кейсы. В последние годы остро стоит вопрос о необходимости создания новых бизнес-кейсов, основанных на опыте российских компаний.

Для популяризации кейсов среди студентов в 2007 г. студенты МГИМО и ГУ-ВШЭ создают первый в истории России чемпионат по решению бизнес-кейсов - MindWrestling. В то же время получает широкое распространение практика тестирования с помощью бизнес-кейсов при приеме на работу в западные компании, ведущие свою деятельность в России. Партнерами первого чемпионата выступают компании Grant Thornton и Ernst & Young. За последние годы спонсорами чемпионата стали более 30 международных компаний, в чемпионате принимают участие тысячи студентов из десятков городов России.

Создана Ассоциация бизнес-клубов России, главная цель которой - внедрить практику бизнес-кейсов в профессиональное образование по всей России. Наличие в стране молодых специалистов, имеющих опыт ситуационного анализа, позволит развить сектор малого и среднего бизнеса и внедрить мировые стандар-

ты бизнес-этики на всех у ровнях предпринимательства.

□ Су шествует несколько классификаций кейсов: по структуре, размеру, уровню сложности, по дисциплинам, типам компаний и по регионам. Традиционно кейсы делятся на «полевые» (живые, взятые из жизни конкретных компаний и организаций) и «искусственные» (придуманные учеными и преподавателями в учебных целях).

У спешность бизнес-кейса зависит, в перву ю очередь, от достаточного объема первичных и статистических данных, от участия топ-менеджеров компании в написании кейса и. что не менее важно, от наличия какой-то захватывающей бизнес-ситуации в компании.

Основные идеи метода case-study следующие:

1. Метод используется в дисциплинах, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, и несколько ответов могут соперничать по степени истинности.

2. Основной акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество сту дента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик - демократия в процессе получения знания, когда сту дент равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

4. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам ну ж-

ПЕДАГОГИКА ПЮФЕССИОНАШЮГО ОБРАЗОВАНИЯ

но получить; при этом преподаватель высту пает в роли веду щего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

5. Достоинством метода casc-study является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей сту дентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения.

□ В практике преподавания английского языка, особенно языка бизнеса, метод case-studv используется довольно активно. Так, в курсе «Intelligent Business», который изучают студенты РМАТ начиная со второго курса, каждый тематический блок заканчивается разделом «Дилемма», в котором описывается ситу ация в какой-либо компании и предлагаются два или три пути ее решения. Для принятия решения по ситуации студенты делятся на две-три подгруппы, имеющие конкретные задачи и блок информации, который поможет им отстоять свою точку зрения. Дается время, достаточное для того, чтобы обсудить стратегию и высказать весомые аргументы. В процессе обсуждения разных путей решения преподаватель только направляет дискуссию в правильное русло, но не подводит студентов к принятию определенной точки зрения.

Когда студенты закончат обсуждение проблемы компании и примут решение, преподаватель включает аудиозапись «Решение», где звучат доводы в пользу того или другого выбора, а затем объявляется то решение, которое приняла компания в действительности.

Примечательно, что все бизнес-ситуа-ции базирулотся на основе данных реаль-

но су шествующих компаний и тех, которые были описаны в жу рнале «The Economist». Идеальным было бы «проследить», что стало с ситу ацией в данной компании после принятия решения или что происходит там сейчас. Это возможно при условии, что занятия веду тся в компьютерном классе с выходом в Интернет. Кроме того, это требует значительной подготовительной работы педагога и высокого уровня знаний и мотивировки сту дентов.

□ Более продвинутой формой использования метода case-study является курс «The Business», который мы предлагаем студентам старших ку рсов дневной и заочной форм обу чения, а также студентам, получающим второе высшее образование. Несомненным достоинством данного учебного пособия яв.ляется наличие CD-ROM в комплекте, где каждая тема сопровождается заданием «Дилемма».

На экране задается бизнес-ситуация в компании, требующая принятия решения. Сначала студент выполняет лингвистические задания, а затем делает выбор из трех вариантов, как посту пить на этом этапе. Только после этого можно перейти на следующу ю страницу, получив баллы за ответ. Если выбор сделан неправильно, дается возможность вернуться и принять дру гое решение.

Преиму щество данного типа заданий заключается в том. что студент работает индивидуально, думает, прежде чем выбрать ту или инуло стратегию, видит свои ошибки, а «проиграв» дилемму дважды или трижды, может сравнить разные точки зрения. Мы предлагаем такой тип задания на экзамене: студент решает проблемную ситу ацию на компьютере, полу чает окончательный результат в баллах и объясняет, какое решение он принял и почему.

Имея достаточный опыт работы с case-studies на занятиях по английскому языку, мы приходим к выводу, что такая работа очень эффективна на старших курсах обучения, когда у сту дентов есть достаточные знания в области их будущей профессии, для студентов заочной формы обучения, а также для студентов магистратуры, где число аудиторных часов в три раза меньше объема самостоятельной работы.

Список дисциплин, в курсе которых возможно использовать метод case-study, может, на наш взгляд, включать: маркетинг, менеджмент, управление персоналом, туроперейтинг, практику турагентств, программный туризм, рекламу, экономику, бухучет, статистику и т. д.

Возникают естественные вопросы: где найти кейсы по специальным дисциплинам? кто должен разрабатывать специальные кейсы? как привести все эти кейсы в систему?

Здесь напрашивается одно важное заключение: должна быть разработана общая образовательная программа вуза по формированию различных профессиональных и общекультурных компетенций будущих специалистов конкретной индустрии с учетом использования метода case-study.

Важным является вопрос подготовки преподавателей специальных дисциплин для ведения занятий с использованием метода case-study. Более продвинутым уровнем работы с кейсами можно считать такие занятия, когда один из студентов берет на себя обязанности председателя собрания по обсуждению биз-нес-ситуации, а другие подчиняются его командам, учитывая, что этого студента представляют как топ-менеджера компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Магура М. II., Курбатова М. Б. Организация обучения персонала компании. М.: ЗАО «Бизнес-школа “Интел-Синтез”», 2002. С. 97.

2. Путеводитель по МВА в России и за рубежом под ред. О. Гозман, А. Жаворонко-

воі'і, А. Рубальскоіі. M: Begin Group, 2004.

C 47.

3. Cotton D., Owen R. AGENDA Business English through Case Studies. London: Longman, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.