Научная статья на тему 'Формирование экологической компетентности менеджеров средствами кейс-стади'

Формирование экологической компетентности менеджеров средствами кейс-стади Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОД КЕЙС-СТАДИ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / ENVIRONMENTAL COMPETENCE / CASE STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антишина Ангелина Витальевна

Экологическое образование выступает непрерывным процессом обучения, воспитания и развития личности. Экологический менеджмент (ЭМ) — управление деятельностью предприятия, направленное на защиту окружающей среды от загрязнения и способствующее рациональному природопользованию. Одним из методов формирования экологической компетентности у менеджеров является кейс-стади (Case Studies).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Managers’ Ecological Competence by means of Case Studies

Environmental education is a continuous process of learning, education and personality development. Environmental management is management of the enterprise, directed at the protection of the environment from pollution and rational use of natural resources. One of the methods of the development of ecological competence of managers is that of case studies.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической компетентности менеджеров средствами кейс-стади»

А. В. Антишина

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДСТВАМИ КЕЙС-СТАДИ

Экологическое образование выступает непрерывным процессом обучения, воспитания и развития личности. Экологический менеджмент (ЭМ) — управление деятельностью предприятия, направленное на защиту окружающей среды от загрязнения и способствующее рациональному природопользованию. Одним из методов формирования экологической компетентности у менеджеров является кейс-стади (Case Studies).

Ключевые слова: экологический менеджмент, экологическая компетентность, метод кейс-стади.

A. Antishina

The Development of Managers’ Ecological Competence by means of Сase Studies

Environmental education is a continuous process of learning, education and personality development. Environmental management is management of the enterprise, directed at the protection of the environment from pollution and rational use of natural resources. One of the methods of the development of ecological competence of managers is that of case studies.

Keywords: environmental management, environmental competence, Case Studies.

Актуальной проблемой современности является сохранение окружающей среды. Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. С самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать, к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние [1]. Одним из наиболее эффективных путей снижения и предотвращения воздействия промышленного производства на окружающую среду является внедрение систем экологического менеджмента. Наличие системы экологического менеджмента на предприятии способствует экологической безопасности и финансовой стабильности. Экологический менеджмент (ЭМ) — управление деятельно-

стью предприятия, направленное на защиту окружающей среды от загрязнения и рациональное природопользование [9].

В условиях модернизации профессионального образования наблюдается усиление внимания к компетентностному подходу как результативно-целевой и содержательной основе, его перестройке на идеях личностно-деятельностной ориентации.

Компетентностный формат профессионального экологического образования предполагает формирование у менеджеров профильно-специализированных компетенций в области экологического менеджмента.

Одним из методов формирования экологической компетентности у менеджеров является Case Studies. Метод Case Studies, или Метод ситуационного обучения, — это обучение на примере разбора конкретной ситуации.

Метод Case Studies конкретных ситуаций возник в начале XX века в школе бизнеса

Гарвардского университета (США) [6]. Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80-е годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли И. Козина, О. В. Козлова, Ю. Д. Красовский, В. Я. Платов, Д. А. Поспелов, О. А. Овсянников, В. С. Рапоппорт,

О. Г. Смолянинова и др. В экоуправленче-ской сфере разработан достаточно обширный материал, касающийся рассматриваемой сферы такими авторами, как: И. Пахомова, К. Рихтер, А. Эндрес. Кейс трактуется ими как «история, базирующаяся на реальных фактах, событиях, информации, что подтверждается и подкрепляется внимательным изучением материала со стороны студентов (слушателей). Это и рассказ о «реальном мире», который делается с заранее определяемой преподавателем целью. Это и способ перенесения реального мира в аудиторию с тем, чтобы студенты получили возможность выработать решение реальной или реалистичной проблемы под руководством преподавателя» [8, с. 63]. Данными авторами также обращается внимание и на особую роль кейсов в развитии навыков и способностей самостоятельного принятия решений, что представляется особенно важным в экоуправленческой сфере.

В целом можно судить о том, что разработан достаточно обширный методический аппарат, позволяющий освоить метод Case Studies и использовать его в образовательном процессе.

Чтобы обосновать важность применения Case Studies, необходимо проанализировать роль практикоориентированного образования в формировании специальных компетентностей современных менеджеров. Так, в одном из учебных пособий Л. Г. Таскае-вой упомянута формула Б. В. Каманина: «экологическое образование = (экологическая культура + глобальное мышление + действие) х (педагогические технологии + критерии оценки эффективности процесса образования)» [10, с. 52]. То есть можно су-

дить о том, что обучение экологическим технологиям в управлении предполагает не просто умение учитывать отдаленные последствия решения актуальных проблем, но и «локально действовать». Отсюда вытекает важность применения кейсовых, ситуационных и игровых технологий в экоуправ-ленческом образовании [5, с. 173].

Цель экоуправленческого образования, определенная с позиций практикоориентированной модели обучения, заключается в том, чтобы сформировать умения и навыки по решению конкретных проблем в сфере управления окружающей средой на предприятии — это и управление отходами, и внедрение экологических инноваций (эко-инновационный менеджмент) [2, с. 204], и организация экологически безопасной среды труда и обслуживания клиентов и т. п. «Формулировке «ответственное отношение к окружающей среде и своему здоровью» (традиционная модель) соответствует, с одной стороны, деятельностно-ориентированная, изложенная с позиций глобального мышления подцель «проявление заботы об окружающей среде в целом», а с другой, — подцель «повышение качества жизни». (Качество жизни определяется не только здоровьем, но и полнотой жизни, степенью удовлетворения потребностей человека, зависящими от состояния окружающей среды, степени решения экологических проблем)» [3].

Основной задачей Case Studies в эко-управленческой сфере является создание задания, отражающего типовые ситуации, которые наиболее часты в сфере управления окружающей средой и с которыми придется столкнуться менеджеру в процессе своей профессиональной деятельности.

Основными признаками метода Case Studies являются:

1. Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.

2. Коллективная выработка решений.

3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.

4. Единая цель при выработке решений.

5. Наличие системы группового оценивания деятельности.

6. Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых [4].

Данный метод обладает следующими технологическими особенностями:

1) Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т. е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

2) Метод Case Studies выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

3) Метод Case Studies в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, в формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т. п.

4) Метод Case Studies интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

5) Метод Case Studies выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности, тогда как в методе Сase Studiеs идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

6) Метод Case Studies концентрирует в себе значительные достижения технологии

«создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации менеджеров, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивания познавательной активности [7].

Представляется, что одно лишь введение экологического менеджмента в качестве учебной дисциплины не может решить проблему формирования экологической компетентности экономистов, менеджеров и будущих преподавателей. «Выполнить данную задачу должна целостная система переподготовки уже действующего менеджерского звена и принципиально иное системное образование еще не состоявшихся специалистов» [5, с. 171]. В этом видится задача для последующих разработок в области кейсовых методов в преподавании различных дисциплин.

Кейс в экоуправленческой сфере представляет собой создание модели объективно существовавшей экопроблемной ситуации в производстве или сфере сервиса и поиск решения на основе набора имеющихся возможностей, указанных в «дано» кейса. Будущий менеджер вынужден действовать как профессионал, который понимает в то же время, что бесконечного количества ресурсов, знаний о законах функционирования окружающего мира у него никогда не будет. Данный вид практической работы представляется очень полезным для целей поиска альтернатив при решении экоуправ-ленческих проблем. Так, И. Пахомовой, К. Рихтером и А. Эндресом, авторами учебника по экологическому менеджменту, предлагается, в том числе, кейс для высшей школы по рассмотрению «индустриальных экологических систем в качестве средств перехода к устойчивому развитию» и ролевая игра по вопросу «устойчивое развитие и формирование новой этики бизнеса» [8].

Помимо кейсов и ролевых игр, для наглядной демонстрации возможности при-

менения экоуправленческих технологий следует использовать на занятиях с будущими менеджерами такие методы преподавания, как: формирование исследовательских команд, анализ критической ситуации, деловые и конфликтные игры, тесты, собеседования, практические задания, погружения в реальную ситуацию (полевое занятие), мультимедийные образовательные технологии и др.

Таким образом, использование метода Case Studies для формирования экологических компетенций у менеджеров является обоснованным, так как их применение требует максимального приближения к реальным ситуациям и к принятию самостоятельных решений. В профессиональной деятельности менеджеры сталкиваются с различными непредвиденными ситуациями.

Готовые решения как поступать в той или иной ситуации существуют лишь в ограниченном наборе. Именно поэтому решения различных экологических проблем с помощью метода Case Studies способствуют успешному применению экоуправленческих компетенций в будущей профессиональной деятельности менеджеров.

Метод Case Studies завоевывает положительное отношение со стороны управленцев, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию менеджеров, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к возможностям разработки и внедрения на предприятиях системы экологического менеджмента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апевалова З. В. Концептуальные основания системы эколого-управленческого образования менеджеров производственных и сервисных предприятий // Образование и общество. 2013. № 1 (78). С. 18-22.

2. Апевалова З. В. Экоинновационный менеджмент современных предприятий в контексте требований «зеленой экономики» // Экономика и менеджмент систем управления. 2012. Т. 6. № 4.2. С. 201-206.

3. Гуманистическая модель экологического образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aseko.org/theory/hum02.htm, свободный. Загл. с экрана. Рус. яз. Дата доступа: 01.02.2012.

4. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.evolkov.net/learn/methods/case.study.html, свободный. Загл. с экрана. Рус. яз. Дата доступа: 02.05.2013.

5. Зинченко З. В. Этические основания экологического менеджмента: Дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2005. С. 173.

6. Метод кейс-стади (case study). [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.magistr.net.ua/article/16.htm. Загл. с экрана. Рус. яз. Дата доступа: 15.05.2013.

7. Ожегова Л. А. Метод Case Studies как эффективная форма обучения студентов географических специальностей // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского: Серия «География». 2012. № 4. С. 87-96.

8. Пахомова И., Рихтер К., Эндрес А. Экологический менеджмент. СПб.: Питер, 2004.

9. Савкин В. И. Роль экологического менеджмента в организационно-экономическом развитии предприятий АПК // Известия Томского политехнического университета. 2010. № 8. С. 44-46.

10. Экологическое образование: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герце -на, 2000. 204 с.

REFERENCES

1. Apevalova Z. V Kontseptual'nye osnovanija sistemy ekologo-upravlencheskogo obrazovanija menedz-herov proizvodstvennyh i servisnyh predprijatij // Obrazovanie i obshcestvo. 201З. № 1 (7В). S. 1В-22.

2. Apevalova Z. V. Ekoinnovatsionnyj menedzhment sovremennyh predprijatij v kontekste trebovanij «ze-lenoj ekonomiki» // Ekonomika i menedzhment sistem upravlenija. 2012. T. 6. № 4.2. S. 201-206.

3. Gumanisticheskaja model' ekologicheskogo obrazovanija. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.aseko.org/theory/hum02.htm, svobodnyj. Zagl. s ekrana. Rus. jaz. Data dostupa: 01.02.2012.

4. Dolgorukov A. Metod case-study kak sovremennaja tehnologija professional'no-orientirovannogo obuchenija. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.evolkov.net/learn/methods/case.study.html, svobodnyj. Zagl. s ekrana. Rus. jaz. Data dostupa: 02.05.2013.

5. Zinchenko Z. V. Jeticheskie osnovanija ekologicheskogo menedzhmenta: Dis. ... kand. filos. nauk. SPb., 2005. S. 173.

6. Metod kejs-stadi (case study) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.magistr.net.ua/article/16.htm. Zagl. s jekrana. Rus. jaz. Data dostupa: 15.05.2013.

7. Ozhegova L. A. Metod Case Studies kak effektivnaja forma obuchenija studentov geograficheskih spet-sial'nostej // Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo: Serija «Geografija». 2012. №4. S. 87-96.

8. Pahomova I., Rihter K., Jendres A. Ekologicheskij menedzhment. SPb.: Piter, 2004. 352 s.

9. Savkin V. I. Rol' ekologicheskogo menedzhmenta v organizatsionno-ekonomicheskom razvitii predprijatij APK // Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta. 2010. № 8. S. 44-46.

10. Ekologicheskoe obrazovanie: Uchebno-metodicheskoe posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2000. 204 s.

А. А. Колчина

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

ПОЭТАПНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В ВУЗЕ

Автор раскрывает этапы организации студенческих сообществ в вузе, ориентированные на развитие у студентов социальных компетенций: цель и задачи воспитания, содержание деятельности преподавателя и студентов, формы и ведущие технологии на каждом из этапов.

Ключевые слова: студенческие сообщества, этапы организации воспитательной деятельности, воспитательная деятельность, куратор, социальные компетенции.

A. Kolchina

Stage-by-stage Organization of Student's Communities at a HEI

The article reveals the stages of students ’ community organization at a univesity focusing on the development of students' social competencies, the purpose and objectives of education, the substance of teachers ’ and students ’ activities, the forms and leading technologies at each of the stages.

Keywords: students' communities, pedagogical stages of organization, of pedagogical activities, curator, social competencies.

Сегодня вуз характеризуется изменения- студентов и преподавателей. Происходящие

ми в своей деятельности, которые связаны с в вузе преобразования не могут не затраги-

переходом на уровневую систему образова- вать воспитательную деятельность со сту-

ния, с расширением и обновлением образо- дентами как неотъемлемую составляющую

вательной среды, со взаимоотношениями профессионального образования. Перед

210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.