Научная статья на тему 'Аксиологический смысл экологического образования в контексте принципов глобальной экоэтики'

Аксиологический смысл экологического образования в контексте принципов глобальной экоэтики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
171
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Апевалова Зоя Валерьевна

Статья посвящена анализу ценностных смыслов современного экологического образования, которое подвергается модернизации с позиций скорее технологических, нежели этических. По мнению автора, данное обстоятельство, с одной стороны, усугубляет разлом между уровнем информатизации общества и возможностями соотносить повседневную деятельность с ценностями морали и нравственности, наметившийся еще в середине прошлого века, с другой стороны, экологический всеобуч, который пытались создать специалисты в области охраны природы и в сфере образования в 1990-х гг. оказался фактически не внедренным, и сегодня по сути нет действенных механизмов формирования экологического мировоззрения. Глобальная этика, прописывающая ценностные основания бытия человека в социо-био-сфере, при условии системного включения в образовательный процесс способна сформировать ценностные эко-поведенческие стереотипы вне системы специализированного экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологический смысл экологического образования в контексте принципов глобальной экоэтики»

УДК 37

Апевалова Зоя Валерьевна

кандидат философских наук, доцент кафедры социального менеджмента Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена zv_apevalova@mail.ru Apevalova Zoya Valeryevna

PhD, аssociate Professor of Social Management Department Herzen State Pedagogical University of Russia zv_apevalova@mail.ru

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПОВ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОЭТИКИ

AXIOLOGICAL SENSE OF ECOLOGICAL EDUCATION IN A CONTEXT OF THE PRINCIPLES OF GLOBAL ECOETHICS

Аннотация: статья посвящена анализу ценностных смыслов современного экологического образования, которое подвергается модернизации с позиций скорее технологических, нежели этических. По мнению автора, данное обстоятельство, с одной стороны, усугубляет разлом между уровнем информатизации общества и возможностями соотносить повседневную деятельность с ценностями морали и нравственности, наметившийся еще в середине прошлого века, с другой стороны, экологический всеобуч, который пытались создать специалисты в области охраны природы и в сфере образования в 1990-х гг. оказался фактически не внедренным, и сегодня по сути нет действенных механизмов формирования экологического мировоззрения. Глобальная этика, прописывающая ценностные основания бытия человека в социо-био-сфере, при условии системного включения в образовательный процесс способна сформировать ценностные эко-поведенческие стереотипы вне системы специализированного экологического образования.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая этика, глобальная этика, экологическая аксиология

Annotation: article is devoted to the analysis of valuable meanings of modern environmental education which is exposed to modernization from positions rather technological, than ethical. This circumstance, on the one hand, aggravates a break between level of informatization of society and opportunities to correlate daily activity to the morals and moral values, outlined in the middle of the last century. On the other hand, the environmental general compulsory education which experts in the field of conservation tried to create and in education in the 1990th was actually not introduced, and today in fact there are no effective mechanisms of formation of ecological outlook. The global ethics registering the valuable bases of life of the person in the sodo-bio-sphere, on condition of system inclusion in educational process are capable to create valuable what and behavioural stereotypes out of system of special-

ized environmental education.

Keywords: environmental education, environmental ethics, global ethics, environmental axiology

Современный экологический кризис ставит под угрозу существование человека как биологического вида. Разрабатываются различные стратегии выхода из создавшегося положения взаимоотношений человека и природы. Однако всё возрастающее количество техногенных катастроф доказывает, что предпринимающийся усилий в природоохранной сфере явно недостаточно. Потребительская модель поведения, задающая пользовательские экоцентристские стереотипы поведения, стала тотальной в социальном и глобальной в географическом измерениях. Можно констатировать, что экологическая проблема - это, прежде всего, проблема выбора нравственных императивов, проблема сознания [8]. Разрешение экологического кризиса невозможно без этических трансформаций в общественном сознании, которые в первую очередь, следует осуществлять через образовательный процесс, который при этом приобретает строго фокусированный характер.

Одно из основных положений стратегии устойчивого развития общества

- это идея о том, что экоориентированная цивилизация начинается не столько с новой экономической системы, сколько с новых научных знаний и новых образовательных программ. Но наряду с постоянной модернизацией образовательных программ школьного и высшего образования в РФ, хоть сколько-нибудь очевидных сквозных экологических идей во ФГОСах на обнаруживается. Тем более, данное утверждение верно в отношении этической наполненности программ обучения. Углубление специализированного содержания образования на способствует формированию целостного мировоззрения, основанного на фундаменте экологической морали и нравственности.

Воспитание эконравственной личности является чрезвычайно сложным. Трудно очертить границы морального и аморального поведения, особенно в отношении к окружающей среде, где социальное и природное взаимопроникают,

- тем более, в условиях экономической нестабильности, когда человек решает проблему физического выживания. Аксиологический анализ окружающей среды позволяет утверждать, что ее ценность определяется следующими аспектами [4]:

• как жизненной среды существования человеческого организма (биологическая ценность);

• в качестве кладовой ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности (экономическая ценность);

• как утилизационный источник самовосстанавливающейся материи, которую можно загрязнять до известного предела (ценность устойчивого развития);

• как источник знания и экспериментальную мастерскую науки (гносеологическая ценность);

• в качестве предмета эмоционального и эстетического наслаждения (психологическая и эстетическая ценность природы);

• как источник религиозных чувств и переживаний (религиозная ценность);

• как среда для применения образовательных программ реабилитации, самореализации и т.п. (педагогическая ценность);

• в качестве источника естественных ценностей нравственности и морали (этическая ценность).

Представляется невозможным рассмотреть в рамках образовательного процесса разнообразные каждодневно возникающие ситуации взаимоотношений человека и природы во всей полноте. Задача, скорее всего, сводится к тому, чтобы показать некоторые универсальные критерии, с которыми можно будет сопоставить любые поступки. На место таких всеобщих конструктов в силу своей холистической направленности и универсализма могут претендовать положения глобальной этики, первые постулаты которой были разработаны религиозными деятелями в качестве основы объединения представителей разных религиозных конфессий.

Всемирная декларация по глобальной этике сформулирована на основе Всемирной декларации прав человека, выработанной ООН в 1948 году [11]. Главным постулатом глобальной этики является Золотое правило: "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой". Предполагается, что это правило должно выполняться не только каждой отдельной семьей, сообществом, нацией, но становится обязательным для каждого индивида, страны, мира и Вселенной. Фундаментом для создания принципов глобальной этики стали идеи защиты прав человека; призыв работать во имя правосудия и справедливости; а также дело сохранения Земли.

Что касается базовых принципов в сфере защиты природы, содержащихся в данной Декларации, то можно сделать вывод, что в некоторых своих положениях они послужили стимулом к принятию стратегии устойчивого развития. Например, в Декларации есть такое требование к поведению человека, как: "Каждый человек при встрече... как с живущими, так и не с живущими существами, должен стремиться уважать их. Они должны быть для человека безусловной ценностью". Также принцип №6 гласит, что мы должны помогать даже тем, кто, может быть, не помогает нам или, по каким-либо причинам не может ответить нам тем же. Эти положения можно считать основополагающими для той ответственности перед будущими, "еще не живущими", поколениями, которая возлагается на нас "Повесткой дня на XXI век" - одним из основных документов, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро.

Основываясь на положениях синергетики и экоэтики, основные принципы глобальной экологической этики формулируются так [5]:

1. Целое экосистемы всегда больше суммы ее составляющих. Каждый человек на индивидуальном уровне является ответственным за каждое свое действие, понимая, что последствия совершаемого всегда отражаются на состоянии всей экосферы.

Здесь главной ценностью выступает устойчивость целого экосистемы.

2. Необходимость прогнозирования состояния биогеоценоза в отдаленном будущем в контексте последствий решения экологических проблем. Без учета интересов будущих поколений невозможно глобальное видение проблемы.

В этом положении в качестве главной ценности выступает качество жизни будущих поколений.

3. Признание сложности законов взаимодействия общества и окружающей среды. Современная тенденция в области синергетики - это попытка экстраполяции синергетической парадигмы на социальные процессы и понимание необходимости изучать природу во всем многообразии ее связей с человечеством. Задача познания окружающей среды и воспитания нравственного отношения к природе на основе полученной информации - одна из центральных в глобальной этике. Усвоение принципов глобальной экологической этики через механизмы воспитания является главным в стратегии выживания на основе положений устойчивого развития.

Адаптация данных универсальных требований к конкретным условиям деятельности человека и хозяйствующих субъектов является важным условием действенности этических механизмов регулирования повседневных поступков. Можно перечислить примеры ситуативного подхода к использованию экоэти-ческих глобальных принципов в сферах: заповедного дела [3], экологического образования [1, 8], экоинновационном менеджменте [2], экологическом туризме и др.

Представляется, что и экологическое образование в общеобразовательной школе должно базироваться на этих положениях глобальной экологической этики. Отчасти это уже реализуется отечественной педагогической наукой. Так, предлагаемые И. Т. Суравегиной [6] основания воспитания экологического мировоззрения: примат целого по отношению к частному и невыводимость целого из части; экосистемная организация жизни и синергетическая природа экосистем; значительность единичных усилий каждого человека для макросоциаль-ных процессов и, вследствие этого, высокая ответственность индивида за поступки и действия - в значительной мере соответствуют принципам глобальной экологической этики и пониманию в ней личной ответственности. Тем не менее подавляющее большинство работ по экологическому образованию не освещает проблем глобальной этики [кроме 7, 10 и нескольких других].

Ключевым в экообразовании на основе глобальной этики выступает разъяснение идей экосферы и коэволюции, выступающих в качестве глобальной модели будущей цивилизации. При этом развитие биосферы в ноосферу исключает всякое силовое решение проблем в виде войн или агрессий, а реализация возможна лишь при условии, что разумно управлять этим процессом будет все человечество. Таким образом, в свете идей глобальной этики экологическими «сквозными» в содержании ряда образовательных программ могут стать следующие положения:

1. Экологический императив, определяющий границы дозволенного, т.е. систему норм (запретов и предписаний), которая вытекает из ценностных

ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих потребительских.

2. Интеграция экономических, этических и экологических знаний, способствующая формированию у учащихся целостного понимания взаимодействия природы и общества, правильного представления об экологических отношениях, обеспечивающих экологическую безопасность жизнедеятельности и производства.

3. Междисциплинарный подход в построении аксиологической основы экономического и повседневного поведения человека и хозяйствующих субъектов.

Аксиологическим базисом глобальной этики в образовании является и ценность будущих поколений, которая определяется многими исследователями, в том числе А. Д. Урсулом, по двум основным признакам - антропоцентрическому и биосфероцентрическому: «вот почему представляется уместным рассматривать устойчивое развитие, как стратегию выживания и непрекращающегося развития цивилизации в целом и отдельной страны в условиях сохранения окружающей природной среды и, прежде всего, биосферы. Вполне понятно, что речь идет о формировании в будущем социоприродной коэволюционной системы, способной разрешить массу противоречий, которые проявляются в наше время» [9].

Таким образом, на роль фундамента современного образования, направленного на формирование «человека ответственного», может претендовать система создания этических концептов в рамках прикладных стратегий глобальной этики.

Литература:

1. Апевалова З.В. Концептуальные основания системы эколого-управленческого образования менеджеров производственных и сервисных предприятий // Образование и общество. №1(78). 2013. С.18-22

2. Апевалова З.В. Экоинновационный менеджмент современных предприятий в контексте требований «зеленой экономики» // Экономика и менеджмент систем управления. 2012. Т. 6. № 4.2. С. 201-206

3. Борейко В.Е. Этика и менеджмент заповедного дела. К.: Киевский эколого-культурный центр, 2005, ил. 328 с.

4. Жиров А.И. Теоретические основы геоэкологии: Монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 326

5. Зинченко З.В. Этические основания экологического менеджмента. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Санкт-Петербург, 2005

6. Как учить экологии: Пособие для учителя / Суравегина И.Т., Сенке-вич В.М. М.: Просвещение, 1995. 96 с.

7. Моисеев Н.Н. Актуальные проблемы глобальной нравственности // Глобальная нравственность. М., 1990. С. 6.

8. Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 26

9. Урсул А.Д. На пути к устойчивому будущему // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2002. №1 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.apocalyptism.ru/Global-Ethics.htm - Загл. с экрана. - Рус.яз.

10. Хартвиг Х. Глобальная этика в географическом образовании // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 5. География. 1996. № 6. C. 90-97

11. Declaration Toward a Global Ethic [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.apocalyptism.ru/Global-Ethics.htm - Загл. с экрана. - Англ.яз.

Literature:

1. Apevalova Z.V. Conceptual Foundations of environmental management education managers of industrial and service enterprises // Education and Society. № 1 (78). 2013. P.18-22

2. Apevalova Z. V. Ekoinnovatsionny management of modern enterprises in the context of the requirements of the "green economy " // Economy and management control systems. 2012. T. 6. № 4.2. Pp. 201-206

3. Boreyko V.E. Ethics and the management of nature conservation. Kiev: Kiev Ecological and Cultural Center, 2005, ill. 328 p.

4. Zhirov A.I. Theoretical basis of Geoecology: Monograph. SPb.: Publishing RSPU. A.I. Herzen, 2001. S. 326

5. Z. Zinchenko Ethical foundations of environmental management. Dissertations for the degree of PhD. St. Petersburg, 2005

6. How to teach ecology: A Handbook for Teachers / Suravegina IT, Senko-HIV VMMA: Education, 1995. 96.

7. Moiseev N.N. Actual problems of global morality // Global morality. Moscow, 1990. C. 6.

8. Moiseev N.N. again problem of co-evolution // Problems of Philosophy. 1998. Number 8. C. 26

9. A.D. Ursul On the way to a sustainable future // Sustainable Development. Science and Practice. 2002. № 1 [electronic resource] Mode of access: http://www.apocalyptism.ru/Global-Ethics.htm - Caps. from the screen. - Rus.yaz.

10. Hartwig H. Global ethics in geographical education // Vestn. Moscow. University. Ser. 5. Geography. 1996. № 6. P. 90-97

11. Declaration Toward a Global Ethic [electronic resource] Mode of access: http://www.apocalyptism.ru/Global-Ethics.htm - Caps. from the screen

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.