ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
М.М. РОГОЖА, проф. Национального авиационного университета, д-р филос. наук
[email protected] Национальный авиационный университет 03680 Украина, г. Киев, просп. Космонавта Комарова, 1
В статье рассматривается природа прикладных этик вообще и экологической этики - в частности, а также формирование проблемного поля экоэтики. Представляется продуктивным рассматривать прикладную этику как форму этического знания, направленного на прямое его внедрение в практическую плоскость, а также саму этическую научно выверенную деятельность и осмысление, критику и обоснование путей внедрения этики в практику общественной жизнедеятельности. Получает обоснование идея экологической этики как отрасли этического знания и практики с мощной гражданской составляющей, поскольку формирование экоэтики в ее современном статусе было фактически инициировано гражданским обществом. Также раскрывается практический потенциал этики быть катализатором решения современных экологических проблем. Практическими шагами отдельного человека, ведущими к решению экологических проблем, могут быть изменения в индивидуальных практиках. Если во имя сохранения природы человек стремится минимизировать жизненные потребности, стать на путь строгого самоограничения в потреблении товаров и услуг, для производства которых использовались невозбновляемые природные ресурсы, то его волевые усилия способны сформировать экоэтическую жизненную стратегию, которая представляет собой путь этического совершенствования в направлении экологического аскетизма. Примером коллективного действия является зеленый консюмеризм. Члены эко-сообществ (эко-коммун) направляют свои усилия на налаживание гармонических отношений с природой. Практика индивидуальных малых дел, экологический аскетизм, зеленый консюмеризм, деятельность эко-коммун и экологических общественных организаций рассматриваются через призму возможностей гражданского общества решать экологические проблемы и влиять на формирование экологической политики государства. Действия отдельного человека и организованной группы в гражданском обществе способны стать катализатором изменений на пути предотвращения экологической катастрофы.
Ключевые слова: прикладные этики, экологическая этика, практика малых дел, экологический аскетизм, зеленый консюмеризм, эко-коммуна, экологические общественные организации, экологический радикализм, экотаж, экологическая политика государства.
Экологическая этика сегодня - одна из наиболее динамично развивающихся прикладных этик в современном социокультурном пространстве. В полной мере возможности экоэтики раскрываются в гражданском обществе.
Для обоснования этого утверждения необходимо, во-первых, обратиться к рассмотрению природы прикладных этик и их статуса в современном обществе и, во-вторых, обозначить смысловую нагрузку используемого здесь понятия гражданского общества для того, чтобы показать возможности экоэтики быть катализатором решения современных экоэтических проблем. По сути, эти две задачи предполагают необходимость самоопределения автора в рамках современных дискуссий (по первому вопросу) и утвердившихся на сегодняшний день традиций обоснования (по второму вопросу).
В современной русскоязычной этике протекает достаточно оживленная дискуссия о природе прикладных этик [7]. Ряд авторов, среди которых В.И. Бакштановский,
А.Ю. Согомонов, А.А. Сычев, утверждают наличие деятельностной составляющей прикладной этики. Так, В.И. Бакштановский разворачивает теорию прикладной этики как
проектно-ориентированного знания, представляющего собой фронестические технологии, к которым он относит этическое проектирование, конструирование, экспертизу, консультирование, моделирование [2].
А.А. Сычев пишет о прикладной этике как новом этапе развития этики, синтезирующем практику и теорию. Основываясь на разработках В.И. Бакштановского и Ю.В. Согомонова, он отмечает, что «экологическая этика как прикладная дисциплина есть одновременно сфера теоретических знаний и область практических действий» [8]. С этой точки зрения, в теоретической части прикладная этика анализирует ценности, убеждения и знания, служащие обоснованию определенной деятельности (в частности природоохранной), а как область практических действий она направлена на создание определенных изменений в жизнедеятельности человека, призванных предотвратить экологическую катастрофу.
На принципиально иной позиции стоит Р.Г. Апресян, заявляя, что прикладная этика - это исключительно исследовательская область, систематизированное знание: «Это область знания, предметом которой яв-
64
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
ляется императивно-ценностное содержание конкретных (профессионально и предметно определенных) видов деятельности. Точнее, тех отношений, в которые вступают люди, осуществляя различные конкретные виды деятельности, ее этос, ее этический режим (когда он есть), а также те социокультурные условия, в которых эта деятельность осуществляется, и те социальные устройства и механизмы, посредством которых обеспечивается действенность этического режима» [1].
Эти позиции условно можно назвать деятельностной и знаниевой. Различаются они, по большому счету, в вопросе о возможности включения в предметное поле прикладной этики помимо императивно-ценностного (этического) содержания деятельности самой деятельности (в данном случае направленной на предотвращение экологической катастрофы).
Следует отметить, что вторая позиция четко ориентирует прикладную этику на философское осмысление практики и условий ее возможности, выявление ее ценностнонормативного содержания и анализ специфики этической регуляции в ней. Здесь уместно отметить, что, поскольку предметные области жизнедеятельности, в которых формируется прикладная этика, качественно различны и каждая из них имеет свою специфику в запросе на этические разработки, то зачастую говорят о прикладных этиках как достаточно автономных ценностно-нормативных системах. Они возникают и развиваются во всем многообразии проявлений, поставленных вопросов и поисков их решений, выстраивания алгоритмов правильных/должных действий и преимущественно усилиями не профессиональных этиков, а представителей этих отраслей. Авторы концепций по прикладной этике ориентированы, прежде всего, на применение этических инструментов в практических вопросах морального плана, а не на развитие философской теории морали. Даже беглый обзор прикладных исследований, в частности по экоэтике, свидетельствует о том, что этико-ориентированная деятельность непосредственно включена в ее предметное поле.
Среди особенностей всякого научного знания - принципиальная открытость науч-
ного поиска и категорическое неприятие насильственного направления или корректировки путей его развития. Поэтому этик, входя в пространство этико-прикладных разработок, самоопределяется в отношении тех программ, которые позволяют ему решать поставленные исследовательские или практические задачи.
В прикладных этиках открыты возможности для обогащения философской теории морали, поскольку они нарабатывают эмпирический материал, побуждающий философскую рефлексию. Но этот сегмент философских исследований в рамках прикладных этик во многом может быть автономным по отношению к непосредственным задачам, обусловившим их формирование и развитие. Поэтому представляется продуктивным рассматривать прикладную этику как форму этического знания, направленного на прямое его внедрение в практическую плоскость, а также саму этическую научно выверенную деятельность и осмысление, критику и обоснование путей внедрения этики в практику общественной жизнедеятельности.
Появление прикладных этик обусловлено тем, что оформился общественный запрос на этическое решение проблем в уязвимых для жизни и деятельности человека сферах. Философская теория морали оказалась не готовой обеспечить необходимое решение возникающих в них проблем морального характера. Традиционная профессиональная этика также не смогла дать адекватный ответ на огромное количество общественных запросов на такого рода этическую регуляцию. Таким образом, прикладные этики охватили те массивы практических морально нагруженных вопросов, решение которых превысило возможности профессиональных этик.
От профессиональных этик прикладные отличаются субъектом, который выдвигает запрос на ценностно-нормативную регуляцию деятельности. Профессиональные этики появляются вследствие осознания потребности представителей профессии в этическом обеспечении деятельности. Прикладные этики формируются в ответ на запрос общественности в этической регуляции ценностно неоднозначных отраслей общественной жизнедеятельности.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2015
65
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Пусковым механизмом для активного развития прикладных этик оказался общественный дискурс, возможный только в гражданском обществе. Принимая во внимание перегруженность смыслами понятия гражданского общества, в данной работе используем концепцию Ю. Хабермаса, представленную в книге «Структурная трансформация публичной сферы» [10]. Системообразующим фактором гражданского общества является публичная сфера - свободное от государственного вмешательства пространство взаимодействия граждан как частных лиц в решении экономических, политических и социальных проблем на основе самоорганизации. Публичная сфера представляет собой место обсуждения общественностью актуальных проблем морального характера, наработки договоренностей, принятия решений, а также создания механизмов общественного мониторинга и обеспечения его действенности.
Формирование экоэтики в ее современном статусе и проблемном пространстве инициировала общественность, заинтересованная в переосмыслении моральных проблем в отношении человек-природа.
В публичной сфере индивид как частное лицо является активным самодеятельным субъектом, действия которого обусловлены принципом автономии. Практическими шагами отдельного человека, ведущими к решению экологических проблем, могут быть изменения в индивидуальных практиках. Малые дела - ежедневные целенаправленные действия личности, выполнение которых приводит к осознаваемым изменениям в повседневности. В экологически направленной деятельности малые дела способны минимизировать ущерб, который наносит отдельный человек окружающей среде.
Сегодня широко распространенная в русскоязычной этике практика индивидуальных малых дел была впервые эксплицитно определена И.Ю. Ларионовым следующим образом: «Практика индивидуальных малых дел -отдельные осознанные действия, совершаемые человеком в повседневной жизни, осознанные изменения, вносимые человеком в область повседневности, направленные на перспективу изменения экологической ситуации» [4]. В ос-
нове этого определения лежат широко известные практические советы, сформулированные А. Гором в его книге «Неудобная правда» [3].
Различные вариации советов в рамках практики малых дел могут быть систематизированы следующим образом:
- экономия ресурсов: использование энергосберегающих ламп, бытовых приборов; установка счетчиков на воду, отказ от нерационального использования воды; теплоизоляция жилища;
- оптимизация использования транспорта: ограничение использования личного транспорта в пользу общественного; использование велосипеда; использование энергосберегающих моделей машин; покупка товаров, на транспортировку которых тратится сравнительно немного времени (местного производства);
- эффективная утилизация отходов: отказ от использования пластиковых пакетов в супермаркетах; отказ от использования одноразовой пластиковой посуды; сортировка отходов (при наличии возможностей); предоставление преимуществ ремонту перед утилизацией;
- отказ от товаров, наносящих вред природе: отказ от недружественных природе удобрений, стройматериалов, моющих средств; отказ от потребления товаров, для производства которых уничтожается дикая природа (слоновая кость, китовый жир, меха);
- отказ от поддержки людей и организаций, наносящих ущерб природе: отказ от сотрудничества с предприятиями, на которых не соблюдаются экологические стандарты, организациями, ведущими застройку в природоохранных зонах; отказ от голосования за политиков, которые поддерживают такие производства [8].
Если во имя сохранения природы человек стремится минимизировать жизненные потребности, стать на путь строгого самоограничения в потреблении товаров и услуг, для производства которых использовались невозобновляемые природные ресурсы, то его волевые усилия способны сформировать экоэтическую жизненную стратегию, которая представляет собой путь этического совершенствования в направлении экологического аскетизма.
66
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
На одном из Интернет-форумов в ответ на вопрос: «Что обычный человек может сделать для защиты окружающей среды?» - эко-активистка сформулировала следующее понятие эколого-этического образа жизни: «Это такой способ существования человека, когда в процессе его развития материальные потребности не возрастают, а сводятся к минимуму. И чем экологичнее сознание [человека], тем меньше у него потребностей. Наверное, наивысшая степень проявления экологического сознания - это аскетический образ жизни» [6].
Свобода личности в гражданском обществе выбирать путь и свободно по нему следовать дает широкие возможности личностной самореализации - от практики малых дел до экологического аскетизма. Посильное участие каждого индивида является своего рода гарантией от бездействия. Если вдуматься в смысл книги «Неудобная правда», то можно прийти к выводу, что и малыми делами можно способствовать предотвращению планетарной катастрофы. И непосильность этой глобальной задачи отступает перед осознанием важности собственного (посильного) участия в ее разрешении.
Коллективное действие - согласованное действие группы индивидов для достижения общей, социально значимой цели. Простейшим примером коллективного действия является зеленый консюмеризм. Цель зеленого консюмеризма - в потреблении экологически чистых товаров и услуг. Это движение потребителей, которые руководствуются определенными экологически обусловленными правилами. В частности, они стремятся избегать тех товаров и услуг, которые подвергают опасности здоровье их самих и окружающих; процесс производства или использования которых вредит окружающей среде; которые создают отходы, не поддающиеся вторичной переработке; при тестировании которых используются животные [9].
Разновидность коллективного действия представляет собой жизнедеятельность эко-сообществ, организованных групп, ориентированных на изменения в своем стиле жизни. Дистанцируясь от политической деятельности, члены эко-сообществ (эко-ком-
мун) направляют свои усилия на налаживание гармонических отношений с природой. К эко-сообществам относят сельскохозяйственные коммуны, выращивающие экологически чистые продукты; локальные сообщества, использующие энергию ветра или солнца; группы людей, практикующих экотуризм [8].
Эффективность экоэтических действий возрастает на уровне гражданских объединений. Гражданские движения (массовые объединения на основе сотрудничества для достижения определенной цели, связанной с защитой природы), локальные группы и группы интересов (представители населения, заинтересованные в решении определенных проблем локального характера).
Различают профессиональные и волонтерские организации. В профессиональных организациях члены избрали для себя защиту природы в качестве профессиональной деятельности. Члены волонтерских организаций занимаются природоохранной деятельностью во внерабочее время.
По форме деятельность организаций может быть умеренной и радикальной. Умеренная деятельность это:
- подготовка открытых писем и коллективных петиций органам власти;
- информирование населения об экологической ситуации;
- организация и поддержка научных исследований экологических проблем;
- организация бойкотирования товаров и услуг предприятий, нарушающих принятые экологические нормы;
- правовое обеспечение деятельности по охране природы, инициирование исков против компаний, нарушающих экологические нормы;
- организация митингов и демонстраций, маршей протеста и пикетов, а также других коллективных действий, демонстрирующих общественную поддержку экологическим инициативам или высказывающих публичное осуждение рискованных правительственных или коммерческих решений;
- организация пресс-конференций, публикация изданий, размещение социальной рекламы, иных пиар-акций [9].
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
67
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Экологический радикализм постулирует необходимость фундаментальных изменений в социальных, политических и экономических структурах во имя гармонизации отношений человека и природы, предоставляет радикальную трактовку идее сохранения дикой природы и поддерживает активизм последователей в возобновлении дикой природы.
Радикальными могут быть ненасильственные действия, т. е. совершаемые без применения физической силы. Это акции гражданского неповиновения, действия политического характера, намеренно нарушающие закон с целью привлечь внимание общественности и власти к определенным экологическим проблемам и требования к власти внести изменения в законодательство. Это разного рода блокады, захваты объектов, направленные на привлечение внимания к конкретным нарушениям законодательства.
Насильственные действия - акции, цель которых в нанесении ущерба тем, кто непосредственно вредит природе, жестоко относится к животным и т. п. Насильственными действиями, прежде всего, является экотаж (экотерроризм), противодействие мероприятиям, направленным на нанесение ущерба природе. Это вывод из строя оборудования, призванный сделать экологически вредные действия невыгодными. Обоснованием эко-тажа занимаются в основном представители глубинной экологии. Они разработали принципы экотажа:
- экологически вредные действия нужно сделать экономически невыгодными;
- экотаж - это благородная и самоотверженная деятельность в защиту природы.
Главным требованием экотажа является непричинение вреда людям. Активисты международной организации «Прежде Земля!» (Earth First!) разработали руководство по проведению нелегальных акций экотажа под названием «Экозащита», где изложили детальные рекомендации по выведению из строя техники, шипованию дорог и деревьев. Очень важным условиям экотажа является следующее: он применяется только если все другие методы влияния не принесли результатов [5].
Сильное гражданское общество способно влиять на государственную политику, в частности в вопросах экологии. Экологическая политика государства - это система экономических, правовых и информационных мероприятий, которые государство проводит для уменьшения негативного анропогенно-го воздействия на природу. Мотивацией деятельности государства в направлении защиты природы является утилитаристский расчет издержек и выгод: предупреждение катастрофы обычно дешевле преодоления ее последствий.
Для достижения этико-экологических целей государство может использовать такие инструменты:
- направленные на формирование внешней мотивации (страх наказания, финансовое стимулирование), эффективные, в первую очередь, для предприятий. Например, государство может запретить производство товаров, которые содержат токсичные вещества; прекратить импорт изделий, не поддающихся вторичной переработке; снизить налоговое бремя компаний, разрабатывающих технологии очищения и вторичной переработки отходов; разработать механизмы стимулирования создания новых, более совершенных природосохраняющих технологий;
- направленные на формирование внутренней мотивации (на создание предпосылок морального выбора), рассчитанные, прежде всего, на личность. Например, желание человека сортировать мусор не будет иметь позитивных результатов, если не создана инфраструктура раздельной утилизации отходов; инициативы перехода на велосипедный транспорт приведут к уменьшению выбросов выхлопных газов в городах только при обеспечении городов специальными дорожками для велосипедистов и их необходимого содержания [8].
Таким образом, действия отдельного человека и организованной группы в гражданском обществе способны стать катализатором изменений на пути предотвращения экологической катастрофы. Давление, которое оказывают на политику государства общественность, природозащитные организации и
68
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
активисты экологических движении, а также развитая система международного сотрудничества, является эффективным средством решения вопросов в гражданском обществе.
Библиографический список
1. Апресян, Р.Г. Метадисциплинарные проблемы прикладной этики / Р.Г. Апресян // Прикладная этика: «КПД практичности». Ведомости. Вып. 32, специальный / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. - Тюмень: НИИ ПЭ, 2008. - С. 5-28.
2. Бакштановский, В.И. Прикладная этика: инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров. Ч. 1.: монография / В.И. Бакштановский. - Тюмень: НИИ ПЭ, ТюмГНГУ, 2011. - 274 с.
3. Гор, А. Неудобная правда. Глобальное потепление: как остановить планетарную катастрофу / А. Гор. - СПб.: Амформа, ТИД Амформа, - 2007. - 328 с.
4. Ларионов, И. Этика индивидуальных малых дел: общее благо или личная ответственность? // Экологическая этика: сила этики для устойчивого развития: коллективная монография / И. Ларионов. Под ред. Н. Васильеве-
не, А. Юрчуконите. - Вильнюс: Университет Миколаса Ромериса, 2010. - С. 403-407.
5. Мартынова, М.Д. Экологические движения: этика и политика борьбы / М.Д. Мартынова // Этика и экология / Под ред. Р.Г. Апресяна. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. - С. 198-213.
6. Рогожа, М.М. Этика поступка в экологической деятельности / М.М. Рогожа // Этика и экология / Под ред. Р. Г. Апресяна. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. - С. 137-158.
7. Рогожа, М.М. Биоэтика в гражданском обществе / М.М. Рогожа // Сощальна етика: Теоретичт i прикладш про-блеми. Збiрник наукових статей. - Кшв: Ушверситет «Украгна», 2012. - С. 97-102.
8. Сычев, А.А. Экологическая этика как сфера практических действий / А.А. Сычев // Этика и экология / Под ред. Р.Г. Апресяна. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. - С. 67-92.
9. Connelly J., Smith Gr. Politics and the Environment. From theory to practice. 2nd ed. L.-N.Y.: Routledge, 2003. 390 p.
10. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: аn inquiry into a category of bourgeois society. Cambridge: Polity Press, 2003. 301 p.
ENVIRONMENTAL ETHICS IN A CIVIL SOCIETY: THEORETICAL AND APPLIED ISSUES Rohozha M., Prof. National Aviation University, Dr. Sci. (Philosophy)
National Aviation University, 03680 Kiev, Ukraine, pr. Komarova, 1
Essentials of applied ethics in general and of environmental ethics in particular are researched in the paper. The article is focused on the development of the subject matter of environmental ethics. The author supports the idea that environmental ethics is a field of ethical knowledge and practice with the powerful civil component because forming environmental ethics in its current status was actually initiated by a civil society. Also, practical potentiality of ethics to be a catalyst for resolving of contemporary environmental problems is exposed. Individual small deeds practice, environmental asceticism, green consumerism, activity of eco-communities and environmental non-governmental associations are observed through the lenses of civil society possibilities to resolve environmental problems and influence on shaping of the state environmental policy. Members of the eco-communities (eco-communes) focus their efforts on establishing harmonious relations with nature. Actions of individuals and organized groups in civil society can become a catalyst for change in the way to prevent environmental disaster.
Key words: applied ethics, environmental ethics, small deeds practice, environmental asceticism, green consumerism, eco-community, environmental non-governmental associations, environmental radicalism, ecotage, state environmental policy.
References
1. Apresyan R.G. Metadistsiplinarnye problemy prikladnoy etiki [Metadisdplinary problems in applied ethics] Prikladnaya etika: «KPD praktichnosti» [Applied ethics: «Efficiency of practicality»] Vedomosti. Vyp. 32, spetsial’nyy [Vedomosti. Vol. 32, special] Pod red. VI. Bakshtanovskogo, N. N. Karnaukhova [Ed. VI Bakshtanovskii, NN Karnauhova]. Tyumen: NII PE, 2008. pp. 5-28.
2. Bakshtanovskiy VI. Prikladnaya etika: innovatsionnyy kurs dlya magistr(ant)ov i pro-fessorov. Chast’ 1. [Applied ethics: an innovative course for Master’s (ANT) s and professors. Part 1]. Tyumen: NII PE, TyumGNGU, 2011. 274 p.
3. Gor A. Neudobnaya pravda. Global’noe poteplenie: kak ostanovit’planetarnuyu katastrofu. [An Inconvenient Truth. Global warming: how to stop a planetary catastrophe]. Saint-Petersburg: TID Amforma, 2007. 328 p.
4. Larionov I. Etika individual’nykh malykh del: obshchee blago ili lichnaya otvetstvennost’? [The ethics of individual small things: the common good or the personal responsibility?] Ekologicheskaya etika: sila etiki dlya ustoychivogo razvitiya [Environmental Ethics: the power of ethics for sustainable development]: kollektivnaya monografiya: [collective monograph] Pod red. N. Vasil’evene, A. Yurchukonite [Ed. N. Vasilevene, A. Yurchukonite]. Vilnius: Universitet Mikolasa Romerisa, 2010. pp. 403-407.
5. Martynova M.D. Ekologicheskie dvizheniya: etika i politika bor’by [Environmental movement: the ethics and politics of struggle] Etika i ekologiya [Ethics and Ecology] Pod red. R.G. Apresyana [Ed. R.G. Apresian]. Veliky Novgorod: NovGU, 2010. p. 198-213.
6. Rogozha M.M. Etika postupka v ekologicheskoy deyatel’nosti [Ethics of Act in environmental performance] Etika i ekologiya [Ethics and Ecology] Pod red. R.G. Apresyana [Ed. R.G. Apresian]. Veliky Novgorod: NovGU, 2010. pp. 137-158.
7. Rogozha M.M. Bioetikavgrazhdanskom obshchestve [Bioethics in civil society] Social’naetyka: Teoretychniiprykladniproblemy [Social Ethics: Theoretical and applied problems] Zbirnyk naukovyh statej [Collected articles]. Kyiv: Universytet «Ukrai’na», 2012. pp. 97-102.
8. Sychev A.A. Ekologicheskaya etika kak sferaprakticheskikh deystviy [Environmental ethics as a field of practical actions] Etika i ekologiya [Ethics and Ecology] Pod red. R.G. Apresyana [Ed. R.G. Apresian]. Velikiy Novgorod: NovGU, 2010. pp. 67-92.
9. Connelly J., Smith Gr. Politics and the Environment. From theory to practice. 2nd ed. L.-N.Y: Routledge, 2003. 390 p.
10. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: un inquiry into a category of bourgeois society. Cambridge: Polity Press, 2003. 301 p.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
69