Научная статья на тему 'Прикладная этика в структуре этического знания'

Прикладная этика в структуре этического знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5304
879
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА / ТРУДОВАЯ ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ЭТИКА НАУКИ / БИОЭТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ETHICS / PRACTICAL ETHICS / WORK ETHICS / PROFESSIONAL ETHICS / ETHICS OF SCIENCE / BIOETHICS / ENVIRONMENTAL ETHICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цвык Владимир Анатольевич

В статье анализируются современные представления о понятии, сущности и структуре прикладной этики, рассматриваются ее основные категории и проблемы, определяется взаимосвязь с общей теорией морали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applied ethics in the structure of ethical knowledge

The article analysis current views of notion, essence and structure of practical ethics. main categories and problems of practical ethics and its correlation with general theory The article also considers of moral.

Текст научной работы на тему «Прикладная этика в структуре этического знания»

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПРИКЛАДНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ЭТИКИ

ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА

В СТРУКТУРЕ ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

В.А. Цвык

Кафедра этики Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В статье анализируются современные представления о понятии, сущности и структуре прикладной этики, рассматриваются ее основные категории и проблемы, определяется взаимосвязь с общей теорией морали.

Ключевые слова: этика, прикладная этика, трудовая этика, профессиональная этика, этика науки, биоэтика, экологическая этика.

Современное общество вступило в такой этап своего развития, когда назрела необходимость, используя накопленные преимущества, достигнуть нового качественного состояния во всех сферах жизни — экономике, социальных отношениях, культуре, быте. Осуществление курса на модернизацию нашей страны требует не только огромных организационных усилий и научно-технических мер, проведения активной социальной политики, но и нравственного обеспечения всего этого процесса. Модернизация российского общества невозможна без способности человека к ответственному выбору моральных ценностей и поступков, возвышенности и нравственной надежности личности, гуманизации ее бытия и общения.

Сегодня растет понимание важности направленности системы образования на воспитание личности. Процесс воспитания новых ценностей, усложненный фундаментальностью их статуса, является основной целью высшей школы. И эта цель может быть реализована только при условии достойного развития методологии фундаментальных наук в их взаимосвязи с методологией естественных, технических, экономических, и гуманитарных наук и отраслями научных знаний прикладного характера.

Отсюда повышается внимание и возникает особый интерес к этике как учению о морали, к этой старейшей, уходящей в глубокую древность и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. Не случайно древнегрече-

ский философ Аристотель — основатель этики, — в своей классификации наук включил этику в раздел наук практических.

Этика является, по сути, практической философией. Знание этики вооружает человека способностью правильной оценки своих поступков, гармонизирует деятельность и интересы каждого человека с деятельностью и интересами конкретного коллектива и общества в целом.

Этика — философская наука, объектом изучения которой является мораль. Сам термин «этика» происходит от греческого «ethos», что первоначально означает «совместное жилище». Впоследствии слово «этос» начинает использоваться в значении — «обычай, темперамент, нравы», что является вполне логичным, поскольку нравы человека рождались именно в процессе совместной жизни. В трудах Аристотеля в IV в. до н.э. впервые употребляется также прилагательное ethicos — «этический» для характеристики основных человеческих добродетелей.

Практически одновременно с этим в Риме начинает употребляться термин moralitas — «мораль» — для обозначения характера, обычая. Этот термин впервые в римской традиции встречается у Цицерона, который таким образом перевел с греческого языка термин «этический». Соответственно, понятия мораль и этика первоначально носили один и тот же смысл, отличаясь только происхождением. Позже этикой стали называть науку о морали, понимая под моралью нормы, обычаи, нравы — все то, что составляет предмет этики [10. С. 9—11].

В русском и немецком языках существует также термин «нравственность». Понятия «мораль» и «нравственность» употребляются чаще всего как синонимы — и в обыденной речи, и даже в научной литературе. Тем не менее, Гегель в своей философской системе впервые предложил разграничить предметные поля этих понятий. Моралью он называл систему норм, складывающуюся в рамках определенного общества, включающую в себя как общечеловеческие нормы, так и исторические, т.е. должное. Нравственность же в этом случае — реальные нравы, порядки, существующие в данном обществе, т.е. сущее.

Таким образом, этимология термина «этика» показывает, что предметом исследования данной науки является практическое поведение людей, нормы, обеспечивающие условия сплочения общества, преодоления индивидуализма и агрессивности.

По мере развития общества к этому первоначальному смыслу этики добавляется много нового. Люди стараются осмыслить такие проявления нравственной жизни, как совесть, сострадание, достоинство, дружба и многое другое.

Человек постоянно пытается ответить на вопрос о смысле своего бытия, понять, что значит его жизнь. Эти вопросы также имеют нравственное значение, заставляют задуматься об обязанностях перед будущим поколением, о собственном вкладе в развитие духовной культуры общества.

Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Как философская наука этика возникает на том этапе развития человеческого общества, когда происходит отдаление духовно-практической деятельности и мате-

риально-практической. Вначале она означала жизненную мудрость, практические знания относительно того, как надо себя вести.

Древнейшей этической нормой поведения человека является «золотое правило» нравственности. Его наиболее распространенная формулировка гласит: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». «Золотое правило» уже встречается в ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской Махабхарате, в Библии, в «Одиссее» Гомера и др.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Этика как наука зарождается по мере того, как конкретно-историческим ценностям, установкам, выражающим потребности определенных слоев, придается абстрактная, всеобщая форма. Уже у семи мудрецов такие положения, как почитание старших, обуздание гнева, соблюдение меры, резко оторваны от реальных нравов и носят характер идеалов, руководства к действию. Таким образом, этика возникает с обособлением моральных норм, как противопоставление реальным нравам долженствования.

В то же время этика как практическая наука представляет собой учение о нравственности в практической жизни человека, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и в личной. Она учит (и приучает) практическим правилам поведения и образу жизни отдельного индивида. Нравственность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовных сил, на совершенствование его жизни, т.е. на достижение человеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни и ее назначения. Еще Аристотель обосновал тезис о том, что в сфере деятельности человек сообразует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре и зле, должном и сущем и т.д.

По мере развития человеческой цивилизации растет число видов человеческой деятельности и различных жизненных ситуаций, требующих четкого нравственного регулирования.

Соответственно, усложняется структура современной этики, в которую, помимо общей теории морали, включаются различные виды этики, возникающие путем конкретизации общеэтических требований применительно к той или иной сфере человеческой деятельности.

Так, в учебном пособии американского специалиста по проблемам этики бизнеса Р.Т. Де Джорджа выделяется в качестве частей этики общая и специальная этика. При этом общая этика подразумевает три связанные между собой стадии исследования моральных явлений — описательную этику, нормативную этику и метаэтику. Описательная этика тесно связана с антропологией, социологией и психологией, она охватывает изучение и описание нравственности народа, культуры или общества, сопоставляет и различает разнообразные моральные системы, кодексы, виды практической деятельности, принципы и ценности.

Нормативная этика на основе исследований описательной этики пытается представить и обосновать гармоничную систему нравственности, выявить осно-

вополагающие нравственные принципы, обосновать базисный принцип нравственности. Метаэтика — это аналитическая этика, она занимается категориальным анализом этических понятий, исследует логику нравственного мышления. В целом, по Де Джорджу, теория общей этики дает обстоятельный и системный подход к определению нравственности, развивает и анализирует жизненно-практические нравственные аргументы [4. С. 35—38].

Специальная этика применяет принципы общей этики, во-первых, для решения конкретных проблем; во-вторых, для исследования принципов морали в специализированных сферах человеческой деятельности.

В современной российской этике для обозначения области этического знания, названного Де Джорджем специальной этикой, в последние годы активно используется термин «прикладная этика». Рост значимости прикладной этики в современном обществе осознается сегодня многими исследователями.

Прикладная этика — сравнительно новая и потому еще не во всех своих аспектах общепризнанная отрасль этического знания [1]. Это нормативная этика, имеющая дело с практикой развития нравственных отношений, с влиянием теории на процесс уточнения содержания действующих норм и создания новых нормативов путем конкретизации норм и ценностей общественной морали применительно к определенному виду человеческой деятельности.

К прикладной этике относят знание о нормативно-ценностных подсистемах, в которых осуществляются процессы конкретизации общественной нравственности. Конкретизация моральных требований применительно к особым условиям деятельности человека представляет комплексный процесс, в котором имеет место уточнение содержания действующих требований; изменение характера их обоснования; выдвижение новых норм. В процессе конкретизации ставится и решается вопрос о подлинном развитии содержания моральных представлений, запрещений и позволений, о развитии формы морали, типов нравственной ответственности.

Современное российское этическое сообщество еще не выработало четкого понимания природы и сущности прикладной этики.

На основе анализа исследовательской литературы можно выделить несколько не совпадающих друг с другом трактовок прикладной этики: 1) прикладная этика возникает вследствие приложения этической теории к практике и восходит своими корнями к древности; 2) прикладная этика — это профессиональная этика в условиях развития и усложнения профессиональной деятельности в современном обществе; 3) прикладная этика выступает как совокупность особого рода моральных проблем, порожденных современным технологичным обществом; 4) прикладная этика может быть интерпретирована как новейшая стадия развития этики, характеризующаяся тем, что в современном мире теория морали прямо смыкается с нравственной практикой общества.

Из указанных выше положений менее распространенными являются вторая и четвертая трактовки прикладной этики. Действительно, отождествление прикладной и профессиональной этики нельзя считать в полной мере оправданным, поскольку вполне очевидным является несовпадение предметных областей данных понятий: предметное поле понятия «прикладная этика» шире, чем предметное поле понятия «профессиональная этика». Утверждение о том, что в современном

обществе теория морали непосредственно совпадает с нравственной практикой, нам также представляется преждевременным. Поэтому, с нашей точки зрения, наиболее распространенными являются два подхода к пониманию прикладной этики — широкий и узкий.

С точки зрения узкого подхода, прикладная этика рассматривается как область знания и практики, предметом которой являются практические моральные проблемы, имеющие пограничный и открытый характер, например, такие проблемы, как смертная казнь, эвтаназия, трансплантация органов, продажа оружия и т.д.

Данные проблемы являются пограничными, поскольку касаются фундаментальных моральных ценностей, и в то же время открытыми, так как имеют форму дилеммы, каждое из взаимоисключающих решений которой поддается моральной аргументации. Как справедливо отмечает А.А. Гусейнов, принципиальная открытость этико-прикладных проблем делает возможным их постановку и широкое обсуждение только в открытом демократическом обществе, «поскольку ему свойственны мировоззренческий плюрализм, веротерпимость», поэтому, с данной точки зрения, прикладная этика развивается и актуализируется только в ХХ в., как следствие общественного прогресса [3. С. 388].

С точки зрения широкого подхода, который представляется нам наиболее универсальным в контексте современного понимания и обсуждения этических проблем, прикладная этика понимается как отрасль этики, представляющая собой конкретизацию общеэтических требований и понятий применительно к различным отраслям человеческой деятельности, сферам общественной жизни и наиболее актуальным и значимым общественным проблемам.

Приложение общественных моральных требований к различным видам человеческой деятельности известно в этической науке еще со времени становления профессиональной этики, а также развития этических принципов труда и хозяйствования, военного и административного дела, воспитания и др. Поэтому прикладная этика существует в структуре этической теории с древних времен. Однако наиболее активно развитие прикладной этики осуществляется именно в XX в. в связи с изменением характера труда, научно-технической и информационной революцией.

Моральные вопросы, имеющие этико-прикладной характер, возникают в разнообразных сферах практической деятельности, поэтому прикладная этика в контексте широкого подхода может рассматриваться как собирательное понятие, обозначающее совокупность многих конкретных этических кодексов социальных, профессиональных групп, корпораций, межгрупповых и неинституционализи-рованных общностей — биоэтики, экологической этики, этики бизнеса, политической этики, этики науки, различных видов профессиональной этики и др. [3. С. 389]. К прикладной этике можно отнести, например, кодексы, вырабатываемые политическими партиями, общественными движениями, кодексы чести, предлагаемые жителям определенных регионов, и др.

Более того, как верно отмечено в трудах В.И. Бакштановского и Ю.В. Сого-монова, целевая интерпретация природы прикладной этики позволяет конкретизировать этическое знание и к различного рода неэтическим теориям, объектом интереса которых хотя бы частично являются мораль и нравственное воспитание.

В этом значении прикладной характер носят этико-социологическое, этико-психо-логическое, этико-педагогическое, этико-этнографическое, этико-этническое и др. исследования, возникающие на базе такого взаимодействия [2]. Таким образом, прикладная этика может рассматриваться и как многообразная и дифференцированная область знания и общественной практики, возникающая на стыке этики и других конкретных форм научно-практической и социально-практической деятельности.

Итак, в структуре современного этического знания развиваются различные виды прикладной этики, каждый из которых имеет собственное функциональное значение, конкретизирует, «прилагает» общие этические требования применительно к той или иной сфере жизни и деятельности человека.

Одним из древнейших видов прикладной этики является трудовая этика, охватывающая собой широкий круг нравственных проблем в сфере трудовой деятельности людей. Трудовая мораль в человеческом обществе предшествовала профессиональной морали. С момента возникновения человека и его объединения в сообщества с целью выживания основной жизнедеятельностью человека и основным фактором его формирования и развития становится трудовая деятельность, труд. Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека: благодаря труду развились функции рук и органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеческий мозг, усовершенствовались органы чувств человека.

При этом по мере развития цивилизации росло понимание важности труда, его необходимости и моральной ценности. Современный французский социолог, один из наиболее крупных представителей социологии труда во Франции А. Турен делает акцент на социальном и аксиологическом смысле труда. С его точки зрения, труд — это не только коллективная деятельность и отношение человека к произведенным предметам. Исторически труд предстает как инструмент смены представлений общества о себе самом, позволяющих рассматривать общество как объективную реальность, и в то же время как систему ценностей, норм и организационных форм [9. С. 110].

Моральная ценность труда постулировалась во многих общественных системах, однако трудовая мораль сама, в свою очередь, явилась результатом становления общественного нравственного сознания. В самом начале своего развития мораль как система регулирования социальных отношений в становящемся человеческом обществе едва ли имела специализированный характер, т.е. не была еще собственно трудовой моралью, ориентированной лишь на регламентацию трудового процесса. Труд в нравственном сознании людей только постепенно становился одной из приоритетных моральных ценностей, трудовая деятельность не сразу явилась предметом морального регулирования.

В этом плане совершенно справедливой является точка зрения Г.В. Лазутиной, которая отмечает, что труд на первоначальном этапе развития человеческого общества и общественной нравственности не выделился в самостоятельную сферу деятельности, а, как все неразвитые явления, был лишь одним из аспектов синкретического (соединенного, объединенного, единого) процесса жизнедеятельности возникающего социума [6. С. 31]. И тот факт, что этот аспект обозначился, со вре-

менем выделился в направление жизнедеятельности общества, не отменил существования других сторон в функционировании социума, таких, например, как взаимодействие поколений, воспроизводство рода и др.

Отсюда следует, что мораль, возникновение которой действительно во многом было обусловлено необходимостью согласования действий людей во время трудового процесса, тем не менее как регулятивный общественный механизм должна была работать на сохранение и развитие системы жизнедеятельности социума в целом, а не только регулировать их отношения в ходе трудовой деятельности. Трудовой блок общеморальной установки в человеческом обществе на ранней стадии его развития со временем конкретизировался в трудовую мораль. Нормативной формой выражения трудовой морали стала трудовая этика.

Трудовая этика охватывает собой широкий круг нравственных проблем в сфере трудовой деятельности человека. Как справедливо отмечает А.С. Капто, «сердцевиной трудовой этики являются нравственные ценности, выражающие обобщенное отношение социального субъекта к разнообразным явлениям, фактам и процессам общественной жизни. Образуя сложную иерархическую систему, моральные ценности в трудовой сфере носят активный, наступательный, преобразующий характер и различаются силой и степенью своей значимости» [5. С. 66].

Важнейшими категориями трудовой этики являются: «сознательность», «трудовая честь», «трудовая совесть», «трудовая дисциплина», «коллективизм», «трудовая солидарность», а главным нравственным императивом — требование честного, добросовестного труда, его моральная ценность.

В ходе развития человеческой цивилизации, в результате общественного разделения труда произошло обособление различных видов хозяйственной деятельности, специализация работника на изготовлении какого-нибудь продукта или совершении определенной трудовой операции. Вследствие первых форм разделения труда работник перешел на уровень профессиональной специализации. Его участие в общественном труде стало основано на заранее и специальным образом выработанных знаниях, способностях и навыках применительно к конкретному виду трудовой деятельности.

Прямым следствием общественного разделения труда явилась профессиональная дифференциация в обществе. Поэтому еще в эпоху античности, как составная часть общей этической теории, возникает такой важнейший вид прикладной этики, как профессиональная этика. Ее возникновение было обусловлено зарождением профессиональной морали.

Профессиональная этика строит свои требования на оценке роли того или иного вида деятельности в жизни общества. Взаимоотношения между людьми, занятыми в той или иной сфере профессиональной деятельности, связаны со специфическими этическими нормами.

Профессиональные этические нормы представляют собой определенные общественно-необходимые моральные требования, отражающиеся в нравственном сознании в виде соответствующих правил и заповедей. Людям свойственно оценивать профессиональную деятельность через призму сложившихся в обществе моральных норм, регулирующих профессиональные отношения. Основным свойством моральных норм является их императивность (повелительность). Интересы

профессиональных общностей, с одной стороны; общественные ожидания результативной профессиональной деятельности, с другой стороны, облекаются в профессиональных нормах в конкретное нравственное требование. В профессиональных нормах в виде повеления аккумулируется социально-профессиональный опыт многих поколений людей. Профессионально-этический кодекс представляет собой осознанную совокупность норм и принципов той или иной профессиональной группы [10. С. 42—43].

Поскольку профессиональная деятельность человека является одной из форм труда, требования профессиональной этики частично совпадают с требованиями трудовой этики. Этические требования как элементы профессионально-нравственного сознания складываются в нем в определенную систему взаимосвязи и соподчинения. Иерархия моральных повелений в профессионально-этических кодексах, как правило, имеет следующую структуру:

— общечеловеческие моральные требования (связанные с гуманистическим отношением людей друг к другу — добро, справедливость, долг, совесть, ответственность и др.);

— нормы трудовой морали, предписывающие необходимость нравственного отношения к трудовой деятельности в целом, без выделения профессиональных особенностей;

— этические нормы, служащие для защиты специфических, характерных для определенного рода профессиональной деятельности, ценностей;

— нравственные правила, касающиеся взаимоотношений той или иной профессии с обществом.

Добровольное и неукоснительное выполнение всех типов вышеперечисленных этических норм может служить показателем развитости и процветания профессии. Профессиональная этика, как правило, отдает предпочтение гуманистическим требованиям и нормам. Особенность профессиональной этики в том, что в ней нормативность приобретает максимально конкретный смысл. Рассматриваемые нормативной этикой проблемы смысла жизни, назначения человека, сущности добра и зла, содержания нравственного долга, обосновываемые ею определенные моральные принципы и нормы получают в профессиональной этике конкретизацию применительно к тому или иному виду трудовой деятельности.

Итак, профессиональная этика описывает моральные нормы, проясняет их регулятивную природу, специфику, структуру и содержание. Она исследует также отношения между нормами и принципы образования нормативных суждений и умозаключений, законы нормативного мышления [11. С. 17—18].

Профессиональная этика рассматривает профессиональное поведение работника как нормативно заданное, предписанное теми или иными нравственными нормами. В современном обществе профессиональная этика представлена своими многочисленными видами, в зависимости от видов профессий.

В связи с существенно возросшей во второй половине XX в. важностью науки и усилением ее роли в общественном развитии как самостоятельный вид прикладной этики возникает и развивается этика науки, которая со временем конституируется в самостоятельную научную дисциплину. Круг ее проблем определяется моральными аспектами как собственно научной деятельности, включая взаимо-

отношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношений науки и научного сообщества с обществом в целом. Еще в начале XX в. на фоне социальных противоречий, войн и революций, а также под впечатлением от ряда техногенных катастроф человечество испытало первые разочарования в науке: стало очевидным, что развитие науки не может решить все социальные проблемы человечества, а научные открытия могут использоваться не только на благо людей, но и вопреки им. Проблематичность моральной оценки науки в полной мере была осознана после Второй мировой войны, когда на фоне убедительных свидетельств беспрецедентной мощи научно-технических достижений стала очевидной неоднозначность и даже опасность как их социальных и гуманитарных последствий, так и самих процедур и процессов получения новых научных знаний.

Отправной точкой широких дискуссий об ответственности ученых за результаты их открытий, о «моральной чистоте» методов и процедур получения новых знаний стало создание и первое применение оружия массового уничтожения (август 1945 г., США), а также обнародованные в ходе Нюрнбергского трибунала факты жестоких научных экспериментов над заключенными в нацистских концлагерях. Впоследствии, уже в 60—70 гг. ХХ в. моральной оценке начинают подвергаться и те многообразные негативные последствия развития науки, которые проявляются во взаимодействии человека со средой обитания. Результатом этих дискуссий стала постановка под сомнение безусловности идущего еще от эпохи Просвещения тезиса о науке как о несомненном социальном благе.

В ходе продолжающихся и в наше время дискуссий были выработаны основные этические нормы научной деятельности, которые можно разделить на три группы. К первой относятся общечеловеческие моральные нормы, такие, как, например, «не укради», «не лги», приспособленные к особенностям научной деятельности.

Примером распространения на научную деятельность общеморальных норм может служить запрет на плагиат (конкретизация нормы «не укради»), требование объективности исследователя, запрет на произвольное искажение результатов научных исследований (конкретизация нормы «не лги»). Ко второй группе относятся этические нормы, которые служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Примером таких норм является бескорыстный поиск и отстаивание истины. К третьей группе относятся нравственные правила, которые касаются взаимоотношения науки и ученого с обществом. Этот круг этических норм часто обозначают как проблему свободы научного поиска и нравственной ответственности ученого [10. С. 132].

Несмотря на многообразие конкретных этических требований к деятельности ученого ядром этики науки является вопрос об ответственности ученого за социальные результаты его открытия. Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека; все они довольно близко соприкасаются между собой.

Из стремления осмыслить нравственные последствия прогресса биологической науки и медицинского знания, непосредственно вторгающихся в сферу жиз-

недеятельности человека и его взаимодействия с другими организмами, включенными в экосистемы, вырастает такой вид прикладной этики, как биоэтика.

Биоэтика пытается ответить на тот морально-мировоззренческий запрос, который порождают медико-биологические исследования, и сегодня уже можно говорить о наметившихся позициях по этим непростым вопросам.

Согласно одной из них биомедицинские технологии допустимо рассматривать как ту «аномалию», которая не может быть освоена средствами концептуально-понятийного аппарата устоявшейся парадигмы в рамках традиционного нравственного сознания.

Формирование биоэтики обусловлено прежде всего теми грандиозными изменениями, которые произошли в технологическом перевооружении современной медицины, кардинальными сдвигами в медикоклинической практике, которые нашли свое выражение в успехах генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержании жизни пациента. Все эти процессы невиданным образом обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медицинским персоналом [7]. Иными словами, биоэтика ориентируется на осмысление достижений современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.

Стремление осуществить нравственную оценку не только последствий применения новых биомедицинских технологий, но и в целом влияния научно-технического прогресса на взаимоотношения человека и природы вызвало к жизни еще один активно развивающийся в современном обществе вид прикладной этики — экологическую этику.

Экологическая этика — это совокупность этических ценностей и норм, способствующих оптимальному сохранению и функционированию экосистемы в целом и всех ее подсистем, предотвращению нарушения экологического равновесия и биологического многообразия, обеспечению цивилизованного взаимодействия общества и социальных образований со своей средой обитания [5. С. 704].

Формирование экологической этики связано с выработкой стратегии выживания человеческой цивилизации в условиях глобального экологического кризиса. Особенностью экологической этики является то, что в ее рамках общеэтические понятия добро и зло, долг и ответственность, равенство и справедливость не просто конкретизируются применительно к определенной сфере межчеловеческих отношений, а распространяются на сферу отношений человека и природы в целом. Предметом экологической этики является обоснование и разработки этических принципов и норм, регулирующих отношение человека к природе [8. С. 82]. Базовый характер в этом контексте приобретает категория «экологическая ответственность», предметное поле которой включает в себя ответственность перед окружением, ответственность по отношению ко всей экосистеме, в которую включен человек, а также ответственность по отношению как к своим современникам, так и к будущим поколениям.

В системе современного этического знания существуют и активно развиваются и различные другие виды прикладной этики. Все чаще говорят о деловой этике, или этике деловых отношений, регулирующих отношения людей в сфере делового взаимодействия, придающей этим отношениям нравственный характер.

В число понятий деловой этики входят: 1) переосмысленные в связи с конкретной жизненной ситуацией и наполнившиеся новым конкретным содержанием традиционные моральные нормы (честь не вообще, а честь профессиональная, честь фирмы; долг не абстрактный, а долг перед клиентом, посетителем, пациентом; честность — в ее совершенно конкретном преломлении как «честность игры», «игры по правилам» и т.д.; 2) простые нормы человеческого общения, имеющие инструментальный, организационно-управленческий характер — четкость, собранность, обязательность, надежность, гибкость, оперативность, последовательность, умение довести дело до конца и т.д.; 3) аксиологические, нравственно-оценочные понятия — искренность, деловая культура, корректность, внимательность к участникам деловых отношений, уважительность, порядочность, открытость, доверительность; г) моральные нормы, характеризующие деловые отношения с позиций общения — коммуникабельность, общительность, откровенность и т.д. [12. С. 249].

Как вид прикладной этики развивается служебная этика, представляющая собой научно-прикладную теорию и практику нравственного поведения человека при выполнении им своих служебных обязанностей в конкретном производственном, управленческом, научном, творческом и другом коллективе. Предметом служебной этики выступает нравственное поведение людей (начальников и подчиненных, руководителей и исполнителей, представителей администрации и общественных организаций) в рамках данного конкретного коллектива или между разными коллективами, взаимосвязанными выполнением общих или определенных задач [12. С. 251].

Устойчивый характер приобрело понятие о корпоративной этике как совокупности специфических этических принципов, характерных для определенной конкретной социальной среды, носящей характер корпорации — вида социальной организации с достаточно жесткой иерархичной системой, объединяющей людей на основе коммерческих, профессиональных, либо сословных интересов.

Как отмечает А.С. Капто, к корпоративной этике можно отнести этику различных социоментальных общностей (например, этика казачества), закрытых сообществ, построенных на принципах «закрытости» и специфической нравственной регуляции (этика масонства), внутриконфессиональную этику, отдельные виды профессиональной этики, особенно в «человекоцентричных» профессиях и т.д. [5. С. 134].

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что рост значимости прикладной этики в современном обществе вполне закономерен. Новая реальность человеческого бытия требует соответствующего отражения в этических концепциях, а ускорение темпов жизни современного человека и растущая интенсивность социокультурной динамики приводит к усилению практического, прикладного компонента этической теории. В этом контексте философский и культурологический вектор этики современного информационного общества должен быть направлен не только на морально-этическую экспертизу новых идей, но и на методологическое, научно-прикладное их обоснование. В этом процессе важную роль призвана сыграть прикладная этика.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Алексина Т.А. Прикладная этика. Учебное пособие. — М., 2004.

[2] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику. — Тюмень, 2006.

[3] Гусейнов А.А. Прикладная этика // Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. — М., 2001.

[4] Де Джордж Р. Т. Деловая этика. — М., 2003.

[5] Капто А.С. Профессиональная этика. — М., 2006. — С. 66.

[6] Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. — М., 2000.

[7] Огурцов А.П. Биоэтика: проблемы и перспективы // Вопросы философии. — 1994. — № 3.

[8] Суслов А.В. Роль нравственных ценностей в системе профессиональной подготовки специалистов-экологов // Профессиональная этика в современном обществе. — М., 2011.

[9] Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. — М., 1998.

[10] Цвык В.А. Профессиональная этика: Основы общей теории. — 2-е изд. — М., 2012.

[11] Цвык В А. Профессиональная этика в системе этического знания // Профессиональная этика в современном обществе. — М., 2011.

[12] Цвык В А. Этика деловых отношений и служебная этика // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. — 2012. — Т. XIV. — Вып. 1. — № 69—70.

[13] Singer P. Practical Ethics. — Cambridge, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

APLIED ETHICS IN THE STRUCTURE OF ETHICAL KNOWLEDGE

V.A. Tsvyk

Department of Ethics Faculty of Humanities and Social Sciences Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article analysis current views of notion, essence and structure of practical ethics. main categories and problems of practical ethics and its correlation with general theory The article also considers of moral.

Key words: ethics, practical ethics, work ethics, professional ethics, ethics of science, bioethics, environmental ethics.

REFERENCES

[1] Alexina T.A. Prikladnaia etika. Uchebnoeposobie. (Applied Ethics. Tutorial). Moscow, 2004.

[2] Bakshtanovsky V.I., Sogomonov Iu.V. Vvedenie v prikladnuiu etiku. (Introduction to Applied Ethics). Tiumen', 2006.

[3] Guseynov A.A. Prikladnaia etika. Etika. Entsiklopedicheskii slovar' /Pod red. R.G. Apresyana i A.A. Guseynova (Applied Ethics. Encyclopedic Dictionary. Edited by R.G. Apresyan and A.A. Guseynov). Moscow, 2001.

[4] De George R.T. Delovaia etika (Handbook of Business Ethics). Moscow, 2003.

[5] Kapto A.S. Professional'naia etika (Professional Ethics). Moscow, 2006, p. 66.

BecTHHK Py^H, cepua &unoco$wi, 2013, № 3

[6] Lazutina G.V. Professional 'naia etika zhurnalista (Professional Ethics of Journalist). Moscow, 2000.

[7] Ogurtsov A.P. Bioetika: problemy i perspektivy (Bioethics: problems and prospects). Voprosy filosofii, 1994, no 3.

[8] Suslov A.V. Rol' nravstvennykh tsennostei v sisteme professional'noi podgotovki spetsialistov-ekologov. Professional'naia etika v sovremennom obshchestve (Role of Moral Values in the System of Professional Traning of Environmental Specialists. Professional Ethics in Modern Society). Moscow, 2011.

[9] Touraine A. Vozvrashchenie cheloveka deistvuiushchego. Ocherki sotsiologii (Reappearance of Acting Human. Notes on Sociology). Moscow, 1998.

[10] Tsvyk V.A. Professional'naia etika: Osnovy obshchei teorii. 2-e izd (Professional Ethics. Basis of General Theory. Second Edition). Moscow, 2012.

[11] Tsvyk V.A. Professional'naia etika v sisteme eticheskogo znaniia. Professional'naia etika v sovremennom obshchestve (Professional Ethics in the System of Ethical Knowledge. Professional Ethics in the Modern Society). Moscow, 2011.

[12] Tsvyk V.A. Etika delovykh otnoshenii i sluzhebnaia etika. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo (Ethics of Business Dealings and Administrative Ethics. Person. Culture. Society). Mezhduna-rodnyi zhurnal sotsial'nykh i gumanitarnykh nauk, 2012, Volume XIV. Edition 1, no 69—70.

[13] Singer P. Practical Ethics. Cambridge, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.