Научная статья на тему 'Профессиональная этика: проблемы теории и методологии'

Профессиональная этика: проблемы теории и методологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16030
3382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / ЭТИЧЕСКОЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONAL ETHICS / PROFESSIONAL / ETHICAL / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цвык Владимир Анатольевич

В статье анализируются современные представления о понятии, сущности и структуре профессиональной этики, рассматриваются ее основные категории и проблемы, определяется взаимосвязь с общей теорией морали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional ethics: problems of theory and methodology

The article analysis current views of notion, essence and structure of professional ethics. The article also considers main categories and problems of ethics and its correlation with general theory of morals.

Текст научной работы на тему «Профессиональная этика: проблемы теории и методологии»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ

В.А. Цвык

Кафедра этики Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В статье анализируются современные представления о понятии, сущности и структуре профессиональной этики, рассматриваются ее основные категории и проблемы, определяется взаимосвязь с общей теорией морали.

Ключевые слова: профессиональная этика, профессиональная мораль, профессиональное, этическое, профессионализм

Этика как философская наука возникает в середине I тысячелетия до н. э. вследствие необходимости формализации моральных норм, явившихся результатом отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической.

Одним из видов материально-практической деятельности человека являлась профессиональная деятельность. Поэтому еще в эпоху античности, как составная часть общей этической теории, возникает профессиональная этика. Ее возникновение было обусловлено зарождением профессиональной морали.

Наличие в обществе особой, профессиональной морали является прямым последствием исторически сложившегося профессионального разделения труда: специалисты-профессионалы, умеющие делать то, чего не умеют другие, оказались наделены определенными обязанностями по отношению к тем, кто пользуется их услугами, это потребовало выработать особые кодексы, уставы, способные поддержать моральный престиж профессиональных групп в обществе, внушить к ним доверие и обеспечить благоприятные нравственные предпосылки для собственного развития.

Хорошим примером этого тезиса может служить знаменитая клятва Гиппократа, прообразом которой являлась клятва древнегреческих врачей-асклепиадов.

Помимо норм, регулирующих отношения профессии с обществом, внутри профессиональных групп формировались и требования, обращенные друг к другу. В качестве примера можно привести уставы, определявшие жизнь цехов в городах Западной Европы в XIII—XIV вв. Они включали в себя ряд правил, ставящих членов общины в равные отношения в смысле закупки сырья, подготовки учеников, распределения заказов и т.д.

Помимо экономического содержания внутрицеховой регламентации, стремящейся воспрепятствовать накоплению капитала и развитию свободной конкуренции, в ней присутствовал в определенной степени и нравственный аспект. Так, мастер не имел права излишне рекламировать свой товар, противопоставляя его качества другим имеющимся в продаже схожим товарам, нельзя было зазывать

покупателей только к себе, переманивать их, слишком ярко и призывно украшать свой товар на витринах и т.д.

С развитием и усложнением общественных отношений, с выделением все большего количества отдельных специальностей и профессий росла потребность в профессиональной этике как специальной области этических знаний, призванной регулировать отношения людей какой-либо определенной профессии.

Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали, выделялись еще и специфические нормы поведения для возрастающего числа видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких норм, соответствующей мотивации профессионального поведения и оценок представляет собой одно из направлений нравственного развития человечества.

Профессиональные моральные нормы отражали возрастание ценности личности и задавали гуманные критерии профессиональной деятельности.

Вследствие развития цивилизации и углубления профессиональной дифференциации возрастает роль профессиональной этики в настоящее время.

Будучи неотъемлемой составной частью современной теории нравственности, профессиональная этика конкретно-исторически рассматривает проблемы профессиональной морали в современном обществе, учитывает ее социальную детерминированность и дифференциацию, характер углубляющегося под воздействием НТР и других факторов общественного разделения труда, изменение социальных функций различных профессий.

Необходимость специфических моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали проявляется прежде всего в социально-гу-маниатрных профессиях, в профессиях типа «человек-человек», основным содержанием которых является воспитание и удовлетворение потребностей личности. Профессионально-этические кодексы складываются и в тех видах деятельности, которые связаны с исполнением важных, общественно необходимых функций — при организации воинской службы, в сфере услуг, бизнеса и др.

Профессиональная мораль формируется и в других профессиях, в них также складываются нравственные отношения между профессионалами и обществом, руководителями и подчиненными, другими сотрудниками. Эти отношения регулируются служебной этикой. С развитием современной структуры управления и организации труда все больше значения уделяется разработке кодексов административной этики, этики управления.

Как справедливо отмечает А.С. Капто, специфической особенностью профессиональной этики является ее прикладной характер [5. С. 15].

Являясь по сути одним из направлений этической теории, профессиональная этика, в силу исторического пути своего развития, до недавнего времени развивалась большей частью в виде особого направления в рамках различных видов профессиональной деятельности. Поэтому в исследовательской литературе до недавнего времени под профессиональной этикой понималась не столько теоретическая дисциплина, сколько общее собирательное понятие, отражающее специфику этических воззрений, характерных для разных видов профессиональной деятельности. Понятия «медицинская этика», «судебная этика», «инженерная этика», «этика науки», таким образом, были гораздо более распространенными, чем по-

нятие «профессиональная этика», рассматриваемое безотносительно к конкретной профессии, в общетеоретическом плане. Многие авторы полагают, что выражение «профессиональная этика» в известной мере условно, т.к. обозначает не что иное, как профессиональные моральные кодексы.

В рамках общей этической теории, как в российских, так и в зарубежных исследованиях, профессиональная этика чаще всего рассматривалась как один из видов т.н. прикладной, или специальной этики. Так, в энциклопедическом словаре «Этика» (2001) нет статьи «Профессиональная этика», а проблемы профессиональной этики рассматриваются в статьях «Прикладная этика», «Биоэтика», «Этика науки» и т.д.

Однако между понятиями «профессиональная этика» и «прикладная этика» не следует ставить знак равенства.

В частности, А.А. Гусейнов в статье «Прикладная этика» отмечает, что «Прикладная этика тесно соприкасается, а отчасти и совпадает с профессиональной этикой, но не тождественна ей. Различия касаются, по крайней мере, двух пунктов: профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к своеобразию соответствующей профессии и занимается главным образом нормами, правилами поведения, а прикладная этика имеет своим предметом конкретные моральные ситуации; первая рассматривает профессиональное поведение, вторая — общезначимые проблемы» [13. С 389].

Рассмотрим, в чем же состоит суть прикладной этики, каково ее место в структуре современной этической науки и как она соотносится с профессиональной этикой.

Прикладная этика — сравнительно новая и потому еще не во всех своих аспектах общепризнанная отрасль этического знания.

Это нормативная этика, имеющая дело с практикой развития нравственных отношений, с влиянием теории на процесс уточнения содержания действующих норм и создания новых нормативов путем конкретизации норм и ценностей общественной морали применительно к определенному виду человеческой деятельности.

К прикладной этике относят знание о нормативно-ценностных подсистемах, в которых осуществляются процессы конкретизации общественной нравственности.

Конкретизация моральных требований применительно к особым условиям деятельности человека представляет комплексный процесс, в котором имеет место уточнение содержания действующих требований; изменение характера их обоснования; выдвижение новых норм. В процессе конкретизации ставится и решается вопрос о подлинном развитии содержания моральных представлений, запрещений и позволений, о развитии формы морали, типов нравственной ответственности.

Приложение общественных моральных требований к различным видам человеческой деятельности известно в этической науке еще со времени становления профессиональной этики, а также развития этических принципов труда и хозяйствования, военного и административного дела, воспитания и др.

Однако наиболее активно развитие прикладной этики осуществляется в XX в. в связи с изменением характера труда, научно-технической и информационной революцией.

Моральные вопросы, имеющие этико-прикладной характер, возникают в разнообразных сферах практической деятельности, поэтому прикладная этика часто понимается как собирательное понятие, обозначающее совокупность многих конкретных этических кодексов социальных, профессиональных групп, корпораций, межгрупповых и неинституционализированных общностей — биоэтики, экологической этики, этики бизнеса, политической этики, этики науки, различных видов профессиональной этики и др.

К прикладной этике можно отнести, например, кодексы, вырабатываемые политическими партиями, общественными движениями, кодексы чести, предлагаемые жителям определенных регионов, и др. [13. С 390].

Целевая интерпретация природы прикладной этики позволяет конкретизировать этическое знание к разного рода неэтическим теориям, объектом интереса которых хотя бы частично являются мораль и нравственное воспитание. В этом значении прикладной характер носят этико-социологическое, этико-психологиче-ское, этико-педагогическое, этико-этнографическое, этико-этническое и др. исследования, возникающие на базе такого взаимодействия.

Таким образом, прикладная этика представляет собой многообразную и дифференцированную область знания и общественной практики, возникающую на стыке этики и других конкретных форм научно-практической и социально-практической деятельности, в том числе и профессиональной деятельности.

Одним словом, профессиональная этика — это важнейший вид прикладной этики, активно развивающейся в современном обществе.

Американский автор, специалист по проблемам этики бизнеса Р.И. Де Джордж в своем учебном пособии «Деловая этика», выдержавшем пять изданий, представил следующее видение структуры современной этики: этика как раздел философии включает в себя общую и специальную этику. Общая этика подразумевает три связанные между собой стадии исследования моральных явлений — описательную этику, нормативную этику и метаэтику.

Описательная этика тесно связана с антропологией, социологией и психологией, она охватывает изучение и описание нравственности народа, культуры или общества, сопоставляет и различает разнообразные моральные системы, кодексы, виды практической деятельности, принципы и ценности.

Нормативная этика на основе исследований описательной этики пытается представить и обосновать гармоничную систему нравственности, выявить основополагающие нравственные принципы, обосновать базисный принцип нравственности.

Метаэтика — это аналитическая этика, она занимается категориальным анализом этических понятий, исследует логику нравственного мышления.

В целом теория общей этики дает обстоятельный и системный подход к определению нравственности, развивает и анализирует жизненно-практические нравственные аргументы [4. С 35—38].

Специальная этика применяет принципы общей этики, во-первых, для решения конкретных проблем; во-вторых, для исследования принципов морали в специализированных сферах человеческой деятельности.

Очевидно, что в рамках данного представления о структуре этической теории профессиональная этика относится к специальной этике, точнее к ее второму направлению. Применение принципов общей этики в специализированных сферах вызывает к жизни различные профессионально-этические теории — медицинскую, деловую, техническую и другие виды специальной этики.

В то же время, в связи с развитием в обществе профессионализма, с возрастанием роли профессиональной морали, возникает потребность в общетеоретическом осмыслении проблем профессиональной этики и профессионализма.

В современной этике складывается система теоретического осмысления проблем профессиональной этики в целом. В исследовательской литературе последних лет принято определять профессиональную этику как «во-первых, профессиональные кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности; во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии...» [10. С. 278].

Второе значение выражения «профессиональная этика» также является оправданным, поскольку оно подчеркивает важность особо тщательной разработки профессиональных норм и принципов.

Современный исследователь проблем профессиональной этики Д.С. Авраамов предлагает различать профессиональную этику в широком и узком смысле слова.

По его мнению, это различие определяется наличием двух разных оснований.

Профессиональная этика в широком смысле слова изучает, каким образом нравственные требования применяются в специфических условиях той или иной профессии. При этом круг профессий ничем не ограничен — рассматриваются все виды профессиональной деятельности человека, поскольку любой специализированный труд способен накладывать отпечаток на нравственный мир людей, которые им заняты.

Профессиональная этика в узком смысле сосредоточивает свое внимание только на тех видах деятельности, объектом труда в которых является не вещество природы, а человек. «Ибо благодаря особому объекту трудового отношения только у этих профессиональных групп в зависимости от содержания трудовой деятельности может перестраиваться структура морального сознания и возникают особые нормы, несводимые к общим требованиям» [1. С. 24].

По сути дела под профессиональной этикой в узком смысле слова исследователь понимает совокупность этических кодексов профессий, связанных с исследованием личности. В энциклопедическом словаре «Этика» (2001) также отмечается, что «...выделяют, как правило, профессиональную этику тех видов специализированной деятельности, в которых объектом труда оказывается непосредственно человек» [13. С. 279].

Не подвергая сомнению правомерность такого выделения (действительно, как мы уже отмечали, значимость профессионально-морального регулирования в данной сфере профессиональной деятельности особенно высока), отметим в то же время, что особые профессиональные нормы возникают не только в т.н. социально-гуманитарной сфере человеческой деятельности. Формирование профессиональ-

но-нравственного сознания у представителей конкретных профессий характерно для всех видов профессиональной деятельности человека. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно сосредоточить свое внимание на исследовании профессиональной этики в широком смысле слова.

Двойственность определения профессиональной этики, выделение в ее структуре двух взаимосвязанных аспектов связано с выделением теоретического и нормативного уровней профессиональной этики как науки.

С одной стороны, профессиональная этика представляет собой свод норм и правил профессиональной морали, т.е. профессиональные кодексы поведения. Причем именно в этом смысле употребляется термин «профессиональная этика» не только в обыденном восприятии, но и в специальной литературе. Для такого обиходного словоупотребления имеются определенные основания. В отличие от общих требований нравственности, которые первоначально складывались стихийно, нормы профессиональной морали создавались и создаются под сильным воздействием самих специалистов-практиков и ученых-теоретиков. Именно поэтому в нормах профессиональной морали содержится больший, по сравнению с общими моральными требованиями, компонент рационального обоснования их истинности и необходимости, что определяет нормативный характер профессиональных кодексов.

С другой стороны, строго говоря, профессиональная этика — это наука о профессиональных особенностях той или иной трудовой деятельности, — и в этом смысле предметное поле понятия «профессиональная этика» существенно расширяется. В него помимо самих профессиональных кодексов включаются еще проблемы специфики того или иного вида профессиональной деятельности, а также весь комплекс проблем, связанных с определением места профессиональной этики как науки в системе современного социального и гуманитарного знания. Неотъемлемым компонентом современной профессионально-этической теории является также исследование профессионализма как социального и культурного явления.

Таким образом, теоретический уровень профессиональной этики предполагает решение общетеоретических проблем, связанных с особенностями профессиональной морали в целом, в то время как нормативный уровень определяет рациональное осмысление профессиональных кодексов поведения специалистов в различных сферах трудовой деятельности человека.

В профессиональной моральной норме конкретный смысл или цель предписываемого действия могут быть выражены не явно, а только подразумеваться. Поэтому нормы подвержены истолкованию и разъяснению.

Толкование и разъяснение смысла профессиональных нравственных норм составляют одну из задач профессиональной этики.

При этом нормативность профессиональной этики не означает снижение смысловой и мировоззренческой значимости норм профессиональной морали. О подобной возможности говорят многие исследователи, в самом деле — не являются ли нормы профессиональной этики всего лишь видимостью морали, а на деле — организационно-техническими правилами?

Однако данная позиция проистекает из неправомерно узкого представления о профессиональной этике как только простой совокупности норм, заданных опре-

деленным поведенческим стандартом. Как справедливо утверждают В.И. Бакшта-новский и Ю.В. Согомонов, «подобный нормативный редукционизм препятствует адекватному истолкованию самих этих норм как собственно моральных регуляти-вов. Для преодоления редукционизма важно иметь в виду, что наряду с нормативным уровнем профессиональной этикии существует и «сверхнормативный», мировоззренческий, экзистенциональный уровень, задача которого заключается в обосновании и оправдании состава норм и определенной их иерархии» [2. С. 10]. Именно представления мировоззренческого яруса морального сознания «проясняют» положение профессионала в системе социальных связей в индустриальном и, особенно, в постиндустриальном обществе. Эти представления позволяет профессионалам выявить личностное отношение к практикуемым предписаниям и оценкам, установить лейтмотивы моральной приверженности им, определить в ходе рефлексии, во имя чего надлежит следовать данным предписаниям, применять именно эти, а не другие оценочные критерии.

На нормативном уровне профессиональной этики уместно также выделение сущностного и должного аспектов.

Иными словами, следует различать собственно профессиональную мораль, т.е. кодексы поведения специалистов-профессионалов, принятые и утвержденные соответствующими трудовыми и профессиональными союзами и организациями и являющиеся действующими документами, и реальные профессиональные нравы, складывающиеся стихийно, в процессе трудовой деятельности (т.н. «неписаные правила»).

Итак, профессиональная этика — это философская наука, представляющая собой часть общей теории этики, имеющая объектом своего изучения профессиональную мораль.

Профессиональная этика есть наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Вместе с тем в исследовательской литературе существует и субъективное истолкование профессиональной этики как нравственного самосознания профессиональной группы, ее психологии и идеологии [11. С. 6].

Профессиональная этика как философская наука включает в себя следующие структурные блоки:

— общая теория профессиональной этики — круг проблем, связанных с понятием о предмете, структуре, методах профессиональной этики как науки, общая теория профессиональной этики также включает в себя анализ основных категорий профессиональной этики, определение ее взаимоотношений с этикой и другими гуманитарными дисциплинами;

— история профессиональной этики — рассматривает круг проблем, связанных с генезисом профессиональной морали в обществе, а также отражение проблем профессиональной этики и становления профессионализма в истории этической мысли;

— специальные профессионально-этические теории — в их рамках анализируются специфические моральные кодексы в той или иной профессии, к числу таких структурных подразделений профессиональной этики относятся этика науки, медицинская этика, судебная (адвокатская, прокурорская) этика, этика социолога, этика журналиста, этика предпринимателя, этика сотрудника правоохранительных органов, инженерная этика и т.д.

Являясь составной частью общей этической теории, профессиональная этика отличается прикладным, конкретным характером. Профессиональные этические кодексы исторически и социально связаны с конкретной эпохой и определенным типом общества. Профессиональные нормы представляют собой отражение реально существующих общественных отношений и социальных связей, они порождаются общественной необходимостью, уровнем развития трудовой морали, спецификой профессиональных функций человека.

Важной чертой профессиональной этики является ее нормативность.

Профессиональная этика строит свои требования на оценке роли того или иного вида деятельности в жизни общества. Взаимоотношения между людьми, занятыми в той или иной сфере профессиональной деятельности, связаны со специфическими этическими нормами. Профессиональные этические нормы представляют собой определенные, общественно-необходимые моральные требования, отражающиеся в нравственном сознании в виде соответствующих правил и заповедей. Людям свойственно оценивать профессиональную деятельность через призму сложившихся в обществе моральных норм, регулирующих профессиональные отношения. Основным свойством моральных норм является их императивность (повелительность).

Интересы профессиональных общностей, с одной стороны, общественные ожидания результативной профессиональной деятельности, с другой стороны, облекаются в профессиональных нормах в конкретное нравственное требование.

В профессиональных нормах в виде повеления аккумулируется социально-профессиональный опыт многих поколений людей.

Профессионально-этический кодекс представляет собой осознанную совокупность норм и принципов той или иной профессиональной группы.

Этические требования как элементы профессионально-нравственного сознания складываются в нем в определенную систему взаимосвязи и соподчинения. Иерархия моральных повелений в профессионально-этических кодексах, как правило, имеет следующую структуру:

— общечеловеческие моральные требования (связанные с гуманистическим отношением людей друг к другу — добро, справедливость, долг, совесть, ответственность и др.);

— нормы трудовой морали, предписывающие необходимость нравственного отношения к трудовой деятельности в целом, без выделения профессиональных особенностей;

— этические нормы, служащие для защиты специфических, характерных для определенного рода профессиональной деятельности, ценностей;

— нравственные правила, касающиеся взаимоотношений той или иной профессии с обществом.

Добровольное и неукоснительное выполнение всех типов вышеперечисленных этических норм может служить показателем развитости и процветания профессии. Профессиональная этика, как правило, отдает предпочтение гуманистическим требованиям и нормам.

Особенность профессиональной этики в том, что в ней нормативность приобретает максимально конкретный смысл. Рассматриваемые нормативной этикой проблемы смысла жизни, назначения человека, сущности добра и зла, содержания нравственного долга, обосновываемые ею определенные моральные принципы и нормы получают в профессиональной этике конкретизацию применительно к тому или иному виду трудовой деятельности.

Итак, профессиональная этика описывает моральные нормы, проясняет их регулятивную природу, специфику, структуру и содержание. Она исследует также отношения между нормами и принципы образования нормативных суждений и умозаключений, законы нормативного мышления. Профессиональная этика рассматривает профессиональное поведение работника как нормативно заданное, предписанное теми или иными нравственными нормами.

В этом ракурсе важно подчеркнуть эвристическую роль профессиональной этики в ходе ее конкретизации к тем или иным видам профессиональной деятельности. В процессе их возникновения и дальнейшего развития происходит не только простая и неизбежная детализация норм и оценок, обусловленных спецификой профессиональной деятельности, но и подлинное развитие содержания моральных повелений, запрещений и разрешений, развитие формы морали, ее своеобразного «кода», типов нравственной ответственности и всей структуры этического знания.

Развитие содержания и формы морали в процессе конкретизации применительно к разным профессиям означает, во-первых, известное преобразование, в ряде случаев — переосмысление моральных представлений, норм, оценочных суждений, их морфологий. Во-вторых, появление новых акцентов в способах «сцепления» моральных ценностей, поведенческих правил между собой и со всеми другими (правовыми, административно-организационными, праксиологическими и иными) требованиями и максимами, с властным обычаем. В-третьих, конкретизация — это изменение места соответствующих ценностей и норм в сложной конфигурации ценностного универсума.

Наконец, развитие морали через конкретизацию предусматривает возможность возникновения новых установок, дозволений и запретов, не имеющих применения нигде, кроме определенной сферы профессиональной деятельности, максимально способствующих повышению ее результативности, усилению гуманистических ориентаций деятельности в данных сферах и профессиях.

Нормы и правила профессиональной этики выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества в целом. Одна из задач профессиональной этики как науки состоит в том, чтобы простейшие моральные нормы стали внутренней потребностью людей в соответствующей области трудовой деятельности, приобрели форму склонностей, привычек человека и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Именно добровольное и осознанное следование моральным нормам и нравственным требованиям в профессиональной деятельности является необходимым условием подлинного профессионализма.

Категориальный аппарат профессиональной этики достаточно разработан. В его структуру входит широкий круг философских, общенаучных, этических категорий, позволяющий осуществлять осмысление и анализ профессиональных и нравственных проблем на высоком теоретическом уровне.

Обладая относительной самостоятельностью, профессиональная этика не просто заимствует из философии, этики и других наук общие и частные категории и методы, а учитывает специфику собственного предмета, вырабатывает и применяет свой понятийный аппарат, который постоянно уточняется путем включения новых и видоизменения старых категорий, правил и т.д.

Е.Г. Федоренко выделяет в структуре профессионально-этической теории следующие группы категорий:

— категории, охватывающие всю область нравственного — добро, зло, справедливость, благо и др.;

— категории, охватывающие не всю сферу нравственного, а лишь определенную ее часть, например, обязанности человека перед обществом — долг, совесть, достоинство;

— категории, отражающие специфически профессиональные вопросы в морали — профессиональный долг, профессиональная совесть, профессиональная ответственность и т.д.

Кроме того, автор различает т. н. полярные (бинарные) категории — добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость и др.; и кондицио-нальные (взаимно обусловленные) — долг, достоинство, совесть [11. С. 10].

Очевидно, что большинство специфических категорий профессиональной этики представляют собой конкретизацию общих этических категорий применительно к профессиональной деятельности личности: долг — профессиональный долг, совесть — профессиональная совесть, ответственность — профессиональная ответственность, гордость — профессиональная гордость и т.д.

При этом особое место в структуре профессиональной этики по праву должна занимать категория «профессионализм». Профессиональная деятельность, связанная с определенными условиями труда, накладывает свой отпечаток на нравственные качества и психологию людей. Поэтому, не являясь по сути этической категорией, понятие «профессионализм» включает в себя широкое социально-нравственное содержание.

Требование профессионализма становится одним из главных нормативных положений во многих профессионально-этических кодексах современного общества.

Понятие «профессионализм» представляет собой своего рода обобщение конкретных профессионально-этических норм. Действительно, профессионализм предполагает наличие профессиональной совести и осознание профессионального долга, моральную ответственность за результаты профессионального труда и чувство профессиональной чести и гордости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь, нравственные побуждения результативны лишь тогда, когда они подкреплены профессиональными знаниями, умением и навыками. Таким образом, профессионализм необходимо предполагает соблюдение требований как профессиональной морали, так и общих моральных норм, наличие развитого профессионально-нравственного сознания личности. Именно в этом состоит этический аспект профессионализма.

Санкционирование профессии и ее общественное признание достигается посредством утверждения законодательной общественной системой особых условий данного рода профессиональной деятельности, выделения финансирования, делегирования специалистам-профессионалам определенных общественных функций и полномочий и выработки особых механизмов для того, чтобы эти функции выполнялись.

Существенным атрибутом легитимной (т.е. не только узаконенной, но и получившей общественное признание) профессии является разработанный кодекс профессиональной этики, который заключает в себе систему норм и принципов, определяющих взаимоожидания специалистов и общества.

Профессиональный кодекс, как правило, включает в себя операционный набор профессиональных ценностей, диктующих правила поведения, с которыми представители данной профессии обязаны соотносить свои действия, чтобы оставаться достойными членами профессиональной организации. Как мы уже отмечали, в любом профессиональном кодексе существует три основные группы норм, утверждающих ответственность: 1) профессии перед обществом, которое санкционирует данную профессию; 2) представителей профессии перед потребителями продукта или услуг; 3) специалистов перед своей профессией.

Помимо выполнения указанных функций этической профессиональный кодекс выполняет следующие задачи:

— охраняет репутацию профессии, представляя четкие критерии, по которым необходимо регулировать профессиональное поведение специалистов и их отношения с обществом;

— способствует компетентной и добросовестной работе профессионалов, определяет рамки контроля профессиональными объединениями деятельности своих членов;

— защищает права самих специалистов, утверждает необходимость контроля профессиональными организациями соблюдения профессиональных прав представителей данной профессии.

Необходимо отметить также и то, что профессиональная этика не может интерпретироваться в качестве нормативно-ценностной подсистемы, если она сводится только к функции повышения эффективности специализированной деятельности, оставляя в стороне свою социальную функцию. Подлинный профессионал не просто следует поведенческим нормам, но и реализует на практике соответствующий образ жизни. С этой задачей профессиональная мораль справляется с помощью ряда смысложизненных понятий.

В блоке мировоззренческих представлений выделяется гнездо родственных общеморальных понятий — о смысле жизни, культурном идеале, духовном совершенстве человека и т.п. Их включенность в преобразованном виде в ценност-

ную сетку профессиональной этики является своеобразным сертификатом ее аутентичности морали как таковой [2. С. 18].

Профессиональные ценности, заявленные и утвержденные в профессиональном этическом кодексе, ориентируют специалиста на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, на профессиональную ответственность за свою деятельность. Специалист, осознающий степень этой ответственности и стремящийся к максимальному соответствию создаваемому кодексом профессиональному идеалу, может быть охарактеризован как профессионал.

Таким образом, профессионализм в любой сфере профессиональной деятельности предполагает выполнение требований профессиональной этики. Неотъемлемой характеристикой личности профессионала является развитое профессионально-нравственное сознание.

Система профессиональной этики базируется на двух основоположениях. Предметом ее изучения является:

— с одной стороны, совокупность профессиональных навыков, умений и знаний человека, их реализация в повседневной практике профессионального труда, специфика данной профессии, профессиональные отношения, одним словом, собственно профессиональное;

— с другой стороны, становление и развитие нравственного сознания работника, его моральные ценности и нравственные установки, моральное поведение, моральный облик в целом, т.е. этическое.

Профессиональное и этическое в равной мере являются системообразующими факторами современной профессиональной этики. Их соотношение зависит от специфики определенного вида профессиональной деятельности.

Очевидно, что степень сближения профессионального и этического выше в профессиях типа «человек—человек», в тех сферах профессиональной деятельности, которые непосредственно связаны с удовлетворением потребностей личности.

В таких профессиях профессиональное часто выступает как моральное, и наоборот: моральные отношения вплетены в содержание профессиональной работы, а сама она практически полностью предстает как нравственная по своему характеру деятельность.

Профессиональная пригодность и профессионализм в данных профессиях подразумевает не только набор определенных навыков и умений, но и совокупность нравственных качеств работника, которые здесь имеют не меньшее значение, чем квалификация.

Взаимосвязь профессионального и этического многоаспектна и имеет глубокие исторические корни.

Наиболее ярко эта взаимосвязь проявляется в уникальных профессиональных достижениях людей. Профессиональное развитие личности, высшей формой которого является способность к профессиональному творчеству, новаторство и смелость идей в сочетании с опорой на лучшие профессиональные традиции укрепляет нравственные черты индивида, позволяет гармонизировать различные стороны жизнедеятельности личности.

Важнейшей формой гармонизации профессионального и этического выступает народное творчество, традиционные народные ремесла. Именно народное творчество воплощает органическое единство профессионального и нравственного аспектов. Этим обусловлена в значительной мере и его жизненность [5. С. 35].

Традиционные формы народного творчества являются важнейшим источником становления и развития профессионализма.

Во-первых, становление новых профессий зачастую происходит путем их первоначального зарождения и формирования в народном творчестве.

Во-вторых, в народном творчестве вырабатываются и закрепляются разнообразные трудовые приемы и технологические процессы.

В-третьих, народное творчество играет огромную роль в профессиональном и нравственном воспитании личности.

Участие молодежи в традиционных народных ремеслах способствует выявлению индивидуальных способностей личности и последующему выбору профессии в соответствии с ними. Правильный выбор профессии, в свою очередь, способствует нравственному развитию человека, укрепляет цельность его личности.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что философский характер этики дает ей возможность приложения моральных оценок к различным социальным явлениям и процессам, прежде всего к трудовой и профессиональной деятельности.

Возникновение профессиональной этики связано с осмыслением проблем профессиональной морали, в свою очередь явившейся следствием общественного разделения труда и сопутствующей ему специализации и профессиональной дифференциации.

Одним из важнейших критериев моральной оценки качества профессиональной деятельности и личности работника становится профессионализм, подразумевающий не только совокупность определенных профессиональных знаний, умений и навыков, но и нравственный облик специалиста, выполнение им требований профессиональной этики, способность руководствоваться в собственной профессиональной деятельности как общечеловеческими, так и профессиональными моральными нормами.

Сегодня профессиональная этика приобретает особое значение. Изучая конкретные условия реализации общих нравственных требований в зависимости от своеобразия социальной роли представителя той или иной профессии, профессиональная этика отыскивает в профессиональной практике такие способы поведения, которые усиливают действие общих требований нравственности и, закрепляя их как норму, помогает профессиональной группе вписаться в общую нравственную систему.

Профессиональная этика может и должна стать теоретической основой развития современной нравственной культуры человека. В систему современной профессиональной этики в качестве одного из важнейших понятий включено понятие профессионализма. Именно сплав профессионализма и моральных ценностей образует профессиональную этику.

Д.С. Авраамов в своем учебном пособии, посвященном профессиональной этике журналиста, ставит вопрос: «Могут ли профессионализм и этика, соединив-

шись друг с другом, стать источником принципиально нового знания? Или весь смысл их симбиоза только в переводе общих шаблонов на профессиональную кальку?» [1. С. 17].

На наш взгляд, значимость категории «профессионализм» в системе профессиональной этики состоит в том, что предметное поле этой категории включает в себя как профессиональное, так и этическое. Профессионализм личности предполагает определенный уровень ее нравственного развития, поэтому этическое не является чем-то внешним по отношению к профессионализму, а, напротив, органично входит в его структуру.

Перспектива развития профессиональной этики как философской науки состоит в гармонизации профессионального и этического в ее структуре, что возможно в рамках научно-практического исследования профессионализма в единстве всех его аспектов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] АвраамовД.С. Профессиональная этика журналиста. — М.: МГУ, 1999.

[2] Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. — 2005. — № 8.

[3] Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. — М., 2008.

[4] Де Джордж Р.Т. Деловая этика. — М., 2003.

[5] Капто А.С. Профессиональная этика. — М., 2006.

[6] Карнишина Н.Г. Профессиональная этика. — Пенза, 1997.

[7] Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. — М., 2000.

[8] Лиджиев Н.С. Профессиональная этика. — Элиста, 1997.

[9] Рождественский Ю.В. Словарь терминов: мораль, нравственность, этика. — М., 2002.

[10] Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. — М., 1989.

[11] Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. — Киев, 1983.

[12] Этика / Под ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. — М., 1999.

[ 13] Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. — М., 2001.

[14] Moral expertise: Studies in practical and professional ethics. — New York, 1990.

[15] Professionalism and ethics in the public service. — New York, 2000.

PROFESSIONAL ETHICS: PROBLRMS OF THEORY AND METHODOLOGY

V.A. Tsvyk

Department of Ethics Faculty of Humanities and Social Sciences Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article analysis current views of notion, essence and structure of professional ethics. The article also considers main categories and problems of ethics and its correlation with general theory of morals. Key words: professional ethics, professional ethics, professional, ethical, professionalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.