ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ
Г.В. Прокопеня
Государственное бюджетное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 213 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Белградская ул., 20, корп. 2, Санкт-Петербург, Россия, 1922122
Описан практический опыт по обеспечению безопасных условий обучения школьников и труда сотрудников образовательного учреждения через внедрение системы экологического менеджмента в средней общеобразовательной школе на основе сетевого взаимодействия с заинтересованными лицами и сторонами данного процесса.
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, модель сетевого взаимодействия, система экологического менеджмента, служба экологического управления.
В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011— 2020 гг. «Петербургская школа 2020» четко сформулировано новое понимание образовательного учреждения как открытого образовательного пространства. Здесь впервые социализация, т.е. «усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений» [1] определяется как фундаментальное понятие образовательной концепции, а развитие социально-педагогического партнерства объявлено приоритетной сферой государственной политики.
Школа является важнейшим институтом социализации человека, протекающей в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, в том числе, влияющими на состояние его здоровья — как физического, так и психического. Ограниченность же деятельности школы только решением образовательных задач может повлечь негативное отношение школьников к данному институту как к той среде, которая позволила школьнику утратить здоровье, стремление к обучению. «Требуются кардинальные преобразования, в центре внимания которых — экологизация всех основных видов деятельности человечества, самого человека, изменение его сознания и созидание нового общества» [2].
На уровне школы возникает целый ряд противоречий, которые в конечном счете влияют на уровень экологической безопасности в ее стенах:
— противоречия между необходимостью обеспечения реализации биосферной функции человечества по сохранению и устойчивому воспроизводству жизни и недостаточным уровнем экологической компетентности населения в целом и выпускников общеобразовательных школ в частности;
— противоречия между требованиями современного открытого общества во взаимообогащении опыта в области защиты окружающей среды и реально существующей боязнью школы к созданию развитых сетей социального взаимодействия;
— противоречия между социальным заказом на подготовку граждан, способных эффективно реализовать принципы устойчивого развития, и низкой мотивацией, слабой готовностью всех субъектов образовательного процесса к экологической деятельности, преобладанием прагматического отношения к природе;
— противоречия между потребностью в модернизации содержания и технологий школьного экологического образования на основе деятельностного подхода, результатом которого является развитая экологическая компетентность, и доминированием в педагогической практике ориентации на формирование теоретических знаний.
Программа сетевого взаимодействия школы с субъектами социально-экологической деятельности должна способствовать разрешению данных противоречий через систему взаимоотношений образовательного учреждения с окружающим миром. В разработке и реализации данной программы участвовали ГБОУ СОШ № 213 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена [3].
Сфера образования становится все более значимой для личности обучаемого и обучающего своими последствиями, поэтому важно понимать ответственность субъектов образовательного процесса в их отношении к образованию как к общественному благу. Перед современным человеком открылись, с одной стороны, небывалые для предшествующих поколений пути социализации, возможности физического, психического и социального развития, востребования природных задатков, самореализации в огромном и прекрасном мире природы, людей и культуры, познания мира и себя, беспредельного самосовершенствования, проявления в творчестве, созидании. С другой стороны, в прошлом не было столько подстерегающей опасности ранней деградации. Современная цивилизация добавила быстроменяющиеся факторы, которые усиливают рассогласование человека со средой, прежде всего природной. К сожалению, современные школьники не достаточно обучены умению жить в равновесии с окружающей средой, умению сохранять и восстанавливать свое психическое и физическое здоровье.
Переориентация образования в интересах отказа от неустойчивых моделей производства и потребления, бережного отношения к окружающей среде, достижения взаимопонимания и социальной стабильности, а также решения целого ряда задач экономического, социального и экологического развития должна способствовать переходу человечества на путь устойчивого развития.
В качестве главного результата образования видится готовность и способность выпускников школы нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.
Автор полагает, что школа, ориентированная на построение инновационной модели образовательного пространства на основе сетевого взаимодействия со всеми стейкходерами решения экологических проблем, позволит решить задачу пе-
рехода к устойчивому развитию с наибольшим эффектом. Ведь востребованность инновационных подходов в сфере экологического управления является насущной не только в производственной сфере, но также и в сервисной, элементом которой выступает и школа [4]. Однако экоинновационные основы деятельности описаны лишь в небольшом количестве трудов [5].
В таком открытом образовательном пространстве, будь то университет или школа, процесс обучения и воспитания выходит за границы образовательного учреждения, оказывается связанным с целой сетью организаций-практиков, учреждений власти, НКО, другими отечественными и зарубежными образовательными учреждениями. Такие инновационные виды деятельности, как внедрение системы экологического менеджмента, также не могут быть реализованы вне сетевого взаимодействия со стейкхолдерами охраны окружающей среды (см. рис. 1).
Высшая школа; образовательные центры; производства; независимые организации; зарубежные партнеры; | сетевое сообщество Интернет; просветительские организации и т.п.
Научно-методическая деятельность
Практическая деятельность
Органы гос. управления; органы общ. управления; население; международные организации и т.п.
Органы государственного; управления; высшая школа; органы самоуправления; психологические службы ; Интернет и т.п.
Мониторинг
Система экологического менеджмента
Высшая школа,
экологические организации, НКО, международные организации и т.п.
Рис. 1. Классификация стейкхолдеров сетевого взаимодействия образовательного учреждения со стейкхолдерами охраны окружающей среды
Образовательные ориентиры, сформулированные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и стратегии «Петербургская школа 2020», новые требования к реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, обусловили необходимость создания принципиально новой программы развития для школы № 213 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга под общим названием «Открытая школа — школа ответственности за будущее». В основу программы заложена идея проектирования об-
разовательного пространства школы как открытой системы сетевых взаимосвязей участников образовательного процесса, социального и экологического окружения, для целей формирования личности, ответственной за свое будущее и будущее своей страны, способной к самосовершенствованию и социально значимой самореализации на основе синергетического подхода к образованию (педагогике).
РГПУ им. А.И. Герцена в лице профессора В.П. Соломина, профессора О.Г. Роговой, доцента З.В. Апеваловой, ассистента Д.Ю. Титовой и др., в качестве сетевого партнера принял активное участие в формировании программы развития для школы, а впоследствии в разработке и защите перед Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга инновационной программы внедрения системы экологического менеджмента в школе. Университет выступил инициатором создания подобных программ, в частности потому, что современный вуз, по замыслу Министерства образования и науки РФ, должен быть не только источником высшего образования для населения, но и научно-исследовательским центром, а также должен развивать собственную инновационную инфраструктуру.
Поскольку внедрение систем экологического менеджмента в учебных учреждениях является инновационной деятельностью, представляется необходимым вписать ее в качестве направления в инновационную инфраструктуру вуза, который занимается разработкой и реализацией подобного рода программ.
Еще одной причиной, по которой вуз включился в данную работу, явился большой опыт РГПУ им. Герцена по разработке систем экологического менеджмента для высших учебных заведений. Данная научно-исследовательская работа ведется в РГПУ им. Герцена с 2006 г. и частично уже апробирована на базе различных организаций сервисной сферы.
В контексте Программы развития школы с целью качественного изменения систем ресурсного обеспечения, управления и обновления содержания образования была разработана и апробирована инновационная образовательная программа «Сетевое взаимодействие школы с субъектами социально-экологической деятельности — шаг к устойчивому развитию».
Главный тезис программы — переход к устойчивому развитию через комплекс сетевых взаимодействий и социального партнерства с организациями, которые также считают экологические проблемы в качестве приоритетных и требующих скорейшего решения — вытекает из основных задач, поставленных перед современной школой. В стандарте второго поколения сформированность основы экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях рассматривается как результат освоения общеобразовательной программы личностью.
В требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования ФГОС прямо указывается, что образовательная программа должна обеспечить формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактив-
ных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения.
Таким образом, программа, разработанная на реальном опыте общеобразовательной школы и вуза в контексте базовых документов российской образовательной политики, может стать действенным инструментом для планомерной подготовки и переходу общеобразовательной школы на стандарты второго поколения, а также для обеспечения безопасных, здоровьесберегающих условий труда и обучения.
В результате ОУ обладает целой системой взаимосвязанных документов, обеспечивающих эффективное сетевое взаимодействие (рис. 2).
Многолетний опыт участия коллектива школы в международном экологическом проекте JEM, инициаторами которого еще в начале 1990-х гг. стали учителя ГБОУ СОШ № 213 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и Букингем-ской школы (США), а в настоящее время являются дети из шести стран мира (России, США (штат Пенсильвания и штат Гавайи), Индии, Австралии, Китая, Эквадора, Кении, Франции), позволил выйти на качественно новый уровень осмысления значимости экологического воспитания в интересах устойчивого развития общества.
К сожалению, общепринятая практика проведения локальных экологических акций и проектов без внесения изменений в систему управления и содержания образования дает незначительные результаты, большинство современных детей остаются недостаточно обученными жить в равновесии с окружающей средой, умению сохранять и восстанавливать свое психическое и физическое здоровье.
Рис. 2. Система документов, обеспечивающих концепцию сетевой модели образовательного учреждения
Поэтому реализация сетевой системы экологического менеджмента направлена на то, чтобы экологически безопасная среда в школе формировалась для следующих категорий:
— учеников: получая объективные данные о мире, ученики становятся более уверенными в себе, способными принимать экологически взвешенные решения, уметь грамотно реагировать на ЧП, ориентироваться в системах энергосбережения, экономии воды и т.п.;
— родителей: повышение лояльности к школе вследствие включенности в процесс образования и воспитания; повышение уверенности в том, что их дети адаптированы и более гибки в принятии ответственных решений;
— сетевых партнеров: школы — прекрасная база для проведения исследований, а также апробации инновационных образовательных программ.
Подобные проекты сетевых систем экологического менеджмента представляются инвестиционно привлекательными:
— для вузов: сотрудники школы — хороший кадровый капитал для проведения совместных НИР, финансируемых Министерством образования и науки РФ;
— организаций, производящих продукцию по защите окружающей среды и экономии ресурсов: реализация школе рекламных партий энергосберегающих лампочек; очистителей для воды, тестерных системы для химических исследований и т.п.;
— родителей: вложение в платные совместные мероприятия школы и сетевых партнеров — хорошая возможность расширить образовательные границы ребенка;
— учреждений управления образованием: возможность вложить требуемые средства для реализации проекта будет способствовать разработке универсальной модели сетевого сотрудничества для целей устойчивого развития, следовать которой смогут другие школы Санкт-Петербурга и РФ.
Для целей мониторинга и контроля экологических показателей условий безопасности в школе создается Служба экологического управления ГБОУ СОШ № 213 (СЭУ), которая является коллегиальным совещательным органом, действующим на общественных началах, с целью решения проблемных вопросов связанных с воздействием субъектов образовательного процесса на окружающую среду и для оптимизации внутренней экологической среды в интересах устойчивого развития.
СЭУ является формой коллегиального управления представителей администрации образовательного учреждения (ОУ), педагогического коллектива, обслуживающего персонала, родительского комитета ОУ, определяющей экологическую политику ОУ, разработку проектов нормативных локальных актов, принятии управленческих решений органами местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а также среды обитания человека.
Задачами СЭУ в области обеспечения экологической безопасности учеников являются:
— разработка проекта политики самоуправления в сфере экологии и природопользования;
— разработка плана создания и внедрения системы экологического менеджмента в ОУ;
— разработка и внедрение организационной структуры сетевой системы эко-менеджмента;
— выдвижение и поддержка гражданских инициатив в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
— проведение мониторинговых и контрольных операций;
— методическая и консультационная поддержка деятельности по внедрению методов экологического менеджмента и разработки документации сетевой системы экологического менеджмента в ОУ;
— организация и координация практической деятельности экологической направленности в ОУ;
— организация системного взаимодействия ОУ с социальными партнерами, заинтересованными в решении экологических проблем;
— подготовка отчетов администрации ОУ;
— подготовка предложений руководству ОУ по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, материально-технической базы, документации в соответствии с принципами построения экологосообразной среды;
— обеспечение открытости деятельности Службы через использование школьных стендов, школьной периодической печати и сайта школы информирование общественности об экологических инициативах ОУ;
— развитие института общественного экологического контроля и выработка рекомендаций, направленных на решение вопросов в сфере охраны окружающей среды и природопользования для создания благоприятных условий жизнедеятельности.
Для того, чтобы данные задачи оказались реализованными, экослужба школы должна выполнять целый ряд управленческих функций:
— упорядочение рабочих процессов в ОУ по вопросам экологии, охраны окружающей среды и природопользования;
— разработка и содействие внедрения системы экологического менеджмента в ОУ;
— разработка и содействие реализации комплексной системы и программ экологического образования и просвещения в ОУ;
— разработка механизмов участия всех субъектов образовательного процесса в принятии общественно-значимых решений по вопросам охраны окружающей среды, здоровья человека и рационального природопользования;
— сбор и обобщение предложений по вопросам воспитания экологической культуры, охраны окружающей среды и природопользования;
— разработка проектов и образовательных программ, направленных на охрану окружающей среды и создание экологосообразной образовательной среды ОУ;
— организация и проведение экологических акций, конференций, семинаров, выставок, иных мероприятий, пропагандирующих охрану окружающей среды, в том числе здорового образа жизни и зоозащитную деятельность;
— пропаганда передовых методов организации рационального природопользования и сохранения здоровья человека в условиях обеспечения безопасности в школе;
— обучение и мотивация педагогического коллектива с привлечением социальных партнеров;
— привлечение общественных и иных сетевых партнеров к работе СЭУ, обеспечение взаимодействия ОУ с органами государственной власти и органами местного самоуправления, с социальными партнерами, заинтересованными в формировании экологической культуры у всех субъектов образовательного процесса;
— координация деятельности стейкхолдеров в рамках совместных акций, форумов, конференций и других мероприятий.
В заключение представляется необходимым заметить, что одним из основных вопросов создания Службы экологического управления является требование изыскивать сотрудников для нее. В этой сфере автором статьи проведена работа по выявлению реального функционала администрации школы, учителей химического и биологического профилей, старост классов. В результате оказалось возможным создание СЭУ на базе имеющихся штатных единиц. Более того, большая часть сотрудников СЭУ — это самоуправляемая структура, состоящая из учеников — экспертов состояния внутренней среды школы.
Таким образом, обеспечение экологически безопасных условий обучения и труда в школе окажется эффективным в случае использования сетевых технологий экологического менеджмента, создания соответствующей службы управления данным процессом и действенных форм школьного экологического самоуправления.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011—2020 гг. [Электронный ресурс]. — URL: http://k-obr.spb.ru/downloads/435/Lpdf. Рус. яз. Доступ свободный.
[2] Хабарова Е.И. Экологически ориентированный производственный менеджмент [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cfin.ru/press/management/2000-3/12.shtml. Рус. яз. Доступ свободный
[3] Соломин В.П. и др. Экологический менеджмент образовательных учреждений: концепции, система, модели сетевого взаимодействия / В.П. Соломин, А.П. Панфилова, З.В. Апева-лова, Д.Ю. Титова, О.Г. Роговая / Под ред. проф. В.П. Соломина и доц. З.В. Апевало-вой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
[4] Апевалова З.В. Экоинновационный менеджмент современных предприятий в контексте требований «зеленой экономики» // Экономика и менеджмент систем управления. — 2012. — Т. 6. — № 4.2. — С. 201—206.
[5] Громова Л.А., Апевалова З.В. Экоинновационный менеджмент конгрессно-выставочных мероприятий: основные этические модели // Этносоциум и межнациональная культура. — 2012. — № 4. — C. 117—122.
LITERATURA
[1] Strategiya razvitiya sistemy obrazovaniya Sankt-Peterburga 2011—2020 gg. [E'lektronnyj resurs]. — URL: http://k-obr.spb.ru/downloads/435/Lpdf. Rus. yaz. Dostup svobodnyj.
[2] Xabarova E.I. E'kologicheski orientirovannyj proizvodstvennyj menedzhment [E'lektronnyj resurs]. — URL: http://www.cfin.ru/press/management/2000-3/12.shtml. Rus. yaz. Dostup svo-bodnyj.
[3] Solomin V.P. i dr. E'kologicheskij menedzhment obrazovatel'nyx uchrezhdenij: koncepcii, sistema, modeli setevogo vzaimodejstviya / V.P. Solomin, A.P. Panfilova, Z.V. Apevalova, D.Yu. Titova, O.G. Rogovaya / Pod red. prof. V.P. Solomina i doc. Z.V. Apevalovoj. — SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.
[4] Apevalova Z. V. E'koinnovacionnyj menedzhment sovremennyx predpriyatij v kontekste tre-bovanij «zelenoj e'konomiki» // E'konomika i menedzhment sistem upravleniya. — 2012. — T. 6. — № 4.2. — S. 201—206.
[5] Gromova L.A., Apevalova Z.V. E'koinnovacionnyj menedzhment kongressno-vystavochnyx meropriyatij: osnovnye e'ticheskie modeli // E'tnosocium i mezhnacional'naya kul'tura. — 2012. — № 4. — S. 117—122.
TASKS OF THE SCHOOL SERVICE OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT IN THE FIELD OF FORMATION OF THE SAFE AND HEALTH SAVING SCHOOL ENVIRONMENT
G.V. Prokopenya
State budgetary educational institution secondary comprehensive school № 213 of the Frunzensky district of St. Petersburg The Belgrade str., Dr. 20, 2, Saint-Petersburg, Russia, 1922122
The article represents the description of practical experiment on providing safe conditions of training of school students and work of staff of educational institution through introduction of system of environmental management at high comprehensive school on the basis of network interaction with interested persons and the parties of this process.
Key words: health saving environment, model of network interaction, system of environmental management, service of the environmental management.