2. Apevalova Z. V. Ekoinnovatsionnyj menedzhment sovremennyh predprijatij v kontekste trebovanij «ze-lenoj ekonomiki» // Ekonomika i menedzhment sistem upravlenija. 2012. T. 6. № 4.2. S. 201-206.
3. Gumanisticheskaja model' ekologicheskogo obrazovanija. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.aseko.org/theory/hum02.htm, svobodnyj. Zagl. s ekrana. Rus. jaz. Data dostupa: 01.02.2012.
4. Dolgorukov A. Metod case-study kak sovremennaja tehnologija professional'no-orientirovannogo obuchenija. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.evolkov.net/learn/methods/case.study.html, svobodnyj. Zagl. s ekrana. Rus. jaz. Data dostupa: 02.05.2013.
5. Zinchenko Z. V. Jeticheskie osnovanija ekologicheskogo menedzhmenta: Dis. ... kand. filos. nauk. SPb., 2005. S. 173.
6. Metod kejs-stadi (case study) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.magistr.net.ua/article/16.htm. Zagl. s jekrana. Rus. jaz. Data dostupa: 15.05.2013.
7. Ozhegova L. A. Metod Case Studies kak effektivnaja forma obuchenija studentov geograficheskih spet-sial'nostej // Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo: Serija «Geografija». 2012. №4. S. 87-96.
8. Pahomova I., Rihter K., Jendres A. Ekologicheskij menedzhment. SPb.: Piter, 2004. 352 s.
9. Savkin V. I. Rol' ekologicheskogo menedzhmenta v organizatsionno-ekonomicheskom razvitii predprijatij APK // Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta. 2010. № 8. S. 44-46.
10. Ekologicheskoe obrazovanie: Uchebno-metodicheskoe posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2000. 204 s.
А. А. Колчина
Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)
ПОЭТАПНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В ВУЗЕ
Автор раскрывает этапы организации студенческих сообществ в вузе, ориентированные на развитие у студентов социальных компетенций: цель и задачи воспитания, содержание деятельности преподавателя и студентов, формы и ведущие технологии на каждом из этапов.
Ключевые слова: студенческие сообщества, этапы организации воспитательной деятельности, воспитательная деятельность, куратор, социальные компетенции.
A. Kolchina
Stage-by-stage Organization of Student's Communities at a HEI
The article reveals the stages of students ’ community organization at a univesity focusing on the development of students' social competencies, the purpose and objectives of education, the substance of teachers ’ and students ’ activities, the forms and leading technologies at each of the stages.
Keywords: students' communities, pedagogical stages of organization, of pedagogical activities, curator, social competencies.
Сегодня вуз характеризуется изменения- студентов и преподавателей. Происходящие
ми в своей деятельности, которые связаны с в вузе преобразования не могут не затраги-
переходом на уровневую систему образова- вать воспитательную деятельность со сту-
ния, с расширением и обновлением образо- дентами как неотъемлемую составляющую
вательной среды, со взаимоотношениями профессионального образования. Перед
210
преподавателем ставится задача развивать у студентов социальные компетенции. Вместе с тем необходимые для этого педагогические условия организации воспитательной деятельности в вузе не разработаны. В связи с предположением, что организация воспитательной деятельности в студенческих сообществах осуществляется поэтапно, в статье нами будут смоделированы этапы такой деятельности.
В нашем исследовании важнейшим педагогическим условием организации воспитательной деятельности в современном вузе выступает направленность на развитие социальных компетенций студентов, разнообразие студенческих сообществ. Поэтому необходимо разработать этапы организации воспитательной деятельности в вузе, соответствующие этому условию. Обозначим цель воспитания, раскроем основное содержание деятельности преподавателя, воспитательные формы, обозначим ведущую технологию на каждом из этапов.
Особенность организации воспитательной деятельности в студенческих сообществах заключается в том, что, по мере развития у студентов социальных компетенций, они объединяются для реализации различных проектов, создают самоорганизующиеся сообщества, а в дальнейшем — помогают студентам младших курсов в решении их проблем и в реализации инициатив. На каждом этапе преподаватель осуществляет педагогическое содействие студентам. Он поддерживает, активизирует, стимулирует деятельность студентов по созидательному решению личных и общественных проблем и развитию социальных компетенций.
Исходя из особенностей воспитательной деятельности в студенческих сообществах, нами были разработаны следующие этапы организации воспитательной деятельности в студенческих сообществах: первый этап — «Создание студенческого сообщества академической группы», второй этап — «Развитие созидательной инициативы студентов», третий этап — «Развитие лидерских способностей студентов».
Первый этап воспитательной деятельности в студенческих сообществах «Создание студенческого сообщества академической группы». На данном этапе преподаватель по преимуществу взаимодействует со студентами первого курса академической группы. Общую логику действий преподавателя и студентов можно представить как пошаговое создание условий для освоения студентами теоретического материала о сообществе, групповой работе, организаторской деятельности, разработке и проведении коллективных творческих дел к практической деятельности по планированию и самоорганизации жизнедеятельности студенческого сообщества. Деятельность преподавателя и студентов можно представить в виде следующей последовательности шагов: 1) выбор личностно значимой для студентов проблемы; 2) осмысление проблемы; 3) составление плана деятельности по решению проблемы; 4) реализация плана на практике; 5) осмысление деятельности; 6) совершенствование себя; 7) применение опыта в новой ситуации. Основная цель деятельности преподавателя на первом этапе заключается в создании условий для включения студентов в решение задач самоорганизации жизнедеятельности студенческого сообщества посредством освоения ими первичного опыта такой самоорганизации в сообществе, в котором объединены студенты, проявляющие интерес к профессиональной деятельности педагога-воспитателя.
В связи с тем, что у студентов на первом этапе нет опыта совместной деятельности, преподаватель занимает позицию куратора. И. Исаев и Е. Кролевецкая полагают, что сегодня куратор выступает одновременно инициатором, руководителем и вдохновителем студенческой активности. Целесообразно, чтобы система отношений куратора со студентами была основана на эмоциональной заинтересованности, включенности, личностной независимости, самостоятельности и стремлении к сотворчеству [3]. Для выполнения нашего исследования важ-
ны идеи Н. А. Жокиной о том, что деятельность куратора связана с формированием положительной мотивации к будущей профессии, с организацией разнообразной вне-учебной деятельности, с вовлечением студентов в общественную жизнь вуза, со стимулированием инициативы, творчества молодых людей, с созданием условия для их самореализации. «Именно с кураторов начинается переосмысление роли преподавателя в современном вузе, выработка субъект-субъектных взаимоотношений «студент — преподаватель»» [2, с. 98].
Опираясь на выделенные нами идеи о кураторской деятельности, мы определили основные последовательные действия куратора на данном этапе. Куратор предлагает студентам объединиться в сообщество, помогает студентам организовать жизнедеятельность сообщества академической группы. Он мотивирует студентов, помогает им организовать совместную деятельность, вместе со студентами планирует жизнедеятельность сообщества. Студенты на данном этапе начинают выстраивать свой образовательный маршрут, выбирают студенческий совет группы и старосту. Они включаются в деятельность студенческих сообществ, которые им интересны. Первокурсники разрабатывают проект замысла студенческого сообщества и реализуют его на практике.
Основой содержания деятельности сообщества академической группы становятся волнующие студентов проблемы, которые определяются преподавателем и студентами. Прежде всего, это проблемы, связанные с адаптацией первокурсников в университете, с выстраиванием взаимоотношений друг с другом. Для решения таких проблем молодые люди создают временные советы дел, осмысливают значимую для сообщества проблему, разрабатывают и реализуют серию коллективных творческих дел. Также студенты подводят итоги за период жизнедеятельности студенческого сообщества.
Основными формами воспитательной деятельности на данном этапе могут быть
лекции с использованием современных педагогических технологий, дискуссии, круглые столы, ток-шоу, конкурсы на лучшую разработку коллективных творческих дел, заочные экскурсии, выставки, фестивали, «живые газеты», презентации достижений студентов, пресс-конференции, панорамы. Ведущая технология этапа — технология обогащения опыта созидания студентов, разработанная Р. У Богдановой [1]. Педагогическое содействие осуществляется на каждом витке, в соответствии со стадиями разработки и реализации коллективных творческих дел.
Второй этап воспитательной деятельности в студенческих сообществах «Развитие созидательной инициативы студентов».
На данном этапе преподаватель взаимодействует с проектными студенческими сообществами и с сообществами по интересам.
Цель деятельности преподавателя — создание условий для развития созидательной активности студентов, для стимулирования их инициативы в решении социально значимых проблем в сфере образования. Ко второму этапу студенты овладевают социальными компетенциями, связанными с организаторской деятельностью. Поэтому они начинают проявлять больше самостоятельности. Содержание их деятельности связано с разработкой и реализацией проектов в различных образовательных пространствах. На данном этапе студенты объединяются в проектные сообщества, а также включаются в деятельность других сообществ университета. Одним из способов включения студентов в такую деятельность может быть конкурс.
Преподаватель занимает позиции консультанта и эксперта. Основные действия преподавателя состоят в том, что он мотивирует студентов к участию в социально значимой деятельности, предлагает включиться в решение социально значимых проблем, поддерживает инициативы студентов, осуществляет организационную работу по объединению молодых людей в проектные
сообщества, помогает студентам разработать проект, а также реализовать его. Преподаватель содействует в установлении взаимодействия с социальными партнерами, организует обучение студентов социальному проектированию, консультирует студентов по разработке и реализации проектов, оценивает продукты деятельности, созданные молодыми людьми, готовит их к презентации результатов реализованных проектов.
Основная деятельность студентов заключается в том, что они выбирают проблему и создают проектные сообщества. В основном это проблемы, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов. Далее в сообществах молодые люди разрабатывают общий замысел проекта, оформляют текст проекта и реализуют его на практике, взаимодействуя при этом с разными социальными партнерами. Также студенты оформляют результаты проекта и представляют их общественности. Педагогическое содействие студентам осуществляется в соответствии со стадиями разработки и реализации проектов.
Преподаватель использует такие формы воспитательной работы, как общественнопрофессиональная защита, экспертное бюро, презентация, учебно-проектировочный семинар, конкурс, проектировочная мастерская, образовательная площадка, консультация, творческая лаборатория, форум. Ведущей педагогической технологией на данном этапе является проектная технология.
Третий этап воспитательной деятельности в студенческих сообществах «Развитие лидерских способностей студентов».
К этому этапу молодые люди уже приобретают опыт решения личностных и социально значимых проблем, опыт жизнедеятельности в разнообразных студенческих сообществах — как в сообществе академической группы, так и в самоорганизующихся сообществах. На данном этапе преподаватель взаимодействует с сообществами, связанными с будущей профессиональной
деятельностью студентов. Цель воспитательной деятельности на третьем этапе заключается в создании условий для вовлечения студентов в профессиональные сообщества посредством взаимодействия со студентами младших курсов на основе инициативной коллективной творческой деятельности.
В связи с тем, что у молодых людей возникает потребность проявить на практике освоенные социальные компетенции, организаторские и коммуникативные умения, преподаватель предлагает студентам стать кураторами различных студенческих сообществ или лидерами сообществ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. На этом этапе преподаватель выступает в роли социального продюсера. Для того чтобы определить содержание его деятельности, обратимся к источникам, в которых раскрыты особенности этой позиции. Для выполнения нашего исследования представляет интерес опыт Гуманитарного лицея в городе Ижевске, в котором введена должность социального продюсера в старших классах. По мнению Т. М. Ковалевой, «социальный продюсер — специальная тьюторская позиция, которая регулирует (или помогает регулировать) социальные и профессиональные аспекты деятельности старшеклассника» [4, с. 27]. Социальный продюсер помогает учащимся включиться в социально значимые программы разного уровня, оказывает им консультационную поддержку в выстраивании дальнейшего образовательного маршрута. Он занимается организацией предпрофессиональных стажировок, практик, профессиональных проб, которые позволяют старшеклассникам приобрести опыт реальной профессиональной деятельности [4; 5]. М. П. Черемных полагает, что социальный продюсер помогает молодым людям осмыслить свою жизненную траекторию, осознать свои возможности и образовательные перспективы, составить свою индивидуальную образовательную программу [6].
Опираясь на представленный опыт, мы При желании студенты организуют различ-
определили основные действия преподава- ные созидательные сообщества. Преподавателя — социального продюсера, которые тель осуществляет педагогическое содейст-
состоят в том, что он предлагает студентам вие студентам по мере возникновения у них
старших курсов стать кураторами студентов проблем, когда они обращаются за помо-
младших курсов или стать организаторами щью. Он использует такие формы воспита-
сообщества. Преподаватель помогает разра- тельной работы, как переговорная площад-
ботать план жизнедеятельности студенче- ка, проектировочная мастерская, круглый
ского сообщества младших курсов, устано- стол, презентация, беседа, консультация.
вить контакты с разными профессиональ- Ведущая педагогическая технология — тех-
ными сообществами, с социальными парт- нология индивидуальной педагогической
нерами. Он выстраивает возможную страте- поддержки.
гию действий по реализации различных Таким образом, в данной статье пред-инициатив студентов. ставлено содержательное наполнение эта-
Старшекурсники становятся кураторами пов организации воспитательной деятель-
различных сообществ студентов младших ности в студенческих сообществах, ориен-
курсов. Они разрабатывают план действий тированных на развитие социальных компе -
по кураторству самоорганизующихся сооб- тенций студентов.
ществ, реализующих различные проекты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданова Р. У. Гуманитарные ориентиры исследования творческой индивидуальности человека (педагогический аспект): Научно-методические материалы. СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. 272 с.
2. Жокина Н. А. Профессиональное воспитание студентов // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 96-99.
3. Исаев И., Кролевецкая Е. Институт кураторства: проблемы эффективности // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 90-94.
4. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 64 с.
5. Митрошина Т. М. Опыт проектирования позиции социального продюсера в старшей профильной школе // Удмуртский региональный центр развития тьюторских практик. [Электронный ресурс]. URL: http://www.thetutor.izhev.ru/page6.html [дата обращения: 15.03.2012].
6. Черемных М. П. Организационно-педагогические условия индивидуального образования старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2007. 22 с.
REFERENCES
1. Bogdanova R. U. Gumanitarnye orientiry issledovanija tvorcheskoj individual'nosti cheloveka (peda-gogicheskij aspekt): Nauchno-metodicheskie materialy. SPb.: OOO «Knizhnyj dom», 2008. 272 s.
2. Zhokina N. A. Professional'noe vospitanie studentov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 1. S. 96-99.
3. Isaev I., Kroleveckaja E. Institut kuratorstva: problemy effektivnosti // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007. № 10. S. 90-94.
4. Kovaleva T. M. Materialy kursa «Osnovy t'jutorskogo soprovozhdenija v obshchem obrazovanii»: lektsii 5-8. M.: Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentjabrja», 2010. 64 s.
5. Mitroshina T. M. Opyt proektirovanija pozitsii sotsial'nogo prodjusera v starshej profil'noj shkole // Ud-murtskij regional'nyj tsentr razvitija t'jutorskih praktik. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.thetutor.izhev.ru/page6.html [data obrashchenija: 15.03.2012].
6. Cheremnyh M. P. Organizatsionno-pedagogicheskie uslovija individual'nogo obrazovanija starsheklass-nikov: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Izhevsk, 2007. 22 s.