Научная статья на тему 'Экологическое образование обучающихся в условиях устойчивого развития общества'

Экологическое образование обучающихся в условиях устойчивого развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА / ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PUPILS IN SUSTAINABLE SOCIETY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / PEDAGOGIC AND ACTIVITY APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ниязова Амина Абтрахмановна, Садыкова Эльза Фаилевна

В статье рассматриваются вопросы теории и практики экологического образования обучающихся в условиях устойчивого развития общества. Раскрыто содержание понятий «экологическое образование», «экологическое образование в целях устойчивого развития общества», выделены его цель, признаки и черты. Проведен анализ ФГОС начальной и основной школы на наличие экологической компоненты, раскрыты особенности педагогического и деятельностного подходов в экологическом образовании обучающихся и определена значимость подготовки будущих педагогов к эколого-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ниязова Амина Абтрахмановна, Садыкова Эльза Фаилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental education of students in a sustainable society

The article reveals the basic theoretical and practical provisions of ecological education in the conditions of modern society. The article focuses on concepts such as "environmental education", "environmental education in modern society", and also sets forth the purpose, characteristics, etc. The authors of the article analyse the federal state educational standard in terms of the environmental component at the primary and secondary levels of modern school. The possibilities and features of pedagogic and activity approaches to environmental education are considered. The significance of training future pedagogues for this type of activity is determined.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование обучающихся в условиях устойчивого развития общества»

УДК 37.016.574

Ниязова Амина Абтрахмановна

кандидат педагогических наук, доцент Сургутский государственный педагогический университет

Садыкова Эльза Фаилевна

кандидат педагогических наук, доцент Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева, филиал Тюменского государственного университета dekanspf@mail.ru, в1вас1уко¥а@и№п

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются вопросы теории и практики экологического образования обучающихся в условиях устойчивого развития общества. Раскрыто содержание понятий «экологическое образование», «экологическое образование в целях устойчивого развития общества», выделены его цель, признаки и черты. Проведен анализ ФГОС начальной и основной школы на наличие экологической компоненты, раскрыты особенности педагогического и де-ятельностного подходов в экологическом образовании обучающихся и определена значимость подготовки будущих педагогов к эколого-педагогической деятельности.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое образование в целях устойчивого развития общества, педагогический подход, деятельностный подход.

В начале третьего тысячелетия в целях сохранения и проведения необходимых для жизнедеятельности общества позитивных преобразований окружающей природы приходит осознание необходимости перехода к тенденции использования ресурсосберегающих и наукоемких технологий.

В России уделяется достаточное внимание изучению вопросов, связанных с решением экологических проблем, охраны естественной среды обитания и ресурсосбережения. Отметим, что актуальность данной проблематики подчеркнута Президентом РФ в выборе определения направленности определенного года: посвящением 2013 года - году охраны окружающей среды и 2017 года - году экологии.

Экологизация образования, культуры, науки и производства обозначаются первоочередными национальными и общечеловеческими приоритетами в мире.

Среди необходимых условий решения экологических проблем Э. В. Сайко выделяет следующие: адекватное понимание характера и принципов существующих отношений общества и природы; определение возможных перспектив изменения поведения и совершенствования действий человека с учетом его способностей к осознанной целенаправленной деятельности [7].

Образование, учитывая современную экологическую обстановку в мире и дальнейшую перспективу в рамках концепции устойчивого развития, становится ценностно-смысловым стержнем общекультурного роста и гражданского воспитания учащейся молодежи.

Приоритетность экологического образования подчеркивает взаимосвязь трех составляющих развития, которое поддерживает само себя (sustainable development): социум - природа - техника. Суть эволюционирования общества в таком аспекте за-

ключается в том, что экономика должна быть эффективной, экономичной; развитие - социально ответственным и справедливым, а действия человека и общества - рациональными [2].

Власть, гражданское общество и личность, сотрудничая в процессе получения образования подрастающим поколением, достигают актуальных результатов в процессе социального обучения и создания необходимой обстановки для формирования экологических ценностей (рис. 1).

Вышесказанное позволяет нам говорить о расширении назначения экологического образования.

Обратимся к содержанию понятия «экологическое образование». Исходя из анализа нормативно-правовых документов и ряда исследований ученых - педагогов, выделено обобщенное понятие экологического образования, представляющего:

- непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, способствующий формированию знаний, умений, ценностных ориентаций, норм поведения и деятельности, обеспечивающий ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью [2];

- образовательно-воспитательную систему, обеспечивающую усвоение и присвоение обучающимися совокупности экологических знаний, умений, навыков, чувств и переживаний, формирующих экологическое сознание и мышление, развивающих их эмоциональную сферу [4].

Для нашего исследования актуальным является экологическое образование в целях устойчивого развития общества, рассматриваемое как опережающее образование, направленное на решение современных социально-экологических проблем, создающее условия для самореализации и развития личности в изменяющейся социоприродной среде. Отметим, что решение задач экологического образования в условиях устойчивого развития общества осуществляется с учетом взаимосвязи

Вестник КГУ Л 2018

© Ниязова А. А., Садыкова Э.Ф., 2018

16

ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЕ

ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ОБЩЕСТВО

\ Экологическое /

\ ОБРАЗОВАНИЕ /

СОЗДАНИЕ УСЛОВИИЧ / СОЗДАНИЕ УЛОВИЙ

. \ ПОДДЕРЖКА / /

ВЛАСТИ

Рис. 1. Взаимосвязь власти, гражданского общества и личности в процессе экологического образования

экономических и социальных проблем, определяющих экологическое благополучие общества. Все вышесказанное требует перестройки привычных представлений человека не только о себе, мире, но и изменения поведения [1].

Исследование литературных источников и опыта образовательных организаций позволило нам определить смысл экологического образования. Это: постановка и осмысливание вопросов, связанных с перспективой будущего; развитие критического и системного мышления человека и человеческого общества; опережающее решение задач, связанных с экологией; применение полученных в результате обучения знаний, компетенций в повседневной жизнедеятельности; разрешение экологических рисков и кризисных ситуаций; проявление ответственности, осмысление результатов своих действий и поступков в биотехносфере.

М.В. Аргунова определяет следующие черты экологического образования:

1) превентивный характер образования, позволяющий избежать, предотвратить глобальные социальные и экологические проблемы в мире и в отдельных регионах посредством проектирования и прогнозирования угроз и рисков;

2) использование интегративных возможностей естественнонаучного и гуманитарного знания;

3) формирование гуманистической направленности личности и экоцентрического сознания для принятия обучающимися ценности природы [1].

Обозначенный смысл образования в условиях самоподдерживающегося развития человеческого общества в биотехносфере актуализирует его формирование в образовательных организациях. Федеральные государственные образовательные стандарты школы начальной и средней ступени определяют программы, носящие межпредмет-

ный, интегративный, конвергентный характер, предусматривающие подготовку обучающихся в соответствии с современными и актуальными тенденциями социокультурногого развития человеческого рода и формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни [6; 5].

Анализ ФГОС приводит к пониманию того, что в современном школьном образовании не представлен отдельный курс экологии. Однако в содержании стандартов в первостепенном порядке указывается приоритетность экологического воспитания и образования, что подчеркивает необходимость включения в содержание учебных предметов экологической информации, а при возможности изучение отдельного курса экологической направленности в рамках школьного компонента вариативной части учебного плана. Примером такого курса на старшей ступени общего образования является «Экология и безопасность жизнедеятельности».

Следует отметить и то, что в образовательных организациях еще не сложилась достаточно оформленная концепция и стратегия экологического образования. В условиях начала третьего тысячелетия в них распространены следующие модели: однопредметная, многопредметная и смешанная.

Однопредметная модель предполагает изучение одной учебной дисциплины экологического характера или интегративной дисциплины; многопредметная - осуществление экологизации базовых предметов; смешанная модель предполагает введение и отдельной дисциплины экологии и параллельной экологизации базовых предметов.

Внедрение данных моделей в образовательный процесс происходит на основе двух подходов: 1) педагогическом и 2) деятельностном [3, с. 54].

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

17

Педагогический подход исходит из потребности обучающихся в добывании знаний, необходимых для проектирования и прогнозирования своей деятельности. В данном случае экологические знания выполняют не только информативную функцию, но и практическую, которая закрепляет взаимосвязь теории и практики, что является необходимой составляющей в решении экологических задач. В этом подходе выделяется первое направление экологического образования - теоретическое. Данный подход связан и с внеучебной деятельностью обучающихся, что находит отражение в игровом и натуралистическом направлениях экологического образования, способствующих формированию положительных эмоций и непосредственного опыта взаимодействия человека с природой.

В современной ситуации и перспективе развития социума существенную роль играет система дополнительного образования, включающая разновидности образовательных организаций: станции юных туристов, центры дополнительного образования с экологической направленностью (например, Тюменский областной эколого-био-логический центр, г. Тюмень; Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр», г. Сургут и др.).

Однако отметим, что дополнительное образование не в полной мере охватывает детей и подростков, поэтому школа становится центром экологического образования. В ходе проведения анализа Интернет-сайтов образовательных организаций были выделены два направления:

- эколого-биологическое, базирующееся на следующих формах работы: изучение учебной дисциплины биологии, структурной единицей которого в старшем звене является «Экология»; организация и проведение соревнований, состязаний, акций ресурсоохранного характера; привлечение обучающихся к исследовательской деятельности и мероприятиям, в основе которых лежит природоохранная и ресурсосберегающая деятельность;

- туристко-краеведческое, основывающееся на непосредственном взаимодействии подрастающей молодежи с непосредственной природой, окружающей их в повседневной жизнедеятельности, через участие в слетах, организацию экологических троп, развивая таким образом в детях заботу о природе родного края, своей Родины.

Деятельностный подход выводит образование за пределы образовательных организаций, подтверждая, что экологическая проблематика является отражением проблем социума. Устойчивое, самоподдерживающееся развитие человеческого общества может быть достигнуто в результате координации следующих аспектов: экологического, социального и экономического. Это в свою очередь требует настоящей культурной революции, которая

будет исходить из осмысления и осознания человеческим обществом ценности образования в области экологии.

Развитие экологического образования в условиях устойчивого развития общества в образовательных организациях во многом определяется готовностью педагогов к его реализации. Важнейшей частью профессиональной подготовки будущего педагога в области экологии является понимание межпредметной, интегративной сущности экологического образования, актуальных времени педагогических технологий. Так, изучение курса «Социальная экология», «Основы экологической культуры» направлены на формирование у обучающихся:

- гуманного отношения к социоприродной среде;

- ответственности за собственные действия и поступки;

- активной жизненной позиции в сфере природоохранной и природовосстановительной деятельности.

Повышение экологической грамотности будущих педагогов связано с использованием на занятиях интерактивных методов обучения: метод проекта, веб-квест, кейс-стади, мозговой штурм, фиш-боун, деловые игры и т.д. Внедрение выше названных методов содействует не только проявлению интереса к процессу обучения, но осознанию обучающимися проблем современного изменяющегося мира, формированию у них экоцентриче-ского типа сознания и экологической культуры.

Среди активных форм, используемых в области экологического образования, целесообразно непосредственное участие самих обучающихся в приро-досообразной и творческо-созидательной деятельности и др. Одним из активно внедряемых движений среди молодежи является волонтёрство. Под эгидой Гринпис во многих образовательных организациях созданы волонтерские отряды, занимающиеся озеленением общественных мест, организацией и проведением экологических акций, квестов и др.

Участие взрослого и детского населения в эко-логоориентированных мероприятиях способствует формированию важнейших показателей современной личности: самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий, критическое отношение к себе и другим [8].

Активно включены в процесс экологического образования российские вузы, деятельность которых направлена на развитие у студентов экологического мышления, ноосферного сознания, гуманистически ориентированного отношения к природе. Среди важнейших видов работ в вузе можно выделить следующие:

- выполнение студентами научно- исследовательских работ, участие в грантах и конкурсах;

- организация просветительской деятельности среди подрастающего поколения и населения со

18

Вестник КГУ 2018

специальным проектированием курсов о состоянии конкретного региона, местности, города;

- организация троп, туристических мероприятий экологического характера и показ достояния культурного наследия;

- оформление ближайшей территории вокруг образовательных учреждений с учетом эстетического восприятия жизненного пространства.

Подводя итог, можно отметить следующее: образование в контексте устойчивого развития - это средство сохранения и развития человеческого рода и продолжения цивилизации. Педагог - это субъект, несущий ответственность за воспроизводство в обществе ценностей, нравственных норм по отношению к природе, что и определяет значимость его эколого-педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпред-метное направление модернизации школьного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 45с.

2. Захлебный А.Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/3 3 984614-Koncepciya-

obshchego-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-

interesah-ustoychivogo-razvitiya.html (дата обращения: 01.02.2018).

3. Ниязова А.А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003. - 179 с.

4. Ниязова А.А., Садыкова Э.Ф., Гибадулли-на Ю.М. Экологический подход в системе психолого-педагогического образования // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11 - 9. - С. 2061-2065 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35896 (дата обращения: 01.02.2018).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 29.12.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 31.01.2018).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 18.05.2015) [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/ документы/922 (дата обращения: 31.01.2018).

7. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. - Воронеж: Изд-во «Модек», 200б. -424 с.

8. Суравегина И. Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 198б. - 21 с.

References

1. Argunova M.V Ekologicheskoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya kak nadpredmetnoe napravlenie modernizacii shkol'nogo obrazovaniya: avtoref. diss. ...dokt. ped. nauk. - M., 2009. - 45 s.

2. Zahlebnyj A.N. Koncepciya obshchego ekologicheskogo obrazovaniya v interesah ustojchivogo razvitiya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://docplayer.ru/33984614-Koncepciya-obshchego-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya.html (data obrashcheniya: 01.02.2018).

3. Niyazova A.A. Vospitanie gumanisticheskoj napravlennosti lichnosti uchashchihsya v processe ekologicheskogo obrazovaniya: diss. . kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2003. - 179 s.

4. Niyazova A.A., Sadykova E.F., Gibadullina Yu.M. Ekologicheskij podhod v sisteme psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya // Fundamental'nye issledovaniya. - 2014. - № 11 - 9. - S. 20б1-20б5 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3589б (data obrashcheniya: 01.02.2018).

5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. N 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» (red. ot 29.12.2014) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://minobrnauki.rf/dokumenty/543 (data obrashcheniya: 31.01.2018).

6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot б oktyabrya 2009 g.N 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya» (red. ot 18.05.2015) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://minobrnauki.rf/ dokumenty/922 (data obrashcheniya: 31.01.2018).

7. Sajko E.V. Sub"ekt: sozidatel' i nositel' social'nogo. - Voronezh: Izd-vo «Modek», 200б. - 424 s.

8. Suravegina I.T. Teoriya i praktika formirovaniya otvetstvennogo otnosheniya shkol'nikov k prirode v processe obucheniya biologii: avtoref. diss. ... d-ra ped. nauk. - M., 198б. - 21 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.