Научная статья на тему 'Регионализация социально-экологического образования: подходы и содержание'

Регионализация социально-экологического образования: подходы и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / REGIONALIZATION OF EDUCATION / SOCIAL-AND-ECOLOGICAL EDUCATION / ETHNOCULTURAL APPROACH / ECOLOGICAL APPROACH / SOCIO-PEDAGOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ниязова Амина Абтрахмановна, Галагузова Юлия Николаевна

Одним из стратегических направлений современной политики российского государства является процесс регионализации образования, который рассматривается как один из критериев перехода России к устойчивому развитию общества. Регионализация образования обусловливает изменение образовательной парадигмы, направленной на инновационное развитие. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» образовательные организации в условиях свободы и плюрализма образования могут самостоятельно разрабатывать и реализовывать региональные программы развития образования с учетом национальных традиций и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических особенностей региона. Одним из важных направлений в регионализации образования является модернизация социально-экологического образования. Совершенствование и модернизация социально-экологического образования осуществляются через включение в образовательный процесс региональных детерминант, основой которых является этнокультурный, экологический и социально-педагогический подход. Этнокультурный подход ориентирует социальные институты на учет региональных этнических и культурных особенностей развития. Экологический подход позволяет выявить актуальные проблемы в сфере природопользования и изучить систему социально-экологических связей человека со средой. Социально-педагогический подход обеспечивает сотрудничество, посредничество, партнерство педагога с различными субъектами образовательного процесса. В статье раскрыто содержание социально-экологического образования с позиции каждого из выделенных подходов и обосновано, что важным образовательным результатом является формирование социально-экологической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ниязова Амина Абтрахмановна, Галагузова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONALIZATION OF SOCIAL AND ECOLOGICAL EDUCATION: APPROACH AND CONTENT

One of the strategic goals of the policy of Russia today is regionalization of education, which is viewed as one of the criteria of transition to the stable development in Russia. Regionalization of education determines the change of the educational paradigm aimed at innovative development. According to the federal Law “On Education in the Russian Federation” educational establishments can develop and implement their regional programs of education development with regard to the national traditions, regional socio-economic, ecological, cultural, and demographic features of the region. One of the important trends in education regionalization is modernization of socio-ecological education. Perfection and modernization of socio-ecological education is realized with the help of introduction of regional determinants in learning, in the basis of which lie ethno-cultural, ecological and socio-pedagogical approaches. Ethno-cultural approach attracts attention of the social institutions to the regional ethnic and cultural features of development. Ecological approach allows to reveal the current problems in the sphere of natural resources use and to analyze the system of socio-ecological links of a man and nature. Socio-pedagogical approach helps to establish cooperation, mediation and partnership of a teacher and students. The article describes the content of socio-ecological education from the point of view of all the abovementioned approaches; it argues that formation of socio-ecological culture of a person is an important goal of education.

Текст научной работы на тему «Регионализация социально-экологического образования: подходы и содержание»

УДК 37.035:37.033

ББК Ч404.1(2Рос) ГСНТИ 14.01.07 Код ВАК 13.00.01

Ниязова Амина Абтрахмановна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогического и специального образования, Сургутский государственный педагогический университет; 628403, г. Сургут, ул. Артема, д. 9; e-mail:dekanspf@mail.ru

Галагузова Юлия Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: yung.ektb@mail.ru

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДХОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: регионализация образования; социально-экологическое образование; этнокультурный подход; экологический подход; социально-педагогический подход.

АННОТАЦИЯ. Одним из стратегических направлений современной политики российского государства является процесс регионализации образования, который рассматривается как один из критериев перехода России к устойчивому развитию общества. Регионализация образования обусловливает изменение образовательной парадигмы, направленной на инновационное развитие. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» образовательные организации в условиях свободы и плюрализма образования могут самостоятельно разрабатывать и реализовывать региональные программы развития образования с учетом национальных традиций и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических особенностей региона. Одним из важных направлений в регионализации образования является модернизация социально-экологического образования. Совершенствование и модернизация социально-экологического образования осуществляются через включение в образовательный процесс региональных детерминант, основой которых является этнокультурный, экологический и социально-педагогический подход. Этнокультурный подход ориентирует социальные институты на учет региональных этнических и культурных особенностей развития. Экологический подход позволяет выявить актуальные проблемы в сфере природопользования и изучить систему социально-экологических связей человека со средой. Социально-педагогический подход обеспечивает сотрудничество, посредничество, партнерство педагога с различными субъектами образовательного процесса. В статье раскрыто содержание социально-экологического образования с позиции каждого из выделенных подходов и обосновано, что важным образовательным результатом является формирование социально-экологической культуры личности.

Niyazova Amina Abtrahmanovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Pedagogical and Special Education, Surgut State Teachers' Training University, Surgut, Russia

Galaguzova Yuliya Nikolaevna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

REGIONALIZATION OF SOCIAL AND ECOLOGICAL EDUCATION: APPROACH AND CONTENT

KEY WORDS: regionalization of education; social-and-ecological education; ethnocultural approach; ecological approach; socio-pedagogical approach.

ABSTRACT. One of the strategic goals of the policy of Russia today is regionalization of education, which is viewed as one of the criteria of transition to the stable development in Russia. Regionalization of education determines the change of the educational paradigm aimed at innovative development. According to the federal Law "On Education in the Russian Federation" educational establishments can develop and implement their regional programs of education development with regard to the national traditions, regional socio-economic, ecological, cultural, and demographic features of the region. One of the important trends in education regionalization is modernization of socio-ecological education. Perfection and modernization of socio-ecological education is realized with the help of introduction of regional determinants in learning, in the basis of which lie ethno-cultural, ecological and socio-pedagogical approaches. Ethno-cultural approach attracts attention of the social institutions to the regional ethnic and cultural features of development. Ecological approach allows to reveal the current problems in the sphere of natural resources use and to analyze the system of socio-ecological links of a man and nature. Socio-pedagogical approach helps to establish cooperation, mediation and partnership of a teacher and students. The article describes the content of socio-ecological education from the point of view of all the abovementioned approaches; it argues that formation of socio-ecological culture of a person is an important goal of education.

> условиях технологического разви- для населения Тюменской области являются

^тия современного общества реше- проблемы, связанные с добычей, транспор-

ние экологических проблем приобретает тировкой и переработкой нефти и газа: ре-

первостепенное значение. Увеличивается сурсосбережение, загрязнение природной

количество регионов, относящихся к эколо- среды, снижение видового разнообразия

гически неблагоприятным. Актуальными флоры и фауны, сокращение площадей тер-

Ву

© Ниязова А. А., Галагузова Ю. Н., 2018

риторий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (ханты и манси) и др. Сложившаяся кризисная экологическая ситуация в данном регионе, желание граждан перейти на путь устойчивого эколого-экономического развития, провозглашенного в решениях Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.), актуализируют проблему социально-экологического образования детей и молодежи.

Регионализация образования - это собственная образовательная стратегия региона, создание программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями. Современный процесс регионализации обусловливает изменение образовательной парадигмы, направленной на инновационное развитие образования, сущность которого состоит «в новой педагогике, в новых образовательных процессах и технологиях», в частности, в сфере социально-экологического образования [11, с. 138].

В научной литературе активно изучается проблема регионализации образования, в том числе и экологического. Однако современная ситуация развития определяется не только экологическими проблемами региона, но и кризисным состоянием самого человека. Поэтому ученые начинают активно изучать понятие «социально-экологическое образование», которое на сегодняшний день имеет два наиболее употребительных значения. Оно рассматривается таким образом:

- как целостный педагогический процесс, представляющий собой обучение и воспитание обучающихся с целью усвоения ими новых научных знаний об окружающей среде, современных видах и способах рационального природопользования; ознакомления с новыми нормами взаимодействия со средой; освоения новых социально-экологических технологий; овладения опытом творческой (созидательной) деятельности и формирования гуманного отношения к социоприродной среде;

- как особый вид образовательной деятельности, необходимой для решения социально-экологических проблем, выступающей важнейшим условием дальнейшего устойчивого развития общества, направленной на подготовку специалистов, способных в рамках избранной профессии устанавливать гармоничные отношения в социоприродной среде на основе нравственных норм и правил природопользования и воспитания (В. С. Шилова).

В качестве факторов, влияющих на отбор и формирование содержания регио-

нального социально-экологического образования, выступают следующие:

- потребность общества в решении экологических проблем и образованных специалистах, способных их решить;

- повышение уровня экологических знаний об экологических проблемах региона, о причинах и последствиях, а также способах их решения;

- реальные возможности образовательных организаций;

- потребность самой личности в экологических знаниях, умениях эффективно решать экологические проблемы в условиях природной и социальной среды.

Изучая процесс «регионализации социально-экологического образования», необходимо определить его содержательные характеристики. Данное понятие представлено лишь в нескольких научных работах (В. С. Шилова, Т. З. Мухутдинова), которые трактуют его следующим образом:

- как ведущую и долговременную стратегию, определяющую пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе взаимодействия национально-регионального, федерального и мирового опыта [15];

- как включение информации о специфике развития, особенностях жизни своего региона во все изучаемые учебные предметы [11];

- как включение в структуру и содержание образовательного процесса региональных детерминант - социально-экономических, национально-исторических и этно-ландшафтных условий, влияющих на экологическую ситуацию региона и формирование экологической культуры населения [9].

Осуществление данного процесса возможно с позиций разных методологических подходов. Основным может стать этнокультурный, экологический и социально-педагогический подход.

Этнокультурный подход ориентирует социальные институты на изучение региональных этнических и культурных особенностей, способствующих приобщению обучающихся к культуре конкретного этноса (этнической культуре). Отметим, что ранее у подрастающего поколения целенаправленно формировались традиционные знания об истории происхождения рода, о героизме предков, традициях, обычаях посредством знакомства с преданиями, сказаниями, песнями, раскрывающими суть идеологических установок своего времени (например, защита сородичей, родовой земли, свободы, уважение к предкам) [3].

В условиях многонационального региона через возрождение народных традиций и обычаев можно формировать у детей и

молодежи духовно-нравственные качества, общечеловеческие ценности (мир, природа, красота, гуманность и т. п.) [14, с. 63]. Однако в настоящее время такая работа носит эпизодический характер. Анализ сети Интернет, а также опыт нашей деятельности позволили определить наиболее эффективные мероприятия, способствующие единению российских народов и преодолению межнациональных противоречий: проекты этнокультурной направленности «Там, где всегда зима», «Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве» для детей дошкольного и младшего школьного возраста (г. Нижневартовск), Фестиваль народов России, Фестиваль этноспорта народов России (г. Ханты-Мансийск) и др.

Итак, этнокультурный подход в социально-экологическом образовании способствует решению следующих задач:

- формированию патриотического сознания, любви к своей родине;

- развитию уважения к народам, проживающим на данной территории;

- воспитанию бережного отношения к природе;

- сохранению культуры и традиций своего и других народов;

- обеспечению обмена этнокультурными ценностями.

Экологический подход ориентирует социальные институты на региональные особенности и рассматривается рядом исследователей как в области естественно-научного знания, так и гуманитарного. «Экологический подход в естественно-научном образовании определяет центральным понятием не просто человека, а систему «человек -окружающая среда (с акцентом на природной составляющей) как комплекс факторов, влияющих на человека», в которой человек является системообразующим элементом» [8, с. 6].

Экологический подход в рамках гуманитарного знания рассматривается как направление в следующих областях знаний: теории социального научения (личность ребенка - социальная среда), социальной работе (адаптивное и реципрокное взаимодействие людей с окружающей их средой), психолого-педагогическом образовании (особенности семейного климата, стиль воспитания, обусловленные традициями, общей социально-экономической ситуацией, политической системой, ценностями и идеологией общества) [12].

Условиями реализация экологического подхода являются «создание образовательного пространства и использование воспитательного потенциала природной и социальной среды образовательной организации, микрорайона, города и т. п.; развитие

обучающихся средствами природы; организация диалога человека и мира природы; создание экологосообразной среды с целью формирования целостного представления о природе и себе; использование «модели опережающего образования», созвучной с идеей формирования ноосферного сознания, направленного на опережение мышления [11, с. 138].

В исследованиях ряда авторов отмечено, что экологический подход связан с принципом регионализации, выступающим доминирующим фактором развития образовательных систем, реализация которого обозначает новый этап становления вариативного образования [1; 10].

Экологический подход в условиях регионализации социально-экологического образования позволяет не только выявлять актуальные проблемы в сфере природопользования, но и определять систему социальных связей человека, которая выражается в различных типах отношений: «человек - природа», «человек - человек», «человек - общество». Среди ведущих форм деятельности, построенных на основе экологического подхода, мы выделили следующие: экологические и полевые практикумы, экологические акции, экологические субботники, экологические форумы и др. Одной из популярных форм в условиях современного общества является экологический квест. Квест - это интерактивная игра, направленная на повышение интереса детей и молодежи к решению экологических проблем, способствующая формированию экологического сознания и экологической культуры личности.

В условиях БУ ВО ХМАО - Югры «Сургутский государственный педагогический университет» преподавателями кафедры педагогического и специального образования был организован и проведен экологический квест в рамках реализации проекта «Мир, в котором мы живем», посвященный Году экологии в России. В данном мероприятии приняли участие педагогические отряды вуза «Синий шар» и «Содружество». Проведенное мероприятие позволило студентам получить практический опыт и провести экологический квест «Сказочный мир природы» в условиях общеобразовательных школ и школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Сургута. Таким образом, экологический подход способствует интеграции естественно-научного и гуманитарного знания, осознанию экологической ситуации, формированию экологической культуры обучающихся и взаимодействию субъектов образовательного процесса.

Социально-педагогический подход ориентирует социальные институты на региональные культурно-образовательные особенности и раскрывает личность с позиции ее развития. В ходе этого процесса человек обретает новые знания, ценности, нормы и сознательно вводит в свою систему поведения принятые в данном обществе и социальной группе нормы и шаблоны поведения, которые особенно важны в эпоху социальных перемен [2].

Социально-экологическое образование в рамках социально-педагогического подхода предполагает опору на воспитательный потенциал социума через следующие механизмы:

- использование потенциала семьи, социальных институтов в формировании экологической культуры, развитие интересов в области охраны природы и природосооб-разной деятельности;

- организацию механизмов педагогического взаимодействия, сопровождения и корректного вмешательства в разнообразные личностно-средовые ситуации с целью мотивации обучающихся и содействия проявлению социальной активности, направленной на неконфликтное сосуществование с природной средой;

- сотрудничество образовательного учреждения с социальными институтами;

- рассмотрение личности в системе социальных отношений (в среде и социуме) посредством включения воспитанников в социально значимую природоохранную деятельность и в социальные отношения, а также формирование социальных потребностей взаимодействия в системе «человек - природа», «человек - общество», «человек - человек» [13].

Одним из примеров, отражающих использование социально-педагогического подхода, является технология «Сеть социальных контактов», которая активно внедряется в образовательных организациях. Работа по данной технологии - это путь к решению проблемы детей «группы риска» через его социальное окружение.

Итак, использование социально-педагогического подхода в социально-экологическом образовании обнаруживается в «со-

циально-педагогическом взаимодействии», сущность которого заключается в целенаправленном сотрудничестве, посредничестве, партнерстве педагога с различными субъектами образовательного пространства для обеспечения консолидации всех сил и возможностей социума с целью решения значимых проблем субъекта [6]. Отметим, что в условиях организации взаимодействия на основе диалога, сотрудничества, взаимопонимания, доверительного и толерантного отношения педагог должен выполнять не только традиционные, но и инновационные профессиональные роли (тьютор, супервизор, модератор и др.) [4].

Анализ исследуемой проблемы регионализации социально-экологического образования и его основных подходов позволил определить значимость регионализации социально-экологического образования в формировании социально-экологической культуры личности, условиями развития которой являются следующие элементы:

- опора на народные традиции и народную педагогику (этнический подход);

- умение соотносить локальность своих действий с глобальностью их последствий и прогнозировать развитие ситуаций в пространстве и времени, мыслить масштабами своего села, города, региона (экологический подход);

- ощущение причастности собственного «Я» к событиям глобального характера, основу которого составляет взаимодействие как с людьми, так и с окружающей природой (социально-педагогический подход) [12].

Таким образом, регионализация социально-экологического образования на основе этнического, экологического, социально-педагогического подхода актуальна, так как дает целостное представление о малой родине, ее биологическом разнообразии, природных ресурсах и производствах, общественной и культурной жизни, экологических особенностях, а также о роли и месте данного региона в России и мировой цивилизации; способствует формированию новых региональных культур, уклада жизни, ментальности региональных сообществ, осознанию горизонтов будущего и осознанию своей значимости на родной земле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белогуров А. Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков : монография. - М. : МПА, 2003. - 248 с.

2. Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. Аксиологический подход в профессиональной подготовке социальных педагогов // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 6. - С. 11-18.

3. Григорьева М. И. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vestnik.nspu.ru.

4. Доронина Н. А. Методическая система подготовки социальных педагогов в вузе к социально-педагогическому взаимодействию : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012. - 219 с.

5. Доронина Н. А. Мобильные педагогические технологии и методы в подготовке будущих педагогов к социально-педагогическому взаимодействию // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 6.

6. Коротаева Е. В. Основы педагогических взаимодействий. - Екатеринбург, 1996. - 118 с.

7. Моисеева Л. В. Региональное экологическое образование: теория и практика : дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 1997. - 376 с.

8. Моисеева Л. В. Экологическое образование и его регионализация // Региональный подход в экологическом образовании периода детства : сб. науч. тр. / отв. ред. Л. В. Моисеева, О. Н. Лазарева. - Екатеринбург : УрГПУ, 1998. - С. 6-19.

9. Мухутдинова Т. З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста : дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2005. - 460 с.

10. Ниязова А. А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003. - 18 с.

11. Ниязова А. А. Региональные проблемы социальной экологии : монография. - Тобольск : ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2009. - 148 с.

12. Ниязова А. А., Садыкова Э. Ф., Гибадуллина Ю. М. Экологический подход в системе психолого-педагогического образования // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11 - 9. - С. 2061-2065.

13. Торохтий В. С. Социально-педагогический подход к деятельности образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Грани познания. - 2014. - № 2(29). - С. 62-70. - Режим доступа: www.grani.vspu.ru.

14. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования. - М. : Владос, 2002. -232 с.

15. Шилова В. С. Социально-экологическое образование школьников: теория и практика. - Белгород, 1999. - 244 с.

REFERENCES

1. Belogurov A. Yu. Stanovlenie i razvitie etnoregional'nykh obrazovatel'nykh sistem v Rossii na rubezhe XX-XXI vekov : monografiya. - M. : MPA, 2003. - 248 s.

2. Galaguzova M. A., Galaguzova Yu. N. Aksiologicheskiy podkhod v professional'noy podgotovke so-tsial'nykh pedagogov // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2010. - № 6. - S. 11-18.

3. Grigor'eva M. I. Etnokul'turnoe obrazovanie: sushchnost', podkhody, opyt realizatsii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: www.vestnik.nspu.ru.

4. Doronina N. A. Metodicheskaya sistema podgotovki sotsial'nykh pedagogov v vuze k sotsial'no-pedagogicheskomu vzaimodeystviyu : dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2012. - 219 s.

5. Doronina N. A. Mobil'nye pedagogicheskie tekhnologii i metody v podgotovke budushchikh pedagogov k sotsial'no-pedagogicheskomu vzaimodeystviyu / / Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 6.

6. Korotaeva E. V. Osnovy pedagogicheskikh vzaimodeystviy. - Ekaterinburg, 1996. - 118 s.

7. Moiseeva L. V. Regional'noe ekologicheskoe obrazovanie: teoriya i praktika : dis. ... d-ra ped. na-uk. -Ekaterinburg, 1997. - 376 s.

8. Moiseeva L. V. Ekologicheskoe obrazovanie i ego regionalizatsiya // Regional'nyy podkhod v eko-logicheskom obrazovanii perioda detstva : sb. nauch. tr. / otv. red. L. V. Moiseeva, O. N. Lazareva. - Ekaterinburg : UrGPU, 1998. - S. 6-19.

9. Mukhutdinova T. Z. Formirovanie i razvitie regional'noy sistemy nepreryvnogo ekologicheskogo obra-zovaniya spetsialista : dis. ... d-ra ped. nauk. - Kazan', 2005. - 460 s.

10. Niyazova A. A. Vospitanie gumanisticheskoy napravlennosti lichnosti uchashchikhsya v protsesse eko-logicheskogo obrazovaniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2003. - 18 s.

11. Niyazova A. A. Regional'nye problemy sotsial'noy ekologii : monografiya. - Tobol'sk : TGSPA im. D. I. Mendeleeva, 2009. - 148 s.

12. Niyazova A. A., Sadykova E. F., Gibadullina Yu. M. Ekologicheskiy podkhod v sisteme psikhologo-pedagogicheskogo obrazovaniya / / Fundamental'nye issledovaniya. - 2014. - № 11 - 9. - S. 2061-2065.

13. Torokhtiy V. S. Sotsial'no-pedagogicheskiy podkhod k deyatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Elektronnyy resurs] / / Grani poznaniya. - 2014. - № 2(29). - S. 62-70. - Rezhim dostupa: www.grani.vspu.ru.

14. Shapovalov V. K. Etnokul'turnaya napravlennost' rossiyskogo obrazovaniya. - M. : Vlados, 2002. - 232 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Shilova V. S. Sotsial'no-ekologicheskoe obrazovanie shkol'nikov: teoriya i praktika. - Belgorod, 1999. -244 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.