Библиографический список
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР, 2009; Андреюшина Е.А. О возможностях использования некоторых логопедических технологий в преподавании фонетики на уроках русского языка как иностранного. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Ч. 2. Тамбов: Грамота, 2014; 11: 27-30; Варламова И.Ю. Вводно-фонетический курс русского языка для студентов- иностранцев. Москва: Издательство РУДН, 2001; Короткова О.Н. Корректировочный курс русской фонетики и интонации для говорящих на китайском языке. Санкт-Петербург, Златоуст, 2006; Милованова И.С. Фонетические игры и упражнения: Русский язык как иностранный: Начальный этап. Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. 3-е изд., испр. Москва: Флинта: Наука, 2005.
2. Электронное учебное пособие. Available at: http://www.ido.edu.ru/open/multimedia/gloss.htm
3. Вуль В.А. Электронный учебник и самостоятельная работа студентов. Учебные и справочные электронные издания: опыт и проблемы: материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2001. Гончаров А.Ю. Access 2007: самоучитель с примерами. Москва: КУДИЦ-Образ, 2008.
4. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. Москва: Издательство МЭИ, 2003.
5. Зарипова М.Ж, Хасанов А.А. Создание электронных учебных пособий с помощью программы Microsoft Publisher. Актуальные вопросы формирования информационно образовательной среды в учебных заведениях: материалы республиканской научной конференции. Ташкент, 2011: 57 - 59.
6. Смоляная В. Сто игр с буквами и звуками. 2011; № 3, 4. Available at: http://praleska-red.by
7. Васильева А.Н. О специфике научной речи и учете её в практике преподавания русского языка иностранцам. В помощь преподавателям русского языка как иностранного. Москва, 1968.
References
1. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2009; Andreyushina E.A. O vozmozhnostyah ispol'zovaniya nekotoryh logopedicheskih tehnologij v prepodavanii fonetiki na urokah russkogo yazyka kak inostrannogo. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Ch. 2. Tambov: Gramota, 2014; 11: 27-30; Varlamova I.Yu. Vvodno-foneticheskijkurs russkogo yazyka dlya studentov- inostrancev. Moskva: Izdatel'stvo RUDN, 2001; Korotkova O.N. Korrektirovochnyj kurs russkoj fonetiki i intonacii dlya govoryaschih na kitajskom yazyke. Sankt-Peterburg, Zlatoust, 2006; Milovanova I.S. Foneticheskie igry i uprazhneniya: Russkij yazyk kak inostrannyj: Nachal'nyj 'etap. Uchebnoe posobie dlya inostrancev, izuchayuschih russkij yazyk. 3-e izd., ispr. Moskva: Flinta: Nauka, 2005.
2. 'Elektronnoe uchebnoe posobie. Available at: http://www.ido.edu.ru/open/multimedia/gloss.htm
3. Vul' V.A. 'Elektronnyj uchebnik i samostoyatel'naya rabota studentov. Uchebnye i spravochnye 'elektronnye izdaniya: opyt i problemy: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2001. Goncharov A.Yu. Access 2007: samouchitel' s primerami. Moskva: KUDIC-Obraz, 2008.
4. Zimina O.V. Pechatnye i 'elektronnye uchebnye izdaniya v sovremennom vysshem obrazovanii: Teoriya, metodika, praktika. Moskva: Izdatel'stvo M'EI, 2003.
5. Zaripova M.Zh, Hasanov A.A. Sozdanie 'elektronnyh uchebnyh posobij s pomosch'yu programmy Microsoft Publisher. Aktual'nye voprosy formirovaniya informacionno obrazovatel'nojsredy vuchebnyh zavedeniyah: materialy respublikanskoj nauchnoj konferencii. Tashkent, 2011: 57 - 59.
6. Smolyanaya V. Sto igr s bukvamii zvukami. 2011; № 3, 4. Available at: http://praleska-red.by
7. Vasil'eva A.N. O specifike nauchnoj rechi i uchete ee v praktike prepodavaniya russkogo yazyka inostrancam. V pomosch' prepodavatelyam russkogo yazyka kak inostrannogo. Moskva, 1968.
Статья поступила в редакцию 16.03.17
УДК 373
Vlasenko V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Information Computer Division of Education Department of Authority in Vladimirskaya Region (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
Ganeev A.R., Cand. of Sciences (Engineering), Leader of Center for Environmental Projects and Advanced Development in Education of National University of Science and Technology "MISiS" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Tugoi I.A., General Manager, Effekton LLC (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT AND USAGE OF MODELS AND TECHNOLOGIES FOR LIFELONG ECOLOGICAL EDUCATION BASED ON NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS WITH THE HELP OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES. The urgency and necessity of ecological education are determined in the article. The problems in the formation of the lifelong ecological education system are identified. There are certain contradictions affecting the level of environmental safety. Inadequate level of ecological competence of population in general and of graduates from educational organizations in particular includes low motivation, poor readiness of all subjects of the educational process for environmental activities, dominance of pragmatic attitude to nature. The work stresses the imbalance between the need to modernize ecological education based on the system-activity approach and the modern possibilities of information and communication technologies. The results of this imbalance are the developed ecological competence and the dominance of orientation toward the theoretical knowledge formation in pedagogical practice. The research shows the necessity of organizing the activity of educational organizations based on indicators of sustainable development.
Key words: ecological education, network connectivity, indicators of sustainable development, safety, models and technologies.
В.А. Власенко, канд. пед. наук, нач. информационно-компьютерного отдела департамента образования администрации Владимирской области, г. Владимир, E-mail: [email protected]
А.Р. Ганеев, канд. техн. наук, руководитель Центра экологических проектов и перспективных разработок в сфере
образования НИТУ «МИСиС», г. Москва, E-mail: [email protected]
И.А. Тугой, генеральный директор ООО «Эффектон» г. Москва, E-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье определена актуальность и необходимость экологического образования и просвещения. Выделены проблемы формирования системы непрерывного экологического образования. Обозначен ряд противоречий, которые влияют на уровень экологической безопасности. Отмечены недостаточный уровень экологической компетентности населения в целом и
выпускников общеобразовательных организаций в частности, а также низкая мотивация, слабая готовность всех субъектов образовательного процесса к экологической деятельности, преобладание прагматического отношения к природе. Акцентирован дисбаланс между потребностью в модернизации экологического образования на основе системно-деятельностного подхода и современных возможностей информационно-коммуникационных технологий, результатом которого является развитая экологическая компетентность, и доминированием в педагогической практике ориентации на формирование теоретических знаний. Обоснована необходимость налаживания деятельности образовательных организаций на основе индикаторов устойчивого развития.
Ключевые слова: экологическое образование, сетевое взаимодействие, индикаторы устойчивого развития, безопасность, модели и технологии.
Надёжным гарантом устойчивого развития государства и общества, сохранения окружающей природной среды является высокий уровень экологической культуры. Вместе с тем сегодня уровень экологической культуры населения представляется недостаточным для обеспечения экологической безопасности России. Решение этих проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов: экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей. Важнейшими инструментом формирования и развития экологической культуры общества являются экологическое образование и просвещение. Причём сегодня понятие экологической культуры рассматривается значительно шире, в нем пересекаются два процесса - образование человека и его становление как социокультурного индивида [1].
Под экологическим образованием в интересах устойчивого развития (ЭОУР) понимается опережающее образование для формирования у молодого поколения новых форм мышления и поведения в быстро изменяющейся окружающей социопри-родной среде. Цель ЭОУР при этом определяется как обучение граждан управлению качеством жизни, овладение навыками идентификации объективно существующих экологических ограничений экономического развития и адаптации социума к этим ограничениям [2].
В федеральных государственных образовательных стандартах актуализирована необходимость непрерывного экологического образования для формирования экологической культуры, осознания обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, формирования у них «готовности к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития экологического благополучия территории страны» [3]. В настоящее время в образовательных организациях реализуются отдельные мероприятия по экологическому образованию, однако они имеют несистемный характер и не могут удовлетворить существующую потребность в формировании системы непрерывного экологического образования. Кроме того, на уровне общего образования следует отметить такие противоречия, которые, в конечном счете, влияют на уровень экологической безопасности:
- между необходимостью обеспечения реализации биосферной функции человечества по сохранению и устойчивому воспроизводству жизни и недостаточным уровнем экологической компетентности населения в целом и выпускников общеобразовательных организаций в частности;
- между требованиями современного открытого общества во взаимообогащении опыта в области защиты окружающей среды и неготовностью школы к созданию развитых сетей социального взаимодействия;
- между социальным заказом на подготовку граждан, способных эффективно реализовать принципы устойчивого развития, и низкой мотивацией, слабой готовностью всех субъектов образовательного процесса к экологической деятельности, преобладанием прагматического отношения к природе;
- между потребностью в модернизации экологического образования на основе системно-деятельностного подхода и современных возможностей информационно-коммуникационных технологий, результатом которого является развитая экологическая компетентность, и доминированием в педагогической практике ориентации на формирование теоретических знаний.
Для решения имеющихся проблем в области формирования экологической культуры, становления личности, ответственной за свое будущее и будущее своей страны, способной к самосовершенствованию и социально значимой самореализации, необходимообеспечение деятельности образовательных организаций на основе индикаторов устойчивого развития - проектирование образовательного пространства школы как открытой системы сетевых взаимосвязей участников образовательного процесса, социального и экологического окружения.
2017 год - наиболее подходящее время для начала таких кардинальных перемен, поскольку в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 01.08.2015 № 392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Ключевым элементом создания ЭОУР в Российской Федерации является обеспечение профессионального роста педагогов и развитие профессиональных сообществ, необходимых для реализации непрерывного экологического образования и просвещения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, формирования развивающей эколого-образовательной среды [4] как комплекса влияний и условий для повышения эффективности экологического воспитания, экологического сознания, экологической компетентности учащихся через организацию экологической деятельности, в том числе сетевой. Для создания указанного элемента должны быть решены следующие задачи, предусматривающие:
- проведение комплексного анализа основных причин низкого уровня экологической культуры педагогов и учащихся; формирование диагностических материалов для исследования ценностного отношения личности к природе и выявления экологической составляющей в современных учебно-методических комплексах для общеобразовательных учреждений;
- разработку и внедрение новых моделей и технологий экологического образования и просвещения в процессе общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, обеспечивая их системность, комплексность и непрерывность экологического образования и просвещения в сфере общего и дополнительного образования [5], реализацию сетевого взаимодействия образовательных организаций с субъектами социально-экологической деятельности с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий в целях установления связей и налаживания постоянного обмена опытом работы; разработки и внедрение совместных эколого-образователь-ных и социально-экологических проектов и программ, создание на всех уровнях образования преемственных учебных планов и программ, направленных на экологизацию учебных предметов; межпредметную интеграцию учебных дисциплин; практикоори-ентированный характер учебной и прикладной экологической деятельности [6];
- создание информационной системы и обеспечение функционирования на ее базе сетевой площадки для реализации взаимодействия, обмена опытом и повышения профессиональной компетенции педагогов в области организации образовательного процесса на субъектной основе, овладения современными педагогическими технологиями и принципами внедрения исследовательской и природоохранной деятельности, оказания консультационных услуг педагогам, учащимся и образовательным организациям в сфере экологического образования и просвещения;
- реализацию эффективных механизмов вовлечения обучающихся в социальную экологическую практику, проведение мероприятий по актуальным направлениям экологического образования в рамках года экологии (семинаров, тренингов, круглых столов) для обучающихся, педагогов и других групп населения; осуществление сетевых учебных экологических проектов с целью широкого вовлечения учащихся в активную природоохранную деятельность и привлечения внимания общественности к экологическим проблемам;
- информационное обеспечение как самостоятельный компонент системы экологического образования, обеспечивающий регулярный сбор, обработку и предоставление многообразной экологической информации в удобной для пользования форме на базе информационной системы распространения передовых педагогических практик в сфере экологического образования и просвещения.
Решение сформулированных задач целесообразно обеспечить в рамках специального проекта федеральной целевой
программы развития образования на 2016-2020 годы. Основные мероприятия проекта:
1. Разработка и содействие внедрению моделей реализации непрерывного экологического образования и просвещения, стимулирование разработки образовательными организациями инновационных образовательных программ экологической направленности, координирования сетевого взаимодействия образовательных организаций в сфере экологического образования и просвещения, совершенствование информационного обмена и распространение эффективных решений:
1) изучение передового опыта экологического образования, анализ имеющихся решений, разработка и апробация моделей;
2) создание условий для творческого роста, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, работающих в области экологического образования, стимулирование формирования специализированных сетей экологического образования, включающих учреждения общего, дополнительного, профессионального и послевузовского образования, природоохранные организации, учреждения культуры и пр.; создание методической сети по распространению конкретных образовательных технологий в сфере экологического образования и просвещения с участием региональных ресурсных центров для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы экологической направленности:
а) разработка банка инновационных программ подготовки и повышения квалификации педагогов и руководителей в системе дополнительного образования по вопросам экологического образования и просвещения для использования субъектами Российской Федерации; создание дистанционных версий модулей повышения квалификации, в том числе по реализации моделей непрерывного экологического образования, освоению современных педагогических технологий, методик использования современных информационно-коммуникационных технологий и цифрового оборудования (цифровые лаборатории, робототехника и пр.) в области экологического образования;
б) проведение мастер-классов, круглых столов по актуальным вопросам экологического образования;
в) организация и поддержка сетевого сообщества педагогов, реализующих межпредметные методики экологического образования с привлечением социальных партнеров, заинтересованных в формировании экологической культуры у всех субъектов образовательного процесса; обмен инновационным опытом, проведение совместных мероприятий, оказание методической и консультативной помощи по актуальным вопросам экологического образования и современным педагогическим технологиям с привлечением организаций дополнительного профессионального образования, координация деятельности стейкхолдеров в
Библиографический список
рамках совместных акций, форумов, конференций и других мероприятий;
г) разработка системы мероприятий по активизации деятельности в области экологического образования и поощрения педагогических работников и учащихся за достигнутые успехи, обобщение, анализ и распространение передового педагогического опыта в области экологического образования;
д) проведение сетевого экологического фестиваля по двум направлениям - конкурс ученических проектов и конкурс инновационных педагогических практик;
е) разработка и проведение сетевых проектов для обучающихся, флэшмобов, экологических акций;
ж) разработка и наполнение (по результатам экологического фестиваля) информационной подсистемы инновационных педагогических практик.
2. Развитие форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений по реализации задач экологического образования и просвещения. Формирование системы обеспечения единых подходов при разработке и использовании показателей и процедур оценки качества экологического образования. Разработка и апробация системы анализа и оценки результатов экологического образования обучающихся на диагностической основе (результаты урочной, внеурочной деятельности; дополнительного образования: личностные, предметные, метапредметные; уровни: грамотность - образованность - компетентность) с использованием автоматизированных информационных систем.
3. Разработка и апробация интерактивного учебника по экологии (интерактивных модулей) с использованием ЭОР нового поколения, с встроенной рабочей тетрадью. Оценка образовательных результатов(предметных, метапредметных и личностных), достигнутых применением интерактивного учебника.
4. Разработка методических рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, материально-технической базы в соответствии с принципами построения эколо-госообразной среды образовательной организации.
Результаты проекта направлены на повышение доли учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе. Также они будут использованы для создания централизованной информационной системы поддержки экологического образования и просвещения в целях введения ФГОС общего образования и обеспечения высоких стандартов профессиональной работы учителя. Данная система обеспечит доступ к ней всех категорий и возрастных групп педагогов и руководителей системы общего и дополнительного образования, студентов педагогических вузов, методистов и авторов учебных материалов из всех субъектов Российской Федерации. Результаты проекта должны оказать инициирующее воздействие на создание ЭОУР в субъектах Российской Федерации при координации комплекса работ на федеральном уровне.
1. Горелова Р.И. Формирование экологической культуры учащихся в современной развивающей школе. Принципы, цели, задачи формирования экологической культуры учащихся в современной школе: монография. Москва: ИHИM РАО, 2010.
2. Моисеев H.H. Экология в современном мире. Экология и образование. 2010; 8: 4-6.
3. Блягоз H.I1I. Интеграция экологического потенциала содержания учебных дисциплин государственного образовательного стандарта как основное условие и средство экологизации сознания личности школьника. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-ekologicheskogo-potentsiala-soderzhaniya-uchebnyh-distsiplin-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-kak-osnovnoe#ixzz4ZyfyCGU1
4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001.
5. Игнатова В.А., Игнатов С.Б., Позигун Ю.А., Трушников Д.Ю. Формирование ценностного отношения учащихся к природе в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Available at: http://lit.lib.rU/t/trushnikow_d_j/text_0110.shtml
6. Современные эколого-образовательные стратегии: коллективная монография. Под редакцией Г.С. Камериловой, КД. Андреевой. Hижний Hовгород: H^y им. К. Минина, 2013.
References
1. Gorelova R.I. Formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury uchaschihsya v sovremennoj razvivayuschej shkole. Principy, celi, zadachiformirovaniya 'ekologicheskoj kul'tury uchaschihsya v sovremennoj shkole: monografiya. Moskva: INlM RAO, 2010.
2. Moiseev N.N. 'Ekologiya v sovremennom mire. 'Ekologiya i obrazovanie. 2010; 8: 4-6.
3. Blyagoz N.Sh. Integraciya 'ekologicheskogo potenciala soderzhaniya uchebnyh disciplin gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta kak osnovnoe uslovie i sredstvo 'ekologizacii soznaniya lichnosti shkol'nika. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-ekologicheskogo-potentsiala-soderzhaniya-uchebnyh-distsiplin-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-kak-osnovnoe#ixzz4ZyfyCGU1
4. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya kproektirovaniyu. Moskva: Smysl, 2001.
5. Ignatova V.A., Ignatov S.B., Pozigun Yu.A., Trushnikov D.Yu. Formirovanie cennostnogo otnosheniya uchaschihsya k prirode v usloviyah integracii obschego i dopolnitel'nogo obrazovaniya. Available at: http://lit.lib.ru/t/trushnikow_d_j/text_0110.shtml
6. Sovremennye 'ekologo-obrazovatel'nye strategii: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej G.S. Kamerilovoj, N.D. Andreevoj. Nizhnij Novgorod: NGPU im. K. Minina, 2013.
Статья поступила в редакцию 22.03.17