Научная статья на тему 'Формирование методической компетентности преподавателя колледжа в области использования сетевых технологий'

Формирование методической компетентности преподавателя колледжа в области использования сетевых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / E-LEARNING RESOURCES / OPEN EDUCATION / FORMATION OF METHODICAL COMPETENCE / WEB-PORTFOLIO / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕБ-ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Л.М.

В статье рассмотрена роль и место формирования методической компетентности преподавателя колледжа, где важную роль играет открытое образование в области использования сетевых технологий среды образовательных учреждений. Предлагается научно-методический семинар «Профессионально-методическая деятельность преподавателей колледжа в условиях открытого образования». Концепция семинара апробируется в Грозненском государственном колледже экономики и информационных технологий. Выделена профессиональная педагогическая деятельность в условиях реализации семинара, где особо место занимает учебно-методическое обеспечение, включающее веб-портфолио. Веб-портфолио это комбинация возможностей технологии портфолио и социальной сети. Веб-портфолио в социальной сети представляет собой современный инструмент взаимодействия в сетевом сообществе, который обеспечивает доступ к персональной информации педагога и студента вне зависимости от места работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF A COLLEGE TEACHER IN THE USE OF NETWORK TECHNOLOGIES

The article describes a role and place of development of teaching methods competence of a teacher at a college, where an important role is played by open education in the use of networking among educational institutions. The author proposes a scientific-pedagogical seminar of “Professional and methodical activity of college teachers in conditions of the open education”. The conception of the seminar is tested in Grozny State College of Economy and Information Technology. The author singles out professional educational activities in conditions of work of the seminar, which takes place very educational and methodological support, including a web-portfolio. A web-portfolio is a combination of portfolio technology and a social network. The web-portfolio in a social network is a modern tool of interaction in an online community that provides an access to personal information of a teacher and a student regardless of their place of work or study.

Текст научной работы на тему «Формирование методической компетентности преподавателя колледжа в области использования сетевых технологий»

References

1. Gadzhieva P.D., Hurdaev N.A. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 152.

2. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu: uchebnik. Moskva, 2003.

3. Korableva S.T. Rabota s ponyatiyami i dokumentami na urokah prava. Pravo vshkole. Moskva, 2011.

4. Abdurazakova D.M., Ismailova S.A. Soderzhanie i struktura gotovnosti pedagogov k obespecheniyu prav rebenka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2: 218 - 220.

5. Abdurazakova D.M., Saieva L.H., Shahbanova P.G. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya pravovoj kompetentnosti uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 76 - 78.

Статья поступила в редакцию 18.11.15

УДК 378.2

Isaeva L.M., teacher, Grozny State College of Economy and Information Technologies (Grozny, Russia), Е-mail: lz_256@mail.ru

DEVELOPMENT OF TEACHING METHODS COMPETENCE OF A COLLEGE TEACHER IN THE USE OF NETWORK TECHNOLOGIES. The article describes a role and place of development of teaching methods competence of a teacher at a college, where an important role is played by open education in the use of networking among educational institutions. The author proposes a scientific-pedagogical seminar of "Professional and methodical activity of college teachers in conditions of the open education". The conception of the seminar is tested in Grozny State College of Economy and Information Technology. The author singles out professional educational activities in conditions of work of the seminar, which takes place very educational and methodological support, including a web-portfolio. A web-portfolio is a combination of portfolio technology and a social network. The web-portfolio in a social network is a modern tool of interaction in an online community that provides an access to personal information of a teacher and a student regardless of their place of work or study.

Key words: information and communication technologies, e-learning resources, open education, formation of methodical competence, web-portfolio.

Л.М. Исаева, преподаватель Грозненского государственного колледжа экономики и информационных технологий, г. Грозный, Е^аН: lz_256@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассмотрена роль и место формирования методической компетентности преподавателя колледжа, где важную роль играет открытое образование в области использования сетевых технологий среды образовательных учреждений. Предлагается научно-методический семинар «Профессионально-методическая деятельность преподавателей колледжа в условиях открытого образования». Концепция семинара апробируется в Грозненском государственном колледже экономики и информационных технологий. Выделена профессиональная педагогическая деятельность в условиях реализации семинара, где особо место занимает учебно-методическое обеспечение, включающее веб-портфолио. Веб-портфолио - это комбинация возможностей технологии портфолио и социальной сети. Веб-портфолио в социальной сети представляет собой современный инструмент взаимодействия в сетевом сообществе, который обеспечивает доступ к персональной информации педагога и студента вне зависимости от места работы.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, электронно-образовательные ресурсы, открытое образование, веб-портфолио.

Современные тенденции развития образования предполагают использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций различных типов, что нашло отражение в Профессиональном стандарте педагога. В частности, одной из важных характеристик педагога названа профессиональная ИКТ-компетентность, под которой понимается квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо [1]. В этом же документе отмечают, что профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность включает следующие компоненты: общепользовательский; общепедагогический; предметно-педагогический.

Общепользовательский компонент предполагает наличие у педагога умений использовать аппаратное и программное обеспечение компьютерной техники, аудио и видео аппаратуры, интерактивного оборудования для подготовки и проведения занятий, использование ресурсов сети Интернет, работу с базами данных.

Общепедагогический компонент включает в себя умение осуществлять педагогическую деятельность в информационно-образовательной среде среднего профессионального образования (СПО), использовать автоматизированные системы планирования, организации и реализации образовательного процесса, использования социальных образовательных сетей (например, электронно-образовательные ресурсы) для обеспечения прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа), выдача заданий учащимся, проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов.

Предметно-педагогический компонент ориентирован на использование средств ИКТ в конкретной предметной сфере, так, например, предполагает наличие умений в области постановки и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях, получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков), разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных и т. д.

Т.А. Лавина в диссертационном исследовании [2] отмечает, что в условиях информатизации предметно-профессиональной компетентности образования профессиональная деятельность педагога направлена на модернизацию методических систем обучения на базе реализации возможностей ИКТ; обучение обучающихся навыкам их применения в той или иной предметной области; использование электронных образовательных ресурсов и экспертной оценки их качества; реализацию потенциала распределенного информационного ресурса; использование средств автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления образовательной организацией; осуществление психолого-педагогической диагностики и тестирования, оценки знаний и умений учащихся с использованием средств автоматизации; самостоятельного освоения методик применения в образовательном процессе.

Таким образом, на сегодняшний день актуальным является как формирование методической компетентности преподавателя колледжа в области использования сетевых технологий, так и её непрерывное развитие, связанное с появлением сетевых технологий и сетевых образовательных сервисов.

Под компетентностью педагога в области использования сетевых технологий будем понимать владение преподавателем знаниями, умениями и личностными качествами для осущест-

вления эффективной деятельности в области использования информационных сетевых образовательных ресурсов в профессионально-педагогической деятельности, включающее организационные, предметно-педагогические, методические и коммуникационные компоненты, реализуемые в условиях сетевого взаимодействия. Важное место в формировании методической компетентности преподавателей СПО, в частности колледжа, в области сетевых технологий занимает электронные образовательные ресурсы (ЭОР) понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме (ГОСТ 526532006), для использования которого необходимы средства вычислительной техники. В общем случае образовательный ресурс включает в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них (информация об образовательном контенте, характеризующая его структуру и содержимое). В настоящее время существует ряд подходов и методик создания и использования ЭОР Так, при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации были созданы коллекции цифровых образовательных ресурсов и электронных образовательных ресурсов на модульной основе (http://fcior.edu.ru/, Ь|Нр:/^сЬюо!-соНес^оп. edu.ru/), которые используются для размещения сервисов, образовательных учреждений.

Одной из форм такой подготовленности являются профессиональные сетевые сообщества. В диссертационном исследовании А.Н. Сергеев [3] под них понимает формальную или неформальную группу профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети, Интернет, способных к проявлению совместных форм активности и само рефлексии.

Анализ литературы по данной проблеме, позволил нам выделить следующие цели сетевых сообществ: создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества; организация формального и неформального общения на профессиональные темы; инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета; обмен опытом учения - обучения; распространение успешных педагогических практик; поддержка новых инициатив.

Участие преподавателей в сетевых сообществах позволяет у них развивать познавательную, творческую и учебно-методическую деятельность. Выделим ряд факторов, способствующих успешности социально-педагогической сети:

1. Наличие удобных и разнообразных инструментов для организации личного пространства и самовыражения в рамках сообщества.

2. Постоянные обновления контента, формирующий интерес к активному общению в сети.

3. Использование удобных сервисов, способствующих обмену различной информацией (текстовой, графической, мультимедийно и т. д.).

4. Использование интересов участников сообщества для определения проблем и постановки профессионально-ориентированных задач.

5. Поощрения, стимулирование, публичное признание достижений наиболее активных участников.

6. Толерантное, креативное моделирование и руководство сообществами.

Все эти факторы необходимы для формирования методической компетентности.

Библиографический список

В настоящее время интенсивно развивается сетевое педагогическое сообщество, предполагающее взаимодействие педагогов в процессе решения конкретных вопросов профессионально-педагогической деятельности, которое представляет собой открытую организационную форму, объединяющую постоянно пополняющийся комплекс звеньев, способную к практически к неограниченному расширению.

Педагогическое сообщество может корректироваться под воздействием мнения членов сообщества и решать профессионально-ориентированных задач.

По мнению многих исследователей, педагогические сообщества классифицируется по видам: монопредметные; надпред-метные; мультипредметные; федеральные, региональные, муниципальные, школьные; дискуссионные.

А так же, реализуются следующие формы деятельности: обучающие семинары (или вебинары); виртуальные конференции; конкурсы; проекты; акции; «мастерские» или мастер-классы; опросы; обсуждения в чатах; проектировочные семинары.

В сетевых педагогических сообществах, возможно, поддерживать активность, используя набор инструментов, позволяющих управлять контентом сообщества, например, инструменты для создания Вики-страниц, блогов, форумов, фотогалерей, досок объявлений и сообщений, новостных лент, которые являются образовательными сервисами открытого образования. Несмотря на перспективность использования сетевых технологий в образовательном процессе колледжа, на сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с недостаточной подготовленностью педагогов к их использованию, малой разработанностью методических подходов к использованию сетевых ресурсов в профессионально-педагогической деятельности, недостаточно высоким уровнем компетентности педагогов в области использования сетевых технологий. Для решения этих проблем нами в Грозненском государственном колледже экономики и информационных технологий Чеченской республики разработан и апробируется научно-методический семинар «Профессионально-методическая деятельность преподавателей колледжа в условиях открытого образования», включающий следующие модули:

1. Открытое образование: состояние и перспектива в профессиональной деятельности преподавателя СПО.

2. Основные образовательные сервисы: форумы, блоги, новостные ленты.

3. Разработка и использование веб-портфолио преподавателя колледжа.

Важное место в процессе формирования методической компетентности преподавателя колледжа занимает разработка и использование его веб-портфолио. Как отмечают авторы работы [5], веб-портфолио - это комбинация возможностей технологии портфолио и социальной сети. Веб-портфолио в социальной сети представляет собой современный инструмент взаимодействия в сетевом сообществе, который обеспечивает доступ к персональной информации педагога и студента вне зависимости от места работы или учебы, который позволит избежать ненужных трат времени и усилий для неоднократно сбора и представления одной и той же информации на индивидуальном сайте, на сайте колледжа и пр.

Для создания веб-портфолио преподавателя колледжа используется социальная сеть 4portfolio.ru.

1. Профессиональный стандарт педагога. Available at: Ь|йр://минобрнауки.рф/документы/3071

2. Лавина Т.А. Формирование компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях введения прикладного педагогического бакалавриата. Современные проблемы науки и образования. 2014; 6. Available at: www.science-education.ru/120-16433

3. Сергеев А.Н. Подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах интернета. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2010.

4. Никитин П.В. Формирование предметных компетенций в области информационных технологий будущих учителей информатики на основе междисциплинарного подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

5. Панюкова С.В., Гостин А.М., Кулиева Г.А., Самохина Н.В. Создание и ведение веб-портфолио преподавателя: учебное пособие. Рязань, 2014.

References

1. Professional'nyjstandartpedagoga. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/3071

2. Lavina T.A. Formirovanie kompetentnosti uchitelya v oblasti informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v usloviyah vvedeniya prikladnogo pedagogicheskogo bakalavriata. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2014; 6. Available at: www.science-education.ru/120-16433

3. Sergeev A.N. Podgotovka buduschih uchitelej informatiki k professional'noj deyatel'nosti v setevyh soobschestvah interneta. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010.

4. Nikitin P.V. Formirovanie predmetnyh kompetencij v oblasti informacionnyh tehnologij buduschih uchitelej informatiki na osnove mezhdisciplinarnogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

5. Panyukova S.V., Gostin A.M., Kulieva G.A., Samohina N.V. Sozdanie i vedenie veb-portfolio prepodavatelya: uchebnoe posobie. Ryazan', 2014.

Статья поступила в редакцию 15.11.15

УДК 373.1

Kuprina L.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Primary and PreSchool Education, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen State University (Tyumen, Russia), Е-mail: kyprinaL@mail.ru

FORMING ECOLOGICAL CULTURE IN YOUNGER SCHOOL CHILDREN IN SOCIAL AND ENVIRONMENTAL CONDITIONS.

The author explains the importance of the use of game teaching technologies by teachers in an environmental education of younger students. The work shows experience of educational and extracurricular eco-regional studies, organized in a social and natural environment. The researcher shows the specifics of methods, techniques and organizational forms that help the development of environmental competencies in children. The author analyzes the results of pedagogical experiment on the formation of environmental competencies and capabilities, shaping children's scientific knowledge about the world and skills of ecologically-oriented recreational activities. The author pays attention to the specifying the contents of environmental competencies, provides guidelines of how to form and develop them in younger students and how to teach to use the acquired knowledge and skills for the study and protection of the social and natural environment.

Key words: ecological culture, primary school children, educational technology, social and natural environment.

Л.Е. Куприна, канд. пед. наук, доц., доц. каф. педагогики и методики начального и дошкольного образования,

институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Е-mail: kyprinaL@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИОПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

В статье даётся обоснование необходимости использования игровых педагогических технологий в экологическом образовании младших школьников. Приводится опыт учебной и внеучебной эколого-краеведческой деятельности, организованной в условиях социоприродной среды. Раскрывается специфика методов и приёмов, организационных форм, способствующих развитию у детей экологических компетенций. Анализируются результаты педагогического эксперимента по формированию экологических компетенций и раскрываются возможности пришкольной территории в формировании у детей научных знаний об окружающем мире, умений и навыков экологически ориентированной рекреационной деятельности.

Автор уделяет внимание раскрытию содержания экологических компетенций, даёт методические рекомендации по формированию у младших школьников способности применять знания, умения по изучению и охране социоприродной среды.

Ключевые слова: экологическая культура, младшие школьники, педагогические технологии, социоприродная среда.

Большую роль в экологическом образовании учащихся начальных классов оказывает эколого-туристская деятельность. В силу особенности их физической подготовленности, этот вид деятельности «привязан» к ближайшему социоприродному окружению и основан на краеведческом принципе, позволяющем использовать знания о крае таких дисциплин, как окружающий мир, литературное чтение, история. Она также обусловлена психологическими особенностями детей данного возраста (17-11 лет): активной познавательной деятельностью, тягой к романтике, путешествиям [1, с. 11].

Туристско-краеведческая деятельность детей и младших подростков территориально распространена в пределах 10-50 км от населенного пункта, то есть это примерный радиус охвата рекреационной зоны. В пределах этой зоны ребята совершают походы выходного дня, поездки, просто загородные прогулки и экскурсии. Или вместе со своими родителями в воскресные дни выезжают на отдых, сбор «даров» природы в окрестности города, посёлка.

В пределах же рекреационной зоны (зоны отдыха) происходит знакомство учащихся на учебных экскурсиях по природоведению с природными комплексами (природными сообществами, биогеоценозами), типичными для своей местности. На примере антропогенных ландшафтов изучается вопрос взаимодействия природных компонентов и хозяйственной деятельности человека [1, с. 12].

Л.П. Симонова в работе «Как учить экологии в начальной школе» (1999) отмечала, что «важной особенностью психологического развития младшего школьника является его обостренная чувствительность к активному присвоению общечеловеческих ценностей и нормативов, которые определяют развитие его самосознания и позволяют ориентироваться в мире людей, людских отношений и мире природы. Социальное назначение детства - адаптация ребёнка к природе и обществу, способность брать ответственность за свое поведение, поступки перед собой, своими сверстниками, родителями и другими людьми, животными и растениями» [2, с. 21]. Л.П. Салеевой-Симоновой предла-

гаются учебные задания, имеющие интегрированный и игровой характер [3].

При организации экологического образования младших школьников, педагогу следует учитывать природные особенности детей возраста «почемучек»:

- новизна, первичность систематического и планомерного введения ребёнка в мир научных знаний о человеке - обществе - природе;

- целостность мировоспитания;

- сущностное освоение языка в терминах-понятиях;

- приоритет наглядно-образного мышления в сочетании с теоретическим;

- потребности в игровой деятельности;

- повышенная эмоциональность младших школьников, первичное зарождение экоотношений к людям и природным обитателям в сфере эмоций и чувств [4].

Обновления содержания образования в начальной школе затронули и педагогические технологии экологического образования. Что же вкладывают педагоги в понятие «педагогическая технология»? Педагогическая технология - наука о педагогическом мастерстве, которым владеет мастер-педагог и которое является его личностным достоянием, будучи уникальным сплавом опыта и личностных особенностей.

Вот перечень направлений развития современных педагогических технологий экологического образования в начальной школе:

- комплексные экскурсии и экспедиции,

- этические беседы,

- экологические сказки,

- проекты и модели [4],

- дидактические и ролевые игры,

- творческая и практическая деятельность,

- задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся.

Названные формы обучения и воспитания достаточно тра-диционны в практике начальной школы, однако эти формы в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.